Программа разработана на основе: Босова Л. Л., Босова А. Ю. Программа для основной школы. Информатика. 5-6 классы. 7-9 классы. М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г.
ДАТА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ _________________
_________________
_________________
_________________
Содержание рабочей программы:
№
п/п
Раздел
Страница
1
Место предмета в учебном плане
3
2
Содержание учебного предмета
4 - 5
3
Планируемые результаты изучения учебного предмета
6 - 11
4
Тематическое планирование
12
5
Лист регистрации изменений, вносимых в тематическое планирование
13
6
Приложение.
Календарно-тематическое планирование.
14 - 16
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом ОУ в 6 классе отводится 1 час в неделю для изучения информатики. С учётом календарного учебного графика ОУ и расписания уроков на 2020-2021 учебный года на информатику в 6 классе отводится 32 часа.
Количество контрольных работ – 4
Количество практических работ - 19
Программа ориентирована на использование УМК:
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 6 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2015
Босова Л. Л. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 6 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2020
Содержание учебного предмета
1. Объекты и системы (12 ч.)
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Компьютерные объекты. Отношения объектов и их множеств. Разновидности объектов и их классификация. Системы объектов. Персональный компьютер как система. Как мы познаем окружающий мир. Понятие как форма мышления.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графический объектов».
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания графический объектов».
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора».
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы».
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты.
2. Информационные модели (10 ч.).
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Знаковые информационные модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №8 «Создаем графические модели».
Практическая работа №9 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки».
Практическая работа №11 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре».
Практическая работа №12 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики».
Практическая работа №13 «Мини-проект «Диаграммы вокруг нас».
Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья».
3. Алгоритмика (10 ч).
Что такое алгоритм. Жизненные задачи. Исполнители вокруг нас. Разнообразие исполнителей. Формы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Управление исполнителем Чертежник.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»
Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»
Практическая работа №18 «Работа в среде исполнителя Чертёжник. Линейный алгоритм»
Практическая работа №20 «Работа в среде исполнителя Чертёжник. Алгоритм с повторением»
Практическая работа №19 «Работа в среде исполнителя Чертёжник. Вспомогательный алгоритм»
Планируемые результаты изучения учебного предмета
1. Объекты и системы (12 ч.)
Обучающийся научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «объект», «компьютерный объект»;
приводить примеры объектов, признаков объектов, разновидностей объектов;
приводить примеры множеств, систем объектов;
понимать как образуются понятия.
Ученик получит возможность:
сформировать представление об объектах как одном из основных понятий; компьютерных объектах;
сформировать представление об объектах операционной системы;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
3. Алгоритмика (10 ч).
Обучающийся научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Ученик получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации);
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни
Регулятивные УУД:
понимают и формулируют проблему совместно с учителем или самостоятельно,
формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;
планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
самостоятельно или с помощью учителя оценивают правильность выполнения действий,
вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
самостоятельно контролируют свое время и управляют им.
с помощью учителя вырабатывают критерии оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств
Коммуникативные УУД:
работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;
высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;
слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
использует компьютерные технологии как самостоятельно, так и под руководством учителя для написания доклада, сообщения, выполнения презентации;
Познавательные УУД:
анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,
выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;
осуществляют сравнение и классификацию изучаемых объектов;
определяют возможные источники информации, работает с поисковой системой;
выражает свое отношение к предмету информатика через рисунки, модели, проектные работы.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики включают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей— таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Тематическое планирование
№
темы
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Дата
прохождения
Контроль
I
Объекты и системы.
12
7.09 – 30.11
Входная работа.
Контрольная работа.
II
Информационное моделирование.
10
7.12 – 15.02
Контрольная работа.
III
Алгоритмика.
10
22.02 – 24.05
Годовая контрольная работа.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета
МБОУ Греково-Степановской СОШ
от _____ августа 2020 года № _____
Председатель методического совета
__________________Т А. Алексеева
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ Греково-Степановской СОШ
________________М. И. Пащенко
_____ августа 2020 года
Лист регистрации изменений, вносимых в календарно-тематическое планирование
по информатике в 6 классе на 2020-2021 учебный год
№
изменений
Дата
Страница
с изменениями
Основания для внесения изменений
Содержание откорректированных
тем (раздел)
Подпись
Приложение
№
раздела/
темы
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Дата
прохождения
всего
I
Объекты и системы.
12
7.09 – 30.11
1
Цели изучения курса информатики. Техника Безопасности. Объекты окружающего мира.
«Работаем с основными объектами операционной системы».
14.09
3
Файлы и папки. Размер файла. Пр. р. № 2 «Работаем с объектами файловой системы».
21.09
4
Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Пр. р. №3 «Создание графических объектов» (задания 1–3).
28.09
5
Отношение «входит в состав». Пр. р. №3 «Создание графических объектов» (задания 5–6).
5.10
6
Разновидности объекта и их классификация.
12.10
7
Классификация компьютерных объектов. Пр. р. №4 «Создание текстовых объектов».
19.10
8
Системы объектов. Состав и структура системы. Система и окружающая среда. Пр. р. №5 «Графические возможности текстового процессора» (задания 1–5).
26.10
9
Персональный компьютер как система. Пр. р. №5 «Графические возможности текстового процессора » (задание 6).
9.11
10
Способы познания окружающего мира. Пр. р. №6 «Создаем компьютерные документы».
16.11
11
Понятие как форма мышления. Определение понятия. Пр. р. №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»
23.11
12
Контрольная работа по теме «Объекты и системы».
30.11
II
Информационное моделирование.
10
7.12 – 15.02
13
Информационное моделирование как метод познания. Пр. р. №8 «Создаём графические модели».
7.12
14
Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Пр. р. №9 «Создаём словесные модели».
14.12
15
Математические модели. Многоуровневые списки.
Пр. р. №10 «Создаём многоуровневые списки».
21.12
16
Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.
Пр. р. №11 «Создаем табличные модели».
28.12
17
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Пр. р. №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре».
11.01
18
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Пр. р. №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4).
18.01
19
Создание информационных моделей – диаграмм. Пр. р. №13. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас».
25.01
20
Многообразие схем и сферы их применения. Пр. р. №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3).
1.02
21
Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.
Пр. р. №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6).
8.02
22
Контрольная работа «Информационные модели».
15.02
III
Алгоритмика.
10
22.02 – 24.05
23
Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записей алгоритмов.
22.02
24
Линейные алгоритмы. Пр. р. №15 «Создаем линейную презентацию».
1.03
25
Алгоритмы с ветвлениями. Пр. р. №16 «Создаем презентацию с гиперссылками».
15.03
26
Алгоритмы с повторениями. Пр. р. №17 «Создаем циклическую презентацию».
29.03
27
Исполнитель Чертежник. Пр. р. №18 «Работа в среде исполнителя Чертёжник. Линейный алгоритм».
5.04
28
Использование вспомогательных алгоритмов. Пр. р. №19 «Работа в среде исполнителя Чертёжник. Вспомогательный алгоритм».
12.04
29
Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. Пр. р. №20 «Работа в среде исполнителя Чертёжник. Алгоритм с повторением».