Рабочая программа по информатике и ИКТ 5класс ФГОС (Босова Л.Л.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5класс ФГОС (Босова Л.Л.)
Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-х классов является составной частью основной образовательной программы основного общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 23» на 2014-2015 учебный год для 5-9-х классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике и ИКТ 5класс ФГОС (Босова Л.Л.) »
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение “Гимназия № 23”
РАССМОТРЕНО:
на заседании кафедры математики и естествознания МАОУ “Гимназия № 23” _____________/Н.Г.Иванова/
27 августа 2014 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
МАОУ “Гимназия № 23”
______________ /Н.Г.Михалева/
28 августа 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ “Гимназия № 23”
__________/Г.П. Рязанов/
29 августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по учебному предмету «Информатика и ИКТ»
для 5 классов
на 2014-2015 учебный год
Программу разработала
учитель информатики:
Чвикова Лариса Викторовна
город Троицк
2014 г.
Пояснительная записка
Статус программы: Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-х классов является составной частью основной образовательной программы основного общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 23» на 2014-2015 учебный год для 5-9-х классов.
Перечень нормативных документов, на основании которых разработана программа: основанием для разработки Программы учебного предмета «Информатика и ИКТ» являются следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
-Методическое письмо МОиН Челябинской области от 30.06.2014г. № 03-02/4959 «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в Челябинской области в 2014-2015 уч. году»;
- Приказ Управления образования администрации г.Троицка Челябинской области от 23.08.2010 г. № 39 «О введении ФГОС в муниципальных общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ № 33 от 24.05.2012г. «Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, модулей, элективных курсов МАОУ “Гимназия № 23” города Троицка Челябинской области;
- Приказ № 60 от 29.08.2014г «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования, образовательной программы; изменений в основной образовательной программе начального общего образования; изменений в рабочих программах учебных предметов, учебных курсов, элективных курсов, программах дополнительного образования; учебных планов на 2014-2015 учебный год; годового календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год; плана образовательной деятельности МАОУ "Гимназия № 23" на 2014-2015 учебный год»
Изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» на второй ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующихцелей:
-обеспечить вхождение учащихся в информационное общество;
-научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор и др.);
-формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность;
-формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
-формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
-пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
-развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Обоснование выбора учебно-методического комплекса по предмету:
Креативность данной рабочей учебной программы и ее отличие от примерной в логике построения учебного материала. В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, еще ведутся дискуссии по поводу ее содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорно. Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны уметь построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме – залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в данном курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи. Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий поможет школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.
Направленность курса – развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокого изучения предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Практико – ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. В начале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете на сайте "Информатика и информационные технологии" по адресу: http://iit.metodist.ru
Обучение по данному учебно-методическому комплекту обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики в 8 классе по учебнику Л.Л. Босовой, в 9 классах по учебнику Н.Д. Угринович.
Место учебного предмета «Информатика и ИКТ» в учебном плане учреждения
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–6 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год).
Описание личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы учебного предмета
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Содержание учебного предмета
№ п/п
Раздел
Тема
Общее количество часов
1
Информация вокруг нас
Информация вокруг нас.
10 (уроки № 1, 5 – 9, 22 – 25)
2
Компьютер
3 (уроки № 2 – 4)
3
Информационные технологии
Подготовка текстов на компьютере
6 (уроки № 10 – 15)
4
Компьютерная графика
3 (уроки № 19 – 21)
5
Создание мультимедийных объектов
4 (уроки № 30 – 33)
6
Информационное моделирование
Объекты и системы
3 (уроки № 16 – 18)
7
Информационные модели
8
Элементы алгоритмизации
Алгоритмика
4 (уроки № 26 – 29)
9
Резерв
2 (уроки № 34, 35)
Итого:
35
Календарно-тематическое планирование
V класс
№ урока
Дата проведения
тема
Содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта
Тип урока
Планируемые результаты обучения
Д/З
ЭОР
план
факт
Предметные
Метапредметные
Личностные
I четверть
1
01.09-06.09
Информация вокруг нас.
Техника безопасности и организация рабочего места.
Техника безопасности и организация рабочего места.
Понятия информатика и информация.
виды информации по способу получения; виды информации по форме представления; действия с информацией;
изучение нового материала
Общие представления о целях изучения курса информатики;
общие представления об информации и информационных процессах
умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику
навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе;
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества
§1
РТ №1, №4, №7, №10. Доп.
задание: №11 в РТ, №7 на стр. 9 учебника.
Плакаты «Как мы воспринимаем информацию», «Техника безопасности».
Презентации: «Информация вокруг нас», «Техника безопасности»
2
08.09-13.09
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.
Устройство компьютера: основные устройства и дополнительные, процессор, устройства в/в информации, память.
изучение нового материала, обобщение
Знать: Основные устройства компьютера.
Уметь: Уметь показать основные устройства компьютера.
основы ИКТ- компетентности
представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
§2
РТ: №12, 13, 14, 23.
Доп. задание:
РТ №24,32;
№9 стр.16 учебника.
Плакат «Компьютер –универсальная машина для работы с информацией».
Презентация «Компьютер на службе у человека»
3
15.09-20.09
Ввод информации в память компьютера.
Клавиатура. Группы клавиш; комбинации клавиш; основная позиция пальцев; клавиатурный тренажер;
Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»
изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков
Знать: Группы клавиш. Правило расположения рук на клавиатуре.
Уметь: Вводить символы с клавиатуры.
основы ИКТ- компетентности; умение ввода информации с клавиатуры
понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати.
§3
РТ:№25,26, 28,33.
Доп-но: один из №№35, 36, 37.
Плакат «Знакомство с клавиатурой»
4
22.09-27.09
Управление компьютером.
Программное обеспечение; документ;
рабочий стол; панель задач; указатель мыши; меню; главное меню; окно; элементы окна.
Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»
изучение нового материала, практикум
общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления компьютером
основы ИКТ- компетентности; навыки управления
компьютером
Положительное отношение к процессу познания,
применять правила сотрудничества;
развивать творческие способности учащихся, желание быстрого и квалифицированного клавиатурного ввода текстовой информации
§4
РТ: №38, 39, 42, 53. Доп.з: №54 в РТ;
№21 на стр. 34
учебника.
Плакат «Правила работы на клавиатуре»
презентация «Управление компьютером».
5
29.09-04.10
Хранение информации
информация;
действия с информацией;
хранение информации; память;
носитель информации; файл; папка. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем
файлы»
изучение нового материала, практикум
общие представления о хранении информации как
информационном процессе; представления о многообразии носителей информации
понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ-компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве
понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики
§5;
РТ: №55, 59, 63, 64, 67. Доп.з: №57, 61, 68, 69.
Плакат «Как хранят информацию в компьютере»
1) презентация «Хранение информации»;
2) презентация «Носители информации»;
3) презентация «Хранение информации: история и соврем-сть»
6
06.10-11.10
Передача информации.
информация; действия с информацией; передача информации. Понятия источник и приемник информации, информационный канал.
изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков
общие представления о передаче информации как
информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации
понимание единой сущности процесса передачи информации
понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики
§6(1)
РТ: №70, 72, 74.
Доп-но: №75
Плакат «Передача информации».
Презентации «Передача информации»; «Средства передачи информации» презентация
7
13.10-18.10
Электронная почта
передача информации; электронная почта; электронное письмо. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»
изучение нового материала, практикум, обобщение
общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме
основы ИКТ -компетентности; умение отправлять и получать электронные письма
понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики
К.р.№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией».
В мире кодов. Способы кодирования информации
К.р.№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией».
условный знак;
код; кодирование; декодирование.
комбинированный урок
общие представления о кодах и код-ии; умения
кодировать и декодировать информацию при известных правилах
кодирования;
умение перекодировать информацию из одной
пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;
понимание значения различных кодов в жизни человека;
интерес к изучению информатики
§7(1, 2),
РТ: №79–98 (выборочно).
презентация «Кодирование информации».
9
27.10-01.11
Метод координат
код; кодирование;
графический способ кодирования; числовой способ кодирования; символьный способ кодирования; метод координат.
изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков
представление о методе координат
понимание необходимости выбора той или иной формы
представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи
понимание значения различных кодов в жизни человека;
интерес к изучению информатики.
§7(3), РТ: №99 (количество вариантов — по желанию ученика), №100.
Доп-но: №101.
II четверть
10
10.11-15.11
Текст как форма представления информации.
Компьютер – основной инструмент подготовки текстов
текст; текстовая информация; текстовый документ.
изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков
общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации
основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
§8 (1, 3); РТ: №102, №104 (построить одну из цепочек по выбору учащегося), №105.
1) презентация «Текстовая информация»;
2) презентация «Цепочки слов».
11
17.11-22.11
Основные объекты текстового документа. Ввод текста
текстовый документ; объекты текстового документа;
Практическая работа №5 «Вводим текст»
изучение нового материала, практикум
понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке
основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
§8 (2, 4); РТ: №111, №103.
презентация «Текстовая информация»
файлы-заготовки Слова.rtf, Анаграммы.rtf.
12
24.11-29.11
Редактирование текста
текстовый документ;
редактирование текстового документа;
Пр. работа №6 «Редактируем текст»
изучение нового материала, практикум
представление о редактировании как этапе создания
текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке
основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов
основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы
основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
§8; РТ: №118. Дополнительное задание: №119.
1) презентация «Текстовая информация»;
2) плакат «Подготовка текстовых документов»;
3) файлы Форматирование.rtf, Радуга.rtf.
15
15.12-20.12
Представление информации в форме таблиц. Структура
таблицы.
таблица;
столбец таблицы;
строка таблицы;
ячейка таблицы.
Пр.работа №9 «Создаём простые таблицы» (№1,2)
изучение нового материала, практикум
представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы
основы ИКТ-компетентности; умение применять
таблицы для представления разного рода однотипной информации
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
§9 (1); РТ: №121, №123, №124.
презентация «Представление информации в форме таблиц».
16
22.12-27.12
Табличное решение логических задач.
таблица;
логическая задача;
взаимно однозначное соответствие.
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (№3, 4)
изучение нового материала, практикум
умение представлять информацию в табличной форме
основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
§9 (2); РТ: №126, №127.
Доп-но: №129.
презентация «Табличный способ решения логических задач».
III четверть
17
10.01-17.01
Разнообразие наглядных форм представления информации
рисунок;
схема; наглядность.
изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков
умение представлять информацию в наглядной форме
умение выбирать форму представления информации,
соответствующую решаемой задаче
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
§10 (1, 2); №5 и №6 на стр. 73 учебника; РТ: №132. Дополнительное задание: №137.
1) презентация «Наглядные формы представления информации»;
2) презентация «Поезда»;
3) презентация «Теплоходы».
18
19.01-24.01
Диаграммы. К.р.№2 По теме «Формы представления информации».
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»
изучение нового материала, практикум
умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов
умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ- компетентности
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
§ 11; РТ: №145. Дополнительное задание: №146.
1) презентация «Компьютерная графика»;
2) презентация «Планируем работу в графическом редакторе».
22
16.02-21.02
Разнообразие задач обработки информации.
Систематизация информации
информация; обработка информации; информационная задача; систематизация информации
изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков
представление об информационных задачах и их
разнообразии; представление о двух типах обработки информации
умение выделять общее; представления о подходах к
упорядочению (систематизации) информации
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
представление о списках как способе упорядочивания
информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки
представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ- компетентность
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»
изучение нового материала, практикум, обобщение
представление о поиске информации как информационной задаче
умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ- компетентность: поиск и организация хранения информации
первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её использования
§ 12 (3); РТ: №153, №154, №155.
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации»;
3) файл-заготовка Клавиатура.rtf.
25
09.03-14.03
Кодирование как изменение формы представления
информации
К.р.№3 по теме «Обработка информации»
информация; обработка информации; кодирование информации. К.р.№3 по теме «Обработка информации»
комбинированный урок
представление о кодировании как изменении формы представления информации
умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи
понимание роли информационных процессов в современном мире
§ 12 (4); РТ: №158, №159, №162.
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации».
26
16.03-21.03
Преобразование информации по заданным правилам.
Информация:
входная информация;
выходная информация;
обработка информации; правила обработки информации.
Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»
изучение нового материала, практикум
представление об обработке информации путём её
преобразования по заданным правилам
умение анализировать и делать выводы; ИКТ-
компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач
понимание роли информационных процессов в современном мире
изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков
представление об обработке информации путём логических рассуждений
умение анализировать и делать выводы
понимание роли информационных процессов в современном мире
§ 12 (6), №15, №16 в учебник; РТ: №176, №178 в РТ.
1) презентация «Обработка информации»;
2) презентация «Задача о напитках»;
3) плакат «Обработка информации».
28
06.04-11.04
Разработка плана действий. Задачи о переправах.
информация;
обработка информации; план действий
развитие и закрепление умений и навыков
представление об обработке информации путём разработки плана действий
умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи
понимание роли информационных процессов в современном мире
§12 (7); №179, №180 (записать решение в тетрадь). Дополнительное задание: №183 в РТ
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации»
29
13.04-18.04
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях
информация;
обработка информации; план действий
изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков
представление об обработке информации путём разработки плана действий
Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность вып-ия поставленной задачи
понимание роли информационных процессов в современном мире
представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определённому плану
Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи
понимание роли информационных процессов в современном мире
§ 2.12, №21 в учебнике.
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации»;
3) образец выполнения задания «Морское дно.ppt», презентации «Св_тема1.ppt»,
«Св_тема2.ppt», «Св_тема3.ppt», «Лебеди.ppt»
31
27.04-30.04
Создание анимации по собственному замыслу
план действий;
сюжет, анимация;
настройка анимации.
Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2).
изучение нового материала, практикум
навыки работы с редактором презентаций
умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной за дачи; ИКТ- компетентность
понимание роли информационных процессов в современном мире
32
04.05-08.05
Создание итогового мини-проекта
информация;
информатика;
действия с информацией; план действий; информационный объект; информационные технологии; текстовый редактор; графический редактор; редактор презентаций.
Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»
практикум
представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе
понимание роли информационных процессов в современном мире
35
25.05-31.05
Резерв
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Требования к уровню подготовки учащихся
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 5-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Ученик научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам
представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны
способности конкретного субъекта к его восприятию.
Ученик получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или
самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
Раздел 2. Информационные технологии
Ученик научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования
простых рисунков;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические
изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 4. Элементы алгоритмизации
Ученик научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Ученик получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, устный опрос и зачеты (в старших классах), тестирование, использование которых позволяет не только оценить усвоение учащимися материала по теме, но постепенно подготовить их к современной тестовой форме проверки знаний, что пригодится при выполнении заданий ЕГЭ.
3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.
5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.
Для устных ответов
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
- оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в блок-схеме, в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или 2-3 недочета в чертежах, блок-схеме или тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная работа на компьютере оценивается следующим образом:
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся вла-деет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставлен-ной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.
При выполнении тестовых работ
для получения отметки необходимо набрать соответствующее количество баллов:
«2» - менее 50%
«3» - 50-70%
«4» - 71-85%
«5» - 86-100%
Итоговые оценки
Решающим при определении итоговой оценки считается фактическая подготовка ученика по всем показателям ко времени выведения оценки. Преимущественное значение придается отметкам за тематические контрольные работы, которые отражают уровень сформированности знаний и умений по теме. Итоговая отметка не может быть положительной, если на протяжении четверти большинство контрольных работ, самостоятельных работ, зачетов оценивалось баллом «2».
Однако для стимулирования серьезного отношения учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года при выведении итоговых отметок учитываются результаты их текущей успеваемости.
График контрольных работ
№ к/р
срок
Тема
1
20.10-25.10
Контрольная работа №1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией».
2
19.01-24.01
Контрольная работа №2 по теме «Формы представления информации».
3
09.03-14.03
Контрольная работа №3 по теме «Обработка информации»
4
11.05-16.05
Контрольная работа №4. Итоговое тестирование.
Учебно-методическое обеспечение
Класс
Учебная программа
ее автор, год издания
Учебники и учебные пособия
(автор, название, год издания, издательство)
Дидактический
материал
Методическая литература
5а
5б
5в
Информатика. Программы для образовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/ Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
1.Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
6.Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Медиаресурсы
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
Оборудование
Персональный компьютер
Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки, наушники.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программное обеспечение
Операционная система.
Файловый менеджер.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
Программа разработки презентаций.
Браузер.
Дидактический материал.
Материалы для проведения практических работ размещены в учебнике.
Контрольно-измерительные материалы
Тест 1.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
7 - 9 баллов — удовлетворительно;
10 - 11 баллов — хорошо;
12 - 13 баллов — отлично.
Вариант 1.
1. Отметьте устройство компьютера, предназначенное для обработки информации.
Внешняя память;
Оперативная память;
Процессор;
Монитор;
Клавиатура.
2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер.
Принтер;
Процессор;
Монитор;
Сканер;
Графопостроитель;
Джойстик;
Клавиатура;
Мышь;
Микрофон;
Акустические колонки;
Дискета.
3. Отметьте специальные клавиши.
{End};
{Пробел};
{Shift};
{Home};
{Esc};
{PageUp};
{};
{Enter};
{}.
4. Отметьте элементы рабочего стола.
Кнопка Пуск;
Кнопка Закрыть;
Кнопка Свернуть;
Панель задач;
Корзина;
Строка заголовка;
Строка меню;
Значок Мой компьютер.
Вариант 2.
1. Отметьте устройство, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера.
Внешняя память;
Оперативная память;
Процессор;
Монитор;
Клавиатура.
2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода информации.
Принтер;
Процессор;
Монитор;
Сканер;
Графопостроитель;
Джойстик;
Клавиатура;
Мышь;
Микрофон;
Акустические колонки;
Дискета.
3. Отметьте клавиши управления курсором.
{End};
{Пробел};
{Shift};
{Home};
{Esc};
{PageUp};
{};
{Enter};
{}.
4. Отметьте элементы окна программы.
Кнопка Пуск;
Кнопка Закрыть;
Кнопка Свернуть;
Панель задач;
Корзина;
Строка заголовка;
Строка меню;
Значок Мой компьютер.
Тест 2.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
7 - 9 баллов — удовлетворительно;
10 - 11 баллов — хорошо;
12 - 13 баллов — отлично.
Вариант 1.
1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).
Разговор по телефону;
Посадка дерева;
Кассета любимой музыкальной группы;
Письмо приятелю;
Выполнение контрольной работы;
Разгадывание кроссворда;
Просмотр телепередачи;
Учебник математики.
2. Отметьте современные информационные носители.
Телевидение;
Бумага;
Интернет;
Телефон;
Дискета;
Лазерный диск;
Телеграф;
Видеокассета
3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в музыкальной поздравительной открытке.
Текстовая;
Графическая;
Числовая;
Звуковая.
4. Наиболее удобной формой для представления большого количества однотипной информации является
Текст;
Таблица;
Схема;
Рисунок.
Вариант 2.
1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).
Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;
Установка телефона;
Прослушивание музыкальной кассеты;
Чтение книги;
Видеокассета;
Заучивание правила;
Толковый словарь;
Выполнение домашнего задания по истории.
2. Отметьте современные информационные каналы.
Телевидение;
Бумага;
Интернет;
Телефон;
Дискета;
Лазерный диск;
Телеграф;
Видеокассета.
3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в школьном учебнике.
Текстовая;
Графическая;
Числовая;
Звуковая.
4. Наиболее удобной формой для наглядного представления числовых данных является
Текст;
Диаграмма;
Схема;
Рисунок.
Тест 3.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
8 - 11 баллов — удовлетворительно;
12 - 14 баллов — хорошо;
15 - 16 баллов — отлично.
Вариант 1.
1. Отметьте элементы окна приложения WordPad.
Название приложения;
Строка меню;
Кнопка закрыть;
Кнопка свернуть;
Панель инструментов;
Палитра;
Панель Стандартная;
Панель Форматирование;
Рабочая область;
Полосы прокрутки.
2. Отметьте операции при редактировании документов.
Вставка;
Удаление;
Замена;
Изменение шрифта;
Изменение начертания;
Изменение цвета;
Поиск и замена;
Выравнивание.
3. Отметьте инструменты графического редактора.
Распылитель;
Прямоугольник;
Ножницы;
Карандаш.
4. Отметьте верное.
При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …
обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания.
Вариант 2.
1. Отметьте элементы окна приложения Paint.
Название приложения;
Строка меню;
Кнопка закрыть;
Кнопка свернуть;
Панель инструментов;
Палитра;
Панель Стандартная;
Панель Форматирование;
Рабочая область;
Полосы прокрутки.
2. Отметьте операции при форматировании документов.
Вставка;
Удаление;
Замена;
Изменение шрифта;
Изменение начертания;
Изменение цвета;
Поиск и замена;
Выравнивание.
3. Отметьте инструменты графического редактора.
Ластик;
Треугольник;
Кисть;
Заливка.
4. Отметьте верное.
При форматировании текстового документа происходит …
обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации.
Тест 4.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
12-18 баллов — удовлетворительно;
19 - 20 баллов — хорошо;
23 и более баллов — отлично.
Вариант 1.
1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).
Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;
Установка телефона;
Прослушивание музыкальной кассеты;
Чтение книги;
Видеокассета;
Заучивание правила;
Толковый словарь;
Выполнение домашнего задания по истории.
2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода информации.
Принтер;
Процессор;
Монитор;
Сканер;
Графопостроитель;
Джойстик;
Клавиатура;
Мышь;
Микрофон;
Акустические колонки;
Дискета.
3. Запишите несколько современных носителей информации: ___________________
4. Отметьте элементы окна приложения Paint.
Название приложения;
Строка меню;
Кнопка закрыть;
Кнопка свернуть;
Панель инструментов;
Палитра;
Панель Стандартная;
Панель Форматирование;
Рабочая область;
Полосы прокрутки.
5. Отметьте операции при форматировании документов.
Вставка;
Удаление;
Замена;
Изменение шрифта;
Изменение начертания;
Изменение цвета;
Поиск и замена;
Выравнивание.
6. Отметьте верное.
1) При форматировании текстового документа происходит …
обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
обработка информации не происходит.
2) При разработке плана действий происходит …
обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
обработка информации не происходит.
Вариант 2.
1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).
Разговор по телефону;
Посадка дерева;
Кассета любимой музыкальной группы;
Письмо приятелю;
Выполнение контрольной работы;
Разгадывание кроссворда;
Просмотр телепередачи;
Учебник математики.
2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер.
Принтер;
Процессор;
Монитор;
Сканер;
Графопостроитель;
Джойстик;
Клавиатура;
Мышь;
Микрофон;
Акустические колонки;
Дискета.
3. Запишите несколько древних носителей информации: _______________________
4. Отметьте элементы окна приложения WordPad.
Название приложения;
Строка меню;
Кнопка закрыть;
Кнопка свернуть;
Панель инструментов;
Палитра;
Панель Стандартная;
Панель Форматирование;
Рабочая область;
Полосы прокрутки.
5. Отметьте операции при редактировании документов.
Вставка;
Удаление;
Замена;
Изменение шрифта;
Изменение начертания;
Изменение цвета;
Поиск и замена;
Выравнивание.
6. Отметьте верное.
1) При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …
обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
обработка информации не происходит.
2) При вычислениях по известным формулам происходит …
обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;