Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по дисциплине «Информатика и ИКТ» (базовый уровень; утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089).
Учебного плана КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2».
Н.В.Макаровой Программа по информатике и ИКТ (Системно-информационная концепция) (Питер 2006 г.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 8 класса »
Главное управление образования
и молодежной политики
Алтайского края
КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»
с.Шипуново, Алтайского края
Рассмотрено на МО учителей
естественно-научного цикла
Протокол № ________
от
«_____» ________ 20______
Руководитель МО
______________________
Кожевникова М.А.
Согласовано
Зам.директора по МР
«____» _____________ 20_____
________________________
Губчук Д.П.
Утверждено
Директор школы
________________________
Марченко И.А.
Приказ № _______
от
«___» __________ 20______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ
8 класс
на 2013 – 2014 учебный год
(базовый уровень обучения)
очная форма
Составитель: Ванина В.А
учитель информатики
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по дисциплине «Информатика и ИКТ» (базовый уровень; утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089).
Учебного плана КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2».
Н.В.Макаровой Программа по информатике и ИКТ (Системно-информационная концепция) (Питер 2006 г.)
Годового календарного графика КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2» на 2013/2014 учебный год.
Обучение начинается с 8-го класса по 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8 класса в течение 68 часов (из расчета 2 часа в неделю). Программа разработана на основе системно-информационной концепции и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Предлагаемая концепция школьного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного и объектно-ориентированного анализа, для реализации которых используются компьютерные технологии, при этом следует учесть развиваемый в научном сообществе информационный подход.
С внедрением данной программы появляется возможность на уроках информатики и ИКТ закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. На практических занятиях реально может быть реализован принцип межпредметных связей. Это достигается в процессе решения многочисленных задач из разных предметных областей, используя для этого два методических подхода.
Аудиторное время (работа в классе) организовано следующим образом: 50% времени составляет изучение теоретического и практического материала в некомпьютерном классе и 50% - практическая работа на компьютере.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, технологии развивающего обучения, проектная деятельность, технология развития критического мышления через чтение и письмо, внутриклассовой дифференциации, здоровьесберегающей технологии, обучение в сотрудничестве, лекционно-зачётной, ИКТ.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать
• сущность понятия «информация», ее основные виды;
• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
• особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
• единицы измерения количества и скорости передачи информации:
• программный принцип работы компьютера;
• основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
I. Учебно-методический комплект для учеников
Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс (базовый уровень). СПб.: Питер, 2008.
Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс (базовый уровень). СПб.: Питер, 2008.
II. Учебно-методический комплект для учителя
Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция), СПб.: Питер, 2007.
Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс (базовый уровень). СПб.: Питер, 2008.
Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс (базовый уровень). СПб.: Питер, 2008.
Информатика. 8 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 1 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корифей»,- 2009.
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
III. Технические средства обучения.
Компьютер
Проектор
Принтер
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
Сканер.
Локальная вычислительная сеть.
Мультимедиа проигрыватель.
VI. Программные средства.
1. Операционная система Windows ХР.
2. Графический редактор Paint.
3. Текстовый процессор Word.
4. Табличный процессор Excel.
5. Система управления базой данных Access.
6. Браузер Internet Explorer.
7. Среда программирования Лого.
8. Программа-архиватор WinRar.
V. Интернет-ресурсы
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал. http://www.school.edu.ru/
3. www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"
5. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Тематическое планирование в основной школе 8 кл.
(2 часа в неделю в 8 классе)
№темы
в учебнике, учебном пособии, программе
Название темы
Количество часов
Учебник1
Практикум2
Задачник3
№ темы в программе
Занятия в классе:
Дата
Всего
некомпьютерном (теория+ практика)
компьютерном (практика)
8-й КЛАСС
Часть 1.Информационная картина мира
1, 2
1.1
Понятие об информации. Представление информации
1
1
–
3
1.2
Информационная деятельность человека
1
1
–
4
1.3
Информационные процессы
1
1
–
5
1.4
Информационные основы процессов управления
2
2
-
6
1.5
Представление об объектах окружающего мира
4
4
-
7.1.-7.3
1.6
Информационная модель объекта
6
6
–
Итого по части 1:
15
15
-
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий
12
8.1-8.2
2.1
Основы алгоритмизации
6
6
-
13.1- 13.3
2.2
Представление о программе
3
3
–
14
1
2.3
Системная среда Windows
12
2
10
2
2.5
Прикладная среда графического редактора Paint
8
1
7
3
2.6
Прикладная среда текстового процессора Word
12
2
10
Итого по части 2:
41
14
27
Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий
16
Компьютер как средство обработки
1
1
-
18
3.2
Устройства памяти
2
2
–
19
3.3
Устройства ввода информации
1
1
–
20
3.4
Устройства вывода информации
1
1
–
23
3.7
Кодирование информации в компьютере
3
3
-
Итого по части 3:
8
8
-
Зачетные занятия
4
2
2
Итого за учебный год:
68
39
29
Календарно-тематическое планирование
по информатике (68 ч)
№ урока
Изучаемый материал
Кол-во часов
Дата по плану
Дата по факту
Часть 1.Информационная картина мира (15 ч) + 1 зачетное занятие
Основные задачи: научить учащихся определять информационный объем любого текста;
кодировать текст с помощью какого-либо способа, приводить примеры носителей информации; способов защиты информации, информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике;
научить приводить примеры технических устройств, используемых в информационной технологии, шифровать фразы с помощью своего ключа, научить выделять объект управления и управляющее воздействие; указывать наличие или отсутствие обратной связи; приводить примеры систем управления разного типа, научить пользоваться стандартными информационными моделями (шаблонами); научить разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи; задавать цель моделирования и осуществлять формализацию задачи на этапе постановки задачи; создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную модель на этапе разработки модели, производить выборку из базы данных, используя разные условия поиска (фильтр), научить выделять объекты текстового документа и его параметры; составлять различные виды знаковых моделей средствами текстового процессора; проводить моделирование в среде текстового процессора.
1
Информация. Представление информации
1ч
2
Информационная деятельность человека (Сбор, обработка, передача информации, хранение, поиск, защита информации)
1ч
3
Информационные процессы
1ч
4
Информационные основы процессов управления
1ч
5
Информационные основы процессов управления
1ч
6
Представление об объектах окружающего мира
1ч
7
Свойства и параметры объекта
1ч
8
Действие как характеристика объекта
1ч
9
Среда существования объекта
1ч
10
Информационная модель объекта
1ч
11
Понятие модели
1ч
12
Информационная модель объекта
1ч
13
Информационная модель объекта
1ч
14
Примеры информационных моделей объектов
1ч
15
Примеры информационных моделей объектов
1ч
16
Закрепление пройденного. Зачетная работа.
1ч
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий (41 ч) + 2 зачетных занятия
Основные задачи: дать понятие алгоритма, его конструкции, научить представлению алгоритма в виде блок-схемы;
научить понятию программы и программного обеспечения; научить отличать программы от алгоритма; научить классифицировать программы; объяснять отличия процедурного и объектного подходов при программировании на примерах из окружающей жизни, научить просматривать информацию о параметрах папки и файла; выполнять разными способами стандартные действия с папками и файлами; работать в программе Проводник; выполнять стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку; осуществлять запуск приложений или документов и переключаться между задачами; работать в стандартных средах: Калькулятора; WordPad; Paint; создавать составной документ, используя различные технологии обмена данными; производить проверку файлов на наличие вируса; производить архивацию и разархивацию файлов и папок.
научить создавать и редактировать любой графический объект; осуществлять действия как с фрагментом, так и с рисунком в целом; научить создавать и редактировать текстовый документ; владеть операциями редактирования текста; владеть операциями форматирования текста; создавать списки (бюллетени), колонтитулы, многоколоночный текст; создавать текст в форме таблицы; подготавливать к печати текст; создавать в тексте графические объекты; создавать и редактировать формулы.
17
Основы алгоритмизации.Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
1ч
18
Формы представления алгоритма.
1ч
19
Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм.
1ч
20
Циклический алгоритм. Вспомогательный алгоритм.
1ч
21
Стадии создания алгоритма.
1ч
22
Закрепление пройденного.
1ч
23
Представление о программе.
1ч
24
Подходы к созданию программ.
1ч
25
Классификация программ.
1ч
26
Системная среда Windows
1ч
27
Общая характеристика прикладной среды
1ч
28
Графический интерфейс. Роль и структура окон
1ч
29
Настройка Рабочего стола
1ч
30
Освоение основных клавиш клавиатуры на примере набора текста в Блокноте
1ч
31
Папка и ее параметры. Работа с программой Проводник
1ч
32
Приложение и документ. Запуск приложений
1ч
33
Приложение и документ. Запуск приложений
1ч
34
Совместная работа с несколькими программами. Создание и сохранение документа
1ч
35
Организация обмена данными
1ч
36
Освоение способа обмена данными
1ч
37
Закрепление пройденного.
1ч
38
Прикладная среда графического редактора Paint. Особенности прикладной среды
1ч
39
Типовые действия над фрагментом растрового изображения
1ч
40
Алгоритмы создания изображений
1ч
41
Построение изображений по циклическому алгоритму
1ч
42
Типовые действия над объектами векторного изображения
1ч
43
Специфические действия над векторными объектами
1ч
44
Виды компьютерной графики
1ч
45
Виды компьютерной графики
1ч
46
Зачетное занятие по теме: «Прикладная среда графического редактора»
1ч
47
Прикладная среда текстового процессора Word
1ч
48
Представление символьной информации в компьютере
1ч
49
Программные средства для работы с текстом
1ч
50
Форматирование текстового документа. Форматирование символов и абзацев
1ч
51
Форматирование документа в целом.
1ч
52
Типовые действия над объектами среды текстового редактора
1ч
53
Списки, колонки, колонтитулы, сноски
1ч
54
Создание и форматирование таблиц
1ч
55
Графические возможности текстового редактора
1ч
56
Работа с формулами
1ч
57
Работа с несколькими документами
1ч
58
Работа с несколькими документами
1ч
59
Зачетное занятие по теме: «Прикладная среда текстового процессора»
1ч
Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий (8 ч) + 1 зачетное занятие
Основные задачи: дать понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера; основным этапам обработки информации; назначению и основные характеристике микропроцессора;
научить различать классификацию видов памяти компьютера; понятия носителя, устройств внешней памяти; понятие форматирования диска; характеристику и основной физический принцип организации работы внутренней памяти; характеристику и основной физический принцип организации работы памяти на магнитных носителях; характеристику и основной физический принцип организации работы оптической памяти;
научить различать классификацию устройств ввода и вывода;
научить осуществлять перевод целых десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
60
Компьютер как средство обработки
1ч
61
Устройства памяти. Внутренняя память
1ч
62
Устройства памяти. Внешняя память
1ч
63
Устройства ввода информации
1ч
64
Устройства вывода информации
1ч
65
Кодирование информации в компьютере
1ч
66
Кодирование информации в компьютере
1ч
67
Кодирование информации в компьютере
1ч
68
Зачетное занятие.
1ч
1Информатика и ИКТ. Теория. Учебник. 7-9 класс / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006
2 Информатика и ИКТ. Практикум. 7-9 классы. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006
3 Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 классы. Базовый курс. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006