Рабочая программа по информатике составлена на основе следующих нормативных документов:
Программа курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе основной школы (авторы Л.Л. Босова из книги «Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8-9 классов» / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний)
Учебник «Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса» (автор Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016») являются мультисистемным, так как практические работы Компьютерного практикума могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. Для организации работы в классе и для выполнения домашних заданий используется рабочая тетрадь (автор Л.Л. Босова «Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016»).
Примерная программа по информатике для 7-9 классов под редакцией JI. JI. Босовой, А. Ю. Босовой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике»
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса
Московская область
городской округ Орехово-Зуево
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №14
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ гимназии № 14
______________ И.Ю. Воробьев
«__»_______________20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
8 КЛАСС
базовый уровень
Составил: В.С.Федоров,
учитель информатики
2018 год
Рабочая программа по информатике составлена на основе следующих нормативных документов:
Программа курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе основной школы (авторы Л.Л. Босова из книги «Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8-9 классов» / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний)
Учебник «Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса» (автор Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016») являются мультисистемным, так как практические работы Компьютерного практикума могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. Для организации работы в классе и для выполнения домашних заданий используется рабочая тетрадь (автор Л.Л. Босова «Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016»).
Примерная программа по информатике для 7-9 классов под редакцией JI. JI. Босовой, А. Ю. Босовой.
Алгоритм перехода на пятидневный режим обучения и примерный учебный план для общеобразовательных организаций, реализующих
ФГОС общего образования (методические рекомендации). Утвержден Министерством образования Московской области
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией JI. JI. Босовой, А. Ю. Босовой. В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы
Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, 34 часа в год.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты– это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 8 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 8 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Формы обучения:
- учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников,
- внеплановые (консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам),
- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство).
Формы итогового контроля:
тест;
творческая практическая работа;
проект.
Учебно-тематический план
№
урока
наименования разделов и тем
параграф учебника
плановые сроки прохождения
скорректированные сроки прохождения
раздел 1. информация и информационные процессы (9 часов)
1/1
Вводный инструктаж по охране труда и правилам поведения в кабинете информатики (инструкция № 19).
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
Работа с клавиатурным тренажером.
Введение
03.09-07.09
2/2
Информация и ее свойства.
§ 1.1
10.09-14.09
3/3
Представление информации. Практическая работа №1 по теме «Ввод символов».
§ 1.2
17.09-21.09
4/4
Дискретная форма представления информации.
§ 1.3
24.09-28.09
5/5
Единицы измерения информации.
§ 1.4
01.10-05.10
6/6
Информационные процессы. Обработка информации.
§ 1.5
15.10-19.10
7/7
Информационные процессы. Хранение и передача информации.
§ 1.5
22.10-25.10
8/8
Всемирная паутина как информационное хранилище.
§ 1.6
9/9
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы».
Итого
в том числе практических работ
из них контрольных работ
9
1
1
Количество практических работ – 1
раздел 2. компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 часов)
10/1
Основные компоненты компьютера.
§ 2.1
11/2
Персональный компьютер. Практическая работа №2 по теме «Вставка символов».
§ 2.2
12/3
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение.
§ 2.3
13/4
Системы программирования и прикладное программное обеспечение.
§ 2.3
14/5
Файлы и файловые структуры.
§ 2.4
15/6
Пользовательский интерфейс.
§ 2.5
16/7
Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».
Итого
в том числе практических работ
из них контрольных работ
7
1
1
Количество практических работ – 1
раздел 3. обработка графической информации (4 часА)
17/1
Формирование изображения на экране компьютера. Практическая работа №3 по теме «Работа с графическими примитивами».
§ 3.1
18/2
Компьютерная графика. Практическая работа №4 по теме «Выделение и удаление фрагментов»
§ 3.2
19/3
Создание графических изображений
§ 3.3
20/4
Контрольная работа №3 по теме «Обработка графической информации»
Итого
в том числе практических работ
в том числе контрольных работ
4
2
1
Количество практических работ – 2
раздел 4. обработка текстовой информации (9 часов)
21/1
Текстовые документы и технологии их создания.
Работа с клавиатурным тренажером.
§ 4.1
22/2
Создание текстовых документов на компьютере. Практическая работа №5 по теме «Правила ввода текста».
§ 4.2
23/3
Прямое форматирование. Практическая работа №6 по теме «Форматирование абзацев».
§ 4.3
24/4
Стилевое форматирование.
§ 4.3
25/5
Визуализация информации в текстовых документах.
§ 4.4
26/6
Распознавание текста и системы компьютерного перевода.