Программа разработана на основе: Информатика. Программа для старшей школы: 10 – 11 класс/ Базовый уровень. И. Г. Семакин – М. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2015.
ДАТА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ _________________
_________________
_________________
_________________
Содержание рабочей программы:
№
п/п
Раздел
Страница
1
Место предмета в учебном плане
3
2
Содержание учебного предмета
4
3
Планируемые результаты изучения учебного предмета
5 - 14
4
Тематическое планирование
15
5
Лист регистрации изменений, вносимых в тематическое планирование
16
6
Приложение.
Календарно-тематическое планирование.
17 - 19
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом ОУ в 11 классе отводится 1 час в неделю для изучения информатики. С учётом календарного учебного графика ОУ, расписания уроков и выходных – праздничных дней на 2020-2021 учебный год на информатику в 11 классе отводится 34 часа.
Количество контрольных работ – 7
Программа ориентирована на использование УМК:
И.Г. Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. / Л.А. Залогова [и др.]; под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Информационные системы базы данных (10 часов).
Что такое система. Модели систем. Пример структурной модели предметной области. Что такое информационная система. База данных –основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Запросы как приложения информационной системы. Логические условия выбора данных.
Тема 2. Интернет (10 часов).
Организация глобальных сетей. Интернет как глобальная информационная система.WorldWideWeb. Всемирная паутина. Инструменты для разработки veb-сайтов. Создание сайта «Домашняя страница». Создание таблиц и списков veb-сайтов.
Тема 3. Информационное моделирование (8 часов).
Компьютерное информационное моделирование.
Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического прогнозирования. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования.
Тема 4. Социальная информатика (3 часа).
Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности.
Тема 5. Итоговое повторение (3 часа).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Тема 1. Информационные системы и базы данных
Учащиеся должны знать:
основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
основные свойства систем;
что такое системный подход в науке и практике;
модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель;
использование графов для описания структур систем.
что такое база данных (БД);
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
определение и назначение СУБД;
основы организации многотабличной БД;
что такое схема БД;
что такое целостность данных;
этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
структуру команды запроса на выборку данных из БД;
организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
основные логические операции, используемые в запросах;
правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
анализировать состав и структуру систем;
различать связи материальные и информационные;
создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;
реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
реализовывать запросы со сложными условиями выборки.
Тема 2. Интернет
Учащиеся должны знать:
назначение коммуникационных служб Интернета;
назначение информационных служб Интернета;
что такое прикладные протоколы;
основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
что такое поисковый каталог: организацию, назначение;
что такое поисковый указатель: организацию, назначение;
какие существуют средства для создания web-страниц;
в чем состоит проектирование web-сайта;
что значит опубликовать web-сайт.
Учащиеся должны уметь:
работать с электронной почтой;
извлекать данные из файловых архивов;
осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;
создавать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов.
понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
что такое математическая модель;
формы представления зависимостей между величинами;
для решения каких практических задач используется статистика;
что такое регрессионная модель;
как происходит прогнозирование по регрессионной модели;
что такое корреляционная зависимость;
что такое коэффициент корреляции;
какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа;
что такое оптимальное планирование;
что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Учащиеся должны уметь:
с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами;
используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов;
осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели;
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel);
решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (надстройка «Поиск решения» в Microsoft Excel).
Тема 4. Социальная информатика
Учащиеся должны знать:
что такое информационные ресурсы общества;
из чего складывается рынок информационных ресурсов;
что относится к информационным услугам;
в чем состоят основные черты информационного общества;
причины информационного кризиса и пути его преодоления;
какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
основные законодательные акты в информационной сфере;
суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
выделять информационные аспекты в деятельности человека;
осуществлять информационное взаимодействие в процессе деятельности;
анализировать информацию и определять ее свойства;
использовать способы представления и кодирования информации в процессе деятельности;
характеризовать языковое и речевое развитие человека;
формулировать определение по существенным признакам, высказывать суждения, подтверждать их фактами, обобщать, анализировать информацию;
логически мыслить, доказывать, строить рассуждения, делать выводы в области освоения программного обеспечения, соответствующего возрастным возможностям;
организовывать свою деятельность с помощью необходимых программных средств;
использовать соответствующее аппаратное обеспечение с целью общения;
ориентироваться на заданную систему требований, уровень алгоритмизации действий, соблюдение правил деятельности;
формировать умения действовать по правилу, корректного воспроизведения образца, способности ориентироваться на образец;
понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; роли информационных процессов в современном мире, в т.ч. на уровне города, области и региона;
готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
основы правовой культуры в области использования информации;
навыки создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыки обеспечения защиты значимой личной информации, чувство ответственности за качество личной информационной среды;
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий, в том числе проектов;
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.
Обучающийся получит возможность для формирования
готовности к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способности и готовности к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
способности и готовности к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметныерезультаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
осознавать этапы организации учебной работы;
принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;
планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.);
решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;
вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;
осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться
самостоятельно работать с книгой (учебником, справочником, словарем, энциклопедией, дополнительной литературой);
осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;
осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;
осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (тестирование, дневник, в том числе электронный, портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т.д.).
Познавательные.
Обучающийся научится:
понимать и уметь объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
уметь описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
анализировать исторические этапы развития средств ИКТ в контексте развития общества;
объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой активный словарь ключевые понятия информатики).
создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках (на начальном уровне); преобразовывать одни формы представления в другие, выбирать язык представления информации модели в зависимости от поставленной задачи.
применять навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач;
Формирование способности выполнять разные виды чтения:
Сканирование – быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, фамилии.
Предварительное чтение – чтение, в процессе которого отмечаются все незнакомые иностранные слова, научные термины, чтобы в дальнейшем уяснить их значение по словарям и справочникам.
Беглое чтение (динамичное, партитурное) – быстрое ознакомление с текстом в целом при большой скорости чтения.
Повторное чтение – чтение текста посредством нескольких итераций с целью более глубоко осмысления.
осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем;
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять разные виды чтения:
Аналитическое чтение – критическое изучение содержания текста с целью его более глубокого осмысления, сопровождающееся выпиской фактов, цитат, составлением тезисов, рефератов и т.д.
системному мышлению – способность к рассмотрению и описанию объектов, явлений, процессов в виде совокупности более простых элементов, составляющих единое целое.
объектно-ориентированному мышлению – способность работать с объектами, объединять отдельные предмеры в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия, выполняемые этими или над этими объектами.
формальному мышлению – способность применять логику при решении информационных задач, умение выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.
критическому мышлению – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
целенаправленному поиску и использованию информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
анализировать информационные процессы, протекающие в социотехнических, природных, социальных системах;
оперировать информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
применять средства ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах;
определять наиболее рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи (план, алгоритм, модули и т.д.), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности.
самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами.
использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации.
выбирать, строить и использовать адекватные информационные модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
использовать информацию с учётом этических и правовых норм;
выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи, участвовать в диалоге;
использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений, учитывать позицию собеседника;
сотрудничать с учителем и сверстниками, грамотно формулировать вопросы, принимать участие в коллективных проектах.
Обучающийся получит возможность научиться
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, аргументировать свою позицию;
проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;
использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
Объяснять смысл основных понятий системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
определять основные свойства систем;
использовать «системный подход» в науке и практике;
различать модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель;
использовать графы для описания структур систем;
объяснять что такое база данных (БД);
Объяснять смысл основных понятий реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ, определение и назначение СУБД;
Давать определения основ организации многотабличной БД;
рисовать схему БД;
давать определение целостность данных;
создавать многотабличную БД с помощью реляционной СУБД;
использовать структуру команды запроса на выборку данных из БД, запросы на выборку в многотабличной БД, основные логические операции, используемые в запросах;
правилам представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов;
понимать назначение коммуникационных служб Интернета, назначение информационных служб Интернета, что такое прикладные протоколы;
давать определения своими словами основным понятим WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес, поисковый каталог: организация, назначение, что такое поисковый указатель: организация, назначение;
использовать средства для создания web-страниц;
проектировать простые web-сайта;
опубликовать простой web-сайт;
давать понятие модели, понятие информационной модели, этапы построения компьютерной информационной модели, понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины, регрессионная модель;
прогнозировать по регрессионной модели;
найти корреляционную зависимость и коэффициент корреляции;
определять информационные ресурсы общества;
пользоваться информационным услугам;
назвать какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
Получат возможность научится:
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
анализировать состав и структуру систем;
различать связи материальные и информационные;
создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;
реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
реализовывать запросы со сложными условиями выборки;
работать с электронной почтой;
извлекать данные из файловых архивов;
осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;
создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов;
с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами;
используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов;
осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели;
какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа;
что такое оптимальное планирование;
что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования;
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel);
решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel);
основные законодательные акты в информационной сфере;
суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации;
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности;
Тематическое планирование
№
раздела/
темы
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Дата
прохождения
Контроль
всего
Тема 1.
Информационные системы и Базы данных.
10
2.09-11.11
Входная диагностическая
контрольная работа.
Тестовая работа.
Тема 2.
Интернет.
10
18.11-3.02
Диагностическая административная контрольная работа.
Контрольное тестирование.
Тема 3.
Информационное моделирование.
8
10.02-7.04
Контрольное тестирование.
Тема 4.
Социальная информатика.
3
14.04-28.04
Тестовая работа.
Тема 5.
Итоговое повторение.
3
5.05-19.05
Итоговая тестовая работа.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета
МБОУ Греково-Степановской СОШ
от ____ августа 2020 года № _____
Председатель методического совета
__________________Т А.Алексеева
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ Греково-Степановской СОШ
________________М. И. Пащенко.
_____ августа 2020 года
Лист регистрации изменений, вносимых в календарно-тематическое планирование
по информатике в 11 классе на 2020-2021 учебный год
№
изменений
Дата
Страница
с изменениями
Основания для внесения изменений
Содержание откорректированных
тем (раздел)
Подпись
Приложение
Календарно – тематическое планирование
№
раздела/
темы
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Дата
прохождения
всего
Тема 1.
Информационные системы и Базы данных.
10
2.09-11.11
1
ТБ. Система и системный подход.
2.09
2
Модели систем. Информационная система.
9.09
3
Входная диагностическая контрольная работа.
16.09
4
Базы данных. Основные понятия. Практическая работа № 1 «Знакомство с СУБД Microsoft Access».
23.09
5
Проектирование многотабличной БД.
30.09
6
Создание БД. Практическая работа № 2 «Создание базы данных».
7.10
7
Запросы как приложения информационной системы. Практическая работа № 3 «Реализация простых запросов».
14.10
8
Логические условия выбора данных. Практическая работа № 4 «Реализация сложных запросов к базе данных».
21.10
9
Проектные задания по системологии.
28.10
10
Проектные задания на самостоятельную разработку БД. Тестовая работа.
11.11
Тема 2.
Интернет.
10
18.11-3.02
11
Организация глобальных сетей.
18.11
12
Интернет как глобальная информационная система. Практическая работа №5 «Работа в глобальной сети Интернет».
25.11
13
WWW – Всемирная паутина.
2.12
14
Работа с электронной почтой и телеконференциями. Практическая работа №6 «Работа с электронной почтой».
9.12
15
Диагностическая административная контрольная работа.
16.12
16
Работа с браузером и поисковыми системами. Практическая работа № 7 «Составление поисковых запросов».
23.12
17
Инструменты для разработки web-сайтов. Создание сайта. Практическая работа № 8 «Создание собственной страницы в Интернете».
13.01
18
Создание таблиц и списков на web-странице. Практическая работа № 9 « Создание таблиц и списков на web-странице».
20.01
19
Разработка и создание сайта. Практическая работа № 10 «Создание собственного сайта с помощью HTML».
27.01
20
Создание сайта. Практическая работа № 11 «Создание собственного сайта с помощью HTML». Контрольное тестирование.
3.02
Тема 3.
Информационное моделирование.
8
10.02-7.04
21
Компьютерное информационное моделирование.
10.02
22
Моделирование зависимостей между величинами. Практическая работа № 12 «Получение регрессионных моделей в Microsoft Excel».
17.02
23
Статистика и статистические данные. Метод наименьших квадратов.
24.02
24
Прогнозирование по регрессионной модели.
3.03
25
Моделирование корреляционных зависимостей.
10.03
26
Модели оптимального планирования.
17.03
27
Практическая работа № 13 «Решение задач оптимального планирования в Microsoft Excel».
31.03
28
Проектное задание по теме «Оптимальное планирование». Контрольное тестирование.