Просмотр содержимого документа
«Свидетельство о публикации методических материалов»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №23» города Димитровграда Ульяновской области
РАССМОТРЕННО
на заседании МО учителей информатики
__________ / __________________
Протокол № _____ от
« ______» _______________ 2018 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________ Н.П. Старухина
« ______» _______________ 2018 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ 23
________________ М.П. Хуртина
« ______» ______________ 2018 г.
Рабочая программа
Наименование курса: Информатика и ИКТ
Класс : 7
Уровень общего образования: основная школа
Учитель информатики: Недолуга Геннадий Евгеньевич
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
Количество часов по учебному пану: 70 часов в год, 2 часа в неделю;
Планирование составлено на основании стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень)
Учебник: Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. –М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013- 184с.
Рабочую программу составил _____________________ Недолуга Геннадий Евгеньевич
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
Основные метапредметныеобразовательныерезультаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
Обучающийся получит возможность научится:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Информация и информационные процессы
Информация и её свойства
Информационные процессы. Обработка информации
Информационные процессы. Хранение и передача информации
Всемирная паутина как информационное хранилище
Представление информации
Дискретная форма представления информации
Единицы измерения информации
2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
Основные компоненты компьютера и их функции
Персональный компьютер
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение
Системы программирования и прикладное программное обеспечение
Файлы и файловые структуры
Пользовательский интерфейс
3. Обработка графической информации
Формирование изображения на экране компьютера
Компьютерная графика
Создание графических изображений
4. Обработка текстовой информации
Текстовые документы и технологии их создания
Создание текстовых документов на компьютере
Прямое форматирование
Стилевое форматирование
Визуализация информации в текстовых документах
Распознавание текста и системы компьютерного перевода
Оценка количественных параметров текстовых документов
5. Мультимедиа
Технология мультимедиа
Компьютерные презентации
Создание мультимедийной презентации
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Сроки проведения
Тема урока
Количество часов
план
факт
1
2
3
4
Тема «Информация и информационные процессы»
1
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
1
2
Информация и её свойства
1
3
Информационные процессы. Обработка информации.
1
4
Информационные процессы. Хранение и передача информации.
1
5
Всемирная паутина как информационное хранилище.
1
6
Правовые и этические аспекты информационной деятельности во Всемирной паутине
1
7
Представление информации. Знаки и знаковые системы.
1
8
История письменности. Естественные и формальные языки.
1
9
Двоичное кодирование.
1
10
Равномерные и неравномерные двоичные коды.
1
11
Различные задачи на кодирование информации
1
12
Алфавитный подход к измерению информации.
1
13
Единицы измерения информации.
1
14
Решение задач на определение информационного объёма сообщения
1
15
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы».
1
16
Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы»
1
Тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»
17
Основные компоненты компьютера
1
18
Персональный компьютер.
1
19
Компьютерные сети. Скорость передачи данных.
1
20
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение
1
21
Системы программирования и прикладное программное обеспечение
1
22
Правовые нормы использования программного обеспечения
1
23
Файлы и файловые структуры
1
24
Особенности именования файлов в различных операционных системах
1
25
Пользовательский интерфейс
1
26
Основные этапы развития ИКТ
1
27
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».
1
28
Контрольная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».
1
Тема «Обработка графической информации»
29
Формирование изображения на экране компьютера
1
30
Глубина цвета и палитра цветов. Решение задач
1
31
Компьютерная графика
1
32
Способы создания графических объектов
1
33
Растровая и векторная графика.
1
34
Форматы графических файлов.
1
35
Создание графических изображений средствами растрового редактора ПР1: «Создание и редактирование изображений в растровых редакторах»
1
36
Обработка фотографий, коллажи, панорамы
1
37
Создание графических изображений средствами векторного редактора ПР2: «Создание и редактирование изображений в векторных редакторах»
1
38
Решение задач на вычисление размеров графических файлов
1
39
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации».
1
40
Контрольная работа
1
Тема «Обработка текстовой информации»
41
Текстовые документы и технологии их создания
1
42
Компьютерные инструменты создания текстовых документов
1
43
Создание текстовых документов на компьютере.
1
44
Прямое форматирование.
1
45
Стилевое форматирование.
1
46
Форматы текстовых файлов.
1
47
Визуализация информации в текстовых документах.
1
48
Распознавание текста.
1
49
Системы компьютерного перевода.
1
50
Представление текстовой информации в памяти компьютера