Муниципальное КАЗЕННОЕ общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ общеобразовательная школа СЕЛО БУР
Рассмотрено На педагогическом совете Протокол №____ от «___» ______20__г. | | «Утверждено» Директор Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Информатика и ИКТ»
2 класса
(УМК СЕМЕНОВА А.Л., РУДЧЕНКО Т.А.)
2015 - 2016 учебный год
Разработчик программы
учитель информатики
Инешина Г.А.
БУР 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике разработана в соответствии с:
основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ
изменениями в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (от 26 ноября 2010 г. № 1241. (Зарегистрирован в Минюст России от 04 февраля 2011 г. N 19707);
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год,
Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трёх групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее – ИКТ компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру метапредметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.
Общая характеристика курса
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:
· основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);
· основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);
· основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).
В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося. Курс «Информатика. 2 класс» авторов Т. А. Рудченко и А. Л. Семёнова является продолжением курса «Информатика. 1 класс» тех же авторов и соответственно частью комплекта «Информатика. 1—4 классы» (Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнов). Поэтому в нём реализуется преемственность как основных идей курса 1 класса, так и других ключевых моментов. Как и в 1 классе, вы можете выбрать бескомпьютерный или компьютерный вариант работы. В первом случае дети будут работать только с печатными материалами (учебник, рабочая тетрадь и тетрадь проектов). Во втором случае, кроме печатных материалов, используется компьютерная составляющая курса.
Все уроки курса, делятся на обычные и проектные. На обычных уроках дети работают с учебником и рабочей тетрадью, а в случае компьютерного варианта изучения ещё и с компьютером. Проекты делятся на компьютерные и бескомпьютерные. В первом случае дети выполняют работу на компьютере, во втором — работают с тетрадью проектов. Компьютерную составляющую можно найти на сайте http://info.seminfo.ru (в разделе «Методические ресурсы»). Повторение во 2 классе в основном планируется проводить по ходу прохождения материала. Сказанное относится как к текущему повторениюВ ходе определения истинности/ложности утверждений для мешков ребята повторяют тему «Мешки» и понятия «есть», «нет», «ровно», «одинаковые мешки» и пр.
Место курса в учебном плане
Информатика в курсе для 2 класса изучается по одному часу в неделю, 34 часов в год
Планируемые результаты
личностные:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
метапредметные:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, готовить своё выступление и выступать графическим сопровождением;
6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
предметные:
(значок * относится только к компьютерным вариантам изучения курса)
1) владение базовым понятийным аппаратом:
· цепочка (конечная последовательность);
· мешок (неупорядоченная совокупность);
· одномерная и двумерная таблицы;
· утверждения, логические значения утверждений;
2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
· выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, мешка;
· проведение полного перебора объектов;
· определение значения истинности утверждений для данного объекта;
понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия:
все/каждый, есть/нет, всего, не;
· использование имён для указания нужных объектов;
· использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе
словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
· сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
· выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
· построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
*ИКТ-квалификация
· подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
· создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;
· создание изображения с использованием графических возможностей компьютера;
составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).
Содержание курса.
Правила игры
Понятие о правилах игры Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. *Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. *Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.
Области (1 ч.)
Подсчёт областей в картинке.
Цепочка (7 ч.)
Понятия, связанные с порядком бусин от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвертый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь, как цепочка дней года. *Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.
Мешок (2 ч.)
Мешок бусин цепочки.
Основы логики высказываний (4 ч.)
Понятия есть/нет для элементов цепочки. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.
Язык (6 ч.)
Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты). Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Знаки в русском тексте: знаки препинания. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Основы теории алгоритмов (в течение всего года)
Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре.
Математическое представление информации (2 ч.)
Двумерная таблица для мешка – использование таблицы для классификации объектов по одному и по двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте.
Решение практических задач (4 ч.)
Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»).
Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).
Построение календаря на текущий год, отмечать в этом календаре государственные, семейные праздники и памятные даты, упорядочивать даты в календарном порядке, использовать календарь для получения информации о месяцах и днях года (проект «Мой календарь»)
*Решение практических задач. ИКТ-квалификация (4 ч.)
Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с использованием набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора (проект «Новогодняя открытка»).
Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации, включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой лучший друг/Мой любимец»).
Оформление и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового редактора (проект «Наши рецепты»).
Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач (3 ч.)
Контрольная работа (2ч)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Состав учебно-методического комплекта «Информатика 2»
1. Информатика. Учебник для нач. шк. / Т.А.Рудченко, А. Л. Семёнов. — М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2011.
Компьютерная составляющая
Компьютерная составляющая выложена на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) в рамках ИУМК «Информатика 1 – 4». Электронная версия книги для учителя размещена на сайте: www.int-edu.ru
1. Каждый ученик обеспечен полным набором бумажных пособий по курсу: учебником, рабочей тетрадью, тетрадью проектов;
2. Каждый ученик обеспечен учебным местом (за партой), за которым ему удобно выполнять основные учебные действия: читать, писать, рисовать, вырезать, наклеивать.
3. Учебный класс укомплектован так, что во время проектной деятельности учащимся удобно перемещаться по классу, пересаживаться, собираться в группы и проч.
Каждый учащийся на уроке должен иметь при себе стандартный набор письменных принадлежностей, а также набор фломастеров или карандашей 6 цветов, ножницы и клей.
Для обеспечения компьютерного варианта изучения курса, кроме перечисленных выше выполняются следующие требования:
1. Каждый ученик на каждом уроке кроме учебного места обеспечен компьютерным рабочим местом, специально оборудованным для ученика начальной школы.
2. Учитель имеет на уроке компьютерное рабочее место.
3. Каждое компьютерное рабочее место оборудовано компьютером.
4. В набор программного обеспечения каждого компьютера входит стандартный набор программ для работы: с текстами, с растровой графикой, с презентациями.
5. Учебный класс оборудован мультимедийным проектором и экраном и возможностью проводить демонстрации напрямую с учительского компьютера на экран.
После организации в школе локальной сети выполнены следующие требования:
1. На сервере школы выделено дисковое пространство для разворачивания внутришкольного сайта и хранения работ учащихся.
2. Все компьютеры класса включены в локальную сеть и будут иметь (локальный) доступ к серверу, на котором развернут сайт курса.
3. К каждому компьютеру присоединены удобные крепкие наушники.
4. В учебном классе находиться черно-белый принтер и сканер, присоединенные к локальной сети.