развитие общенаучных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
целенаправленное формирование таких общенаучных понятий, как учебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике Л.Л.Босова, А.Ю.Босова «Программа для основной школы 5-6 классы» Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2013
г.Октябрьский
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по информатике для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования( Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями от 03.06.2008г(приказ №164), от 31.08.2009г. (приказ № 320) , от19.10.2009г (приказ№427) ,от 24.01.2012г. (приказ№39) ,от 31.01.2012г(приказ№69) ;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
3. Письмо МО РБ от 31.03.2014г
4. Учебные планы МБОУ СОШ №17 от 07.08.2014г (Приказ №120),
5. Положение о рабочей программе учебного предмета (курса) МБОУ СОШ №17 от 30.08.2014г. (Приказ № 192 )
6. Приказ № 193 от 30.08.2014г МБОУ СОШ №17 «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательном процессе в 2014- 2015 учебном году»
7. Примерная программа основного общего образования по информатике «Программа для основной школы 5-6 классы» Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Цели программы:
развитие общенаучных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
целенаправленное формирование таких общенаучных понятий, как учебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Основное содержание учебного предмета
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ – 15; контрольных работ – 3.
1. Компьютер и информация -12ч.
Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Файлы и папки.
Информация в компьютере. Цифровые данные.
Системы счисления.
Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор.
Тексты в памяти компьютера.
Кодирование текстовой информации.
Создание документов в текстовом редакторе.
Растровое кодирование графической информации
Векторная графика.
Единицы измерения информации.
Контрольная работа № 1
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа № 1 «Работа с файлами и папками.».
Практическая работа № 2 «Знакомство с текстовым редактором».
Практическая работа № 3 «Редактирование и форматирование текста».
Практическая работа № 4 «Нумерованные списки».
Практическая работа № 5 «Маркированные списки».
2. Человек и информация - 4ч.
Анализ контрольной работы. Информация и знания.
Познание окружающего мира.
Понятие как форма мышления.
Образование понятий.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 6 «Создание таблиц ».
Практическая работа № 7 «Текст и графика в таблице».
Практическая работа № 8 «Диаграммы».
3. Понятие как форма мышления-3ч.
Понятие
Как образуются понятия
Определение понятия
Компьютерный практикум
Практическая работа № 9 «Создаем компьютерные документы ».
4. Схемы-4ч.
Многообразие схем
Информационные модели на графах
Использование графов при решении задач
Контрольная работа №2
Компьютерный практикум
Практическая работа № 10 «Создаем графы».
Практическая работа № 11«Графы, схемы и деревья».
5.Алгоритмы и исполнители-6ч.
Жизненные задачи
Последовательность действий
Алгоритм
Разнообразие исполнителей
Формальные исполнители
Автоматизация
Компьютерный практикум
Практическая работа № 12«Создание простой таблицы».
Практическая работа № 13 «Создаем Диаграммы».
Практическая работа № 14 «Создание плаката».
6.Типы алгоритмов-5ч
Линейные алгоритмы
Контрольная работа№3
Алгоритмы с ветвлениями с повторением
Проект слайд шоу
Практическая работа № 15 «Создание презентации».
Требования к уровню подготовки учащихся по учебной программе
Учащиеся должны:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Личностные образовательные результаты
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Список литературы
Основная литература
Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова
Информатика: методическое пособие для 5-6 классов / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 384с.
Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2014.
Дополнительная литература
Материалы авторской мастерской Л.Л.Босовой – metodist.lbz.ru/