Рабочая программа по информатике для 2-4 классов разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования, Примерной программы начального образования по информатике и информационным технологиям.
Изучение курса ориентировано на использование УМК:
Информатика: учебник для 2 класса: ч.1, ч.2 / Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2019 г.
Информатика: учебник для 3 класса: ч.1, ч.2 / Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2019 г.
Информатик: учебник для 4 класса: ч.1, ч.2 / Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2019 г.
Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Информатика: Рабочая тетрадь для второго класса: ч.1, ч.2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г
Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Информатика: Рабочая тетрадь для третьего класса: ч.1, ч.2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г
Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Информатика: Рабочая тетрадь для четвертого класса: ч.1, ч.2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г
Важнейшая цель начального образования – создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.
Информатика рассматривается в двух аспектах. Первый – с позиции формирования целостного и системного представления о мире информатики, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики – освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ.
Курс имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка – формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах.
Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ – компетентности).
Общая характеристика учебного предмета
Обучение информатики в начальной школе нацелено на формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Курс информатики вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД.
Содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны продемонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
Предлагаемый курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с развивающим обучением. В частности решения приоритетной задачи начального образования – формирования УУД – формируются умения строить модели решаемой задачи, решать нестандартные задачи. Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач.
Во 2 классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики (источник/приемник информации, канал связи, данные). Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.
В 3 классе школьники изучают представление и кодирование информации, ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и др.), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности.
В 4 классе рассматриваются темы «Мир понятий», и «Мир моделей», формируются представления о работе с различными научными понятиями, также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятия управления собой, другими людьми, техническими устройствами, ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления.
В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером, школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни.
Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в четвертом классе.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа по информатике рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) для 2, 3, 4 классов. Итого 102 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель - ученик»:
интерес к предметно-исследовательской деятельности;
ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;
выражениеположительного отношения к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
принятие и освоение социальной роли обучающегося,
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики;
понимание роли математических действий в жизни человека;
актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта.
Метапредметные результаты
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время – освоение УУД:
Регулятивные УУД
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
самостоятельно организовывать свое рабочее место,
принимать и сохранять учебную задачу,
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,
принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
кодировать информацию в знаково-символической или графической форме;
на основе кодирования информации самостоятельно строить модели понятий;
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
моделировать — преобразовывать объекты из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике,
проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения,
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы,
использовать рисуночные и символические варианты математической записи
Коммуникативные УУД:
принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания;
контролировать свои действия в коллективной работе;
допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении.
выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,
участвовать в диалоге;
слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки,
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
Предметные результаты
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время:
- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- умение представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения учебных и практических задач;
- умение вводить текст с помощью клавиатуры.
выделять свойства объекта, определять, какие из них существенны для решения поставленной задачи (достижения цели);
представлять одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, диаграммы, числами;
кодировать и декодировать сообщения по предложенным правилам;
соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером;
при работе с программами выделять смысловые зоны экрана (окна);
определять назначение пиктограмм в программах;
набирать текст и исправлять ошибки в пределах строки (например, делать подписи под рисунком, заполнять клетки кроссворда и т.).
создавать изображения с использованием графических примитивов и редактировать их.
Содержание учебного предмета
2 класс (34 часа)
Содержание курса информатики для 2 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями:
Виды информации. Человек и компьютер.
Человек и информация. В мире звуков. Какая бывает информация. Источники информации. Приемники информации. Компьютер и его части.
Кодирование информации.
Носители информации. Кодированиеинформации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования.
Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа.
Основные понятия:
- информация, виды информации, звуковая, зрительная, вкусовая, обонятельная, тактильная информация; графическая, числовая, звуковая информация; источники и приемники информации, обработка, хранение, передача информации;
- каналы связи, радио, телефон; компьютер, инструмент;
- кодирование информации, письменное, звуковое, рисуночное кодирование, иероглифы;
- письменные источники информации, носители информации;
- форма представления информации; числовая информация, текстовая информация; графическая информация;
Содержание курса информатики для 3 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями:
Информация, человек и компьютер.
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере.
Действия с информацией.
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.
Мир объектов.
Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами
Информационный объект и компьютер.
Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные таблицы.
Компьютерный практикум
Цель компьютерного практикума – научить учащихся:
представлять на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
выполнять элементарные преобразования информации – из рядя в список, из списка в ряд, в таблицу, в схему;
работать с электронными текстами и изображениями, используя текстовый и графический редакторы;
производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации;
использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации;
создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
управлять экранными объектами с помощью мыши;
получить навыки набора текста на клавиатуре.
Основные понятия:
информация, действия с информацией и данными; виды информации, представление информации: звук, текст, число, рисунок;
язык, алфавит, код, кодирование; знаки и сигналы как способы кодирования, передачи и хранения информации;
Содержание курса информатики и информационных технологий для 4 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями:
Повторение пройденного.
Человек и информация. Действия с информацией. Объект и его свойства. Отношения и поведение объектов. Информационный объект и компьютер
Понятие, суждение, умозаключение.
Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия "истина" и "ложь" Суждение. Умозаключения.
Модель и моделирование.
Модель объекта. Модель отношений между объектами Алгоритм. Какие бывают алгоритмы Исполнитель алгоритма. Алгоритм и компьютерная программа.
Информационное управление.
Цели и основа управления. Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тематический план 2 класс
№
Наименование разделов
Кол-во часов
В том числе:
Практические
работы
Тесты
Контрольные работы
1
Виды информации. Человек и компьютер.
8ч
-
2
1
2
Кодирование информации.
9ч
-
1
1
3.
Информация и данные.
8ч
1
1
1
4.
Документ и способы его создания
8ч
3
1
1
5.
Резерв.
1ч
1
Итого
34ч
4
6
4
Тематический план 3 класс
№
Наименование разделов
Кол-во часов
В том числе:
Практические
работы
Тесты
Контрольные работы
1
Информация, человек и компьютер.
6
1
2
Действия с информацией
10
2
1
1
3.
Мир объектов
9
1
1
1
4.
Информационный объект и компьютер
9
4
1
1
Итого
34ч
7
3
4
Тематический план 4 класс
№
Наименование разделов
Кол-во часов
В том числе:
Практические
работы
Тесты
Контрольные работы
1
Повторение пройденного
7
2
1
1
2
Понятие, суждение, умозаключение
9
2
1
3.
Модель и моделирование
7
1
1
4.
Информационное управление
11
2
1
2
Итого
34ч
6
3
5
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности в начальной школе
В состав учебно-методического комплекта по информатике для начальной школы входят:
• учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 2 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
• рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 2 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
• тетрадь контрольных работ, 2 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
• учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 3 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
• рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 3 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
• тетрадь контрольных работ, 3 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
• учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 4 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
• рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 4 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
• тетрадь контрольных работ, 4 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
Интернет-ресурсы:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 2 класс (http://school-collection.edu.ru/)
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
Технические средства обучения
мультимедийный проектор;
компьютер с учебным программным обеспечением;
демонстрационный экран.
Планируемые результаты
Выпускник научится:
различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;
узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
Содержание учебного предмета
Раздел учебного курса, кол-вочасов
Элементы содержания
Характеристика деятельности учащихся
УУД
Формы контроля
2 класс (34 часа)
Виды инфор- мации. Чело- век и компью- тер
( 8 ч)
Человек и информация; Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусо- вая, тактильная (осязатель- ная), обонятельная; Источники информации; Приѐмники информации Компьютер как инструмент обработки информации Контрольная работа по теме
«Виды информации. Человек и компьютер».
чтение текста
выполнение заданий и упражнений (инфор- мационных задач)
компьютерный практикум (работа с элек- тронным пособием)
работа со словарѐм беседа
работа в группах
фронтальная работа игры
разбор домашнего задания физкультурные минутки
Личностные УУД:
Раздел «Понять» каждого параграфа
— актуализация знаний, сведений из личного жизненного опыта с це- лью понимания того, что привыч- ные на первый взгляд вещи и пред- меты имеют информационные ха- рактеристики, которые влияют на повседневную жизнь и деятель- ность каждого человека
РегулятивныеУУД:
Цель, понять, знать, уметь — структура параграфов нацелена на деятельностное обучение.
Практические задания после каждого параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на ком- пьютере.
В текст каждого параграфа включе- ны сведения, при помощи которых учитель может организовать фор- мирование понятий «алгоритм — управление — поведение — приня- тие решения», что способствует формированию целостности поня- тия «регуляция деятельности » Познавательные УУД:
Текстовые данные Графичкские данные Числовая информация:
Кодирование информации Числовые данные
Контрольная работа по теме
«Информация и данные»
чтение текста
выполнение заданий и упражнений (инфор- мационных задач)
компьютерный практикум работа со словарѐм эвристическая беседа
работа в группах игры
разбор домашнего задания физкультурные минутки
умения поиска нужной информации в повествовательном и описатель- ном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно пере- давать содержание текста.
Развитие умений работы с разными видами информации
Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, ри- сунком, знаком, опорной информа- цией, описанием схемы
Постановка и решение проблем:Практические задания после каждого параграфа дают возмож- ность учителю организовать работу по актуализации знаний (понятие схемы).
Задание может служить основой для
Документ и способы его создания
( 8 ч.)
Документ Текстовый документ Файл
Текстовый редактор Поиск документов Графический документ Графический редактор
Контрольная работа по теме
«Документ и способы его создания»
чтение текста
выполнение заданий и упражнений (инфор- мационных задач)
компьютерный практикум работа со словарѐм эвристическая беседа
Человек и информация; Какая бывает информация; Носители информации; Компьютер –как средство обработки информации Контрольная работа по теме
«Информация, человек и компьютер»
чтение текста
выполнение заданий и упражнений (инфор- мационных задач)
компьютерный практикум работа со словарѐм эвристическая беседа
работа в группах игры
разбор домашнего задания физкультурные минутки
Личностные УУД:
Раздел параграфа «Понять» — актуализация знаний, сведений из личного жизненного опыта с це- лью понимания того, что привыч- ные на первый взгляд вещи и предметы имеют информацион- ные характеристики, которые влияют на повседневную жизнь и деятельность каждого человека
РегулятивныеУУД:
Цель, понять, знать, уметь — структура каждого параграфа на- целена на деятельностное обуче- ние.
Практические задания после каждого параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере.
В текст каждого параграфа включены сведения, при помощи которых учитель может организо- вать формирование понятий «ал- горитм — управление — поведе- ние — принятие решения», что способствует формированию це- лостности понятия «регуляция деятельности »
Развитие читательских умений, умения поиска нужной информа- ции в повествовательном и описа- тельном текстах, умения адекват- но, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
Развитие умений работы с разны- ми видами информации
ЛогическиеУУД:
Формирование понятия «Главное»
Знаково-символические УУД:Развитие умений работы с разны- ми видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной ин- формацией, описанием схемы
Постановка и решение проблем:Практические задания после каждого параграфа дают возмож- ность учителю организовать рабо- ту по актуализации знаний (поня- тие схемы).
Задание может служить основой для организации проблемного диалога
КоммуникативныеУУД:
Текст каждого параграфа дает возможность учителю организо- вать работу в группах уже во вре- мя изучения новой темы (одно- временное чтение разных приме- ров с последующим пересказом и
т. п.).
Компьютер, системы и се- ти
(9ч)
Система
Системные программы Операционная система Файловая система Информационные системы Компьютерные сети Контрольная работа по теме
«Компьютер, системы и се- ти»
чтение текста
выполнение заданий и упражнений (инфор- мационных задач)
компьютерный практикум работа со словарѐм эвристическая беседа