Рабочая программа по предмету "Информатика" по курсу 5-го класса. ФГОС
Рабочая программа по предмету "Информатика" по курсу 5-го класса. ФГОС
Рабочая программа по информатике для 5-го класса, разработана с использованием авторской программы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» и соответствует ФГОС. Имеет полное соответствие требованиям, предъявляемым к рабочим программам. В связи с тем, что по новыс стандартам информатика изучается только с 7-го класса, программа расчитана только на 0,5 часа в неделю (всего 17 часов в год).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Информатика" по курсу 5-го класса. ФГОС »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена для обучения по информатике в 5-х классах МОУ СОШ № ___ на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); Требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); в соответствии с основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Программа разработана для преподавания с использованием УМК по информатике 5 класса авторов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» в 2015-2016 учебном году. Объем учебного времени – 0,5 ч в неделю, 17 ч в год.
Изучение информатики в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В ходе обучения информатике по данной программе решаются следующие задачи:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; понимание сущности алгоритма, умение действовать по готовому алгоритму при решении проблем творческого и поискового характера;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя пропедевтический курс в 5-6 классах и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны иметь первоначальные представления о компьютерной грамотности, достаточной для дальнейшего обучения.
Данная рабочая программа будет использоваться для обучения учащихся 5-х классов МОУ «___». В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный план данной образовательной организации предусматривает изучение предметной области «Математика и информатика», в которой выделен учебный предмет «Информатика». По результатам прошлого учебного года ученики показали следующие результаты по информатике: в 4а классе успеваемость - _, качество знаний - __, средний балл по предмету – __;в 4б классе успеваемость – __%, качество знаний – __%, средний балл по предмету – __. Такие показатели указывают на высокий уровень сформированности учебной мотивации.
Программа обучения информатике в 5 классе предусматривает такие же
методы обучения, как и для других школьных предметов, с учетом требований стандарта нового поколения. Основной формой обучения является урок, в ходе которого учитель создает условия для самостоятельной формулировки темы урока обучающимися, постановки целей и задач, осуществления исследовательской деятельности, выполнения компьютерного практикума с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей соответствующего возраста.
При организации учебного процесса необходимо учитывать такую психологическую особенность пятиклассников, как стремление к новизне, потребность в получении новых впечатлений и ощущений – с одной стороны это способствует любознательности, а с другой - быстрому переключению с одного дела на другое при поверхностном его изучении. Поэтому следует поощрять интерес ребёнка, направлять его. Обязательно использование на уроках активных форм обучения, которые строятся:
в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы;
на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения;
интерактивности, разнообразных коммуникациях;
на использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы;
деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
В период перехода от начальной ступени образования к основной, у учащихся изменяются позиции по отношению к школе и учению. Так, если в младшей школе ребёнок был поглощён самим процессом учёбы, то теперь подростка интересуют отношения со сверстниками. Однако, придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и учебную деятельность: он уже готов к тем видам деятельности, которые делают его более взрослым в собственных глазах. Его привлекают индивидуальные формы организации занятий, он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему. Поэтому необходимо широко использовать групповую, парную и индивидуальную формы работы на уроке, в ходе которой учащиеся самостоятельно осуществляют оценочную деятельность по определению успешности усвоения учебного материала.
Информатика является метапредметной дисциплиной и становится все более востребованной, как вспомогательный инструмент при изучении математики, русского языка, природоведения, технологии. УМК авторского коллектива Л. Босовой, А. Босовой, наиболее полно обеспечен методическими и дидактическими материалами и предусматривает изучение информатики в 5 классе в объеме учебного плана образовательной организации. В ней представлена система метапредметных понятий, относящихся к формированию общеучебных действий, с учетом ступени обучения, а также наиболее актуальные знания по учебному предмету. В содержании учебников представлены ключевые понятия современных теорий и идей, фактов, относящиеся к области информатики, математики, русского языка, технологии, с учетом ступени обучения. Они содержатся в федеральном перечне рекомендованных к образовательному процессу учебных пособий на текущий учебный год.
Место предмета в учебном плане образовательной организации
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программой по учебному предмету «Информатика» для 5 - 9 классов авторов Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой основного общего образования, предмет «Информатика» изучается с 7 по 9 класс. На изучение предмета «Информатика» отводится в 7-9 классах по 1 часу в неделю, всего 102 часа.
Согласно учебному плану общеобразовательной организации на изучение предмета «Информатика» в 5 классе отводится 0,5 часа в неделю, всего 17 часов и реализуется за счет части, формируемой участниками образовательного процесса.
Количество контрольных работ - 2.
Исходя из уровня развития способностей обучающихся, в результате темпов освоения материала, рабочая программа может корректироваться в течение учебного года.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в 5 классе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в 5 классе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «информация», «действия с информацией» и др;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; создание графических объектов; восприятие и использование медиаинформации; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации).
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в 5 классе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по форме представления. Информационные объекты различных видов (символы, звуки, изображения и др.). Действия с информацией.
Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Текст как форма представления информации. Обработка текстов. Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Темы, раскрывающие основное содержание программы
Часы
Основное содержание по темам
Характеристика деятельности ученика
ЦОР, ИКТ
Тема 1. Информация вокруг нас
1
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по форме представления. Информационные объекты различных видов (символы, звуки, изображения и др.). Действия с информацией.
Аналитическая деятельность:
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях.
1.Анимация «Классификация информации по способу ее восприятия людьми»
2.Виртуальная лаборатория «Оптические иллюзии»
Тема 2. Компьютер
4
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Аналитическая деятельность:
выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Практическая деятельность:
выбирать и запускать нужную программу;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Плакаты «Техника безопасности», «Компьютер и инфор- мация», «Знакомство с клавиатурой», «Правила работы на клавиатуре», «Как хранят информа- цию в компьютере».
Презентации: «Техника безопасности», «Ком- пьютер на службе у человека», «Компьютер – универсальная машина для работы с информа- цией», «Управление компьютером», «Храние информации», «Носи- тели информации»
Контрольная работа №1
1
«Компьютер»
Тема 3. Подготовка текстов на компьютере
6
Текст как форма представления информации. Текстовый редактор.
Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.
Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.
Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Аналитическая деятельность:
соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.
Практическая деятельность:
создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.
Презентации «Текст: история и современ- ность», «Ввод информации в память компьютера», «Текстовая информация», «Цепочки слов», «Представление информации в виде таблиц», «табличный способ решения задач»
- комплекс виртуальных лабораторий для учащихся 2-6 класса. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний».
- «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы»
- учебно-методический комплекс «Компетентность. Инициатива. Творчество. 5–6 классы» (ГОУ ВПО «Томский государственный университет»).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
10 ученических компьютеров-моноблоков с установленной операционной системой Debian (Linux)+СПО OpenOffice.org
2 ноутбука с установленной ОС Windows+СПО OpenOffice.org
3 ученических компьютеров с установленной операционной системой Alt-Linux+СПО OpenOffice.org
интерактивная доска - 1
ученическая доска - 1
проектор - 1
многофункциональное устройство - 1
звуковые колонки – 2
наушники - 10
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»; приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; классифицировать информацию по способам еѐ восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях.
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции; различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу; создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы; работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна); вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами; использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов; создавать, форматировать и заполнять данными таблицы; применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков; соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Выпускник получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма; научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки; сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства; расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий; создавать объемные текстовые документы, включающие таблицы, рисунки; осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора; оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.