Просмотр содержимого документа
«Компьютерная графика»
ГПОУ «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум»
ИНФОРМАТИКА
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
Преподаватель Щеглова Алена Александровна
Теоретическое занятие
для студентов I курса
Ленинск-Кузнецкий, 2024
Компьютерная графика
Компьютерная графика – область информатики, изучающая методы и средства создания и обработки изображений с помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов.
Представление данных на мониторе компьютера в графическом виде впервые было реализовано в середине 1950-х годов для большинства ЭВМ, применявшихся в научных и военных исследованиях.
Задачи компьютерной графики
Представление изображения.
Подготовка изображения к визуализации.
Создание изображения.
Осуществление действий с изображением.
Области применения
Деловая (коммерческая)
Иллюстративная
Художественная и рекламная графика
Конструкторская (инженерная)
Научная
Компьютерная анимация
Мультимедиа
Деловая графика
Предназначена для наглядного представления показателей работы учреждений: отчетная документация, статистические сводки.
Особенность: отображение инфор-мации в виде двух- или трехмерных графиков, диаграмм, гистограмм.
Создается средствами, встроен-ными в электронные таблицы, системы управления базами данных, статистические пакеты.
Иллюстративная графика
Предназначена для создания изображений, играющих роль иллюстративного материала.
Особенность: произвольное рисование и черчение на экране компьютера.
Создается графическими редакторами.
Художественная или рекламная
графика
Предназначена для создания рекламных роликов, видеоуроков, видеопрезентаций.
Особенность: возможность создания реалистических изображений.
Конструкторская графика
Предназначена для автоматизации чертежных и кон-структорских работ.
Особенность: создание, как плоских (проекции, сечения), так и пространственных трехмерных изображений.
Применяется в системах автоматизированного проек-тирования: AutoCad, PCAD, Sun, Apollo, Graphics
Научная графика
Предназначена для оформления научных расчетов, содержащих математические, химические, физические формулы, а также задач картографии.
Особенность: проводит вычислительные эксперименты с представлением результатов.
Системы компонуются пакетами математической поддержки и моделирования: TEX, ChiWriter
Компьютерная анимация
Предназначена для получения движущихся изображений.
Особенность: создаются рисунки начального и конечного положения объектов, промежуточные состояния рассчитывает и изображает компьютер на основе математического описания.
Пакеты: Macromedia Flash MX, 3D Studio Max.
Мультимедиа
Предназначена для объединения высококачественного изображения со звуковым сопровождением.
Наибольшее распространение системы мультимедиа получили в области обучения, рекламы, развлечений.
Пакеты: HyperMethod, VideoMagic, ToolBook.
Представление графической
информации в памяти компьютера
Принципы:
Экран монитора представляется в виде сетки пронумерованных точек-пикселов (picture element). Любая точка на экране определяется путем отсчета квадратов сетки вверх/вниз и вправо/влево.
Графическая информация (форма, цвет, отражение, тень и т.п.) задается числами.
Декомпозиция произвольного цвета на основные составляющие: красный R, зеленый G, синий B (система RGB).
Виды компьютерной графики
Растровая графика.
Векторная графика.
Фрактальная графика.
Отличие: различные принципы формирования изобра-жения при отображении на экране монитора или при печати на бумаге.
Растровая графика
Растровое изображениеэто файл данных или структура, представляющая собой сетку пикселей или точек цветов (на практике прямоугольную) на компьютерном мониторе, бумаге и других отображающих устройствах и материалах.
Пиксель характеризуется яркостью и цветом.
Растровая графика
Недостатки:
Изменение качества при масштабировании
Растр, полученный на технике высокого уровня трудно воспроизводится без искажений на технике уровнем ниже
Большие размеры файлов
Растровая графика
Достоинства:
Растровая графика позволяет создать (воспроизвести) практически любой рисунок, вне зависимости от сложности, в отличие, например, от векторной, где невозможно точно передать эффект перехода от одного цвета к другому;
Распространённость — растровая графика используется сейчас практически везде: от маленьких значков до плакатов:
Высокая скорость обработки сложных изображений, если не нужно масштабирование;
Растровое представление изображения естественно для большинства устройств ввода-вывода графической информации, таких как мониторы (за исключением векторных), матричные и струйные принтеры, цифровые фотоаппараты, сканеры.
Растровый редактор
Растровый графический редакторспециализированная программа, предназначенная для создания и обработки изображений. Подобные программные продукты нашли широкое применение в работе художников-иллюстраторов, при подготовке изображений к печати типографским способом или на фотобумаге, публикации в интернете.
Свободное ПО
GNU Image Manipulation Program или GIMP (Гимп)растровый графический редактор, программа для создания и обработки растровой графики.
Свободное ПО
Kritaрастровый графический редактор, программное обеспечение, входящее в состав KDE как часть офисного пакета KOffice. Разрабатывается преимущественно для художников и фотографов, распространяется на условиях GNU GPL.
Свободное ПО
Paint.NETрастровый графический редактор для Windows NT, основанный на .NET Framework.
Коммерческое ПО
Adobe Photoshopрастровый графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems.
Форматы
Формат
Способ хранения информации
.bmp
Сфера применения
Растровый
.tiff
.gif
Растровый
Для обмена данными с другими приложениями
В издательских системах
.jpeg
Растровый
Для хранения изображений с небольшим количеством цветов
Растровый
.cdr
Для хранения фотографий и иллюстраций
Векторный
Для изображений, созданных в программе CorelDraw
Векторная графика
Изображение описывается совокупностью геометричес-ких фигур, определяющих контур рисунка.
Запоминается в виде набора математических формул (графических примитивов).
Примитив описывает отдельные элементы: линии, дуги, окружности.
Достоинства векторной графики
Векторные рисунки, состоящие из тысяч примитивов, занимают память, объём которой не превышает нескольких сотен килобайт. Аналогичный растровый рисунок требует памяти в 10-1000 раз больше. Векторные изображения занимают относительно небольшой объём памяти.
Векторные объекты задаются с помощью описаний, чтобы изменить размер векторного рисунка, нужно исправить его описание. Векторные изображения могут быть легко масштабированы без потери качества.
Недостатки векторной графики
Векторная графика не позволяет получать изображений фотографического качества. Фотографиямозаика со сложным распределением цветов и яркостей пикселей и представление такой мозаики в виде совокупности векторных примитивов достаточно сложная задача.
Векторные изображения не всегда можно печатать.
Примитивные объекты
Линии и ломаные линии.
Многоугольники.
Окружности и эллипсы.
Кривые Безье.
Безигоны.
Текст (в компьютерных шрифтах, таких как TrueType, каждая буква создаётся из кривых Безье).
Векторный редактор
Векторные графические редакторы позволяют пользователю создавать и редактировать векторные изображения непосредственно на экране компьютера, а также сохранять их в различных векторных форматах, например, CDR, EPS, WMF или SVG.
Свободное ПО
Inkscape (Инкскейп)векторный графический редактор, удобен для создания как художественных, так и технических иллюстраций (вплоть до использования в качестве САПР общего назначения, чему также способствует легкость обмена чертежами)
Свободное ПО
OpenOffice.org Drawвекторный графический редактор, по функциональности сравнимый с CorelDRAW, входит в состав OpenOffice.org. Пакет включает полнофункци-ональные «коннекторы» между фигурами, которые могут использовать разнообразные стили линий и позволяют рисовать чертежи, например блок-схемы.
Коммерческое ПО
Adobe Illustratorвекторный графи-ческий редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Sys-tems.
Adobe Flash (Macromedia Flash)мультимедийная платформа, использу-емая для создания векторной анимации и интерактивных приложений (в том числе, игр), а также для интеграции видеоро-ликов в веб-страницы
Фрактальная графика
Изображение основано на математических вычислениях.
Базовым элементом является математическая формула.
Изображение строится по уравнениям.
Фрактальная графика
Фрактал – геометрическое образование, представляющее собой систему самоподобных фигур, расположенных отно-сительно друг друга закономерным образом.
Открыл фракталы – польский математик Бенуа Ман-дельброт. Главный труд – "Фрактальная геометрия приро-ды« (1982 г).
Фрактальная графика
Основное свойство фракталов – самоподобие.
Создаются изображения объектов, которые, на первый взгляд, лишены самоподобия составляющих их элемен-тов.
Фрактальная графика
Фрактальная графика
Фрактальная графика
3D графика (трехмерная графика)
Предназначена для создания реалистичной модели объекта.
Использует геометрические примитивы: шар, куб, конус и т.п.
Описывается расположенной в пространстве сеткой опорных точек. Каждой точке присваивается коэффициент.
Пакеты: 3D Studio Max; Softimage 3D; Maya
3D графика (трехмерная графика)
3D графика
Полигональная
Фрактальная
Сплайновая
Аналитическая
Полигональная графика
Объект полигональной графики задается набором полигонов.
Полигонэто плоский многоугольник.
Каждый полигон задается набором точек.
Аналитическая графика
Объекты задаются аналитически, т.е. формулами.
Объекты обтекаемой формы получаются путем комбинирования различных формул друг с другом.
Сложность заключается в нахож-дении формулы требуемого объекта.
Аналитические объекты могут создаваться как тела вращения.
Сплайновая графика
Описание посредством формул внешних обводов объекта (сплайнов).
Сплайн – гибкая линия.
Форматы графических файлов
BMP (bitmap)
Битовая карта. Большой объем файла.
GIF (Graphics Interlaced Format)
Хранит растровые изображения с сжатием. Записывает информацию «через строчку» (Interlaced). Содержит не более 256 цветов, что недостаточно для полиграфии.
JPEG (Joint Photographic Experts Group)
Использует алгоритм сжатия с потерями. Искажает изображения, что не заметно при простом просмотре. Размер файла в 500 раз меньше, чем BMP. Хранит изображения с большой глубиной цвета.
Форматы графических файлов
WMF (Windows Metafile)
Формат Windows. Служит для передачи векторов через буфер обмена. Искажает цвет, не может сохранять ряд параметров, которые могут быть присвоены объектам в различных векторных редакторах, не понимается прог-раммами на Macintosh.
TIFF (Tagged Image File Format)
Аппаратно независимый формат. Эффективен при импорте растровой графики в векторные программы и издательские системы. Ему доступен весь диапазон цветовых моделей и фотонаборные автоматы.
Форматы графических файлов
PDF (Portable Document Format))
Независит от платформы. Хранит иллюстрации (векторные и растровые) и текст, причем со множеством шрифтов и гипертекстовых ссылок.
PSD (Adobe Photoshop Document)
Формат растрового редактора Photoshop. Позволяет записывать изображение со многими слоями, их масками, дополнительными каналами, контурами и другой информацией.
Форматы графических файлов
FPX (FlashPix)
Общий формат обмена данными. Используется многими цифровыми фотокамерами.
FIF (Fractal Image Format)
Формат фрактальных изображений. Обычно файлы этого формата получаются несколько меньше файлов в формате jpg. С ростом увеличения показывают все новую степень детализации структуры, сохраняя эстетику изображения.