Программа разработана на основе: Босова Л. Л., Босова А. Ю. Программа для основной школы. Информатика. 5-6 классы. 7-9 классы. М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г.
ДАТА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ _________________
_________________
_________________
_________________
Содержание рабочей программы:
№
п/п
Раздел
Страница
1
Место предмета в учебном плане.
3
2
Содержание учебного предмета.
4 - 5
3
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
6 - 13
4
Тематическое планирование.
14
5
Лист регистрации изменений, вносимых в тематическое планирование.
15
6
Приложение.
Календарно-тематическое планирование.
16 - 18
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом ОУ в 5 классе отводится 1 час в неделю для изучения информатики. С учётом календарного учебного графика ОУ и расписания уроков на 2020-2021 учебный года на информатику в 5 классе отводится 32 часа.
Количество контрольных работ – 4
Количество практических работ - 17
Программа ориентирована на использование УМК:
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2015
Босова Л. Л. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2020
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Информация вокруг нас(8 часов).
Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности. Источники и приемники информации
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура
Управление компьютером
Хранение информации
Передача информации
Электронная почта
Контрольная работа теме «Устройство компьютера. Действия с информацией».
Раздел 2. Информационные технологии(12 часов).
Метод координат;
Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов;
Основные объекты текстового документа. Ввод текста;
Редактирование текста;
Текстовый фрагмент и операции с ним;
Форматирование текста;
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы;
Табличное решение логических задач;
Разнообразие наглядных форм представления информации. Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере;
Контрольная работа по теме «Информационные технологии».
Раздел 3. Информационное моделирование(7 часов).
Компьютерная графика. Инструменты графического редактора Функции объекта;
Преобразование графических изображений;
Создание графических изображений;
Разнообразие задач обработки информации;
Списки – способ упорядочивания информации;
Поиск информации.
Кодирование как изменение формы представления информации;
Практическая контрольная работа.
Раздел 4. Элементы алгоритмизации (4).
Преобразование информации по заданным правилам;
Преобразование информации путем рассуждений;
Разработка плана действий. Задачи о переправах;
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях;
Создание движущихся изображений;
Создание анимации по собственному замыслу;
Создание итогового мини-проекта;
Раздел 5. Итоговое повторение (1).
Обобщение. Итоговая тестовая работа.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Раздел 1. Информация вокруг нас
Ученик научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам
представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны
способности конкретного субъекта к его восприятию.
Ученик получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или
самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
Раздел 2. Информационные технологии
Ученик научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования
простых рисунков;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические
изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 4. Элементы алгоритмизации
Ученик научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Ученикполучит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации);
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни
Регулятивные УУД:
понимают и формулируют проблему совместно с учителем или самостоятельно,
формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;
планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
самостоятельно или с помощью учителя оценивают правильность выполнения действий,
вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
самостоятельно контролируют свое время и управляют им.
с помощью учителя вырабатывают критерии оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств
Коммуникативные УУД:
работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;
высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;
слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
использует компьютерные технологии как самостоятельно, так и под руководством учителя для написания доклада, сообщения, выполнения презентации;
Познавательные УУД:
анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,
выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;
осуществляют сравнение и классификацию изучаемых объектов;
определяют возможные источники информации, работает с поисковой системой;
выражает свое отношение к предмету информатика через рисунки, модели, проектные работы.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики включают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей— таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Тематическое планирование
№
темы
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
всего
Дата
прохождения
Контроль
I
Информация вокруг нас
8
7.09 – 26.10
Контрольная работа.
II
Информационные технологии.
12
9.11 – 1.02
Контрольная работа.
III
Информационное моделирование.
7
8.02 – 5.04
Практическая контрольная работа
IV
Элементы алгоритмизации.
4
12.04 – 17.05
Годовая тестовая работа.
V
Итоговое повторение.
1
24.05
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета
МБОУ Греково-Степановской СОШ
от ____ августа 2020 года № _____
Председатель методического совета
__________________Т А.Алексеева
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ Греково-Степановской СОШ
________________М. И. Пащенко
______ августа 2020 года
Лист регистрации изменений, вносимых в календарно-тематическое планирование
по информатике в 5 классе на 2020-2021 учебный год
№
изменений
Дата
Страница
с изменениями
Основания для внесения изменений
Содержание откорректированных
тем (раздел)
Подпись
Приложение
Календарно – тематическое планирование
№
раздела/
темы
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Дата
прохождения
всего
I
Информация вокруг нас.
8
7.09 – 26.10
1
Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас.
7.09
2
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией.
14.09
3
Ввод информации в память компьютера. Практическая работа№1 «Вспоминаем клавиатуру».
21.09
4
Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером».
28.09
5
Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы».
5.10
6
Передача информации.
12.10
7
Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой».
19.10
8
Контрольная работа по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией».
26.10
II
Информационные технологии.
12
9.11 – 1.02
9
В мире кодов. Способы кодирования информации.
9.11
10
Метод координат.
16.11
11
Текст как форма представления информации. Компьютер — основной документ подготовки текстов .
23.11
12
Основные объекты текстового документа Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст».
30.11
13
Редактирование текста. Практическая работа №6. «Редактируем текст».
7.12
14
Фрагменты текста. Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста».
14.12
15
Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст».
21.12
16
Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы».
28.12
17
Табличный способ решения логических задач. Практическая контрольная работа по теме «Создание текстовых документов».
11.01
18
Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.
18.01
19
Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы».
25.01
20
Контрольная работа потеме «Информационные технологии».
1.02
III
Информационное моделирование.
7
8.02 – 5.04
21
Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора».
8.02
22
Устройства ввода графической информации. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами».
15.02
23
Графический редактор. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе».
22.02
24
Разнообразие задач обработки информации.
1.03
25
Систематизация информации. Практическая работа №14 «Создаём списки».
15.03
26
Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети интернет».
29.03
27
Кодирование как изменение формы представления информации.
Практическая контрольная работа.
5.04
IV
Элементы алгоритмизации.
4
12.04 – 17.05
28
Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор».
12.04
29
Преобразование информации путём рассуждений. Разработка плана действий и его запись.
19.04
30
Запись плана действий в табличной форме. Годовая тестовая работа.
26.04
31
Анимация. Практическая работа №17 «Создаём анимацию».