Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 4 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»
Протокол № ___от __________
Руководитель МО
_______________________
«_____»_______________20___г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»
_____________ __________
«_____»_______________20___г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»
___________Байкулова А.М.
Приказ № ______
«_____»_______________20___г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Информатика и ИКТ
Класс: 10
Образовательная область -общеобразовательная
Уровень образования – основной общий
Уровень изучения предмета – базовый уровень
Учебный год - 2018-2019
Срок реализации программы – 2018-2019 учебный год
Количество часов по учебному предмету: 1 час в неделю, всего – 34 часа в год
Рабочую программу составил: учитель информатики и ИКТ Уртенова Олеся Хутовна
Год составления - 2018
г. Усть-Джегута
2018 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г. № 413).
Образовательная программа образовательного учреждения (утверждена приказом от 31.08.2018 № 470);
Учебный план ОУ (утверждён приказом от 31.08.2018№ 470);
Примерные программы по учебным предметам. Информатика. – 10-11 классы. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2014.
Авторская программа Семакин И.Г., «Информатика. Программы для старшей школы. 10-11 классы. Базовый уровень, - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников на 2017-2018 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ Приказом Минобрнауки от 31 марта 2014 г. №253 со всеми последующими изменениями.
Цели и задачи обучения информатике в 10-11 классах соответствуют планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Содержание учебного предмета «информатика» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:
Введение в теорию систем
Многопроцессорные системы и сети
Интернет как информационная система
Геоинформационные системы
Социальная информатика
Содержание учебного предмета «информатика» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «информатика» является приоритетным для формирования коммуникативных, познавательных, регулятивных и личностных УУД.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Содержание учебного предмета «информатика» способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом планировании) и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися по информатике:фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников, метод проектов.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:
1.письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; рефераты и другое.
2. устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, зачет и другое.
3. комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
4. проверка с использованием электронных систем тестирования Votum, тестовых оболочек.
Структура рабочей программы
Рабочая программа состоит из титульный листа, пояснительной записки, общей характеристики учебного предмета, описания места учебного предмета учебном плане, календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности, контроля планируемых результатов изучения учебного предмета, приложений к программе.
2. Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е. возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
Следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности. Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатики в школе организовано "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” два: базовый курс основной школы и базовый курс старшей школы. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 10 классе
На изучение данного предмета в 10 классе отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит 34 часа в год.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «информатика» на ступени обучения.
Личностные результаты.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения и принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.
3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
Работа за компьютером (и не только над учебными заданиями) занимает у современных детей все больше времени, поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.
4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета и в дальнейшей профориентации в этом направлении. Во многих разделах учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективах их развития.
Метапредметные результаты.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах:
учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;
изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;
алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:
формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений;
ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее результатов.
3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности.
Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются. В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.
4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены натри уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.
Предметные результаты
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире
Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов
Владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня
Владение знанием основных конструкций программирования
Владение умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц
Владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ
Использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации
Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных
Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
Ученик научится:
что такое язык представления информации; какие бывают языки
понятиям «кодирование» и «декодирование» информации
понятиям «шифрование», «дешифрование».
использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
использовать основные способы графического представления числовой информации.
понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Ученик получит возможность:
познакомиться стремя философскими концепциями информации
узнать о понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;
узнать о примерах технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
познакомиться с двоичной системой счисления;
познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её.
5. Содержание учебного предмета на ступень
10 класс – 34 часа
Раздел 1. Информация (8ч).
Информация. Представление информации. Измерение информации. Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере.
Раздел 2. Информационные процессы (7ч).
Хранение и передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере.
Раздел 3. Программирование (19ч).
Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование. Программирование линейных алгоритмов. Логические величины и выражения, программирование ветвлений. Программирование циклов. Подпрограммы. Работа с массивами. Работа с символьной информацией.
Содержание учебного предмета для 10 класса
Раздел учебного курса
Количество часов
Основные виды учебной деятельности
Информация
8
Работа с интерактивными ЭОР, тестирование, практическая работа
Информационные процессы
7
Работа с интерактивными ЭОР, тестирование, практическая работа
Программирование
19
Работа с интерактивными ЭОР, тестирование, практическая работа
Календарно-тематическое планирование для 10 класса
№ урока
Дата проведения
Тема урока
Количество часов
Тип урока
Форма контроля
Домашнее задание
план
факт
I полугодие
15
1. ИНФОРМАЦИЯ
8
1
Понятие информации
1
2
Представление информации, языки, кодирование
1
3
Измерение информации. Алфавитный подход
1
4
Измерение информации. Содержательный подход
1
5
Представление чисел в компьютере.
1
6
Представление текста, изображения и звука в компьютере
1
7
Контрольная работа №1 "Информация"
1
8
Повторение темы «Информация»
1
2. Информационные процессы
7
9
Хранение информации
1
10
Передача информации
1
11
Обработка информации и алгоритмы
1
12
Автоматическая обработка информации
1
13
Информационные процессы в компьютере
1
14
Контрольная работа №2 "Информационные процессы"
1
15
Повторение темы «Информационные процессы»
1
II полугодие
19
3. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
19
16
Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов
1
17
Паскаль - язык структурного программирования
1
18
Оператор присваивания, ввод и вывод данных
1
19
Логические величины, операции, выражения
1
20-21
Программирование ветвлений.
2
22
Пример поэтапной разработки программы решения задачи
1
23-24
Программирование циклов
2
25
Вложенные и итерационные циклы
1
26-27
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы
2
28
Массивы.
1
29-30
Типовые задачи обработки массивов
2
31
Символьный тип данных
1
32
Строки символов
1
33
Контрольная работа №3 "Программирование обработки информации"
1
34
Итоговое повторение
1
9. Контроль планируемых результатов изучения учебного предмета
Контрольная работа№1 «Информация»
1. Научная область, предметом изучения которой являются информация и информационные процессы – это …
А) теоретическая информатика;
Б) социальная информатика;
В) прикладная информатика.
2. Согласно функциональной концепции информация и информационные процессы присущи …
А) только живой природе;
Б) только человеку;
В) всем материальным объектам мира.
3. Термин "информатизация общества" обозначает …
увеличение количества избыточной информации, циркулирующей в обществе;
массовое использование информационных и коммуникационных технологий во всех областях человеческой деятельности;
массовое использование компьютеров;
введение изучения информатики во все учебные заведения.
4. Если под информацией понимать только то, что распространяется через книги, рукописи, произведения искусства, средства массовой информации, то к какой философской концепции ее можно будет отнести?
5. Процесс представления информации в виде, удобном для ее хранения и передачи – это …
кодирование; В) декодирование;
шифрование; Г) преобразование.
6. Первый в истории техники способ двоичного кодирования информации предложил …
Ж. Бодо; Б) С. Морзе; В) Н. Винер; Г) К. Шеннон.
7. Знаковая система представления и передачи информации – это …
А) язык; Б) код; В) рисунок; Г) шифр.
8. Сколько Мбайт информации содержит сообщение объемом 227 бит?
9. Сколько битов информации несет сообщение о том, что из колоды в 32 карты достали «даму пик»?
10. Алфавит племени Мульти состоит из 8 букв. Какое количество информации несет одна буква такого алфавита?
11. Некоторое сигнальное устройство за одну секунду передает один из трех сигналов. Сколько различных сообщений длиной в четыре секунды можно передать при помощи этого устройства?
В заданиях №12 и №13 напишите решение
12. Из 128 имевшихся в корзине яблок взяли некоторое количество. Сколько яблок взяли, если сообщение о том, сколько яблок взяли, содержит 91 бит информации.
13.Сообщение занимает 2 страницы и содержит 1/16 Кбайт информации. На каждой странице записано 256 символов. Какова мощность использованного алфавита?
Контрольная работа№2
«Хранение, передача и обработка информации»
Под носителем информации обычно понимают:
а) линию связи;
б) устройство для хранения данных в персональном компьютере;
в) компьютер;
г) материальную среду для хранения и записи информации.
2. Информационным процессом является:
а) процесс строительства зданий и сооружений;
б) процесс расследования преступлений;
в) процесс производства электроэнергии;
г) процесс извлечения полезных ископаемых.
3. Что такое система?
4. Выделите подсистемы системы «КОСТЮМ».
5.Приведите примеры естественных систем.
6. Как называется преднамеренная порча или уничтожение информации, а также информационного оборудования со стороны лиц не имеющих на это права?
а) утечка информации;
б) несанкционированное воздействие;
в) непреднамеренное воздействие.
7. Витя пригласил своего друга Сергея в гости, но не сказал ему код от цифрового замка своего подъезда, а послал следующее SMS-сообщение: “в последовательности чисел 3, 1, 8, 2, 6 все числа больше 5 разделить на 2, а затем удалить из полученной последовательности все четные числа”. Выполнив указанные в сообщении действия, Сергей получил следующий код для цифрового замка:
а) 3, 1; б) 1, 1, 3; в) 3, 1, 3; г) 3, 3, 1.
8. Пропускная способность канала связи 10 Мбит/с. канал не подвержен воздействию шума (например, оптоволоконная линия). Определите, за какое время по каналу будет передан текст, информационный объем которого составляет 200 Кбайт.
9. «Шифр Цезаря». Этот шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется следующей после нее буквой в алфавите, который считается написанным по кругу. Используя этот шифр, зашифруйте слово ЧЕЛОВЕК.
10. «Шифр Виженера». Это шифр Цезаря с переменной величиной сдвига. Величину сдвига задают ключевым словом. Например, ключевое слово ВАЗА означает следующую последовательность сдвигов букв исходного текста: 3 1 9 1 3 1 9 1 и т. д. Используя в качестве ключевого слова ВАГОН, закодируйте слово ПРАВИЛА.
11. Слово ТЙЩПЁ получено с помощью шифра Виженера с ключевым словом ВАЗА. Восстановите исходное слово.
Анализ выполнения программы
Параметры
Учебный период
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Учебный год
Кол-во часов
%
Кол-во часов по программе
Проведено фактически
Разница в часах
Причины
Выполнение программы
Дата выполнения
Подпись учителя
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения изменений, дополнений
Тема урока
Причина
изменений в программе
Способ корректировки
Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)