kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по информатике для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

№ п/п

Тематический блок

Количество часов (в год)

1

Информация и ее свойства.

3

2

Информационные процессы.

6

3

Всемирная паутина.

4

4

Представления информации.

4

5

Двоичное кодирование.

4

6

Измерение информации.

4

7

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.

16

8

Формирование изображения на экране монитора.

3

9

Компьютерная графика

4

10

Создание графических изображений.

3

11

Обработка текстовой информации.

12

12

Мультимедиа.

5

Общее количество часов:

68

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 7 класса »

№ п/п

Тематический блок

Количество часов (в год)

1

Информация и ее свойства.

3

2

Информационные процессы.

6

3

Всемирная паутина.

4

4

Представления информации.

4

5

Двоичное кодирование.

4

6

Измерение информации.

4

7

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.

16

8

Формирование изображения на экране монитора.

3

9

Компьютерная графика

4

10

Создание графических изображений.

3

11

Обработка текстовой информации .

12

12

Мультимедиа.

5


Общее количество часов:

68



№ п/п

Наименование темы урока

Вводимые понятия умения, навыки

Опорные понятия, умения, навыки

Цель урока

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Информация и ее свойства.

1

Инструктаж по Т.Б.

Информация и сигнал. Виды информации. Свойства информации.

Понятие информации и ее основные свойства; виды информации; основные единицы измерения информации.

Умения определять виды информации.

Научить соблюдать правила Т.Б. и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; дать представления о роли информации в жизни человека.

Параграф 1.1.1 -1.1.3., вопросы и задания страница 11 – 12.



Информационные процессы.


2

Понятие информационного процесса. Сбор информации.

Понятие информационные процессы; информационная деятельность; сбор информации.

Умения определять виды информации

Приводить примеры информационной деятельности человека.

Параграф 1.2.1 – 1.2.2., вопросы и задания № 1-3, страница 1.2.



3

Обработка информации.

Понятие обработка информации.

Основные этапы обработки информации.

Входная информация, выходная информация, ключ.

Параграф 1.2.3., вопросы и задания № 4 – 8, страница 22.



4

Хранения информации. Передача информации.

Хранение информации; носитель информации. Передача информации; источник; канал связи; приемник.

Основные составляющие схемы передачи информации; основные средства защиты информации.

Дать представления о действиях, выполняемых с информацией, способах защиты информации, научить шифровать фразы с помощью ключа.

Параграф 1.2.4 – 1.2.5., вопросы и задания № 9 – 11, страница 22.



5

Информационные процессы в живой природе и технике.


Основные виды информационной деятельности человека; роль технических устройств на всех этапах работы человека с информацией.

Дать представления о действиях, выполняемых с информацией, способах защиты информации, научить шифровать фразы с помощью ключа.

Параграф 1.2.6. , вопросы и задания № 1 – 11 (повторить), страница 21 – 22.





Всемирная паутина.

6

Что такое WWW

WWW – Всемирная паутина; web – страница; web – сайт; браузер.

назначение основных компонентов поисковой системы.

Дать представление о WWW – Всемирная паутине; поиск нужного документа с помощью различных браузеров.

Параграф 1.3.1, вопросы и задания № 1 – 7, страница 29.



7

Поисковые системы. Поисковые запросы.


Поисковая система; поисковый запрос.

Три основных типа поиска по любому из слов; по всем словам; точно по фразе.

Рассмотреть поисковые системы; выделить самые популярные; научиться трем основным типам поиска.

Параграф 1.3.2. – 1.3.3, вопросы и задания №8 – 10.

Подготовиться к разработки проекта на тему: «Всемирная паутина».



8

Полезные адреса всемирной паутины.

Разработка мини – проекта по теме: «Всемирная паутина».

Адреса Всемирной паутины; браузер; всемирное информационное хранилище.

Научиться перемещаться по «паутине» с помощью специальных программ Браузеры.

Параграф 1.3.4. вопросы и задания № 11 – 12, страница 30.



Представления информации.

9

Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система.

Знак; знаковая система.



Параграф 1.4.1, вопросы и задания № 1 – 6, страница 35.



10

Естественные и формальные языки.

Естественные , формальные языки; формы представления информации.

Знать о формах представления информации.

Рассмотреть понятия пиктограммы, символа, естественных и формальных языков.

Параграф 1.4.2. – 1.4.4, вопросы и задания № 7 – 10, страница 35 – 36.



Двоичное кодирование.

11

Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование.

Дискретизация; алфавит; мощность алфавита; двоичное кодирование; разрядность двоичного кода.

Знать с какой целью человек осуществляет преобразование информации из одной формы в другую.

Рассмотреть понятия связанные с двоичным кодированием.

Параграф 1.5.1. – 1.5.2, вопросы и задания № 1 – 9, страница 44.



12

Универсальность двоичного кодирования. Равные и неравные коды.


Определить в чем отличие равномерных кодов от неравномерных.

Параграф 1.5.3. – 1.5.4., вопросы и задания № 10 – 11, страница 44.



Измерение информации.

13

Алфавитный подход к измерению информации. Информационный вес символа произвольного алфавита.

Бит; информационный вес символа.

Знать суть алфавитного подхода к измерению информации.

Определить в чем суть алфавитного подхода к измерению информации.

Параграф 1.6.1 – 1.6.2, вопросы и задания № 1 – 5, страница 49.



14

Информационный объем сообщения. Единицы измерения информации.

Информационный объем сообщения; единицы измерения информации.

Умение определять информационный объем сообщения.

Научить определять информационный объем сообщения.

Параграф 1.6.3. – 1.6.4., вопросы и задания № 6 – 15, страница 49 – 50.

Подготовиться к тестированию.



15

Итоговое тестирование по теме : «Информация и информационные процессы».







Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.


16

Компьютер.

Компьютер.

Знать принцип программного управления компьютером.

Определить почему современный компьютер называют «универсальный»; в чем суть программного принципа работы компьютера.

Параграф 2.1.1, вопросы и задания № 1 – 7, страница 61 – 62.



17

Устройства компьютера и их функции.

Процессор; память; устройства ввода информации; устройства вывода информации.

Знать какие устройства входят в состав персонального компьютера.

Определить для чего предназначен процессор; построить граф, отражающий отношения между объектами: «компьютер», «процессор»; «память» и т.д.

Параграф 2.1.2, вопросы и задания № 8 – 15, страница 62. Подготовиться к созданию проекта на тему: «История развития вычислительной техники».



.18 - 19

Системный блок. Внешние устройства. Компьютерные сети.

Разработка проекта на тему: «История развития вычислительной техники».

Системный блок: материнская плата, центральный процессор; оперативная память, жесткий диск;

внешние устройства: клавиатура; мышь, монитор, принтер, колонки; компьютерные сети; сервер, клиент.

Знать какие устройства входят в состав системного блока персонального компьютера.

Рассмотреть подробно персональный компьютер. Разработать проект на тему: «История развития вычислительной техники»

Параграф 2.2.1 – 2.2.2 – 2.2.3, вопросы и задания № 1 – 11, страница 68 - 69.



20

Понятие программного обеспечения.

Программа; программное обеспечение.

Знать, что без программного обеспечения работа компьютера невозможно.

Что такое программное обеспечения компьютера.

Параграф 2.3.1, вопросы задания № 1 – 2, страница 79.



21

Системное программное обеспечение.

Системное ПО

Знать, что ОС – главная часть программного обеспечения, без которой компьютер работать не может.

Рассмотреть чем отличается установка ОС от загрузки ОС; какие основные функции выполняет операционная система.

Параграф 2.3.2, вопросы и задания № 3 – 8, страница 79.



22

Системы программирования.

Прикладное ПО; системы программирования; операционная система программирования; архиватор.

Знать, что это процесс создания программ.

Рассмотреть для чего предназначены системы программирования; сколько всего существует систем программирования.

Параграф 2.3.3, вопросы задания № 9 – 10, страница 79.



23

Прикладное программное обеспечение.

Антивирусная программа; приложение общего назначения.

Пользователь может работать с разными видами информации, не прибегая к программированию.

Определить кто использует прикладные программы специального назначения.

Параграф 2.3.4, вопросы задания № 11 – 15, страница 79 - 80.



24

Правовые нормы использования программного обеспечения.

Приложение общего назначения; приложение специального назначения.

Программы можно разделить на 2 большие группы 1. ПО; 2. Свободное ПО.

Рассмотреть какие виды программ можно выделить по их правовому статусу. что общего между разработчиками компьютерных вирусов и компьютерных пиратов.

Параграф 2.3.5, вопросы задания № 16 – 18, страница 80.



25

Логические имена устройств внешней памяти.

Логическое имя устройства внешней памяти.

Знать, что наличие логических разделов на одном жесток диске обеспечивает пользователю некие преимущества.

Рассмотреть какие преимущества дает деление на несколько логических разделов.

Параграф 2.4.1, вопросы задания № 1 - 5, страница 88.



26

Файл. Каталоги. Файловая структура диска.

Файл; правила именования файлов; каталог; корневой каталог; файловая структура.

Знать, что файл это поименованная область внешней памяти.

Рассмотреть и научиться создавать файловые структуры.

Параграф 2.4.2 – 2.4.4, вопросы задания № 6 – 10, страница 88.



27

Полное имя файла. Работа с файлами.

Путь к файлу; полное имя файла.

Записанный путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла.

Сравнить в операционных системах Windows и Linux: правила именования файлов;

Правила построения полных имен файлов.

Параграф 2.4. 5 – 2.4.6, вопросы задания № 11 – 17, страница 89.



28

Пользовательский интерфейс и его разновидности.

Пользовательский интерфейс; командный интерфейс; графический интерфейс; основные элементы графического интерфейса; индивидуальное информационное пространство.

Знать, что совокупность средств и правил взаимодействия человека с компьютером.

Почему командный интерфейс не способствовал широкому распространению компьютерной техники.

Параграф 2.5.1., вопросы и задания № 1 – 7, страница 99 – 100.



29

Основные элементы графического интерфейса.

Основные возможности реализованы в современных графических интерфейсах.

Параграф 2.5.2, вопросы и задания № 8 – 10, страница 100.



30

Организация индивидуального информационного пространства.

Какие правила стоит придерживаться при создании индивидуального информационного пространства.

Параграф 2.5.3,вопросы и задания № 11 – 13, страница 100. Подготовиться к тестированию.



31

Итоговое тестирование по теме: «Пользовательский интерфейс».







Формирование изображения на экране монитора.

32

Пространственное разрешение монитора.

Пиксель; пространственное разрешение монитора; цветовая модель RGB; глубина цвета; видеокарта; видеопамять; видеопроцессор; частота обновления экрана.

Это количество пикселей, из которых складывается изображение на его экране.

Рассмотреть, что общего между созданием мозаичных изображений и формированием изображения на экране монитора.

Параграф 3.1.1., вопросы и задания № 1, страница 111.



33

Компьютерное представление цвета.

Параграф 3.1.2, вопросы и задания № 2 – 4, страница 111.



34

Видеосистема персонального компьютера.

Видеопамять- это электронное энергозависимое запоминающее устройство.

Научиться рассчитывать объем видеопамяти.

Параграф 3.1.3., вопросы и задания № 5 – 11, страница 111.



Компьютерная графика.

35

Сферы применения компьютерной графики.

Графический объект; компьютерная графика; растровая графика; векторная графика; форматы графических файлов.

Компьютерная графика это широкое понятие, обозначающая разновидности графических объектов; область деятельности, в которой компьютеры используются.

Узнать, что такое компьютерная графика; основные сферы применения.

Параграф 3.2.1, вопросы и задания № 1 – 3, страница 121.



36

Способы создания цифровых графических объектов.

Параграф 3.2.2, вопросы и задания № 4 – 5, страница 121.



37

Растровая и векторная графика.

В зависимости от способа создания графического изображения различают растровую, векторную, фрактальную графику.

Почему считается, что растровые изображения очень точно передают цвета; построить полный граф для понятий.

Параграф 3.2.3., вопросы и задания № 6 – 9, страница 121.



38

Форматы графических файлов.

Способ представления графических данных на внешнем носители.

Рассмотреть форматы графических файлов: ВМР, WMF, EPS и т.д.

Параграф 3.2.4, вопросы и задания № 10 – 15, страница 121 – 122.



Создание графических изображений.

39

Интерфейс графических редакторов.

Практическая работа 3.1. Работа с графическими примитивами.

Графический редактор.

Компьютерная программа, позволяющая создавать и редактировать изображения.



Для чего предназначены графические редакторы.

Параграф 3.3.1, вопросы и задания № 1 – 4, страница 132.



40

Некоторые приемы работы в растровом графическом редакторе.

Практическая работа 3.1. Работа с графическими примитивами.

Растровый графический редактор; векторный графический редактор; интерфейс графических редакторов; палитра графического редактора; инструменты графического редактора; графические примитивы.

Параграф 3.3.2., вопросы и задания № 5 – 7, страница 132.



41

Особенности создания изображений в векторных графических редакторах.

Практическая работа 3.1. Работа с графическими примитивами.

Параграф 3.3.3., вопросы и задания № 8 – 11, страница 132.

Подготовиться к тестированию.



42

Итоговое тестирование по теме: «Создания графических изображений»







Обработка текстовой информации .

43

Текстовый документы и его структура.

Документ; текстовый документ; структурные элементы текстового документа; технология подготовки текстовых документов; текстовый редактор текстовый процессор.

В абзаце можно выделить отдельные: строки, слова и символы - символьные структурные элементы.

Определить с помощью каких инструментов люди записывали информацию в былые времена; основные структурные единицы текстового документа.

Параграф 4.1.1, вопросы и задания № 1 – 3, страница 149.



44

Технология подготовки текстовых документов.

Появления компьютеров коренным образом изменило технологию письма. На смену технологии создания рукописных и машинописных документов на бумаге сегодня пришла «компьютерная технология».

Рассмотреть в чем основные преимущества «компьютерной» технологии создания текстовых документов.

Параграф 4.1.2., вопросы и задания № 4 – 5, страница 149.



45

Компьютерные инструменты создания текстовых документов.

Текстовый редактор – это прикладная программа для создания и обработки текстовых документов.

Основные разновидности компьютерных инструментов создания текстовых документов.

Параграф 4.1.3., вопросы и задания №м 6 – 7, страница 149.



46

Набор (ввод) текста.

Практическая работа 4.1 – Ввод символов.

Набор текста; клавиатурный тренажер; редактирования (правка) текста; режим вставки/замена; проверка правописания; поиск и замена; фрагмент; буфер обмена.

Набор (ввод) текста осуществляется с помощью клавиатуры.

Рассмотреть как понимают высказывания о том, что «навык квалифицированного клавиатурного письма сегодня считается социальным, общекультурным» Нужен ли этот навык?

Параграф 4.2.1., вопросы и задания № 1 – 6, страница 157 – 158.



47

Редактирования текста.

Практическая работа 4.1 Ввод символов

При редактировании (правке) текста его просматривают, чтобы убедиться, что все правильно, исправляют обнаруженные ошибки (например в правописании) и вносят необходимые изменения.

Параграф 4.2.2., вопросы и задания № 8 – 9, страница 158.



48

Работа с фрагментами текста.

Практическая работа 4.1 Ввод символов

Фрагмент – произвольное количество следующих один за другим символов текста: один или несколько символов, слово, строка, предложение, абзац или даже весь документ.

Основные рекомендации, которых следует придерживаться при работе на клавиатуре.

Параграф 4.2.3., вопросы и задания 3 10 – 13, страница 158.



49

Общее сведения о форматировании. Форматирования символа.

Практическая работа 4.1 Ввод символов

Форматирование; шрифт; размер; начертание; абзац; выравнивание; отступ первой строки; междустрочный интервал; стиль; параметры страницы.

Форматирование текста – процесс его оформления.

Как можно переместить курсор к обнаруженной ошибки; указать общее различия.

Параграф 4.3.1. – 4.3.2, вопросы и задания № 1 – 3, страница 167.



50

Форматирование абзацев. Стилевое форматирование.

Практическая работа 4.1 Ввод символов

Абзац – это часть документа между двумя соседними непечатаемыми (не отображаемыми без специальных команд) управляющими символами конца абзаца.

Сравнить возможности по редактированию документа; какие возможности современных текстового редактора и текстового процессора облегчают труд человека, избавляют его от утомительной однообразной работы.

Параграф 4.3.3. – 4.3.4., вопросы и задания № 5, страница 167.



51

Форматирование страниц документа. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Практическая работа 4.1 Ввод символов

Пользователь может выбрать ориентацию листа бумаги: книжную – высота листа больше его ширины; альбомную – ширина листа больше его высоты.

Параграф 4.3.5 – 4.3.6, вопросы и задания № 6 – 10, страница 167.



52

Списки. Таблицы.

Практическая работа 4.1 Ввод символов

Нумерованные списки; маркированные списки; многоуровневые списки; таблицы; графические изображения.

Известно, что текстовая информация воспринимается человеком лучше, если она визуализирована – организована в виде списков, таблиц, диаграмм, снабжена иллюстрациями.

Рассмотреть с какой целью разработчики включают в текстовые документы списки, таблицы, графические изображения; для чего используются списки; сравнить нумерованные и маркированные списки; найти в интернете информацию о технологии сканирующего листания. В чем ее суть.

Параграф 4.4.1. – 4.4.2, вопросы и задания № 1 – 6, страница 173.



53

Графические изображения.

Практическая работа 4.1 Ввод символов

Параграф 4.4.3, вопросы и задания № 7 – 9, страница 173.



54

Программы оптического распознавания документов.

Программы оптического распознавания документов.

Кроме текстовых процессоров, предназначенных для создания и обработки текстов на компьютере, существует ряд программ, позволяющих автоматизировать работу человека с текстовой информацией.

Параграф 4.5.1, вопросы и задания № 1 – 4, страница 177.



55

Компьютерные словари и программы – переводчики.

Компьютерные словари; программы – переводчики.

Компьютерные словари выполняют перевод отдельных слов и словосочетаний.

Параграф 4.5.2, вопросы и задания № 5 – 7, страница 177.



56

Представление текстовой информации в памяти компьютера.

Кодовая таблица; восьмиразрядный двоичный код.

Компьютер различает вводимые символы по их двоичному коду.

Рассмотреть почему кодировки, в которых каждый символ кодируется цепочкой из восьми нулей и единиц, называют иначе однобайтовым.

Параграф 4.6.1, вопросы и задания № 1 – 6, страница 183 – 184.



57

Информационный объем фрагмента текста.

Информационный объем текста.

Информационный объем фрагмента текста будем называть количество битов, байтов или производных единиц, необходимых для записи этого фрагмента заранее оговоренным способом двоичного кодирования.

Параграф 4.6.2., вопросы и задания № 7 – 10, страница 184. подготовиться



58

Итоговое тестирование по теме: «обработка текстовой информации».







Мультимедиа.

59

Понятие технологии мультимедиа. Область использования мультимедии.

Технология мультимедиа; мультимедийные продукты; звуковая карта; эффект движения.

Технология, обеспечивающая одновременную работу со звуком, видеороликами, анимациями, статическими изображениями и текстами в интерактивном (диалоговом) режиме.

Рассмотреть, что такое мультимедиа; где применяется; рассмотреть преобразования звука при вводе в компьютер и при выводе.

Параграф 5.1.1 – 5.1.2, вопросы и задания № 1 – 4, страница 208 – 209.



60

Звук и видео как составляющие мультимедиа.

Звуку – это колебания воздуха или любой другой среды, в которой он распространяется.


Параграф 5.1.3, вопросы и задания № 45 – 8, страница 209.



61

Что такое презентация.

Практическая работа 5.1. Создание презентации.

Презентация; компьютерная презентация; слайд; шаблон презентации; дизайн презентации; макет слайда; гиперссылка; эффект анимации.


Публичный способ представления информации, наглядный и эффектный.

Каково происхождения термина «презентация»; что общего с технологией гипертекста и гипермедиа; сто такое шаблон, дизайн, макет; каковы основные этапы создания презентации.

Параграф 5.2.1, вопросы и задания № 1 – 5, страница 213.



62

Создание мультимедийной презентации.

Практическая работа 5.1. Создание презентации

Параграф 5.2.2, вопросы и задания № 6 – 9, страница 213.



63

Разработка проекта информационная технология создания презентации по произвольной тематике курса.

Подготовиться к контрольной работе за курс 7 класса.



64

Обобщающий урок по курсу 7 класса.



Подготовиться к контрольной работе за курс 7 класса.



65

Контрольная работа по курсу 7 класса.







66-68

Резервные уроки.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа по информатике для 7 класса

Автор: Радышевская Кира Владимировна

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229124

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Рабочая программа по информатике 7 класс (базовый уровень, Л.Л. Босова) "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-7-klass-bazovyi-urovien-l-l-bosova"
    ["file_id"] => string(6) "101761"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402432732"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по информатике 11 класс (профильный уровень) "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-11-klass-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "122002"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414135456"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по информатике 8-9 класс. Семакин"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-8-9-klass-siemakin"
    ["file_id"] => string(6) "263935"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449613511"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Рабочая программа "Информатика" 6 кл. "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-informatika-6-kl"
    ["file_id"] => string(6) "221096"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435050962"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная информатика» Класс 2-4"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_zanimatelnaia_informatika_kla"
    ["file_id"] => string(6) "555673"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1597252680"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства