Программа разработана на основе: Босова Л. Л., Босова А. Ю. Программа для основной школы. Информатика. 5-6 классы. 7-9 классы. М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г.
ДАТА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ _________________
_________________
_________________
_________________
Содержание рабочей программы:
№
п/п
Раздел
Страница
1
Место предмета в учебном плане
3
2
Содержание учебного предмета
4
3
Планируемые результаты изучения учебного предмета
5 - 10
4
Тематическое планирование
11
5
Лист регистрации изменений, вносимых в тематическое планирование
12
6
Приложение.
Календарно-тематическое планирование.
13 - 15
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом ОУ в 8 классе отводится 1 час в неделю для изучения информатики. С учётом календарного учебного графика ОУ, расписания уроков и выходных – праздничных дней на 2020-2021 учебный год на информатику в 8 классе отводится 35 часов.
Количество контрольных работ – 5
Программа ориентирована на использование УМК:
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2015 г.
Босова Л. Л. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2018 г.
Содержание учебного предмета
Тема
Основное содержание по темам
Тема 1. Математические основы информатики
( 12 часов)
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Тема 3. Начала программирования
(9 часов)
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
Тема 4. Итоговое повторение (4 часа)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Тема 1. Математические основы информатики
Обучающийся научится:
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
Обучающийся получит возможность:
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
Тема 2. Основы алгоритмизации.
Обучающийся научится:
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
Обучающийся получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
Тема 3. Начала программирования
Обучающийся научится:
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Обучающийся получит возможность:
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Регулятивные УУД:
понимают и формулируют проблему самостоятельно,
формулируют самостоятельно цель и задачи для решения поставленной проблемы;
планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,
вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
самостоятельно контролируют свое время и управляют им;
самостоятельно или с помощью учителя вырабатывают критерии оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивает свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
самостоятельно определяют причины своего успеха или неуспеха и находят способы выхода из ситуации неуспеха;
определяют, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Коммуникативные УУД:
самостоятельно распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;
высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;
слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
использует компьютерные технологии для выполнения доклада, презентации;
Познавательные УУД
подбирают слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивают логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких объектов или явлений и объясняют их сходство;
объединяют объекты и явления в группы по определенным признакам, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления;
строят рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строят рассуждение на основе сравнения объектов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
строят схему на основе условий задачи и способа ее решения;
находят и анализируют в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
определяет необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществляет взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Тематическое планирование
№
темы
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Дата
прохождения
Контроль
I
Математические основы информатики.
12
3.09 – 26.11
Административная входная диагностическая работа.Контрольная работа.
II
Основы алгоритмизации.
10
3.12 – 18.02
Контрольная работа.
III
Начало программирования.
9
25.02-29.04
Контрольная работа.
IV
Итоговое повторение.
4
22.04 – 27.05
Годовая тестовая работа.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета
МБОУ Греково-Степановской СОШ
от _____ августа 2020 года № _____
Председатель методического совета
__________________Т А. Алексеева
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ Греково-Степановской СОШ
________________М. И. Пащенко
_____ августа 2020 года
Лист регистрации изменений, вносимых в календарно-тематическое планирование
по информатике в 8 классе на 2020-2021 учебный год
№
изменений
Дата
Страница
с изменениями
Основания для внесения изменений
Содержание откорректированных
тем (раздел)
Подпись
Приложение
Календарно – тематическое планирование
№
раздела/
темы
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Дата
прохождения
всего
I
Математические основы информатики.
12
3.09 – 26.11
1
Цели изучения курса информатики и ИКТ. ТБ. Общие сведения о системах счисления.
3.09
2
Административная входная диагностическая работа. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
10.09
3
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления.
17.09
4
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.
24.09
5
Представление целых чисел.
1.10
6
Представление вещественных чисел.
8.10
7
Высказывание. Логические операции.
15.10
8
Построение таблиц истинности для логических выражений.
22.10
9
Свойства логических операций.
29.10
10
Решение логических задач.
12.11
11
Логические элементы.
19.11
12
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольная работа.
26.11
II
Основы алгоритмизации.
10
3.12 – 18.02
13
Алгоритмы и исполнители.
3.12
14
Способы записи алгоритмов.
10.12
15
Объекты алгоритмов.
17.12
16
Алгоритмическая конструкция «следование».
24.12
17
Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления.
14.01
18
Сокращённая форма ветвления.
21.01
19
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.
28.01
20
Цикл с заданным условием окончания работы.
4.02
21
Цикл с заданным числом повторений.
11.02
22
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Контрольная работа.