Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 8-9 классов»
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ п. Сукпай
Муниципального района им. Лазо
________ Сибирякова Г.А.
«__»_____ 2016 г
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
______ Гусева З.В.
«__»_____ 2016 г
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______ Кравчук Л.А.
«__»_____ 2016 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа посёлка Сукпай
муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
Рабочая программа по информатике и ИКТ
8-9 класс
на 2016-2017 учебный год.
Учитель Калинина С.С.
Рабочая программа по математике для основной общеобразовательной школы 8-9 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
Примерных программ среднего (полного) общего образования по информатике (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 03-1180)
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312)
В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 1 февраля 2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г №1312
Авторской программы «Информатика и ИКТ для основной школы» под ред. Угриновича Н.Д. – М: Бином, 2012.
На основе учебного плана МБОУ СОШ п. Сукпай
Изучение информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию; обучить навыкам работы с системой программирования
В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс – 1 час в неделю, 35 часов в год, 9 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год.. Часов регионального и школьного компонента на изучение информатики не выделяется.
Таблица распределения учебного времени
класс
Предмет/четверть
I
II
III
IV
всего
8
Информатика и ИКТ
9
7
10
9
35
9
Информатика и ИКТ
18
14
20
18
70
Таблица распределения контролирующих работ по четвертям в 8 классе:
КИМ/четверть
I
II
III
IV
всего
Контрольные работы
1
1
-
1
3
Практические работы
2
5
7
1
15
Таблица распределения контролирующих работ по четвертям в 9 классе
КИМ/четверть
I
II
III
IV
всего
Контрольные работы
1
1
2
2
5
практические работы
9
7
12
4
32
Примерное распределение часов по темам в основном курсе «Информатика и ИКТ» (105 ч)
№
Тема
Количество часов
Всего
8 класс
9 класс
1
Информация и информационные процессы
9
9
2
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
7
7
3
Кодирование и обработка текстовой информации
9
9
4
Кодирование и обработка числовой информации
10
10
5
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
15
15
6
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
20
20
7
Моделирование и формализация
10
10
8
Коммуникационные технологии
17
17
9
Информационное общество
3
3
Повторение
5
2
3
Всего:
105
35
70
Содержание курса
8 класс
1. Информация и информационные процессы(9 часов)
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек;
о системах управления техническими устройствами, роботах, информационных и коммуникационных технологиях;
определение науки информатики, компьютера, информационного процесса, информационных и коммуникационных технологий;
различные типы знаков, понятие знаковой системы, определение длины кода, перекодирования;
единицы измерения информации, соотношения между ними;
формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщении;
Уметь:
определять виды и свойства информации;
приводить примеры использования информационных и коммуникационных технологий;
перекодировать с русского письменного языка на русский устный;
определять объем в различных единицах измерения количества информации;
решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение.
2.Компьютер как универсальное устройство обработки информации(7 часов)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».
Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
об устройстве компьютера;
понятия данных, программы, процесса программной обработки данных;
основные характеристики процессоров, что такое системная плата, ее основные элементы;
виды и характеристики основных периферийных устройств, названия и функции основных клавиш клавиатуры;
что такое накопитель, принцип работы накопителей, различные виды носителей информации, правила их использования;
определение файла, папки, ярлыка, форматирования, имени файла, расширения, различать виды форматирования, основные типы расширений;
что такое полное и сокращенное имена файлов, обозначения дисков, понятие логического диска, корневой папки, пути к файлу;
основные действия с файлами и папками;
что такое системное программное обеспечение, операционная система, драйверы устройств, дистрибутив, этапы загрузки операционной системы;
понятие прикладных программ, определение приложения, название основных приложений и приложений специального назначения;
определение интерфейса, управляющие элементы интерфейса, структуру окна, назначение контекстного меню;
что такое информационное пространство какого-либо одного компьютера, структуру иерархической системы папок Windows, назначение папок Мой компьютер, Корзина, Сетевое окружение, понятие и структуру Рабочего стола;
что такое компьютерный вирус, виды компьютерных вирусов, понятие антивирусной программы, виды антивирусных программ.
Уметь:
составлять функциональную схему компьютера и объяснять принцип взаимодействия частей ПК;
определять тактовую частоту процессора;
разделять периферийные устройства на устройства ввода и устройства вывода;
различать носители информации, определять объем оперативной памяти данного компьютера;
распознавать различные типы файлов;
записывать полное имя файла;
пояснять выполнение действий с папками и файлами;
перезагружать компьютер;
объяснять назначение основных прикладных программ;
работать с программой обработки изображений;
создавать на Рабочем столе значки папок, ярлыки;
находить антивирусную программу на компьютере.
3. Коммуникационные технологии (17 часов)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электроннойWeb-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
принцип процесса передачи информации, характеристики канала связи
основные виды компьютерных сетей, их топологию
понятие протокола, основные виды протоколов
особенности работы с каталогами и поисковыми машинами, URL-адреса, преимущества и недостатки основных поисковых машин
систему адресации электронной почты
назначение электронной почты
понятия почтового сервера и клиента, протокола службы, учетной записи, сообщения, папки электронной почты, загрузки и отправки сообщений
правовые и этические нормы распространения информации
преимущество web-страниц перед обычными текстовыми документами, какие теги должны обязательно присутствовать в html-документе
логическую структуру web-страницы
основные теги для форматирования текста, для вставки изображений, для создания гиперссылки
Уметь:
организовывать поиск и оценивать информацию, получаемую из Интернета
определять качество и количество информации, передаваемое по определенному каналу связи
создавать свой электронный ящик на web-сервере, структурировать входящие сообщения, просматривать маршрут следования письма
избирательно относиться к полученной информации
использовать web-ресурсы в повседневной жизни и в учебной деятельности
создавать web-страницу с использованием html-тегов
создавать web-страницы с помощью редактора Блокнот, создавать web-сайты с помощью web-редактора
организовывать web-сайты, используя табличный способ представления информации
использовать средства ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов
Повторение (2 часа)
9 класс
1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 часов)
Пиксель. Растр. Разрешающая способность. Глубина цвета. Графические режимы монитора. Видеопамять. Графические объекты. Графические редакторы. Форматы графических файлов. Интерфейс и основные инструменты для создания и обработки графических изображений. Интерфейс и основные инструменты для создания анимации. Интенсивность звука. Частота звука. Громкость звука. Частота дискретизации. Глубина кодирования звука. Интерфейс звукового редактора. Основные команды обработки звука. Технические средства и способы обработки цифровых фото и видео. Методы сжатия видеоинформации. Обзор программ, позволяющих выполнять захват, печать и редактирование цифровых фото и видео.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».
Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»
Практическая работа № 4 «Анимация»
Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации»
Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»
Контрольная работа № 1 «Кодирование и обработка графической информации»
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
формы представления графической информации
характеристики растрового и векторного изображения
характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов
как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB
способы получения и редактирования цифровых фотографий: этапы создания цифрового видеофильма
Уметь:
редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах
выбрать графический редактор для создания и редактирования графического документа
проводить оценку качества оцифрованного звука
проводить захват и редактирование цифрового фото и видео
2. Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов)
Кодировки знаков. Принцип кодирования текстовой информации. Текстовый редактор. Текстовый процессор. Способы создания текстовых документов. Параметры страницы. Вставка колонтитулов и номеров страниц. Буфер обмена. Редактирование текстовой информации. Специальные символы. Редактор формул. Операции поиска и замены. Проверка правописания. Автозамена частых опечаток. Сохранение исправлений. Форматирование символов. Абзац. Форматирование абзацев. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Форматирование заголовков. Способы создания таблиц. Редактирование и форматирование таблиц. Гипертекст. Гиперссылки. Закладки. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода. Назначение и использование сканера.
Практические работы:
Практическая работа № 7 «Кодирование текстовой информации».
Практическая работа № 8 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 9 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 10 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 11 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
Практическая работа № 12 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа № 13 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».
Контрольная работа № 2 «Кодирование и обработка текстовой информации»
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
различные кодировки знаков, принцип кодирования текстовой информации
различные способы создания документа, установку параметров страницы
что такое буфер обмена, редактирование, специальные символы, редактор формул
как выполняются операции поиска и замены, проверки правописания, автозамены частых опечаток, сохранения исправлений
параметры форматирования символов
что такое абзац, основные параметры абзаца
понятия нумерованных, маркированных, многоуровневых списков
как задаются параметры форматирования заголовков
различные способы создания таблиц, методы их редактирования и форматирования
понятия гипертекста, гиперссылки, закладки
о различных возможностях компьютерных словарей и систем компьютерного перевода
назначение и использование сканера, его основные возможности
Уметь:
переключать кодировку символов в текстовом редакторе
устанавливать различные параметры страницы
вставлять в текст специальные символы, буквицу, математические формулы, копировать, перемещать и удалять фрагменты текста
сохранять текст в различных форматах, печатать документ
использовать различные параметры форматирования символов
форматировать абзацы
создавать нумерованные и маркированные списки
использовать стили форматирования, устанавливать вид оглавления документа
создавать и заполнять таблицы
создавать простейший гипертекстовый документ
переводить англоязычные термины
сканировать бумажные документы и преобразовывать их в компьютерные текстовые документы с помощью систем оптического распознавания
3. Кодирование и обработка числовой информации (10 часов)
Системы счисления и их назначение. Свернутая и развернутая форма записи числа. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Основные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление) для двоичных чисел. Различные форматы хранения чисел в компьютере. Электронная таблица. Ячейка. Адрес ячейки. Диапазон ячеек. Лист. Книга. Форматирование ячеек. Правила ввода в электронную таблицу основных типов данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Алгоритм суммирования значений диапазона ячеек. Функции для нахождения степени и квадратного корня. Диаграммы. Типы диаграмм. Способы задания исходных данных. Область диаграммы. Легенда.
Практические работы:
Практическая работа № 14 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Практическая работа № 15 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа № 16 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
Практическая работа № 17 «Построение диаграмм различных типов».
Практическая работа № 18 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
Контрольная работа № 3 «Кодирование и обработка числовой информации»
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
что такое системы счисления, какие они бывают, свернутая и развернутая форма записи числа, назначение систем счисления
алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот
таблицы сложения, вычитания и умножения двоичных чисел, алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления в двоичной и десятичной системах счисления
о различных форматах хранения чисел в компьютере
что такое электронная таблица, понятие ячейки, адреса, диапазона, листа, книги
правила ввода в электронную таблицу трех основных типов данных
что такое относительные, абсолютные и смешанные ссылки
алгоритм суммирования значений диапазона ячеек, функции для нахождения степени и квадратного корня
различные типы диаграмм, способы задания исходных данных, понятия области диаграммы, области построения диаграммы, легенды
Уметь:
записывать числа в свернутой и развернутой формах в десятичной и двоичной системах счисления
выполнять перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот
выполнять основные арифметические действия для двоичных чисел
переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную
определять адрес ячейки и диапазона, проводить простейшее форматирование ячеек (ставить рамки, использовать заливку, изменять высоту строк, толщину столбцов, удалять и вставлять строки и столбцы)
записывать математические выражения по правилам электронной таблицы
вводить формулы с различными видами ссылок
заполнять таблицы значениями функции
выбирать типы диаграмм, задавать основные параметры, строить простейшие диаграммы.
4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированное программирование (20 часов)
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Обзор языков программирования. Язык программирования Visual Basic, назначение элементов интерфейса. Проект, форма, объекты, свойства и методы. Этапы разработки проекта. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Оператор присваивания. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. Линейный алгоритм. Функции ввода и вывода данных, кодовые значения, определяющие вид окна сообщений. Ветвление: полное и неполное. Алгоритмическая структура «выбор» и ее реализация на Visual Basic. Графические методы.
Практические работы:
Практическая работа № 19 «Знакомство с системами объектно-ориентированного программирования»
Практическая работа № 20 «Проект «Переменные»»
Практическая работа № 21 «Проект «Строковый калькулятор»»
Практическая работа № 22 «Проект «Даты и время»»
Практическая работа № 23 «Проект «Калькулятор»»
Практическая работа № 24 «Проект «Сравнение кодов символов»»
Практическая работа № 25 «Проект «Отметка»»
Практическая работа № 26 «Проект «Коды символов»»
Практическая работа № 27 «Проект «Слово-перевертыш»»
Практическая работа № 28 «Проект «Графический редактор»»
Контрольная работа № 4 «Основы алгоритмизации и программирования»
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов
понятия исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя, программы
процесс исполнения алгоритма компьютером
понятия транслятора, компилятора
классификацию и названия языков программирования
особенности объектно-ориентированного программирования по сравнению с алгоритмическими языками программирования
основные понятия проекта, формы, объекта, свойств и методов, событийной процедуры
этапы разработки и способ загрузки проектов
понятия переменной, основные типы переменных, объявление переменных
основные алгоритмические структуры
структуру функции и типы функций, синтаксис функций ввода-вывода данных
правила описания основных геометрических объектов, графические методы для рисования геометрических фигур
Уметь:
обосновывать свойства алгоритмов, приводить примеры из собственного жизненного опыта
представлять алгоритм в виде блок-схемы
изменять свойства объектов, графического интерфейса проекта и редактировать программный код, создавать свои событийные процедуры
применять оператор присваивания
описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран
выполнять арифметические операции над переменными
организовать диалоговые окна сообщений
применять функции ввода-вывода при создании собственных проектов
создавать простые графические редакторы
определять результат программы по ее описанию
5. Моделирование и формализация (10 часов)
Моделирование как метод познания. Модели материальные и информационные. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. План проведения поэтапного моделирования. Компьютерный эксперимент. Компьютерные модели из различных предметных областей. Информационные модели систем управления. Обратная связь.
Практические работы:
Практическая работа № 29 «Бросание мячика в площадку»
Практическая работа № 30 «Проект «Графическое решение уравнений»»
Практическая работа № 31 «Проект «Распознавание удобрений»»
Практическая работа № 32 «Проект «Модели систем управления»»
Контрольная работа № 5 «Моделирование и формализация»
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
понятия моделирования, формализации, визуализации
основные этапы моделирования
принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними
Уметь:
приводить примеры моделирования в различных областях деятельности
создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей
строить информационные модели систем управления
приводить примеры систем управления в технических устройствах, общественных отношениях
6. Информатизация общества (3 часа)
Информационное общество. Информатизация и компьютеризация. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
понятия информационного общества, информатизации и компьютеризации
что такое информационная культура
перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Уметь:
приводить примеры информатизации и компьютеризации в повседневной жизни
приводить примеры перспектив развития информационных и коммуникационных технологий
Повторение (3 часа)
Требования к уровню подготовки по итогам изучения Информатики и ИКТ
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.
Критерии и нормы оценки
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки выполнения практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка письменных контрольных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Литература
Для учителя
Н.Д. Угринович «Преподавание курса “Информатика и ИКТ в основной и старшей школе“ 8-11 классы: методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Информатика 7-9. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ под ред. Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2007
Информатика 7-9. Практикум по информационным технологиям. Базовый курс/ под ред. Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2007
Комплект цифровых образовательных ресурсов
Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей
Linux-DVD, содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Для учащихся
Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Календарно – тематическое планирование. 8 класс
№ с нач курса
№ с нач раздела
Тема урока
Содержание программы
Вид контроля
Количество часов
Дата по плану
Факт дата
1
1
Инструктаж по ТБ. Информация в живой и неживой природе.
Познакомить с правилами поведения в кабинете информатики, техникой безопасности. Познакомиться с понятиями "информация", "информационный процесс". Приводить примеры получения, хранения, обработки информации в живой и неживой природе.
1
2.09
2
2
Человек и информация. Информационные процессы в технике.
Познакомить обучающихся со способами восприятия информации, формами представления информации, со средствами распространения информации, с системами управления техническими устройствами, робототехникой.
1
9.09
3
3
Кодирование информации с помощью знаковых систем.
Познакомить обучающихся с понятиями "кодирование", "знак", "знаковая система", "символ", "сигнал", "естественные и формальные языки", "длина кода", "перекодирование". Дать представление о хранении информации в памяти компьютера.
1
16.09
4
4
Практическая работа №1"Кодирование информации".
Научить представлять информацию с помощью различных знаковых систем.
Практическая работа
1
23.09
5
5
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания.
Познакомить обучающихся с понятием "количество информации", с единицами измерения информации на компьютере.
1
30.09
6
6
Определение количества информации.
Познакомить обучающихся со способом определения количества информации в информационном сообщении.
1
7.10
7
7
Практическая работа №2"Определение количества информации с помощью калькулятора".
Научить обучающихся определять количество информации, содержащееся в информационном сообщении, с помощью калькулятора.
Практическая работа
1
14.10
8
8
Алфавитный подход к определению количества информации.
Познакомить обучающихся с алфавитным подходом к определению количества информации.
1
21.10
9
9
Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы».
Закрепление изученного материала по теме "Информация и информационные процессы".
Контрольная работа
1
28.10
Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)
10
1
Программная обработка данных на компьютере. Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».
Познакомить обучающихся с понятиями "данные", "программа", "оперативная память", "долговременная память". Дать представление о взаимодействии всех частей компьютера друг с другом (функциональная схема компьютера).
Практическая работа
1
11.11
11
2
Устройство компьютера. Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».
Познакомить обучающихся с устройствами компьютера и их назначением.
Практическая работа
1
18.11
12
3
Файлы и файловая система. Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»
Познакомить обучающихся с понятиями "файл", "форматирование дисков", "файловая система". Научить работать с файлами и дисками.
Практическая работа
1
25.11
13
4
Программное обеспечение компьютера. Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Познакомить с понятиями "операционная система", "драйвер", "приложение". Познакомить с функциями операционной системы и видами приложений (прикладным программным обеспечением).
Практическая работа
1
2.12
14
5
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».
Познакомить с понятиями "вирус", "антивирусная программа". Познакомить с видами вирусов и антивирусных программ. Научить устанавливать антивирусные программы и проверять компьютер на наличие вирусов с помощью антивирусных программ.
Практическая работа
1
9.12
15
6
Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
Познакомить обучающихся со способами правовой охраны информации; с отличиями между лицензионными, условно бесплатными и свободно распространяемыми программами; методами защиты информации.
1
16.12
16
7
Контрольная работа "Компьютер как универсальное устройство обработки информации".
Закрепление изученного материала по теме "Компьютер как универсальное устройство обработки информации".
Контрольная работа
1
23.12
Раздел 3. Коммуникационные технологии (17 часов)
17
1
Передача информации. Виды сетей. Локальные сети
Познакомить с принципами процесса передачи информации. Изучить виды компьютерных сетей.
1
13.01
18
2
Решение задач по теме "Передача информации".
Повторение по теме "Передача информации".
1
20.01
19
3
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
Сформировать навыки работы в локальных сетях.
Практическая работа
1
27.01
20
4
Глобальная компьютерная сеть "Интернет". Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Познакомить с понятиями "Интернет", "адресация в Интернет", "доменная система имен", "маршрутизация и транспортировка данных". Познакомить со структурой сети Интернет.
Практическая работа
1
3.02
21
5
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Сформировать навыки настройки подключения к Интернет и получения информации о маршруте прохождения данных.
Практическая работа
1
10.02
22
6
Информационные ресурсы и сервисы сети Интернет.
Организовать совместную деятельность для изучения ресурсов и сервисов сети Интернет.
1
17.02
23
7
Практическая работа №11 "Путешествие по Всемирной паутине".
Сформировать навыки работы с сервисами сети Интернет.
Практическая работа
1
24.02
24
8
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Научить обучающихся обмениваться письмами с помощью электронной почты, соблюдая этические и правовые нормы.
Практическая работа
1
2.03
25
9
Поиск информации в компьютерных сетях. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Познакомить с организацией поиска информации в сети Интернет.
Практическая работа
1
9.03
26
10
Практическая работа №14"Поиск информации в сети Интернет".
Сформировать навык грамотного поиска информации в Интернет (с применением правил поиска). Научиться получать и сохранять информацию с серверов в сети Интернет на локальный компьютер.
Практическая работа
1
16.03
27
11
Электронная коммерция в Интернете
Знать правовые и этические нормы распространения информации
1
28
12
Web- страницы и Web - сайты
Знать преимущество web-страниц перед обычными текстовыми документами, какие теги должны обязательно присутствовать в html-документе
1
29
13
Структура Web- страницы
Знать логическую структуру web-страницы
1
30
14
Форматирование текста и вставка изображений на Web- странице
основные теги для форматирования текста, для вставки изображений, для создания гиперссылки.
1
31
15
Гиперссылки, списки на Web- страницах
Сформировать навык профессионального сайтостроения.
1
32
16
Практическая работа "Разработка простого Web-сайта".
создание web-страницы с помощью редактора Блокнот, создавать web-сайты с помощью web-редактора
Практическая работа
1
33
17
Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии».
Закрепление знаний и умений по теме "Коммуникационные технологии".
Контрольная работа
1
Повторение (2 часа)
34
1
Повторение по теме «Информация и информационные процессы»
Закрепление знаний и умений по теме «Информация и информационные процессы»
1
35
2
Повторение по теме «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»
Закрепление по теме «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»
1
Календарно – тематическое планирование . 9 класс.
№ урока
№ с начала темы
Тема урока
содержание
Вид контроля
Количество часов
Дата по плану
Дата по факту
Раздел 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 часов)
1
1
Инструктаж по ТБ. Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика.
Познакомить с принципами кодирования графической информации и видами графики.
1
3.09
2
2
Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».
Повторить отличия растровой графики от векторной.
Практическая работа
1
5.09
3
3
Знакомство с растровым графическим редактором Corel Photo Paint.
Познакомить с растровым графическим редактором Corel Photo Paint.
1
10.09
4
4
Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
формирования навыков обработки изображений в растровым графическом редакторе.
Практическая работа
1
12.09
5
5
Практическая работа № 3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Познакомить с векторным графическим редактором.
Практическая работа
1
16.09
6
6
Знакомство с векторным графическим редактором Corel Draw.
Создать условия для формирования навыков создания изображений в векторном графическом редакторе.
1
19.09
7
7
Растровая и векторная анимация.
Познакомить с растровой и векторной анимацией.
1
23.09
8
8
Практическая работа № 4 «Анимация»
Создать условия для формирования навыков создания анимации.
Практическая работа
1
26.09
9
9
Кодирование звуковой информации.
Познакомить с принципами кодирования звуковой информации.
1
1.10
10
10
Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации»
Создать условия для формирования навыков создания и обработки звуковой информации.
Практическая работа
1
3.10
11
11
Цифровое фото и видео.
Познакомить с цифровым способом обработки графической и видеоинформации.
1
8.10
12
12
Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»
Создать условия для формирования навыков обработки цифровых фотографий и цифрового видео.
Практическая работа
1
10.10
13
13
Практическая работа № 6 (часть 2) «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»»
Создать условия для формирования навыков обработки цифровых фотографий и цифрового видео.
Практическая работа
1
14.10
14
14
Повторительно – обобщающий урок по теме "Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации".
Закрепление знаний по кодированию и обработке графической и мультимедийной информации.
1
17.10
15
15
Контрольная работа №1 "Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации".
Закрепление знаний по кодированию и обработке графической и мультимедийной информации.
Контрольная работа
1
22.10
Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов)
16
1
Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 7 «Кодирование текстовой информации».
Познакомить с понятиями "текстовая информация", "двоичное кодирование". Познакомить с представлением текста в памяти компьютера.
Практическая работа
1
24.10
17
2
Создание документов в текстовых редакторах. Практическая работа № 8 «Вставка в документ формул».
Познакомить с понятиями "текстовый редактор" и "текстовый процессор". Познакомить со способами создания документов. Познакомить с параметрами страницы. Познакомить с правилами сохранения и печати документа.
Практическая работа
1
29.10
18
3
Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документа. Практическая работа № 9 «Форматирование символов и абзацев».
Создание документов в тектовом процессоре, ввод и редактирование текстовой информации в документе.
Практическая работа
1
31.10
19
4
Форматирование документа. Практическая работа № 8 «Вставка в документ формул».
Познакомить с понятиями "форматирование", "редактирование". Изучить способы форматирования символов, абзацев, страниц и т.д.
Практическая работа
1
12.11
20
5
Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа № 9 «Форматирование символов и абзацев».
Научить вставлять и редактировать символы и абзацы в документ. Научить форматировать страницу.
Практическая работа
1
14.11
21
6
Таблицы. Практическая работа № 10 «Создание и форматирование списков».
Познакомить с понятиями "формула", "список". Познакомить с различными видами списков. Познакомить со способами вставки формул и списков в текстовый документ.
Практическая работа
1
19.11
22
7
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа № 11 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
Научить вставлять формулы в документ различными способами. Научить вставлять различные списки в документ.
Практическая работа
1
21.11
23
8
Системы оптического распознавания документов. Практическая работа № 13 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».
Научить вставлять таблицы в документ. Научить создавать и редактировать графические объекты в документе.
Практическая работа
1
26.11
24
9
Контрольная работа №2 "Кодирование и обработка текстовой информации".
Закрепить знания по теме "Кодирование и обработка текстовой информации".
Контрольная работа
1
28.11
Кодирование и обработка числовой информации (10 часов)
25
1
Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Познакомиться с понятием "система счисления" и видами систем счисления.
1
3.12
26
2
Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Познакомиться с арифметическими операциями в позиционной системе счисления.
1
5.12
27
3
Двоичное кодирование чисел в компьютере.
Познакомиться с понятием "двоичное кодирование" и способом представления чисел в памяти компьютера.
1
10.12
28
4
Практическая работа № 14 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Научиться переводить числа из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
Практическая работа
1
12.12
29
5
Электронная таблица и её основные параметры.
Познакомиться с понятием "электронная таблица", основными параметрами электронных таблиц.
1
17.12
30
6
Основные типы и форматы данных электронных таблиц.
Познакомиться с основными типами и форматами данных, вводимых в ячейки таблицы.
1
19.12
31
7
Относительная, смешанная и абсолютная адресации. Практическая работа № 15 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Познакомиться с понятиями "относительная адресация", "относительная ссылка", "смешанная адресация", "смешанная ссылка", "абсолютная адресация" и "абсолютная ссылка". Научиться вставлять относительные, смешанные, абсолютные ссылки в электронные таблицы.
Практическая работа
1
24.12
32
8
Вставка функций, формул и диаграмм в электронные таблицы. Практическая работа № 16 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». Инструктаж по ТБ
Познакомиться с понятиями "формула", "диаграмма", "функция". Научиться вставлять формулы, функции и диаграммы в электронную таблицу.
Практическая работа
1
26.12
3 четверть
33
9
Базы данных в электронных таблицах Практическая работа № 17 «Построение диаграмм различных типов». Практическая работа № 18 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
Научиться вставлять формулы, функции и диаграммы в электронную таблицу.
Практическая работа
1
14.01
34
10
Контрольная работа №3 "Кодирование и обработка числовой информации".
Закрепить знания по теме "Кодирование и обработка числовой информации".
Контрольная работа
1
16.01
Основы алгоритмизации и обьектно – ориентированного программирования (20 часов)
35
1
Понятие алгоритма.
Познакомить с понятием "алгоритм" и его свойствами.
1
21.01
36
2
Исполнители алгоритмов.
Познакомить обучающихся с основными понятиями и способами записи алгоритмов.
1
23.01
37
3
Алгоритмические структуры и их запись на языке блок-схем.
Познакомить с алгоритмическими структурами и их записью на языке блок-схем.
1
28.01
38
4
Алгоритмические структуры и их запись на алгоритмическом языке.
Познакомить с алгоритмическими структурами и их записью на алгоритмическом языке.
1
30.01
39
5
Практическая работа № 19 «Знакомство с системами объектно-ориентированного программирования»
Познакомить с системами объектно-ориентированного программирования
Практическая работа
1
4.02
40
6
Объектно-ориентированное программирование. Практическая работа № 19 «Знакомство с системами объектно-ориентированного программирования»
Познакомить с объектно-ориентированным языком программирования Turbo Pascal.
Практическая работа
1
6.02
41
7
Основные понятия Turbo Pascal.
Обеспечить усвоение основных понятий TP.
1
11.02
42
8
Практическая работа № 20 «Проект «Переменные»»
Знакомство с языком программирования Turbo Pascal.
Практическая работа
1
13.02
43
9
Понятие переменной в ЯП Tpascal, её тип, имя и значение.
Знакомство с понятием "переменная", и её типом, именем и значением, оператор присваивания.
1
18.02
44
10
Реализация линейной структуры на Tpascal. Практическая работа № 21 «Проект «Строковый калькулятор»»
Изучение линейной алгоритмической структуры и её запись на ЯП Tpascal.
Практическая работа
1
20.02
45
11
Арифметические, строковые и логические выражения. Практическая работа № 22 «Проект «Даты и время»»
Научить описывать линейные алгоритмы на ЯП Tpascal.
Практическая работа
1
25.02
46
12
Практическая работа № 23 «Проект «Калькулятор»»
Научить описывать линейные алгоритмы на ЯП Tpascal.
Практическая работа
1
27.02
47
13
Реализация алгоритмической структуры "ветвление" на TР Практическая работа № 24 «Проект «Сравнение кодов символов»»Pascal.
Изучение алгоритмической структуры "ветвление" и её запись на ЯП TPascal.
Практическая работа
1
3.03
48
14
Реализация алгоритмической структуры "цикл" на TPascal. Практическая работа № 25 «Проект «Отметка»»
Изучение алгоритмической структуры "циклы" и их запись на ЯП TPascal.
Практическая работа
1
5.03
49
15
Практическая работа № 26 «Проект «Коды символов»»
Научить описывать линейные алгоритмы на ЯП Tpascal.
Практическая работа
1
10.03
50
16
Практическая работа № 27 «Проект «Слово-перевертыш»»
Научить описывать алгоритмические структуры "ветвление" и "циклы" на ЯП TPascal.
Практическая работа
1
12.03
51
17
Практическая работа № 28 «Проект «Графический редактор»»
Научить описывать линейные алгоритмы на ЯП Tpascal.
Практическая работа
1
17.03
52
18
Функции в языках обьектно – ориентированного и алгоритмического программирования
Функции в языках обьектно – ориентированного и алгоритмического программирования
1
19.03
4 четверть
53
19
Основы обьектно – ориентированного визуального программирования
Основы обьектно – ориентированного визуального программирования
1
54
20
Контрольная работа №4 "Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования".
Закрепление изученного материала по теме "Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования".
Контрольная работа
1
Моделирование и формализация (10 часов)
55
1
Окружающий мир как иерархическая система
Система как целостная совокупность объектов.
1
56
2
Компьютерное моделирование в среде табличного процессора MS Exсel
Формирование и развитие исследовательских навыков учащихся.
1
57
3
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
Формирование и развитие исследовательских навыков учащихся.
1
58
4
Построение и исследование физических моделей.
Построение и исследование физических моделей.
1
59
5
Практическая работа № 29 «Бросание мячика в площадку»
Освоить технологию моделирования в среде табличного процессора.
Практическая работа
1
60
6
Практическая работа № 30 «Проект «Графическое решение уравнений»»
Формирование и развитие исследовательских навыков учащихся.
Практическая работа
1
61
7
Практическая работа № 31 «Проект «Распознавание удобрений»»
Освоить технологию моделирования в среде табличного процессора.
Практическая работа
1
62
8
Практическая работа № 32 «Проект «Модели систем управления»»
Сформировать представление об информационной модели системы управления объектами.
Практическая работа
1
63
9
Информационные модели управления объектами.
Сформировать умения строить и описывать модели с помощью систем управления объектами.
1
64
10
Контрольная работа №5 "Моделирование и формализация".
Закрепление знаний по теме "Моделирование и формализация".
Контрольная работа
1
Информатизация общества (3 часа)
65
1
Основные этапы развития средств информационных технологий.
Познакомиться с основными этапами развития средств информационных технологий.
1
66
2
Информационная культура.
Познакомиться с понятиями "информационная грамотность", "информационная культура", рассмотреть их отличия.