Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 8 класса»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Парцинская основная общеобразовательная школа»
Зубово-Полянского муниципального района
Республики Мордовия
Рассмотрена
На заседании МС МБОУ «Парцинская ООШ»
Протокол №____от_________________20___г.
Руководитель МС: __________/Лемясева Н.Н./
Утверждено
Директор МБОУ «Парцинская ООШ»
______________/Балашова М.А./
Приказ №______от___________20___г.
Согласована
Руководитель ШМО: _______/Кашуркина Т.Т./
Рабочая учебная программа
по Информатике и ИКТ
для 8 класса
(Составитель: Гангаев А.А.)
2018 год
1. Пояснительная записка
Программа по информатике для 8 класса разработана на основании:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике;
примерной программы основного общего образования по информатике;
авторской программы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика 7-9 классы» 2016 г.
Описание места в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Парцинская ООШ» на 2018-2019 уч. г. на изучение информатики в 8 классе отводится 35 часов годовых (1 час в неделю).
Внесённые изменения:
В рабочую программу изменений и дополнений не внесено.
2. Содержание учебного предмета
Тема 1. Математические основы информатики (12 часов)
Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления. Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.
Двоичная система счисления. Запись целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичной системе счисления. Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Сравнение двоичных чисел. Двоичная арифметика.
Элементы математической логики. Высказывания. Простые и сложные высказывания. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций. Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.
Тема 2. Основы алгоритмизации (11 часов)
Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями.
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Свойства алгоритмов. Алгоритмический язык (язык программирования) — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер — автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.
Тема 3. Начала программирования (10 часов)
Язык программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык). Идентификаторы. Константы и переменные. Типы констант и переменных: целый, вещественный, символьный, строковый, логический.
Основные правила языка программирования: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Разработка алгоритмов и программ на изучаемом языке программирования Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями.
Примеры задач обработки данных: нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел; нахождение всех корней заданного квадратного уравнения.
Приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).
Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату.
Резерв(2 часа)
3. Тематическое планирование
№
Название темы
Количество часов
Теория
Практические работы
1
Математические основы информатики
12
11
1
2
Основы алгоритмизации
11
5
6
3
Начала программирования
10
1
9
Резерв
2
1
1
Итого
35
18
17
4. Календарно – тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика деятельности учащихся
Дата
план
факт
1
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организации рабочего места. Информационная безопасность
1
Изучают информационную безопасность. Знакомятся с техникой безопасности рабочего места. Узнают цели изучения курса информатики и ИКТ
Математические основы информатики (12 часов)
2
Общие сведения о системах счисления
1
Выявляют общее и отличие в разных позиционных системах счисления
3
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
1
Переводят небольшие целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно
4
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления
1
Переводят из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную и наоборот.
5
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q
1
Знакомятся с правилом перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q
6
Представление целых и вещественных чисел
1
Получают представление о целых и вещественных числах
7
Множества и операции с ними
1
Производят операции с множествами
8
Высказывание. Логические операции
1
Анализируют логическую структуру высказываний
9
Построение таблиц истинности для логических выражений
Программируют разветвляющиеся алгоритмы. Знакомятся с условным оператором
29
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений
1
Анализируют составной оператор и многообразие способ записи ветвлений. Пробуют записать ветвление разными способами
30
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы
1
Программируют циклы с заданным условием продолжения работы
31
Программирование циклов с заданным условием окончания работы
1
Программируют циклы с заданным условием окончания работы
32
Программирование циклов с заданным числом повторений
1
Программируют циклы с заданным числом повторений
33
Различные варианты программирования циклического алгоритма
1
Изучают и анализируют различные варианты программирования циклического алгоритма
34
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа
1
Обобщают и систематизируют основные понятия темы «Начала программирования». Проверяют себя на знание пройденных тем
Итоговое повторение (2 часа)
35
Основные понятия курса. Итоговое тестирование
1
Проверяют себя на знание пройденного курса
5. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 8 классе обучающиеся научатся:
понимать сущность понятий «система счисления», «позиционная система счисления», «алфавит системы счисления», «основание системы счисления»;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024;
переводить заданное натуральное число из двоичной системы счисления в десятичную;
сравнивать натуральные числа в двоичной записи;
складывать небольшие числа, записанные в двоичной системе счисления;
понимать сущность понятия «высказывание», сущность операций И (конъюнкция), ИЛИ (дизъюнкция), НЕ (отрицание);
записывать логические выражения, составленные с помощью операций И, ИЛИ, НЕ и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
понимать сущность понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа»; понимать разницу между употреблением терминов «исполнитель», «алгоритм», «программа» в обыденной речи и в информатике;
понимать сущность понятий «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; знать об ограничениях, накладываемых средой исполнителя и его системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;
выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями Робот, Черепаха, Чертежник и др.;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы обработки числовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями Робот, Черепаха, Чертежник и др.; выполнять эти программы на компьютере;
использовать величины (переменные) различных типов, а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
анализировать предложенную программу, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
использовать при разработке алгоритмов логические значения, операции и выражения с ними;
записывать на изучаемом языке программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык) арифметические и логические выражения и вычислять их значения;
записывать на изучаемом языке программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык) алгоритмы решения задач анализа данных: нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел; нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
использовать простейшие приемы диалоговой отладки программ.
В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 8 классе обучающиеся получат возможность:
научиться записывать целые числа от 0 до 1024 в восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; осуществлять перевод небольших целых восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления;
овладеть двоичной арифметикой;
научиться строить таблицы истинности для логических выражений;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
познакомиться с законами алгебры логики;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
познакомиться с логическими элементами;
научиться анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
познакомиться с использованием в программах строковых величин;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами.