kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Язык программирования Pascal

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную презентацию можно использовать при изучении темы: "Алгоритмизация и программирование" на уроках информатикие в 9 классе по программе Н.Д. Угриновича. В данной работе представлены основные этапы создания программ, их запуск и сохранение. В презентации приведены  определения видов алгоритмов и примеры программ к ним.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«Язык программирования Паскаль»

Язык программирования Pascal.

Язык программирования Pascal.

Этапы создания компьютерной программы .  1 этап. Редактирования текста программы команда (Edit). На этом этапе пользователь набирает свою программу в символах выбранного им языка программирования.  2 этап. Компиляция программы (команда Compile). В результате программа пользователя переводится из символов языка программирования в двоичный код компьютера. При обнаружении ошибок происходит возврат к 1 этапу.  3 этап. Построение программы (команда Build ). Подгружаются библиотечные модули, и готовая программа в двоичном коде сохраняется на диске. При обнаружении ошибок происходит возврат к 1 этапу.  4 этап. Запуск программы на выполнение ( команда Run). При обнаружении ошибок происходит возврат к 1 этапу. Прохождение всех этих этапов заложено в интегрированной среде Turbo Pascal.

Этапы создания компьютерной программы .

  • 1 этап. Редактирования текста программы команда (Edit). На этом этапе пользователь набирает свою программу в символах выбранного им языка программирования.
  • 2 этап. Компиляция программы (команда Compile). В результате программа пользователя переводится из символов языка программирования в двоичный код компьютера. При обнаружении ошибок происходит возврат к 1 этапу.
  • 3 этап. Построение программы (команда Build ). Подгружаются библиотечные модули, и готовая программа в двоичном коде сохраняется на диске. При обнаружении ошибок происходит возврат к 1 этапу.
  • 4 этап. Запуск программы на выполнение ( команда Run). При обнаружении ошибок происходит возврат к 1 этапу.

Прохождение всех этих этапов заложено в интегрированной среде Turbo Pascal.

Почти любая компьютерная программа состоит из блоков (модулей), каждый из которых выполняет какое- то одно действие. Программу составляют из блоков, как из кирпичиков. Однако даже в самых простых случаях приходится выполнять действия, без которых не обходится почти не одна программа – например выводить информацию на экран или вводить что – то с клавиатуры. Так как эти действия нужны всем, для них ввели специальные названия (например, write и writeln ) и заложили непосредственно внутрь программы Turbo Pascal. Они - то и называются библиотечными модулями. Их машинные коды хранятся в специальных файлах (библиотеках) и подсоединяются к вашим программам на этапе построения. П

Почти любая компьютерная программа состоит из блоков (модулей), каждый из которых выполняет какое- то одно действие. Программу составляют из блоков, как из кирпичиков. Однако даже в самых простых случаях приходится выполнять действия, без которых не обходится почти не одна программа – например выводить информацию на экран или вводить что – то с клавиатуры. Так как эти действия нужны всем, для них ввели специальные названия (например, write и writeln ) и заложили непосредственно внутрь программы Turbo Pascal. Они - то и называются библиотечными модулями. Их машинные коды хранятся в специальных файлах (библиотеках) и подсоединяются к вашим программам на этапе построения.

П

Запуск среды Turbo Pascal . Щелкните на значке Turbo Pascal на рабочем столе.

Запуск среды Turbo Pascal .

Щелкните на значке Turbo Pascal на рабочем столе.

  • При успешном запуске интегрированной среды Turbo Pascal вы увидите на экране следующие элементы:
  • главное меню (строка сверху);
  • окно редактирование (синее поле посередине);
  • описание функциональных клавиш (строка внизу).
Запомните! Клавиша F10 вызывает главное меню (можно также щёлкнуть мышью). Клавиша Esc осуществляет возврат из любого вызванного режима к предыдущему. Работа в окне редактора Edit. Перейдите в главное меню (клавиша F10). Выберите пункт File с помощью клавиш перемещения курсора (↑,↓) Нажмите клавишу Enter. Появится раскрывающееся меню File :  New  Open F3  Save F2  Save as ……… ..  Dos shell  Exit Alt+x

Запомните!

Клавиша F10 вызывает главное меню (можно также щёлкнуть мышью).

Клавиша Esc осуществляет возврат из любого вызванного режима к предыдущему.

Работа в окне редактора Edit.

  • Перейдите в главное меню (клавиша F10).
  • Выберите пункт File с помощью клавиш перемещения курсора (↑,↓)
  • Нажмите клавишу Enter.
  • Появится раскрывающееся меню File :

New

Open F3

Save F2

Save as

……… ..

Dos shell

Exit Alt+x

Комбинация клавиш редактора Turbo Pascal Действие Клавиша Образование новой строки Enter Переход в начало строки Номе Переход в конец строки End Переход в начало файла Ctrl + Номе Переход в конец файла Ctrl +End Включение режима замены символа Включение режима вставки символов Insert (Ins) Insert (Ins) Удаление текущего символа Delete (Del) Удаление предыдущего символа Backspace (Bs) – правая клавиша в ряду цифровых клавиш Перемещение курсора по тексту ← ,→,↑,↓ Страница вверх Page Up (PgUp) Страница вниз Page Dn (PgDn) Склеивание двух строк Переход в конец 1 – й строки. Клавиша Delete. Удаление текущей строки Ctrl +Y

Комбинация клавиш редактора Turbo Pascal

Действие

Клавиша

Образование новой строки

Enter

Переход в начало строки

Номе

Переход в конец строки

End

Переход в начало файла

Ctrl + Номе

Переход в конец файла

Ctrl +End

Включение режима замены символа

Включение режима вставки символов

Insert (Ins)

Insert (Ins)

Удаление текущего символа

Delete (Del)

Удаление предыдущего символа

Backspace (Bs) – правая клавиша в ряду цифровых клавиш

Перемещение курсора по тексту

← ,→,↑,↓

Страница вверх

Page Up (PgUp)

Страница вниз

Page Dn (PgDn)

Склеивание двух строк

  • Переход в конец 1 – й строки.
  • Клавиша Delete.

Удаление текущей строки

Ctrl +Y

Сохранение программы в файле на диске.

Сохранение программы в файле на диске.

  • В главном меню выберите File ( Клавиши Alt +F).
  • В раскрывающемся меню File выберите команду Save as…(Turbo Pascal откроет окно Save File As.)
  • Переключайтесь между элементами окна клавишей Tab ( или щелчком мыши).
  • В поле ввода Save file as введите имя, под которым собираетесь сохранить файл, например М Y.PAS и нажмите Enter ( расширение. pas набирать не обязательно).
Как представляются переменные целого типа в памяти компьютера.  Вся информация в компьютере хранится в виде последовательности нулей и единиц. Информация, для записи которой используется всего два знака: 0 и 1, называется двоичной. Информация в компьютере хранится в виде двоичных кодов (комбинации из нулей и единиц). Память мы представляем, как последовательность ячеек, каждая из которых имеет свой адрес.   Стандартная длина ячейки – 8 бит, что равно 1 байт. В такую ячейку можно записать двоичный код длинной 8 бит.  Для переменной типа integer выделяется ячейка длиной в 2 байта = 16 бит. Такая ячейка получает символьное имя – имя переменной, и вы обращаетесь к ней не по адресу, а по имени.

Как представляются переменные целого типа в памяти компьютера.

Вся информация в компьютере хранится в виде последовательности нулей и единиц. Информация, для записи которой используется всего два знака: 0 и 1, называется двоичной. Информация в компьютере хранится в виде двоичных кодов (комбинации из нулей и единиц). Память мы представляем, как последовательность ячеек, каждая из которых имеет свой адрес.

Стандартная длина ячейки – 8 бит, что равно 1 байт. В такую ячейку можно записать двоичный код длинной 8 бит.

Для переменной типа integer выделяется ячейка длиной в 2 байта = 16 бит. Такая ячейка получает символьное имя – имя переменной, и вы обращаетесь к ней не по адресу, а по имени.

Крайняя левая позиция выделяется для знака числа: 0 – число положительное; 1 – число отрицательное. Остальные 15 позиций выделяются для записи самого числа в двоичном виде.  На 15 позициях можно получить 2 15 двоичных кодов. Самое маленькое число состоит из 15 нулей, самое большое из 15 единиц. Поскольку счёт начинается с нуля, получаем всего (2 15 -1) положительных двоичных чисел. С учётом знака числа (+ или -) получаем, что числа типа integer имеют диапазон представления -2 15  …+2 15 - -1, или -32768…+32767. Тип integer является основой для нескольких производных типов – со знаком и без знака.   Наличие знака Тип переменной Без знака Формат (длина) В байт Диапазон byte Запись с порядком Со знаком 1 word 0…2 8 - 1 2 Обычная запись shortint 0…2 16 - 1 0…255 1 integer 0…65535 -2 7 …2 7 - 1 2 longint -128…127 -2 15 …2 15 -1 4 - 32768…+32767 -2 31 …2 31 - 1 -2147483648… 2147483647

Крайняя левая позиция выделяется для знака числа:

  • 0 – число положительное;
  • 1 – число отрицательное.

Остальные 15 позиций выделяются для записи самого числа в двоичном виде.

На 15 позициях можно получить 2 15 двоичных кодов. Самое маленькое число состоит из 15 нулей, самое большое из 15 единиц. Поскольку счёт начинается с нуля, получаем всего (2 15 -1) положительных двоичных чисел. С учётом знака числа (+ или -) получаем, что числа типа integer имеют диапазон представления -2 15 …+2 15 - -1, или -32768…+32767. Тип integer является основой для нескольких производных типов – со знаком и без знака.

Наличие знака

Тип переменной

Без знака

Формат

(длина)

В байт

Диапазон

byte

Запись с порядком

Со знаком

1

word

0…2 8 - 1

2

Обычная запись

shortint

0…2 16 - 1

0…255

1

integer

0…65535

-2 7 …2 7 - 1

2

longint

-128…127

-2 15 …2 15 -1

4

- 32768…+32767

-2 31 …2 31 - 1

-2147483648…

2147483647

Форматы записи вещественных переменных. В рассмотренном примере переменная вещественного типа будет выдана на экран в особой , экспоненциальной форме. Числа с десятичной точкой могут записываться в двух формах: Обычная форма. Примеры: 0,7 может быть записано как 0.7 или .7 -2,1 может быть записано как -2.1 Запись с экспонентной: число представляется в виде мантиссы, то есть дробной части числа, умноженной на 10 в некоторой степени.. Примеры 2700 = 2,7*10 3 . Число 10 записывается в виде буквы E, а за ней идёт величина степени: 2.7 E3; 0,002 =2*10 -3  соответствует запись 2 E-3.

Форматы записи вещественных переменных.

В рассмотренном примере переменная вещественного типа будет выдана на экран в особой , экспоненциальной форме. Числа с десятичной точкой могут записываться в двух формах:

  • Обычная форма.

Примеры:

  • 0,7 может быть записано как 0.7 или .7
  • -2,1 может быть записано как -2.1
  • Запись с экспонентной: число представляется в виде мантиссы, то есть дробной части числа, умноженной на 10 в некоторой степени..

Примеры 2700 = 2,7*10 3 . Число 10 записывается в виде буквы E, а за ней идёт величина степени: 2.7 E3;

0,002 =2*10 -3 соответствует запись 2 E-3.

Линейный алгоритм. Линейные команды выполняются в порядке их естественного следования.

Линейный алгоритм.

Линейные команды выполняются в порядке их естественного следования.

Program Action; var A,B,C : integer; begin A :=17; B :=3; {Операция умножения:} C:=A*B; writeln (‘17*3=’,C); {Деление нацело:} C:=A div B; writeln (’17 div 3=’,C); {Вычисление остатка от деления:} C:=A mod B; writeln (’17 mod 3=’,C); { Сложение :} C:=A+B; writeln (’17 + 3=’,C); { Вычитание :} C:=A-B; writeln (’17 -3=’,C) end.   При запуске программа выведет на экран следующее: 17 * 3=51 17 div 3 =5 17 mod 3=2 17 + 3=20 17 – 3=14  

Program Action;

var

A,B,C : integer;

begin

A :=17;

B :=3;

{Операция умножения:}

C:=A*B; writeln (‘17*3=’,C);

{Деление нацело:}

C:=A div B; writeln (’17 div 3=’,C);

{Вычисление остатка от деления:}

C:=A mod B; writeln (’17 mod 3=’,C);

{ Сложение :}

C:=A+B; writeln (’17 + 3=’,C);

{ Вычитание :}

C:=A-B; writeln (’17 -3=’,C)

end.  

При запуске программа выведет на экран следующее:

17 * 3=51

17 div 3 =5

17 mod 3=2

17 + 3=20

17 – 3=14

 

Разветвляющиеся алгоритмы.  Ветвление – в зависимости от поставленного условия алгоритм позволяет выбрать один из вариантов решения задачи.

Разветвляющиеся алгоритмы.

Ветвление – в зависимости от поставленного условия алгоритм позволяет выбрать один из вариантов решения задачи.

=0 then If D0 then writeln (‘Два вещественных корня’) else writeln (‘Один вещественный корень’) else writeln (‘Нет вещественных корня’); readln end." width="640"

Рассмотрим задачу определения количества корней квадратного уравнения по дискриминанту.

program Diskr;

var

A, B, C, D : real;

begin

write (‘Введите коэффициенты A , B , C :’);

readln (А, B , C ); {Это оператор пустого ввода. Здесь программа опять приостановится и будет ожидать нажатия клавиши Enter . За это время вы успеете просмотреть вывод на экране. Этот приём мы рекомендуем использовать, чтобы не нажимать ALT + F 5 после окончания работы программы}

D:=SQR (B) – 4 *A*C;

If D=0 then

If D0 then

writeln (‘Два вещественных корня’)

else

writeln (‘Один вещественный корень’)

else

writeln (‘Нет вещественных корня’);

readln

end.

Оператор цикла for  На языке Паскаль повторение некоторой последовательности действий известное число раз выполняет оператор for. Подсчёт количества выполняемых действий осуществляется при помощи специальной переменной – счётчика. Поэтому цикл for называют иногда циклом со счётчиком. Цикл for на Паскале может быть представлен в двух формах. Первая форма последовательно наращивает счётчик:  for := to   do  Вторая форма последовательно уменьшает счётчик:  for := downto   do

Оператор цикла for

На языке Паскаль повторение некоторой последовательности действий известное число раз выполняет оператор for. Подсчёт количества выполняемых действий осуществляется при помощи специальной переменной – счётчика. Поэтому цикл for называют иногда циклом со счётчиком. Цикл for на Паскале может быть представлен в двух формах. Первая форма последовательно наращивает счётчик:

for := to

do

Вторая форма последовательно уменьшает счётчик:

for := downto

do

Циклический алгоритм. Цикл – в алгоритме встречаются повторяющиеся действия.

Циклический алгоритм.

Цикл – в алгоритме встречаются повторяющиеся действия.

Трассировка.    Для проверки правильности работы программы рекомендуется пошагово отслеживать изменение всех переменных после выполнения каждого оператора программы. Такой процесс называется трассировкой.

Трассировка.

Для проверки правильности работы программы рекомендуется пошагово отслеживать изменение всех переменных после выполнения каждого оператора программы. Такой процесс называется трассировкой.

Задача. Вычисление суммы чисел от 6 до 10 Program Test4; var  N: integer;  { Это будет счётчик цикла for}  S : integer ; {В этой переменной будем накапливать сумму} begin S :=0;   {Первоначально обнулим сумматор} for N:=6 to 10 do S:=S+N;  { Эта строка – тело цикла . При его выполнении каждый раз к S прибавляется очередное N . Переменную S можно сравнить с аккумулятором, в котором накапливается сумма} writeln (‘ Сумма чисел =’,S:6); readln end .

Задача. Вычисление суммы чисел от 6 до 10

Program Test4;

var

N: integer; { Это будет счётчик цикла for}

S : integer ; {В этой переменной будем накапливать сумму}

begin

S :=0; {Первоначально обнулим сумматор}

for N:=6 to 10 do

S:=S+N; { Эта строка – тело цикла . При его выполнении каждый раз к S прибавляется очередное N . Переменную S можно сравнить с аккумулятором, в котором накапливается сумма}

writeln (‘ Сумма чисел =’,S:6);

readln

end .

Оператор S:=0  Условие   N for N:=6 to 10 do S   Да S:=S+N   Примечание 0 for N:=6 to 10 do 6 Да S:=S+N         for N:=6 to 10 do 6   7 Да S:=S+N   0+6=6   13 for N:=6 to 10 do   8     S:=S+N Да 6+7=13     for N:=6 to 10 do   21 9 Да S:=S+N     13+8=21   for N:=6 to 10 do 30 10     writeln (‘C умма чисел ’,S :3) Нет   21+9=30 40     11 30+10=40   ???     На экране: Сумма чисел=40

Оператор

S:=0

Условие

 

N

for N:=6 to 10 do

S

 

Да

S:=S+N

 

Примечание

0

for N:=6 to 10 do

6

Да

S:=S+N

 

 

 

 

for N:=6 to 10 do

6

 

7

Да

S:=S+N

 

0+6=6

 

13

for N:=6 to 10 do

 

8

 

 

S:=S+N

Да

6+7=13

 

 

for N:=6 to 10 do

 

21

9

Да

S:=S+N

 

 

13+8=21

 

for N:=6 to 10 do

30

10

 

 

writeln (‘C умма чисел ’,S :3)

Нет

 

21+9=30

40

 

 

11

30+10=40

 

???

 

 

На экране:

Сумма чисел=40


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Язык программирования Pascal

Автор: Велькина Юлия Гильфановна

Дата: 20.04.2016

Номер свидетельства: 320710

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Тест «Язык программирования Pascal»"
    ["seo_title"] => string(35) "test_iazyk_programmirovaniia_pascal"
    ["file_id"] => string(6) "526549"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1573458530"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Язык программирования PASCAL. Работа со строковыми данными. "
    ["seo_title"] => string(60) "iazyk-proghrammirovaniia-pascal-rabota-so-strokovymi-dannymi"
    ["file_id"] => string(6) "103861"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402642761"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Язык программирования Pascal - графика"
    ["seo_title"] => string(37) "iazykproghrammirovaniiapascalghrafika"
    ["file_id"] => string(6) "299088"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456448900"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Вводный урок по теме: "Язык программирования Турбо Паскаль". "
    ["seo_title"] => string(60) "vvodnyi-urok-po-tiemie-iazyk-proghrammirovaniia-turbo-paskal"
    ["file_id"] => string(6) "167023"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423038792"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Синтаксис языка программирования."
    ["seo_title"] => string(33) "sintaksisiazykaproghrammirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "298546"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456338519"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства