Единый урок информационной безопасности в сети для детей.
Цель проведения беседы по медиа-безопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Задачи:
акцентировать внимание учащихся на правилах ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде;
дать представление о способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;
способствовать компетенции общения в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, избегая выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.;
Стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.
По данным Госкомстата России, Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда общественного мнения:
Слайд 2. Интернет и дети
• в России насчитывается около 8-10 млн. пользователей Интернета в возрасте до 14 лет, (для сравнения, лишь треть взрослых пользуется интернетом, в то время как среди школьников интернетом пользуются 90% учащихся);
• в среднем по России дети начинают выходить в сеть в 10 лет;
• 25% пятилетних детей используют Интернет;
• порядка 6,3 млн. детей выходят в Интернет из школы;
• две трети детей, выходящих в сеть из дома, делают это самостоятельно;
• родительский контроль над пользованием ребёнком Интернетом сохраняется до 11 лет.
Слайд 3. Интернет – общение. Большая часть школьников активно использует возможности интернета для коммуникации: ведут онлайн-дневники (90%), общаются с друзьями через Skype (87%), ICQ (62%), в чатах и различных социальных сетях (57%).
Каждый девятый старшеклассник ведет блог - публичный онлайн-дневник, который открыт для чтения и где каждый может высказать то, что хочет.
Более 80% российских подростков имеют профиль в социальной сети, Среди пользователей 14-17 лет 93% пользуются "ВКонтакте", 43% - "Одноклассниками у каждого шестого из них – более 100 друзей, 4% детей имеют более 300 друзей в социальной сети.
Слайд 4. Интернет – занятия. Значительную часть времени, которое российская молодёжь проводит в сети, они посвящают поиску аудио- и видеозаписей.
Многие указали, что часто слушают аудио (73%) и смотрят видеозаписи (68%), участвуют в различных акциях и голосованиях (60%), играют в онлайн-игры (77%), а также просматривают сайты, которые им не разрешают смотреть родители (56%).
Слайд 5. Интернет и учёба. Менее активно, чем могут думать учителя, учащиеся рассматривают сеть как источник информации для учебы. 44% учащихся заявили, что используют интернет для учебы, причем только 10% делают это часто, а 34% - иногда.
В интернете интересующийся ребенок может найти всю необходимую информацию, которую не дают даже учебники. Главное условие - уметь правильно использовать ресурсы интернета, тогда ребенку будет только польза.
Слайд 6. Интернет – угроза. Самую большую угрозу представляет выманивание и распространение личной информации в Сети. Больше половины опрошенных обучающихся часто дают в интернете номер своего домашнего телефона (79%), номер мобильного (65%), номер школы или класса (60%), свои фотографии и фотографии родственников (58%), адрес своей электронной почты (51%).
По данным исследования европейского Агентства Защиты Детей, 44% ребят, регулярно выходящих в Интернет, подвергались сексуальным домогательствам при виртуальном общении, 11% испытывали его несколько раз. Ещё большее число детей получало оскорбительные сообщения от других интернет-пользователей.
Кроме того, исследование показало, что 19% детей иногда просматривают порносайты, еще 9% делают это регулярно. Эротические чаты посещают 26% юных интернетчиков, на сайты, содержащие сведения о насилии, заглядывают 38%, пропагандирующие национализм – 16%.
14.5% детей, принявших участие в опросе, назначали встречи с незнакомцами через Интернет, 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% никому не сообщили, что с кем–то встречаются.
Помимо перечисленных рисков интернет несет еще одну опасность, напрямую связанную с личностными изменениями пользователей, - развитие интернет-зависимости. Подростки в наибольшей степени подвержены этой угрозе.
Слайд 7. Интернет – зависимость. Более четверти детей проводят в сети от 7 до 14 часов в неделю – т.е. около 1-2 часов в день, каждый шестой ребенок – от 14 до 21 часа. В то же время каждый пятый ребенок находится в онлайне более 21 часа в неделю, а это уже практически сутки. В среднем по российским регионам примерно каждый восьмой учащийся признался, что "живет в интернете"- они проводят онлайн по двое или трое суток в неделю.
Слайд 8. Дети, которые проводят много времени за компьютером, мало проводят времени на свободном воздухе, практически не умеют реального общения со сверстниками. Многие учителя в школах отмечают ограниченные знания у детей, отсутствие интереса к чтению книг. Родители обеспокоены тем, что ребенок, пользующийся интернетом, не защищен от негативной информации, которой насыщены многие сайты.
Слайд 9. Таким образом, в число интернет-угроз, подстерегающих юных пользователей, входят: доступ к нежелательному содержимому; сообщение конфиденциальной информации собеседникам в сети; контакты с незнакомыми людьми посредством чатов, интернет-пейджеров, электронной почты; угроза заражения компьютера вредоносным ПО; неконтролируемые покупки в интернет-магазинах и т.д.
В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.
Слайды 10-16. Советы для детей
1. Не нажимайте на ссылки. Когда Вы общаетесь в чате с помощью систем обмена мгновенными сообщениями или если Вы получили письмо, никогда не нажимайте непосредственно на ссылку, особенно если она пришла от неизвестного Вам человека.
2. Не скачивайте и не открывайте файлы из подозрительных источников.
3. Не общайтесь с незнакомцами. Пользуясь чатами и системами обмена мгновенными сообщениями, Вы никогда не знаете, с кем Вы общаетесь на самом деле.
4. Не распространяйте через Интернет свою конфиденциальную информацию. Никогда не отправляйте личную информацию (Ваши данные, фотографии, адрес и пр.) по электронной почте и через системы обмена мгновенными сообщениями, а также никогда не публикуйте такого рода информацию в блогах и форумах.
5. Будьте бдительны. Если программа, которую Вы не помните, чтобы устанавливали, начинает показывать Вам всплывающие окна с предложением что-то купить, будьте бдительны.
6. Не запускайте подозрительные файлы. Если Ваше решение безопасности скажет Вам, что файл может содержать (или содержит) вредоносную программу, не открывайте этот файл. Просто удалите его.
7. Поговорите с Вашими родителями или учителями. Если у Вас возникли вопросы обо всем этом, если Вы столкнулись с чем-то подозрительным, если Вы получили оскорбительные или опасные письма, то обсудите это с взрослыми. Они смогут Вам помочь.
Слайд 17. Забота о здоровье. Как правильно сидеть за компьютером (рисунок)
Слайд 18. Не позволяйте компьютеру навредить вам (картинка)
Слайд 19. Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования.
Советы для родителей (дополнительно на родительском собрании)
1. Поговорите с Вашими детьми. Вы должны знать, какие сайты они посещают, с кем они общаются, что они любят смотреть и т.д.
2. Обучите себя и поделитесь этими знаниями с Вашими детьми. Очень важно знать о тех утилитах, которые Интернет предлагает детям, о рисках, которые они могут в себе нести, а также о том, как их можно избежать.
3. Установите правила для использования Интернета. Вы должны установить четкие и понятные правила, которые описывают расписание выхода в Интернет, максимальную продолжительность работы в Интернете, а также способ его использования. И убедитесь, что Ваши дети следуют этим правилам.
4. Запретите детям предоставлять конфиденциальную информацию. Вы должны проинструктировать Ваших детей о том, что им нельзя предоставлять кому-либо в Интернете такие данные, как свои имя, адрес или фотографии.
5. Научите своих детей быть осторожными. Зачастую в Интернете многие вещи выглядят не так, как они нам представляются. Научите Ваших детей быть осторожными и приучите их не делать ничего такого, что могло бы поставить под угрозу их безопасность и конфиденциальность.
6. Установите Panda Internet Security 2012. Он защищает Вас от вирусов, шпионов, руткитов, хакеров, онлайн-мошенников, кражи персональных данных и других Интернет-угроз. Panda Internet Security 2012 содержит функцию Родительского контроля, которая обеспечивает Вашим детям безопасное использование Интернета
Источники:
1.Медиа-безопасностьИнформационная безопасность подрастающего поколения. Серия комиксов по теме безопасности в Интернете "Алиса.net". maxlib.ru›lib.php?item=247Новосибирск
2.Медиабезопасность
Медиабезопасность детей в сетях интернет и сотовой связи. В сентябре 2011 года в школах России прошли уроки медиа-безопасности, на которых обучающиеся...
speshnevka1.okis.ru›file…internetbezopasnosti…
3. Медиа-безопасностьСчитал бы необходимым предложить Министерству образования ввести специальный курс обучения детей, возможно, даже и родителей, так называемой «Медиабезопасность детей и...
rmc.vsv.lokos.net›index.php…Санкт-Петербург
4. Ребенок в сети. Ребенок играет? Panda SecurityРЕБЕНОК ИГРАЕТ? Подробное руководство поможет обеспечить безопасность Ваших детей в Интернете.
РЕБЕНОК ИГРАЕТ? Подробное руководство поможет обеспечить безопасность Ваших детей в Интернете.
detionline.ru
5. Интернет. Яндекс. Картинки по теме.
4