цикла _____________________ Приказ № ____от_________
___________В.С.Иванова
Протокол № ___от _______
Рабочая программа педагога
Дворцовой Оксаны Сергеевны
Информатика 7 класс
Харашибирь
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); составлена на основе закона 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014 г., основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Харашибирская СОШ», а также авторской программы курса «Информатика» Л.Л.Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ, которая является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»), методическим письмом « О преподавании информатики в 2014-2015 учебном году», а также требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современномууровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
УМК Л. Л. Босовой рекомендован Министерством образования РФ, выбран на основании образовательной программы, позволяет реализовать непрерывный курс учебного предмета «Информатика». Содержательные линии обучения информатике по УМК Л.Л. Босовой соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе.
В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часа, а не 35 часов, в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час из резерва времени
Содержание предмета информатики для 7 класса
Структура содержания курса информатики для 7 класса определена следующими тематическими блоками (разделами):
№
Название темы
Количество часов
Информация и информационные процессы
9
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
8
Обработка графической информации
4
Обработка текстовой информации
8
Всемирная паутина
2
Технология мультимедиа
4
Итого:
35
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема
Основное содержание по темам
Характеристика деятельности ученика
Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов)
Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Аналитическая деятельность:
оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;
классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;
анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.
Практическая деятельность:
кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;
определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. (8 часов)
Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.
Правовые нормы использования программного обеспечения.
оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);
выполнять основные операции с файлами и папками;
оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
использовать программы-архиваторы;
осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ.
Тема 3. Обработка графической информации (4 часов)
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;
создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.
Тема 4. Обработка текстовой информации (8 часов)
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;
форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
выполнять коллективное создание текстового документа;
создавать гипертекстовые документы;
выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);
использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.
Тема 5.
Всемирная паутина
(2 часа)
Аналитическая деятельность:
Иметь представление, что такое
WWW – Всемирная паутина, Wеb –страница и Wеb –сайт, браузер, поисковые системы и запросы.
Практическая деятельность:
●Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
●Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.
Тема 6. Технологиямультимедиа (4 часа)
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.
Возможность дискретного представления мультимедийных данных
Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
создавать презентации с использованием готовых шаблонов;
записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
Состав учебно-методического обеспечения и материально-технического обеспечения образовательного процесса по информатике для 7 класса
Преподавание пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Интернет-ресурсы.
Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках http://www.klyaksa.net
Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru
Образовательный портал г. Челябинска. Раздел «Методическая копилка» http://www.chel_edu.ru
Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников http://www.phis.org.ru/informatika
Используемые ИКТ: Таблицы, плакаты в электронном виде по темам, презентации к урокам, интерактивные тесты, учебные пособия по темам в электронном виде.
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер– позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации– наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
Управляемые компьютером устройства– дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Планируемые результаты изучения информатики в 7 классе
Тема 1. Информация и информационные процессы
Обучающийся научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Обучающийся получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Обучающийся научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Тема 3. Обработка графической информации
Обучающийся научится:
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.
Обучающийся получит возможность:
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
Тема 4. Обработка текстовой информации
Обучающийся научится:
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать формулы;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Обучающийся получит возможность:
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема 5. Всемирная паутина
Обучающийся научится:
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
Знакомиться с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы).
Копировать информационные объекты из Интернета (файлы, документы).
Тема 6. Мультимедиа
Обучающийся научится:
использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;
создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;
Обучающийся получит возможность:
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 7 класс
Учитель: Дворцова Оксана Сергеевна
Количество часов за год всего 35 часов, в неделю 1час.
Проверочных работ 6
Практических работ 13
Планирование составлено на основе:
1. законом РФ «Об образовании»;
2. требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
3. требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
4. основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
5. авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 7-9 классов средней общеобразовательной школы».
7 класс
Наименование разделов и тем
Количество часов
Планируемая дата
Фактическая дата
Основные виды учебной деятельности (УУД)
Форма организации учебных занятий
Виды контроля
№
Раздел 1. Информация и информационные процессы (9 ч.)
1
Информация.
Свойства информации.
Техника безопасности.
1
Сформировать понятие об информации и ее свойствах. Выработать умение различать виды информации и способы ее восприятия человеком.
Ознакомление с новым материалом
Фронтальный опрос
2
Информационные процессы.
1
Знать следующие элементы знаний:
- информационные процессы (сбор, обработка, хранение, передача информации);
- информационная деятельность;
- носители информации;
Ознакомление с новым материалом
Устный опрос
3
Информационные процессы в живой природе и технике
Самостоятельная работа по теме: Информация.
1
Знать как происходит передача информации от источника информации к приёмнику информации, уметь анализировать информационные процессы в живой природе и технике.
Ознакомление с новым материалом
Устный опрос
4
Представление информации.
1
Сформировать понятия о формах представления информации, что такое знаковая система, иметь представление о естественных и формальных языках.
Ознакомление с новым материалом, проверочная работа.
Тестирование
5
Двоичное кодирование.
1
Усвоить следующие элементы знаний:
-дискретизация
- алфавит
- мощность алфавита
- двоичный алфавит
- двоичное кодирование
- разрядность двоичного кода.
Ознакомление с новым материалом
Устный опрос
6
Измерение информации.
Алфавитный подход измерения информации.
1
Знать единицы измерения информации, определять информационный объём машинописных страниц.
Ознакомление с новым материалом
Устный опрос
7-8
Измерение информации.
Единицы измерения информации.
2
Знать:
- бит, другие единицы измерения информации;
- информационный вес символа;
- информационный объём сообщения;
Решение задач
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Фронтальный опрос, решение задач
9
Решение задач по теме: Измерение информации.
1
Вычислять информационный объём сообщения, информационный вес символа, находить количество символов в сообщении, мощность алфавита.
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Решение задач
Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (8 ч.)
10
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
1
Учащиеся должны знать: состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера, структуру внутренней памяти компьютера.
Ознакомление с новым материалом
Устный опрос
11
Устройства компьютера и их функции. Память компьютера.
1
1
Учащиеся должны знать:
- устройства входящие в состав п.к.;
-базовый комплект ПК;
- Внутренняя память компьютера;
- Внешняя память компьютера.
Ознакомление с новым материалом.
Фронтальный опрос
12
Персональный компьютер. Системный блок.
1
Учащиеся должны знать:
- понятие персонального компьютера;
- устройства, входящие в системный блок;
- внешние устройства.
Ознакомление с новым материалом.
Фронтальный опрос
13
Программное обеспечение компьютера.
1
1
Учащиеся должны знать:
сущность программного управления работой компьютера; назначение программного обеспечения и его состав.
Ознакомление с новым материалом.
Фронтальный опрос
14
Прикладное программное обеспечение
Знать какие программы принято называть прикладными или приложениями, уметь классифицировать приложения по общему назначению и специальному назначению.
Ознакомление с новым материалом.
Фронтальный опрос
15
Файлы и файловые структуры.
1
Учащиеся должны знать:
Что такое файл, каталог, корневой каталог, тип файла, примеры расширений файлов.
Ознакомление с новым материалом.
Фронтальный опрос, тестирование
16
Файловая структура диска.
Самостоятельная работа по теме: Файлы и файловые структуры.
1
Учащиеся должны знать:
- файловая структура (простая, иерархическая);
-путь к файлу;
- правило именования фйлов;
Уметь создавать файл, сохранять, копировать, перемщать, переименовывать, удалять.
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Практическая работа № 1,
тестирование
17
Пользовательский интерфейс. Знакомство с операционной системой: работа с окнами, запуск программ, использование встроенной справочной системы.
1
Учащиеся должны уметь:
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране каталог диска;
Ознакомление с новым материалом.
Практическая работа № 2
Раздел 3. Обработка графической информации (4 ч.)
18
Формирование изображения на экране монитора
1
Знать как получается цветное изображение на экране, что такое пиксель, видеопамять, разрешающая способность экрана.
Ознакомление с новым материалом.
Фронтальный опрос
19
Компьютерная графика.
Кодирование растровой и векторной графики.
Форматы графических файлов.
1
Знать, что такое код пикселя, объём видеопамяти, в чём отличие растровой графики от векторной.
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Самостоятельная работа с тестами
20
Создание графических изображений.
1
Знать интерфейс графического редактора, уметь создавать графические изображения.
Ознакомление с новым материалом.
Демонстрация.
Устный опрос, практическая работа № 3
21
Практическая работа: Работа с графическими примитивами. Конструирование сложных объектов из графических примитивов.
1
Уметь запускать графический редактор Paint, работать с панелью инструментов, сохранять изображение.
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Практическая работа № 4
Раздел 4. Обработка текстовой информации (8 ч.)
22
Текстовые документы и технологии их создания.
Текстовый редактор Microsoft Word.
1
Знать что называют текстовым документом,уметь запускать текстовый редактор, познакомиться с интерфейсом окна
Комбинированный урок
Устный опрос
23
Практическая работа: Создание текстовых документов на компьютере. Редактирование текста.
1
Знать правила ввода текста. Уметь вводить и редактировать текст. Знать основные шрифты и начертания текста.
Комбинированный урок
Практическая работа № 5
24
Практическая работа : Форматирование текста.
1
Знать что такое форматирование. Уметь работать с фрагментами текста, форматировать текст
Комбинированный урок
Практическая работа № 6
25
Визуализация информации в текстовых документах.
Практическая работа: Работа со списками. Включение таблиц в текстовый документ.
1
Знать что такое стили, шаблоны, список. Уметь создавать нумерованный и маркированный список, создавать таблицы разными способами.
Комбинированный урок
Практическая работа № 7
26
Практическая работа: Включение в текстовый документ графических объектов и формул.
1
Уметь вставлять в текст рисунки, фигуры, математические формулы. Знать алгоритм вставки графического объекта в текстовый документ.
Комбинированный урок
Практическая работа № 8
27
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
1
Знать какие существуют программы распознавания текстов, как происходит процесс сканирования и распознавания документов, виды сканеров.
Ознакомление с новым материалом
Устный опрос
28
Представление текстовой информации в памяти компьютера.
1
Знать, что такое кодовая таблица, восьмиразрядный двоичный код, информационный объём текста.
Ознакомление с новым материалом
Решение задач
29
Итоговая проверочная работа по теме: Текстовая информация и компьютер.
1
Знать структурные единицы текста, назначение текстового редактора, основные правила работы с текстом .
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Тестирование
Раздел 5. Всемирная паутина (2 ч.)
30
Что такое WWW.
Поисковые системы.
1
Знать, как устроена компьютерная сеть. Иметь представление о локальной сети, глобальной сети, что такое браузер, поисковая система.
Ознакомление с новым материалом.
Фронтальный опрос,
практическая работа № 9
31
Полезные адреса Всемирной паутины. Путешествие по Всемирной паутине.
1
Уметь перемещаться по Всемирной паутине, осуществлять поиск информации, сохранять информацию
Ознакомление с новым материалом.
Фронтальный опрос,
практическая работа № 10
Раздел 6. Технология мультимедиа (4 ч.)
32
Технология мультимедиа.
1
Знать понятие технология мультимедиа, что такое дискретизация звука, звуковая карта, эффект движения.
Ознакомление с новым материалом
Устный опрос
33
Компьютерные презентации.
1
Знать интерфейс программы Power Point, создавать мультимедийные презентации.
Ознакомление с новым материалом, демонстрация.
Практическая работа № 11
34-35
Практическая работа: Создание мультимедийной презентации «Персональный компьютер».
2
Уметь выбирать макет слайда, оформлять фон слайда, вставлять графические изображения, редактировать текс, форматировать текст, создавать анимацию, вставлять управляющие кнопки, настраивать показ слайдов по щелчку, по времени, осуществлять демонстрацию готовой презнтации.