Программа разработана на основе: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ 10–11 КЛАССОВ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) – М. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2020.
ДАТА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ _________________
_________________
_________________
_________________
Содержание рабочей программы:
№
п/п
Раздел
Страница
1
Место предмета в учебном плане
3
2
Содержание учебного предмета
4 - 10
3
Планируемые результаты изучения учебного предмета
11 - 14
4
Тематическое планирование
15
5
Лист регистрации изменений, вносимых в тематическое планирование
16
6
Приложение.
Календарно-тематическое планирование.
17 - 18
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом ОУ в 10 классе отводится 1 час в неделю для изучения информатики. С учётом календарного учебного графика ОУ и расписания уроков на 2020-2021 учебный год на информатику в 10 классе отводится 35 часов.
Количество контрольных работ – 5.
Практические работы – 5.
Программа ориентирована на использование УМК:
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика. 10 класс: Самостоятельные и контрольные работы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
Содержание учебного предмета
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации.
Глава 1. Информация и информационные процессы.
§ 1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура.
Информация, её свойства и виды.
Информационная культура и информационная грамотность.
Этапы работы с информацией.
Некоторые приёмы работы с текстовой информацией.
§ 2. Подходы к измерению информации.
Содержательный подход к измерению информации.
Алфавитный подход к измерению информации.
Единицы измерения информации.
§ 3. Информационные связи в системах различной природы.
Системы.
Информационные связи в системах.
Системы управления.
§ 4. Обработка информации.
Задачи обработки информации.
Кодирование информации.
Поиск информации.
§ 5. Передача и хранение информации.
Передача информации.
Хранение информации.
Глава 3. Представление информации в компьютере.
§ 14. Кодирование текстовой информации.
Кодировка АSCII и её расширения.
Стандарт UNICODE.
Информационный объём текстового сообщения.
§ 15. Кодирование графической информации.
Общие подходы к кодированию графической информации.
О векторной и растровой графике.
Кодирование цвета.
Цветовая модель RGB.
Цветовая модель HSB.
Цветовая модель CMYK.
§ 16. Кодирование звуковой информации.
Звук и его характеристики.
Понятие звукозаписи.
Оцифровка звука.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование. Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Глава 1. Информация и информационные процессы.
§ 4. Обработка информации.
4.2. Кодирование информации.
Системы счисления.
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления.
Глава 3. Представление информации в компьютере.
§ 10. Представление чисел в позиционных системах счисления.
Общие сведения о системах счисления.
Позиционные системы счисления.
Перевод чисел из q-ичной в десятичную систему счисления.
§ 11. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.
Перевод целого десятичного числа в систему счисления с основанием q.
Перевод целого десятичного числа в двоичную систему счисления.
Перевод целого числа из системы счисления с основанием p в систему счисления с основанием q.
Перевод конечной десятичной дроби в систему счисления с основанием q.
«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления.
§ 12. Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Сложение чисел в системе счисления с основанием q.
Вычитание чисел в системе счисления с основанием q.
Умножение чисел в системе счисления с основанием q.
Деление чисел в системе счисления с основанием q.
Двоичная арифметика.
§ 13. Представление чисел в компьютере.
Представление целых чисел.
Представление вещественных.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Глава 4. Элементы теории множеств и алгебры логики.
§ 17. Некоторые сведения из теории множеств.
Понятие множества.
Операции над множествами.
Мощность множества.
§ 18. Алгебра логики.
Логические высказывания и переменные.
Логические операции.
Логические выражения.
Предикаты и их множества истинности.
§ 19. Таблицы истинности.
Построение таблиц истинности.
Анализ таблиц истинности.
§ 20.Преобразование логических выражений.
Основные законы алгебры логики.
Логические функции.
Составление логического выражения по таблице истинности и его упрощение.
§ 21. Элементы схем техники. Логические схемы.
Логические элементы.
Сумматор.
Триггер.
§ 22. Логические задачи и способы их решения.
Метод рассуждений.
Задачи о рыцарях и лжецах.
Задачи на сопоставление. Табличный метод.
Использование таблиц истинности для решения логических задач.
Решение логических задач путём упрощения логических выражений.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер — универсальное устройство обработки данных. Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях.
Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
П. Р. «Настройка BIOS».
П. Р. «Выбор конфигурации компьютера».
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств.
Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование. Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Глава 2. Компьютер и его программное обеспечение.
§ 6. История развития вычислительной техники.
Этапы информационных преобразований в обществе.
История развития устройств для вычислений.
Поколения ЭВМ.
§ 7. Основополагающие принципы устройства ЭВМ.
Принципы Неймана-Лебедева.
Архитектура персонального компьютера.
Перспективные направления развития компьютеров.
§ 8. Программное обеспечение компьютера.
Структура программного обеспечения.
Системное программное обеспечение.
Системы программирования.
Прикладное программное обеспечение.
§ 9. Файловая система компьютера.
Файлы и каталоги.
Функции файловой системы.
Файловые структуры.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов. Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
П. Р. «Создание текстового документа».
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Глава 5. Современные технологии создания и обработки информационных объектов.
§ 23. Текстовые документы.
Виды текстовых документов.
Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации.
Создание текстовых документов на компьютере.
Средства автоматизации процесса создания документов.
Совместная работа над документом.
Оформление реферата как пример автоматизации процесса создания документов.
Другие возможности автоматизации обработки текстовой информации.
Работа с аудиовизуальными данными.
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет - и мобильных приложений.
П. Р. «Обработка графических объектов».
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
П. Р. «Создание презентации».
Глава 5. Современные технологии создания и обработки информационных объектов.
§ 24. Объекты компьютерной графики.
Компьютерная графика и её виды.
Форматы графических файлов.
Понятие разрешения.
Цифровая фотография.
§ 25. Компьютерные презентации.
Виды компьютерных презентаций.
Создание презентаций.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты
Обучающийся научится:
определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;
строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Обучающийся получит возможность:
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах;
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами.
Личностные результаты.
ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты.
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Тематическое планирование
№
темы
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Дата
прохождения
Контроль
всего
1
Информация и информационные процессы
6
4.09 – 9.10
Входная тестовая работа.
2
Компьютер и его программное обеспечение
5
16.10 - 20.11
Контрольная работа.
3
Представление информации в компьютере
9
27.11 – 5.02
Контрольная работа.
4
Элементы теории множеств и алгебры логики
8
12.02 – 9.04
Контрольная работа.
5
Современные технологии создания и обработки информационных объектов
7
16.04 – 28.05
Годовая контрольная
работа.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета
МБОУ Греково-Степановской СОШ
от _____ августа 2020 года № _____
Председатель методического совета
__________________Т А.Алексеева
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ Греково-Степановской СОШ
________________М. И. Пащенко.
_____ августа 2020 года
Лист регистрации изменений, вносимых в календарно-тематическое планирование
по информатике в 10 классе на 2020-2021 учебный год
№
изменений
Дата
Страница
с изменениями
Основания для внесения изменений
Содержание откорректированных
тем (раздел)
Подпись
Приложение
Календарно – тематическое планирование
№
раздела/
темы
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Дата
прохождения
всего
Тема 1.
Информация и информационные процессы.
6
4.09 – 9.10
1
Информация. Информационная грамотность и информационная культура.
4.09
2
Входная работа. Подходы к измерению информации.
11.09
3
Информационные связи в системах различной природы.
18.09
4
Обработка информации.
25.09
5
Передача и хранение информации.
2.10
6
Обобщение и систематизация материала по теме «Информация и информационные процессы». Контрольная работа.
9.10
Тема 2.
Компьютер и его программное обеспечение.
5
16.10 - 20.11
7
История развития вычислительной техники.
16.10
8
Основополагающие принципы устройства ЭВМ.
23.10
9
Программное обеспечение компьютера. П. Р. «Выбор конфигурации компьютера».
30.10
10
Файловая система компьютера. П. Р. «Настройка BIOS».
13.11
11
Обобщение и систематизация материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение». Контрольная работа.
20.11
Тема 3.
Представление информации в компьютере.
9
27.11 – 5.02
12
Представление чисел в позиционных системах счисления.
27.11
13
Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.
4.12
14
«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления.
11.12
15
Арифметические операции в позиционных системах счисления.
18. 12
16
Представление чисел в компьютере.
25.12
17
Кодирование текстовой информации.
15.01
18
Кодирование графической информации.
22.01
19
Кодирование звуковой информации.
29.01
20
Контрольная работа по теме «Представление информации в компьютере».
5.02
Тема 4.
Элементы теории множеств и алгебры логики.
8
12.02 – 9.04
21
Некоторые сведения из теории множеств.
12.02
22
Алгебра логики.
19.02
23
Таблицы истинности.
26.02
24
Основные законы алгебры логики.
5.03
25
Преобразование логических выражений.
12.03
26
Элементы схем техники. Логические схемы.
19.03
27
Логические задачи и способы их решения.
2.04
28
Контрольная работа по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики».
9.04
Тема 5.
Современные технологии создания и обработки информационных объектов.
7
16.04 – 28.05
29
Текстовые документы. П. Р. «Создание текстового документа».
16.04
30
Объекты компьютерной графики. П. Р. «Обработка графических объектов».
23.04
31
Компьютерные презентации. П. Р. «Создание презентации».
30.04
32
Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов».
7.05
33
Годовая промежуточная аттестация. Контрольная работа за курс 10 класса.