Рабочая программа основного общего образования по информатике для 8 класса руководствуется следующими нормативными документами:
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов каждого раздела по учебному году и темам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей и позволяет внедрять современные педагогические технологии (в том числе информационно-коммуникационные).
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ и авторской программой «Информатика. УМК для основной школы» И. Г. Семакина и др. для 7-9 классов по информатике и ИКТ.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.
Для обстоятельного изучения информатики и ИКТ на этапе основного общего образования в 8 классе выделено 35 часа: из расчёта 1 час в неделю на 35 рабочие недели.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. Электронная почта, телеконференции, обмен файлами Интернет. Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете. Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора.
Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели. Табличные модели. Информационное моделирование на компьютере.
Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных. Назначение СУБД. Создание и заполнение БД. Условия выбора информации, простые запросы.Сортировка, удаление и добавление записей
История чисел и системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметика двоичных чисел Электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц. Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Деловая графика. Построение графиков и диаграмм. Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели
№ урока | Сроки проведения | Тема урока | Планируемые результаты | Характеристика видов деятельности учащихся | Контроль |
план | факт | Предметные | Метапредметные |
ученик научится | ученик получит возможность | | |
Передача информации в компьютерных сетях – 7 часов |
1 | | | Техника безопасности. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. . | -получит представление о том, что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др; что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW. - ученик научится осуществлять обмен информацией с файл- сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы; осуществлять просмотр Web- страниц с помощью браузера; осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы; работать с одной из программ- архиваторов. | -получит возможность познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете; | Уметь: выделять информационные процессы в ходе изучения различных предметов; отличать один вид информации от другого в процессе изучения содержания различных предметов. | Различать информационные ресурсы локальных компьютерных сетей и сети Интернет. Перечислять основные сетевые службы Интернета. Различать технологии подключения к Интернету. | |
2 | | | Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных | определять необходимые для обучения свойства информации, получаемой из различных источников. | Пользоваться программным обеспечением для работы в локальной сети. | |
3 | | | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами Работа с электронной почтой. | организовывать свою деятельность по решению поставленной задачи в процессе обучения различным предметам с использованием ин- формационных технологий. | Различать службы общения в сети Интернет и анализировать из возможности. Передавать и получать информацию с помощью электронной почты. | п/р |
4 | | | Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска информации в Интернете | организовывать свою деятельность по реше- нию поставленной задачи в процессе обучения различным предметам с использованием ин- формационных технологий. | Ориентироваться в классификации информационно- поисковых систем. Проводить поиск информации, оценивать результаты поиска информации. | п/р |
5 | | | Работа с WWW: использование URL- адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем | работать с разными источниками информации. | Пользоваться различными способами для поиска информации в сети. Проводить поиск информации, оценивать результаты поиска информации. Уметь сохранять информацию на компьютере. | |
6 | | | Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора | Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ- компетенции). | Подготавливать публикации в Интернете с помощью текстового редактора | п/р |
7 | | | Итоговое тестирование по теме: «Передача информации в компьютерных сетях» | Научиться воспроизводить приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности | Работать с разными источниками информации. | | |
Информационное моделирование – 5 часов |
8 | | | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели. | - получит представление о модели; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). - научится приводить примеры натурных и информационных моделей; - ориентироваться в таблично организованной информации; - описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; | | Формирование и Развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ- компетенции). | Осознанно использовать понятия «модель», «моделирование». Анализировать модели и относить их к определенному виду | |
9-10 | | | Табличные модели | | Осознанно использовать понятие «табличная модель». | п/р |
11 | | | Информационное моделирование на компьютере Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью | | работать с разными источниками информации; адекватно выбирать необходимые информационные технологии, соответствующие решению поставленной задачи | Проводить компьютерный эксперимент с математической и имитационной моделью | п/р |
12 | | | Итоговое тестирование по теме Информационное моделирование. | | Формирование и Развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ- компетенции). | | |
Хранение и обработка информации в базах данных – 7 часов |
13 | | | Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных | Получат представление о - базах данных, СУБД, информационная система; - реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; - структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; - что такое логическая величина, логическое выражение; - что такое логические операции, как они выполняются. Научатся - открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; - организовывать поиск информации в БД; - редактировать содержимое полей БД; - сортировать записи в БД по ключу; - добавлять и удалять записи в БД; - создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. | познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.); узнать о том, что в сфере информатики и информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты; | научится предвидеть возможные последствия своих действий; владению навыками контроля и оценки своей деятельности. | Осознанно использовать основные понятия баз данных. Различать виды БД. Воспроизводить принципы построения реляционных БД. | |
14 | | | Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. | умение создавать, применять и преобразовывать знаки | Воспроизводить основные функции СУБД. | п/р |
15 | | | Создание и заполнение БД | адекватно выбирать необходимые информационные технологии, соответствующие решению поставленной задачи. | Проектировать однотабличные базы данных и создавать БД на компьютере | п/р |
16 | | | Условия выбора информации, простые логические выражения | работать с разными источниками информации. | Различать режимы отображения баз данных. Строить простые логические выражения. | |
17 | | | Формирование запросов к готовой базе данных. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | Организовать поиск информации в базе данных на основе запросов. | п/р |
18 | | | Сортировка, удаление и добавление записей | научится предвидеть возможные последствия своих действий; владению навыками контроля и оценки своей деятельности. | Организовать поиск и сортировку в базе данных. Создавать запросы к БД на удаление и изменение данных | п/р |
19 | | | Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» | | | научится предвидеть возможные последствия своих действий; владению навыками контроля и оценки своей деятельности. | | Тестовая работа |
Табличные вычисления на компьютере -14 часов |
20 | | | История чисел и системы счисления | Расширят представления о системах счисления (позиционных и непозиционных), сформировать навыки двоичного кодирования целых десятичных чисел, Сформируют понятие двоичной арифметики Получат представление что такое электронная таблица и табличный процессор; - основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; графические возможности табличного процессора. Научатся - открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; - редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; - выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка; - получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; - создавать электронную таблицу для несложных расчетов | - познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах; | организовывать свою деятельность по решению поставленной задачи в процессе обучения различным предметам с использованием информационных технологий. | Различать позиционные и непозиционные системы счисления. | |
21 | | | Перевод чисел в позиционных системах счисления | Переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот. | |
22 | | | Практическая работа – перевод чисел в позиционных системах счисления | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | п/р |
23 | | | Арифметика двоичных чисел | адекватно выбирать необходимые информационные технологии, соответствующие решению поставленной задачи | производить арифметические действия в двоичной системе счисления | |
24 | | | Практическая работа – Двоичная арифметика | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | п/р |
25 | | | Самостоятельная работа по теме «Системы счисления» Числа в памяти компьютера | научится предвидеть возможные последствия своих действий; владению навыками контроля и оценки своей деятельности. | Использовать двоичную систему счисления для представления чисел в памяти компьютера | |
26 | | | Электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц . | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Запускать и настраивать редактор электронных таблиц. Вводить данные в таблицу. Сохранять электронную таблицу в виде файла на диске. | |
27 | | | Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | Создавать электронные таблицы для различных расчетов. | п/р |
28 | | | Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. | адекватно выбирать необходимые информационные технологии, соответствующие решению поставленной задачи | Использовать абсолютную и относительную адресацию для решения задач. | |
29 | | | Практическая работа – Относительная, абсолютная и смешанная ссылки в электронных таблицах | работать с разными источниками информации. | создавать и оформлять таблицы в табличном процессоре; использовать адресацию при решении задач | п/р |
30 | | | Деловая графика. | организовывать свою деятельность по решению поставленной задачи в процессе обучения различным предметам с использованием ин- формационных технологий. | Использовать деловую графику в задачах моделирования. | п/р |
31 | | | Построение графиков и диаграмм. | | познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно- технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.). | адекватно выбирать необходимые информационные технологии, соответствующие решению поставленной задачи | Использовать деловую графику при построении графиков функций. | п/р |
32 | | | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели | | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Использовать электронные таблицы в задачах моделирования. | |
33 | | | Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере» | Научиться воспроизводить приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности | организовывать свою деятельность по решению поставленной задачи в процессе обучения различным предметам с использованием ин- формационных технологий | | |
34-35 | | | Повторение. Подведение итогов | | | | | |