формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Первые шаги в информатику"»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение г. Ульяновска
«Средняя общеобразовательная школа №78
имени первого Президента Азербайджана Гейдара Алиева»
Согласовано
Заместитель директора
по УВР
___________А.Н. Гришагина
«___» _____ ____ 2019г.
Принята
на педагогическом совете
Протокол №
«___» _________ 2019г.
Утверждаю
Директор школы
______________ Г.Н. Царёв
Приказ №
«___» _________ 2019г.
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности
«Первые шаги в информатику»
для учащихся 2-3 классов
2019-2020 учебный год
Количество часов в год: 35
В неделю: 1 час
Рабочую программу составила
Матушкина М.А., учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
г. Ульяновск,
2019 год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в информатику» составлена в соответствии с требованиями:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. От 31.12.2015) «Об утверждении ФГОС».
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ № 78.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Первые шаги в информатику»
Личностные
У учащегося будут сформированы:
* внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
* широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
* учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
* ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
* способность к оценке своей учебной деятельности;
* основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
* ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
* знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
* развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
* установка на здоровый образ жизни;
* основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
* чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Учащийся получит возможность для формирования:
* внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
* устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
* адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
* положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
* компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
* морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
* установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
* осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
* эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные
Учащийся научится:
* принимать и сохранять учебную задачу;
* учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
* планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
* учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
* осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
* оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
* адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
* различать способ и результат действия;
* вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Учащийся получит возможность научиться:
* в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
* преобразовывать практическую задачу в познавательную;
* проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
* самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
* осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
* самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Учащийся научится:
* осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
* осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
* использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
* проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
* строить сообщения в устной и письменной форме;
* ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
* основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
* осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
* осуществлять синтез как составление целого из частей;
* проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
* устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
* строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
* обобщать, т. Е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
* осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
* устанавливать аналогии;
* владеть рядом общих приёмов решения задач.
Учащийся получит возможность научиться:
* осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
* записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
* создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
* осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
* осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
* осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
* осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
* произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные
Выпускник научится:
* адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
* допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
* учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
* формулировать собственное мнение и позицию;
* договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
* строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
* задавать вопросы;
* контролировать действия партнёра;
* использовать речь для регуляции своего действия;
* адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащийся получит возможность научиться:
* учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
* учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
* понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
* аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
* продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
* с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
* задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
* осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
* адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности
Метапредметные
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Учащийся научится:
* использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
* организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Учащийся научится:
* вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. Д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке;
*набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Учащийся научится:
* подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
* описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
* собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
* редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
* пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
* искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
* заполнять учебные базы данных.
Учащийся получит возможность
*научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
*критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Учащийся научится:
* создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
* создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
* готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
* создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
* создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
* размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
* пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Учащийся получит возможность
* представлять данные;
* создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Учащийся научится:
* создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно-управляемых средах (создание простейших роботов);
* определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
* планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Учащийся получит возможность
* проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
* моделировать объекты и процессы реального мира.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа рассчитана на учащихся 2-3 классов.
Срок реализации программы – 1 год (35 ч)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 мин., непрерывная работа за ПК не более 15 мин.
Работа в учебном компьютерном классе.
Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.
Тема 1. Введение
Правила техники безопасности при работе на компьютере. Компьютер. Хранение информации на компьютере.
Презентация, беседа-дискуссия.
Тема 2. Интернет и его возможности
Интернет и его роль в жизни человека. Поиск информации в сети Интернет. Работа с информацией, полученной через Интернет.
Презентация, обучающая игра, библиотечный урок.
Тема 3. Создание рисунков на компьютере
Графический редактор Paint. Меню, палитра, инструменты. Сохранение, загрузка и печать изображения. Приемы рисования в Paint. Работа с фрагментами изображения.
Презентация, выставка рисунков.
Тема 4. Создание текста на компьютере
Знакомство с текстовым процессором Word. Ввод текста. Ввод и редактирование текста. Форматирование текста. Вставка и редактирование рисунков. Надписи Word Art. Создание новогоднего рисунка.
Презентация, тренажер для рук, участие в оформлении зала.
Тема 5. Выпуск новогодней стенгазеты
Поиск и создание текстового и графического материала. Оформление новогодней стенгазеты. Выставка работ.
Выставка новогодних стенгазет.
Тема 6. Создание презентаций
Знакомство с программой Power Point. Создание презентации. Макет и дизайн слайда. Вставка фигур, рисунков. Настройка анимации. Создание презентации «День защитника Отечества».
Презентация, беседа «День защитника Отечества»
Тема 7. Проект «Поздравление с 8 марта»
Поиск и создание текстового и графического материала. Создание поздравительной открытки или презентации. Проект о вредных и полезных привычках.
Конкурс и выставка поздравительных открыток, проектная деятельность.
Тема 8. Проект «Никто не забыт, ничто не забыто»
Поиск и создание текстового и графического материала. Создание открытки для ветерана. Поиск и создание текстового и графического материала. Создание презентации на тему «Город-герой».
Презентация, работа в Интернете, проектная деятельность.
Тема 9. Подведение итогов
Создание презентации «Наш дружный класс». Урок-викторина «Увлекательный мир информатики». Выставка работ. Итоговый урок.
Презентация, проектная деятельность, выставка работ, праздник
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела
Кол-во часов
Введение
1
Интернет и его возможности
2
Создание рисунков на компьютере
4
Создание текста на компьютере
6
Выпуск новогодней стенгазеты.
2
Создание презентации
6
Проект «Поздравление с 8 марта». Проект о вредных и здоровых привычках
4
Проект «Никто не забыт, ничто не забыто»
5
Подведение итогов
5
Всего
35
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Сроки проведения
1 группа
план
факт
Тема 1. Введение (1)
Правила техники безопасности при работе на компьютере. Компьютер.
Хранение информации на компьютере.
Тема 2. Интернет и его возможности (2)
Интернет и его роль в жизни человека. Поиск информации в сети Интернет.
Работа с информацией, полученной через Интернет.
Тема 4. Создание рисунков на компьютере (4)
Графический редактор Paint. Меню, палитра, инструменты.
Сохранение, загрузка и печать изображения.
Приемы рисования в Paint.
Работа с фрагментами изображения.
Тема 3. Создание текста на компьютере (6)
Знакомство с текстовым процессором Word. Ввод текста.
Ввод и редактирование текста.
Форматирование текста.
Вставка и редактирование рисунков. Надписи Word Art.
Создание новогоднего рисунка.
Создание новогоднего рисунка.
Тема 5. Выпуск новогодней стенгазеты. (2).
Поиск и создание текстового и графического материала.
Оформление новогодней стенгазеты. Выставка работ.
Тема 6. Создание презентации (6).
Знакомство с программой Power Point. Создание презентации.
Макет и дизайн слайда.
Вставка фигур, рисунков.
Настройка анимации.
Создание презентации «День защитника Отечества»
Создание презентации «День защитника Отечества»
Тема 7. Проект «Поздравление с 8 марта» (4)
Поиск и создание текстового и графического материала
Создание поздравительной открытки или презентации
Создание поздравительной открытки или презентации
Проект « Создание бюллетеня о вредных и полезных привычках».
Тема 8. Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» (5)
Поиск и создание текстового и графического материала.
Создание открытки для ветерана.
Поиск и создание текстового и графического материала