Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений Информатика. 2-11 классы/ М. Н. Бородин. – 6-е издание. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г. и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования.
Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Данная программа составлена на основе концепции неразрывной связи между теорией (основами информатики) и практикой (ИКТ).
Используемые учебные пособия: Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с.: ил.
Цель: Формирование знаний и умений, в области информатики и информационных технологий.
Задачи:
Ознакомить учащихся с основными понятиями информатики.
Расширить знания в области информатики и информационных технологий.
Показать значимость компьютерных технологий в развитии современного общества.
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в авторской программе Н. Д. Угринович рассчитана на 35 часов и в 10 и в 11 классах (1 час в неделю), но по базисному учебному плану школы на 2013-2014 учебный год программа рассчитана на 36 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе (1 час в неделю), поэтому в тематическое планирование внесены изменения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Протоколом методического директором МОУ «СОШ №5»
совета __________ И. Б. Кожевина
№ 1 от 31 августа 2013 года 01 сентября 2013 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Информатика и ИКТ»
Среднее общее образование
(ФКГОС)
10 - 11 классы
Срок реализации: 2 года
Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений Информатика. 2-11 классы/ М. Н. Бородин. – 6-е издание. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г.
Составитель рабочей программы:
Кравченко Елена Сергеевна,
учитель информатики
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений Информатика. 2-11 классы/ М. Н. Бородин. – 6-е издание. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г. и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования.
Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Данная программа составлена на основе концепции неразрывной связи между теорией (основами информатики) и практикой (ИКТ).
Используемые учебные пособия: Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с.: ил.
Цель: Формирование знаний и умений, в области информатики и информационных технологий.
Задачи:
Ознакомить учащихся с основными понятиями информатики.
Расширить знания в области информатики и информационных технологий.
Показать значимость компьютерных технологий в развитии современного общества.
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в авторской программе Н. Д. Угринович рассчитана на 35 часов и в 10 и в 11 классах (1 час в неделю), но по базисному учебному плану школы на 2013-2014 учебный год программа рассчитана на 36 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе (1 час в неделю), поэтому в тематическое планирование внесены изменения.
Существенное значение для реализации программы и поставленных целей имеют следующие организационно – методические условия, которые должны реализовываться в ходе учебного процесса:
четкая целенаправленность изучения программного материала;
использование активных (в том числе нетрадиционных и развивающих) форм обучения;
рациональная проверка знаний и умений, на основе использования различных форм контроля (в том числе с включением материала повышенного уровня);
достаточность и разнообразие дидактического (раздаточного) материала;
проведение практических работ.
Содержание учебного материала
10 класс
Теория
10 класс
Информация и информационные процессы
Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем.
Алфавитный подход к определению количества информации.
Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации.
Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Компьютер и программное обеспечение
Магистрально-модульный принцип построения компьютера.
Операционная система: назначение и состав. Загрузка операционной системы. Программная обработка данных.
Файлы и файловая система. Логическая структура дисков.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Информационные технологии
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.
Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D. Построение основных чертежных объектов.
Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.
Создание и редактирование документом. Различные форматы текстовых файлов (документов).
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.
Системы оптического распознавания документов.
Электронные таблицы. Типы и формат данных.
Относительные и абсолютные ссылки.
Встроенные математические и логические функции.
Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
Содержание учебного материала
11 класс
11 класс
Хранения, поиск и сортировка информации в базах данных
Понятие и типы информационных систем.
Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).
Системы управления базами данных (СУБД).
Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).
Реляционные базы данных.
Связывание таблиц в многотабличных базах данных
Информационные модели (7 ч)
Моделирование как метод познания.
Формы представления моделей. Формализация.
Системный подход в моделировании.
Типы информационных моделей.
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Коммуникационные технологии (12 ч)
Передача информации.
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP.
Электронная почта и телеконференции.
Всемирная паутина.
Файловые архивы.
Поиск информации в Интернете.
Основы HTML. Разработка Web-сайта
Основы социальной информатики (3 ч)
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Тематическое планирование
10 класс, информатика и ИКТ
Всего: 36 часов, 1 недельный час
Тема
Количество часов
В том числе часов НРК
В том числе часов практического вида занятий
Информация и информационные процессы
10
2
Компьютер и программное обеспечение
9
-
Информационные технологии
17
7
Итого
36
9
Тематическое планирование
11 класс, информатика и ИКТ
Всего: 34 часа, 1 недельный час
Тема
Количество часов
В том числе часов НРК
В том числе часов практического вида занятий
Технология хранения, поиска и сортировки информации
Практическая работа №9 «Построение диаграмм и графиков».
1
35.
Подготовка к контрольной работе.
1
36.
Контрольная работа № 4 (итоговая).
1
Поурочное планирование
11 класс
№
п/п
Раздел, тема урока
Количество часов
Технология хранения, поиска и сортировки информации
11
1.
Базы данных. Табличные базы данных.
1
2.
Иерархические и сетевые базы данных.
1
3.
Система управления базами данных Access.
1
4.
Практическая работа №1 «Создание базы данных».
1
5.
Использование формы для просмотра и редактирования записей.
1
6.
Быстрый поиск данных. Поиск данных с помощью фильтров и запросов.
1
7.
Сортировка данных. Печать данных с помощью отчетов.
1
8.
Реляционные базы данных. Однотабличные и многотабличные.
1
9.
Практическая работа №2 «Создание реляционной базы данных».
1
10.
Связывание таблиц.
1
11.
Контрольная работа № 1 по теме «Базы данных».
1
Информационные модели
7
12.
Моделирование как метод познания.
1
13.
Формы представления моделей. Формализация.
1
14.
Системный подход в моделировании.
Табличные информационные модели.
1
15.
Иерархические и сетевые информационные модели.
Практическая работа №3 «Создание иерархических моделей».
1
16.
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
1
17.
Исследование физических и математических моделей. Практическая работа №4 Исследование модели «Движение тела, брошенного под углом к горизонту».
1
18.
Контрольная работа № 2 по теме «Моделирование и формализация».
1
Коммуникационные технологии
13
19.
Передача информации.
1
20.
Локальные компьютерные сети.
1
21.
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете.
1
22.
Протокол передачи данных TCP/IP
1
23.
Электронная почта и телеконференции.
1
24.
Технология World Wide Web.
1
25.
Браузеры.
1
26.
Файловые архивы.
1
27.
Поиск информации в Интернете.
1
28.
Практическая работа №5 «Разработка Web-сайта».
1
29.
Практическая работа №5 «Разработка Web-сайта».
1
30.
Практическая работа №5 «Разработка Web-сайта».
1
31.
Практическая работа №5 «Разработка Web-сайта».
1
Основы социальной информации
3
32.
Информационное общество и культура.
1
33.
Информационная безопасность.
1
34.
Контрольная работа № 3 (итоговая).
1
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения курсу информатики и ИКТ ученик должен знать:
Определение и назначение современных интерфейсов и программ;
Основные операции с данными, файлами и папками;
Возможности текстового редактора;
Основные операции редактирования изображений;
Принципы работы модема и сетевой карты, принципы работы локальной и глобальной компьютерных сетей и электронной почты;
Ресурсы и наиболее употребляемые сервисы Интернет.
В результате обучения курсу информатики и ИКТ ученик должен уметь:
Пользоваться информационной поисковой системой;
Работать с текстом;
Работать с графическим редактором при построении простейших изображений;
Пользоваться услугами электронной почты;
Ориентироваться в информационном пространстве сети Интернет.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Оценка практических работ
Оценка устных ответов
Оценка тестовых работ
Оценка устных ответов на экзамене
Оценка практических умений на экзамене
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает правила техники безопасности;
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если учащийся
выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если учащийся
работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если учащийся
работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
работа проводилась неправильно.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится, если учащийся
правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если учащийся
ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся
учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка тестовых работ
Оценка «5» ставится, если учащийся
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка «4» ставится, если учащийся
выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка «3» ставится, если учащийся
выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка «2» ставится, если учащийся
работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Оценка на экзамене по информатике
Оценка «5» ставится, если учащийся
полно раскрыто содержание материала в объеме программы:
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно использованы научные термины:
ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания: речь грамотна и логически последовательна.
Оценка «4» ставится, если учащийся
раскрыто основное содержание материала:
ответ самостоятельный;
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Оценка «3» ставится, если учащийся
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
определения понятий недостаточно четкие;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Оценка «2» ставится, если учащийся
основное содержание учебного материала не раскрыто;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка практических умений на экзамене
Оценка «5» ставится, если учащийся
Правильно включается компьютер и загружается операционная система
Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
Правильно выбирается и загружается нужная программа.
Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточно высоком уровне.
Правильно выполняются основные операции управления файлами.
Правильно выполняются основные операции в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования ТурбоПаскаль.
Получен правильный результат.
Оценка «4» ставится, если учащийся
Правильно включается компьютер и загружается операционная система
Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
Правильно выбирается и загружается нужная программа.
Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточно высоком уровне.
Правильно выполняются основные операции управления файлами.
Допущены незначительные неточности при выполнении основных операций в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования ТурбоПаскаль.
Получен правильный результат.
Оценка «3» ставится, если учащийся
Правильно включается компьютер и загружается операционная система
Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
Правильно выбирается и загружается нужная программа.
Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточном уровне.
Правильно выполняются основные операции управления файлами.
Допущены ошибки при выполнении основных операций в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования ТурбоПаскаль.
Получен неправильный результат.
Оценка «2» ставится, если учащийся
Правильно включается компьютер и загружается операционная система
Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
Неправильно выбирается и загружается нужная программа.
Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на низком уровне.
Правильно выполняются основные операции управления файлами.
Отсутствуют умения работы в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования ТурбоПаскаль.
Результат не получен.
Список литературы для учителя
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г. – 511 с.: ил.
Кулагин Б.Ю. 3D Studio Max 3.0: от объекта до анимации. – СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 2009 г. – 480 с.: ил.
Евсеев Г.А., Симонович С.В. Windows XP: полный справочник в вопросах и ответах. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА; издательство «Развитие», 2007 г. – 496 с.
Шилейко А., Шилейко Т. Беседы по информатике.- М.: Молодая гвардия, 2007г. – 287 с. – ил.
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика 2-11 классы / М. Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г. – 463 с.
Практикум по информатике и информационным технологиям. / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И.Михайлова. – 7-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2009 г. – 394 с. : ил.
Информатика: методическая копилка преподавателя. / О.Б. Воронкова. – 3-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2009 г. – 313 с.
Список литературы для учащихся
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г. – 511 с.: ил.
Практикум по информатике и информационным технологиям. / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И.Михайлова. – 7-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2009г. – 394 с. : ил.