kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая учебная программа по информатике для 9 класса (по учебнику Семакина И.Г.; базовый курс )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа по информатике и ИКТ для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и программы по информатике и ИКТ к учебнику 8-9  классов И.Г. Семакин.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса нашего образовательного уч­реждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практи­ческих работ, необходимых для формирования информационно-коммуникативной компе­тентности учащихся.

Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых тех­нологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информа­цию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать инфор­мацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и про­цессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20—25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов — интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержа­тельного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение раз­личных практических работ должно быть отведено не менее половины учебных часов (не менее 12 часов). При выполнении работ практикума предполагается использование актуаль­ного содержательного материала и заданий из других предметных областей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по информатике для 9 класса (по учебнику Семакина И.Г.; базовый курс ) »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 85.



УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

протокол № ___

от 29 августа 2012 года








РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНФОРМАТИКЕ

ДЛЯ 9 КЛАССА

на 2012/2013 учебный год.


Составлена на основе ПРОГРАММЫ общеобразовательных учреждений. Программа по информатике. СПб «Питер» 2007. Составитель Н.В. Макарова

УМК по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 9 класса», авторы И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова










Составитель А.А. Очередник,

Учитель информатики.







2012 г

Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и программы по информатике и ИКТ к учебнику 8-9 классов И.Г. Семакин (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса нашего образовательного уч­реждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практи­ческих работ, необходимых для формирования информационно-коммуникативной компе­тентности учащихся

Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации инфор­мационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоз­зрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьни­ков; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школь­никам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная мо­дель.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использо­вания средств информационных технологий, являющееся значимым не только для форми­рования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятель­ности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предме­тов. В связи с этим, а также для повы­шения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики — дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению об­щей идеи о дискретном представлении и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматривают­ся во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются форма­лизованные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером. Структуры записи и исполнение алгоритма визуализируются.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

В последних разделах курса отрабатываются технологии электронной коммуникации и коллективной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых тех­нологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информа­цию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать инфор­мацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и про­цессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20—25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов — интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержа­тельного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение раз­личных практических работ должно быть отведено не менее половины учебных часов (не менее 12 часов). При выполнении работ практикума предполагается использование актуаль­ного содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и ком­муникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проек­тную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение несколь­ких недель. В итоговом подсчете учебного времени к образова­тельной области «Информатика и информационные технологии» отнесена половина часов практикумов, также на изучение раздела «Алгоритмизация», и отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.

Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, ин­
    формационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ),
    организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.










Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 11 часов (10,5%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета региональных условий.

Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным, более того оно частично осваиваться уже в начальной школе за счет использования школьном и регионального компонентов учебного плана. Содержание образовательной области «Информатика и информационные технологии» осваивается как в рамках отдельного школьного предмета с таким названием, так и в межпредметной проектной деятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В это направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известны алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одной из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различны; источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общи; задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные техноло­гии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельнос­ти, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры прак­тического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учеб­ной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельнос­ти и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-ком­муникационной компетентности учащегося.


Межпредметные связи

Знания, полученные при изучении курса «Информатика и информационные техноло­гии», учащиеся могут в дальнейшем использовать для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний — фи­зике, химии, биологии и др. Практические навыки и умения могут быть использованы при создании докладов, статье, мультимедиа презента­ции в различных предметах. Вычислительные и алгоритмические умения в математике, физике и др., овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.


Изменения, внесенные в примерную учебную программу, их обоснование

Примерная программа для общеобразовательных учреждений под редакцией Семакин И., Залогова Л. И. рассчитана для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования VIII и IX классах. В том числе в VIII — 1 учебный час в неделю, IX классах — 2 учебных часа в неделю. В связи со сложностью учащимися изучения некоторых тем и непрерывного курса обучения, продолжая пропедевтический курс V – VI классов рабочая учебная программа рассчитана на 102 часа для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе IX — по 1 учебному часу в неделю. В рабочей учебной программе выделено меньше часов на изучение тем «Управление и алгоритмы», «Программное управление работой компьютера» из-за малого количество учебного времени. Распределение содержания по годам обучения адаптировано под конкретную школу из опыта работы учителей информатики.

Раздел

Дидактические единицы, которые необходимо ввести в рабочую программу

Управление и алгоритмы

Алгоритмы. Основные структуры: линейный, разветвляющийся, циклический.

Программное управление работой компьютера

Программы. Язык программирования Паскаль. Написание программ.

Минимальный уровень технологических умений учащихся перед прохождением курса:

Учащиеся должны знать:

- возможности основных устройств компьютера;

- включать и выключать компьютер;

- назначение Рабочего стола;

- назначение компьютерного меню и Главного меню;

- основные правила набора текста.


Учащиеся должны уметь:

- работать мышью;

- выбирать пункты меню;

- запускать программы и завершать работу с ней;

- изменять размеры и расположение окна;

- вводить и редактировать текст;

- копировать, перемещать, удалять фрагменты текста, рисунка.







Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по информатике и ИКТ по данной программе

Учебники

Учебные пособия

Методические

пособия

Информатика: Учебник по базовому курсу 9 класс. М.:/ Под ред. Семакин И., Залогова Л. И др.- Лаборатория Базовых Знаний, 2006.

1. Информатика. Задачник-практикум 1 и 2 части/Под ред. И.Г Семакина. – М.: ЛБЗ, 2001.

2. Раздаточные материалы, лабораторные работы, системы задач для организации изучения возможностей редакторов и практической работы за компьютером..

3. Структурированный конспект базового курса./Под ред.Семакин Я. Г.,Вараксин Г. С.-М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001

Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006, стр. 206 – 218.



Требования к уровню подготовки учащихся

по информатике и информационным технологиям


В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Контроль уровня обученности включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета. Средства контроля находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню освоения предмета. Контроль уровня обученности запланирован проводиться в завершении каждого конкретного раздела в форме тестового среза и проверки практических навыков работы за компьютером, применяя современные информационные в практической деятельности и повседневной жизни представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося
















Содержание обучения


  1. Передача информации в компьютерных сетях — 10 ч

Содержание базового курса информатики. Правила техники безопасности и эргономики при ра­боте за компьютером.

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.


Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.


Требования к уровню подготовки.

Учащиеся должны знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • работать с одной из программ-архиваторов.


  1. Информационное моделирование - 5 ч.

Понятие модели; модели натурные и информационные. На­значение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация ин­формации. Области применения компьютерного информацион­ного моделирования.


Требования к уровню подготовки.

Учащиеся должны знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделью;

  • какие существуют формы представления информацион­ных моделей (графические, табличные, вербальные, мате­матические);

уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично-организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для про­стых случаев.


Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.


  1. Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.


Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».


Требования к уровню подготовки.

Учащиеся должны знать:

  • что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.

уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД;

  • редактировать содержимое полей БД,

  • сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД


  1. Табличные вычисления на компьютере – 10 час.

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.


Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.


Требования к уровню подготовки.

Учащиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • графические возможности табличного процессора.

уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.


  1. Управление и алгоритмы - 10 ч

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный ал­горитмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомога­тельные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.


Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и цикличе­ских алгоритмов управления исполнителем; составление алго­ритмов со сложной структурой; использование вспомогатель­ных алгоритмов (процедур, подпрограмм).


Требования к уровню подготовки.

Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алго­ритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, вет­вление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;

уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алго­ритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алго­ритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.


Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.


  1. Программное управление работой компьютера - 12 ч

  • Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

  • Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов.

  • Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирова­ние, отладка, тестирование.


Практика на компьютере: знакомство с системой програм­мирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполне­ние данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обра­ботки массивов.


Требования к уровню подготовки.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования;

  • что такое трансляция;

  • назначение систем программирования;

  • правила оформления программы на Паскале;

  • правила представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования;

уметь:

  • работать с готовой программой на одном из языков про­граммирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.


Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.


  1. Информационные технологии и общество – 4 ч

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информаци­онных ресурсов. Информационные ресурсы современного обще­ства. Понятие об информационном обществе. Проблемы безо­пасности информации, этические и правовые нормы в информа­ционной сфере.


Требования к уровню подготовки.

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема безопасности информации;

  • какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь ин­формационных ресурсов;

уметь:

  • регулировать свою информационную деятельность в соот­ветствии с этическими и правовыми нормами общества.


  1. Повторение – 5 ч.



Формы и средства контроля


п.п.

Тема

Кодификатор

Форма контроля

Стартовый контроль.

Основные устройства компьютера. Кодирование информации. Технология обработки числовой информации. Технология хранения и обработки информации.

Тест

Контрольная работа по теме «Управление и алгоритмы»

Алгоритм. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение

Тест, решение задач

Контрольная работа по теме «Программирование линейных алгоритмов»

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания на языке программирования TurboPascal.

Решение задач

Контрольная работа за 1-е полугодие

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвление, цикл на языке программирования TurboPascal.

Тест, решение задач

Контрольная работа по теме «Программное управление работой компьютера»

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвление, цикл на языке программирования TurboPascal.

Тест, решение задач

Контрольная работа по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

Классификация компьютерных сетей. Топология. Адрес. Почта. Язык разметки HTML.

Тест, практическая работа

Итоговая контрольная работа

Управление и алгоритмы. Программное управление работой компьютера. Передача информации в компьютерных сетях.

Тест, практическая работа


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы


Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.

  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.


Перечень используемых в курсе компьютерных программ


  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения.

  • Простой редактор Web-страниц.

  • Система компьютерного черчения «Компас».

Перечень используемых ЦОР


  • электронный учебник «Анатомия компьютера» (MAUS Software Институт проблем искусственного интеллекта под ред. А.И. Шевченко),1998;

  • учебная книга «Роботландия» - Роботландский сетевой Уневерситет, 1999;

  • электронный учебник «Компьютерный практикум»/ Под. ред. Н.Д.Угринович – Лаборатория Базовых Знаний, 2001;

  • электронный учебник «HTML – конструирование»/ Под. ред. А.А.Дуванов – Роботландский сетевой Уневерситет, 1999;

  • мультимедийные учебники по офисным приложениям: TeachPro MS Excel 2000, TeachPro MS Word 2000, TeachPro MS Access 2000 – 1C: Мир компьютера, 2002;

  • серия «практический курс по информационным технологиям»:MS Windows XP, MS Word - Кирилл и Мефодий, 2003;

  • учебная книга «Мир информатики 1 – 4 год обучения» - Кирилл и Мефодий, 2003;

  • ваш Репетитор «Информатика 7 – 11 классы» - ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение, 2003;

  • интерактивный задачник «Информатика 9-11 классы» - Новый Диск «Интерактивная линия», 2004;

  • эксресс-подготовка к экзамену «Информатика 9-11 классы» - Новая школа, 2006.


































Рекомендуемая литература, используемая для подготовки программы:


  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2- 11 классы. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006, стр. 206 – 218.

  2. Научно – методический журнал «Информатика и образование» №4 – 2004, №1,2,3,4,5,6 – 2005

  3. Программа по информатике/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.:Питер, 2007.


Рекомендуемая литература для учащихся:


  1. Информатика: Учебник по базовому курсу 9 класс. М.:/ Под ред. Семакин И., Залогова Л. И др.- Лаборатория Базовых Знаний, 2006.

  2. Информатика и информационные технологии 9 класс/Под ред. Н.Д.Угринович. – М.: ЛБЗ, 2005.

  3. Информатика. 9 класс. /Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб:Питер, 1999.


Дидактические средства:


  1. Информатика. Задачник-практикум 1 и 2 части/Под ред. И.Г Семакина. – М.: ЛБЗ, 2001.

  2. Раздаточные материалы, лабораторные работы, системы задач для организации изучения возможностей редакторов и практической работы за компьютером.

  3. Структурированный конспект базового курса./Под ред.Семакин Я. Г.,Вараксин Г. С.-М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Очередник Анна Александровна

Дата: 26.08.2014

Номер свидетельства: 112934

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Рабочая учебная программа по информатике для 8 класса (Семакин И.Г.) "
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia-uchiebnaia-proghramma-po-informatikie-dlia-8-klassa-siemakin-i-g"
    ["file_id"] => string(6) "112935"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1409019204"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа по информатике  для 9 класса на 2015-2016 учебный год "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-dlia-9-klassa-na-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "238036"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444470146"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по информатике, 9 класс, Семакин И.Г. "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-9-klass-siemakin-i-g"
    ["file_id"] => string(6) "227285"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440675967"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по предмету  информатика и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-programma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-priedmietu-informatika-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "294769"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455719237"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по информатике, 7-9 классы. ФГОС"
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia_proghramma_po_informatikie_7_9_klassy_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "439587"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1511097119"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства