kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса  «В мире информатики »  для  начального общего образования разработана на основе

- нормативных документов:

  1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
  3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год:  Приказ от 31 марта 2014 г. №253
  4. Примерной основной образовательной программы начального общего образования (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768)
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО: приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009года№373
  6. Основной образовательной программы  начального общего образования МКОУ  Заливинская СОШ

- информационно-методических материалов:

  1. Информатика. Программы для начальной школы: 2 – 4 классы / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 133 с. : ил. – (Программы и планирование).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 2-4 классов »

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Заливинская средняя общеобразовательная школа

Кыштовского района Новосибирской области





Принято решением

методического объединения учителей

протокол № _____ от_______2015 г.

Согласовано

И. о. зам. директора по УВР

____________/Р.Н.Гревцова














Рабочая программа

курса «В мире информатики»

для 2-4 классов














Составитель:

Гарифуллина С.Д.

учитель информатики



2015 г.



Пояснительная записка


Рабочая программа курса «В мире информатики » для начального общего образования разработана на основе


- нормативных документов:

  1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

  3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год: Приказ от 31 марта 2014 г. №253

  4. Примерной основной образовательной программы начального общего образования (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768)

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО: приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009года№373

  6. Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Заливинская СОШ

- информационно-методических материалов:

  1. Информатика. Программы для начальной школы: 2 – 4 классы / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 133 с. : ил. – (Программы и планирование).

Цели изучения курса информатики в начальной школе

Важнейшая цель начального образования — создание прочного фундамента для последующего образования» раз­витие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опор­ных знаний и умений, но и развитие способности к сотруд­ничеству и рефлексии.

Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух ас­пектах.

Первый заключается в формировании целостного и системного представления о мире информации, об общнос­ти информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения, на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые пер­вичные представления об информационной деятельности человека.

Второй аспект пропедевтического курса инфор­матики — освоение методов и средств получения, обработ­ки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся на­чальной школы к продолжению образования, к активному _ использованию учебных информационных ресурсов: фоно­тек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ.

Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятель­ности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка — формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и ком­муникационных технологий на других предметах.

Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств лич­ности, которые отвечают требованиям информационного, общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ- компетентности).

Рабочая программа курса информатики для началь­ной школы разработана в соответствии с требованиями. ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результа­тов: личностных, метапредметных и предметных.

Общая характеристика учебного курса «Информатика» в начальной школе

С момента экспериментального введения информатики в начальную школу накопился значительный опыт обучения информатике младших школьников. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частнос­ти с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного ком­понента УУД (универсальных учебных действий), форми­рование которых является одним из приоритетов начально­го общего образования. Более того, информатика как учеб­ный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД.

Важной проблемой реализации непрерывного курса ин­форматики является преемственность его преподавания на разных образовательных уровнях. Любой учебный курс должен обладать внутренним единством, которое проявля­ется в содержании и методах обучения на всех ступенях обучения. Структура курса, его основные содержательные линии должны обеспечивать эту целостность.

Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседнев­ной жизни.

Авторы УМК делают попытку выстроить многоуров­невую структуру предмета «Информатика», который бы рассматривался как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информати­ки и информационно-коммуникационных технологий. Авторы подчеркивают необходимость получения школь­никами на самых ранних этапах обучения представлений о сущности информационных процессов. Информацион­ные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения и обработки информации в информационной дея­тельности человека, живой природе, технике.

В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

Предлагаемый курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидак­тики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практика - ориентированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения приоритетной задачи начального образования — формирования УУД — формируются умения строить модели решаемой задачи, ре­шать нестандартные задачи. Развитие творческого потен­циала каждого ребенка происходит при формировании на­выков планирования в ходе решения различных задач.

Во 2 классе дети учатся видеть окружающую действи­тельность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников посте­пенно вводятся термины информатики (источник/прием­ник информации, канал связи, данные и др.). Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с элект­ронными документами.

В 3 классе школьники изучают представление и кодиро­вание информации, ее хранение на информационных носите­лях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию со­здания электронного документа, технологию его редакти­рования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инстру­ментами работы с информацией (мобильный телефон, элек­тронная книга, фотоаппарат, компьютер и др.), параллель­но учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя эле­ментарные технологические операции своими именами.

В 4 классе рассматриваются темы «Мир понятий» и «Мир моделей», формируются представления учащихся работе с различными научными понятиями, также вводит­ся понятие информационной модели, в том числе компью­терной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгорит­ма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, технически­ми устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управ­ления. Школьники учатся понимать, что средства управле­ния влияют на ожидаемый результат, и что иногда полу­ченный результат не соответствует цели и ожиданиям.

В процессе осознанного управления своей учебной дея­тельностью и компьютером школьники осваивают соот­ветствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружа­ющей действительности, описывать их в терминах инфор­матики, приводить примеры из своей жизни.

Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление — это особый, ак­тивный способ отношений между объектами. Видеть отно­шения между объектами системы — это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы сис­темного мышления, столь необходимого в современной жиз­ни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в 4 классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.

Описание места учебного курса в учебном плане

В учебном плане МКОУ Заливинской СОШ во 2-4 классах информатика изучается за счёт часов формируемых участниками образовательного процесса, по 1 часу во 2-4 классах. Итого 102 часа.

Года обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

2 класс

1

34

34

3 класс

1

34

34

4 класс

1

34

34




102 часа


Описание ценностных ориентиров

содержания информатики

Современный ребенок погружен в новую предметную и ин­формационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информатике в младших классах. В отличие от прошлых времен, действительность, окружа­ющая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плееры, декодеры и т. д. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.

На уроках информатики школьники осознанно и целе­направленно учатся работать с информацией (осущест­влять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, т. е. смысла, узнавать и на­зывать объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики. Изучение информати­ки в рамках предметной области «Математика и информа­тика» направлено на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формиро­вание предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и про­должения образования.

Особое место подготовке по информатике отведено в предмете «Технология». В рамках этого предмета присталь­ное внимание должно быть уделено развитию у детей перво­начальных представлений о компьютерной грамотности.

Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучая пользоваться универсальным инструментом поиска и обработки инфор­мации (компьютером), расширяет возможности детей по­знавать окружающий мир и способствует их самостоятель­ности и творчеству в процессе познания.

Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музы­ка) направлено на развитие «способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих рабо­тах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предо­ставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-цен­ностным восприятием окружающей действительности.

Изучение русского и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соот­ветствии с условиями общения — всему этому учит и ин­форматика, пробуждая и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освое­ния мощного инструмента работы с информацией и его программного обеспечения, в частности — текстового ре­дактора, электронного блокнота, электронной книги.

На уроках информатики при наборе текстов в текстовом ре­дакторе учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет красным под­черкиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (с помощью программы Skype устно или письменно с использованием чат - режима). Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тек­сты-описания и повествования небольшого объема, овладе­вают основами делового письма (написание записки, адре­са, письма).

Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хра­нения и обработки не может происходить па чисто абст­рактном уровне, и математика, и информатика непосред­ственно связаны с содержанием других дисциплин на­чального образования, в частности, с иностранным языком.

Таким образом, информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретённых умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения информатики

С учетом специфики интеграции учебного предмета в обра­зовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образова­тельной области для достижения личностных» метапредметных и предметных результатов.

1-я группа требований: личностные результаты

Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:

1.1)готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;

1.2)ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

1.3) социальные компетенции;

1.4) личностные качества

2-я группа

требований:

метапредметные

результаты

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:

2.1) познавательных;

2.2) регулятивных;

2.3) коммуникативных;

2.4)овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)

3-я группа требований: предметные результаты

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время


С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компе­тенции, отраженные в содержании курса:

• наблюдать за объектами окружающего мира; обнару­живать изменения, происходящие с объектом, и учить­ся устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений у опытов, работы с информацией;

• соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать от­вет на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;

• устно и письменно представлять информацию о наблю­даемом объекте, т. е. создавать текстовую или графи­ческую модель наблюдаемого объекта с помощью ком­пьютера с использованием текстового или графического редактора;

• понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) яв­ляется не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);

• выявлять отдельные признаки, характерные для сопос­тавляемых объектов; в процессе информационного моде­лирования и сравнения объектов анализировать резуль­таты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться про­ведением простейших измерений разными способа­ми. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;

• решать творческие задачи на уровне комбинаций, пре­образования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;

• самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой ко­нструкторской задачи, создавать творческие работы (со­общения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая прос­тейшие мультимедийные объекты и презентации, при­менять простейшие логические выражения типа: «.„и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;

• овладевать первоначальными умениями передачи., по­иска, преобразования, хранения информации, исполь­зования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — путем поиска (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овла­дение различными способами представления информа­ции, в том числе в табличном виде, упорядочения ин­формации по алфавиту и числовым параметрам (возрас­танию и убыванию);

• получать опыт организации своей деятельности, вы­полняя специально разработанные для этого интерак­тивные задания. Это задания, предусматривающие вы­полнение инструкций, точное следование образцу и про­стейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерак­тивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;

• получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упраж­нения и их исправлении;

• приобретать опыт сотрудничества при выполнении груп­повых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.

Все компоненты УМК представляют собой единую сис­тему, обеспечивающую преемственность изучения предме­та в полном объеме. Эта системность достигается:

1) опорой на сквозные содержательные линии:

• информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);

• информационные объекты (текст, изображение, аудио­запись, видеозапись);

• источники информации (живая и неживая природа, тво­рения человека);

• работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);

• средства информационных технологий (телефон, компью­тер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);

• организация информации и данных (оглавление, указа­тели, каталоги, записные книжки и др.);

2) использованием общей смысловой структуры учебни­ков, позволяющей осуществить названную преемст­венность. Компоненты этой структуры построены в со­ответствии с основными этапами познавательной дея­тельности

• раздел «Повторить» — актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует уста­новлению учащимися связи между целью учебной дея­тельности и ее мотивом (личностно значимая информа­ция). Выбранные авторами примеры могут быть зна­комыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;

• содержание параграфа представлено через компонен­ты деятельности ого ряда: «Цель», «Понять», «Выпол­ни», «Главное», «Знать», «Уметь» — новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последова­тельность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;

• разделы «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия.

Организация повторения ранее освоенных знаний, уме­ний, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготов­ке к контрольной работе);

• «Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение и классификация;

• практические задания, включая задания в рабочих тет­радях и ЭОР. Формирование и развитие умений исполь­зовать полученные теоретические знания по информа­тике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проект­ной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, органи­зацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и созна­тельно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирова­ние и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных за­дач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.

Таким образом, структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках по­знавательной, организационной и рефлексивной деятель­ности. Этим достигается полноценное освоение всех компо­нентов учебной деятельности, которые включают:

• учебную мотивацию;

• учебную цель;

• учебную задачу;

• учебные действия и операции (ориентировка, преобразо­вание материала, контроль и оценка);

• метапредметные учебные действия (умственные дейст­вия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).

Содержание курса информатики в начальной школе

(24 классы)

Изучение курса информатики во 2 классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделя­ются виды информации по способу восприятия ее чело­веком, вводятся понятия источника и приемника инфор­мации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информа­цией.

Содержание второй главы естественно является «связ­кой» между информацией и компьютером.

Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер об­рабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные приклад­ные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. — для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы. В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании.

Содержание четвертой главы направлено на формиро­вание и развитие понятие документа, на способы его со­здания, поскольку понимание того, что такое данные, для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие до­кумента актуально во всех смыслах, так как дети уже по­стоянно имеют дело с разными бумажными и электронны­ми документами (со свидетельством о рождении, заявлени­ями, справками, файлами и пр.).

В 3 классе происходит повторение и развитие учебного материала, изученного во втором классе. Глава вторая – о действиях с информацией. Школьники через разговор о действияхс информацией готовятся к пониманию

Глава вторая — о действиях с информацией. Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в 3 классе является понятие объекта. Форми­руется представление об объекте как предмете нашего вни­мания, т. е. под объектом понимаются не только предметы, по и свойства предметов, процессы, события, понятия, суж­дения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в на­чальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «мо­дель», «управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику рас­суждать о свойствах алгоритма, свойствах исполнителя ал­горитма, свойствах процесса управления и т. д., что состав­ляет содержание курса в 4 классе.

Уже в 3 классе начинается серьезный разговор о ком­пьютере как системе, об информационных системах.

Со­держание 4 класса — это то, ради чего информатика дол­жна изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и развития понятий о моделировании, модели и процессе управления. Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС — стандарта второго по­коления, поскольку в начальной школе необходимо на­учить детей управлять не только компьютером и своим вре­менем, но и собой.

Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся

Содержание курса информатики в начальной школе по классам приведено ниже в таблицах. Основные виды учеб­ной деятельности обучающихся представлены в двух вари­антах: в виде аналитической и практической деятельности.

2 класс

п/п

Тема учебного занятия

Основные виды учебной деятельности

Глава 1. Виды информации, человек и компьютер(8 ч.)

1

Человек и информация

Воспринимать информацию.

понимать, что человек воспринимает информацию органами чувств

понимать важность соблюдения ТБ в кабинете

2

Какая бывает информация

Понимать, что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

приводить примеры различных видов информации;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

3

Источники информации

Понимать, что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

понимать связь между источником и сигналом информации;

приводить примеры источников разных видов информации.

4

Приемники информации

Понимать, что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;

различать источники информации от приёмников информации;

приводить примеры приёмников информации

5-6

Компьютер и его части

Называть основные части компьютера;

различать и называть основные группы клавиш на клавиатуре ПК;

7

Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер

Понимать и правильно использовать терминологию по данной теме;

приводить примеры; решать информационные задачи.

8

Контрольная работа № 1 по теме «Виды информацииЧеловек и компьютер».

Применять полученные знания при и контрольной работы.

Глава 2. Кодирование информации (8 ч.)

9

Носители информации

Понимать, что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

иметь представление о различных носителях информации; о письменных и электронных носителях информации;

приводить примеры письменных и электронных носителей информации

10-11

Кодирование информации

Понимать, что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

понимать, что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

понимать, что звук – это звуковое кодирование, а буква – это письменное кодирование;

приводить примеры кодирования информации;

кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия

12

Письменные источники информации

Иметь представление о письменных источниках информации; приводить примеры письменных источников информации

13-14

Языки людей и языки программирования

Понимать, как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

15

Повторение по теме «Кодирование информации

Понимать и правильно использовать терминологию по данной теме; приводить примеры; решать информационные задачи

16

Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование информации

применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ

Глава 3. Информация и данные (7 ч.)

17

Текстовые данные

Понимать, что у слова есть смысл, что текст компьютера – это цепочка символов;

понимать, как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде текста;

иметь представление о шрифтах;

приводить примеры многозначных слов и многозначных чисел;

иметь навык изменения шрифтов

18

Графические данные

Понимать, что данные – это закодированная информация;

понимать, что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде.

19

Числовая информация

Понимать, что данные – это закодированная информация;

понимать, что информацию можно представить числами;

иметь представление об истории возникновения счета; различать и приводить примеры числовой информации

20

Десятичное кодирование

Понимать, что десятичное кодирование-это кодирование числовой информации с помощью десяти цифр -десятью знаками.

21

Двоичное кодирование

Понимать, для чего используется код из двух знаков: цифры 0 и цифры 1.

22

Числовые данные

Понимать, что данные – это закодированная информация;

понимать, что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

23


Повторение по теме «Числовая информация и компьютер».

Контрольная работа № 3 по теме «Информация и данные».

Понимать и правильно использовать терминологию по данной теме; приводить примеры; решать информационные задачи

применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ

Глава 4. Документ и способы его создания (11 ч.)

24

Документ и его создание

Понимать, что такое документ, какие документы бывают и как они создаются.

25

Электронный документ и файл

Понимать ,что такое электронный документ и что такое файл.

26

Поиск документа

Понимать, что такое поиск документа, какие технологии поиска документа бывают.

27

Создание текстового документа

Понимать, что у слова есть смысл, что текст компьютера – это цепочка символов;

понимать, как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде текста;

иметь представление о шрифтах;

приводить примеры многозначных слов и многозначных чисел;

иметь навык изменения шрифтов

28-29

Создание графического

документа

Понимать, что графический документ можно создавать с помощью фотоаппарата, сканера, графического планшете и графического редактора.

30

Повторение по теме «Документ и способы его создания».

Понимать и правильно использовать терминологию по данной теме; приводить примеры; решать информационные задачи

31

Контрольная работа № 4 по теме «Документ и способы его создания».

применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ

32-33

Обобщающ-

ий урок по пройденным темам.


Применять полученные знания за период обучения

34

Контрольная работа № 5.

Применять полученные знания при выполнении контрольных работы.


3 класс

п/п

Тема учебного занятия

Основные виды учебной деятельности

Глава 1. Информации, человек и компьютер(6 ч.)

1

Человек и информация

Знать: виды информации по форме ее представления; тре­бо­ва­ния к ор­га­ни­за­ции ком­пь­ю­тер­ного ра­бо­чего места

понимать: значения слов «информация» и «сообщение»

 

2

Источники и приемники информации

Понимать: отличие источника от приемника информации

уметь: приводить примеры источников и приемников информации


3

Носители информации

Уметь: приводить примеры различных носителей информации; различать носители информации

 

4

Компьютер

Знать: состав персонального компьютера, названия его устройств, их назначение

Уметь: выполнять простые действия с помощью мыши, вводить простой текст с клавиатуры


5

Повторение: информация, человек и компьютер.

Понимать и правильно использовать терминологию по данной теме;

приводить примеры; решать информационные задачи.

6

Контрольная работа: «Информация, человек и компьютер».


Глава 2. Действии с информацией (10ч.)

7

Получение информации

Понимать, для чего и как получают информацию

8

Представление информации

Понимать, что такое представление информацию на носителе и выбирать подходящий способ представления получееной информации.

9-10

Кодирование информации

Знать: различные способы кодирования информации

Уметь: приводить примеры правил кодирования информации

Владеть приемами кодирования с помощью алфавита и кодовых таблиц


11

Кодирование и шифрование данных

Знать: различные способы кодирования информации

уметь: приводить примеры правил кодирования информации

Владеть приемами кодирования с помощью алфавита и кодовых таблиц.

12

Хранение информации

Понимать, как человек хранит информацию и данные.

13-14

Обработка информации

понимать: обработка информации – это одно из возможных действий с информацией

уметь: объяснять смысл обработки информации

Иметь представление: об обработке разных видов информации (текстовой, графической, числовой)

Понимать: что компьютер – это инструмент для обработки информации

15

Повторение темы «Действия с информацией»

Знать понятия: получение, представление, кодирование, шифрование, хранение и обработка информации и данных.

16

Контрольная работа «Действия с информацией»

Применять полученные знания при выполнении иконтрольных работ

Глава 3. Мир объектов (8 ч.)

17-18

Объект, его имя и свойства

Понимать: в каждый момент времени человек может думать только об одном объекте

Знать: основные категории объектов и проводить их классификацию

Понимать: для чего объектам дают имена

Знать: основные виды имен объектов (общее, конкретное, собственное)


19

Функции объекта

Знать: основные функции объекта

20

Отношения между объектами

Знать: что такое «отношения объектов» как важная часть характеристики объекта

Понимать: многообразие отношений между объектами


21

Характеристика объекта

Знать: что такое характеристика объекта; основные категории свойств объекта и уметь раскрывать их на примерах

 Понимать, что такое характеристика объекта.

 

22

Документ и данные об объекте

Понимать: в документе отображается какой-либо факт или подтверждается право на что-либо; различие между понятиями «документ» и «электронный документ»

Знать: основные виды документов (свидетельство о рождении, паспорт, аттестат зрелости, проездной документ, справка)

Уметь: приводить примеры документов, используемых чел. в жизни 

23

Повторение главы «Мир объектов. Работа со словарём.


Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи 

24

Контрольная работа «Мир объектов»

Применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ.

Глава 4. Компьютер, системы и сети (10 ч.)

25

Компьютер — это система

Понимать, из каких взаимосвязанных частей состоит компьютер и как они связаны между собой.

26-27

Системные программы и операционная система

Понимать, что такое системные программы и операционная система.


28

Файловая система

Понимать, что такое файловая система.


29-30

Компьютерные сети

Понимать, что такое компьютерные сети, какие они бывают.


31

Информационные системы

Понимать, что такое информационная система, какие существуют информационные системы.

32

Повторение темы «Компьютер, системы и сети»


33

Контрольная работа «Компьютер, системы и сети»

Применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ

34

Годовая контрольная работа, тестирование


4 класс

№ п/п

Тема учебного занятия

Основные виды учебной деятельности

Глава 1. Повторение (7ч.)

1

Человек в мире информации

Знать органы чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа. Называть виды информации по способу представления (текстовая, числовая, звуковая, графическая), по способу восприятия (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая).

2

Действия с данными

Называть действия, которые можно производить с информацией (получать, представлять, хранить, передавать, обрабатывать, преобразовывать, кодировать, декодировать).

Понимать смысл действий с данными.

3

Объект и его свойства

Уметь называть объекты реальной действительности, его свойства.

4

Отношения между объектами

Уметь приводить примеры отношений между объектами.

5

Компьютер как система

Называть и различать устройства ввода и вывода, обработки, передачи и хранения информации.

Понимать, что компьютер работает с данными с помощью программ.

6

Повторение

Понимать и правильно использовать терминологию по данной теме;

приводить примеры; решать информационные задачи.

7

Контрольная работа по главе 1. «Повторение»

Применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ

Глава 2. Суждение, умозаключение, понятие (9 ч.)

8

Мир понятий

Уметь определять предмет по заданным свойствам, представлять информацию о предмете различными способами. Знать что такое термин.

9

Деление понятий

Иметь представление о структуре деления и обобщения понятий. Уметь выполнять деление и обобщение понятий.

10

Обобщение понятий

11

Отношения между понятиями

Уметь устанавливать отношения между понятиями, представить отношения между понятиями в виде схемы, кругов Эйлера-Венна

12

Понятия «истина» и «ложь»

Иметь представление о понятьях «истина», «ложь».

Уметь различать истинные и ложные высказывания на основе анализа графически или текстом представленной информации.

13

Суждение

Знать основные признаки суждения.

Уметь формулировать суждения.

14

Умозаключение

Уметь выполнять умозаключение на основании одной, двух и трех истинных посылок.

15

Повторение по главе 2.

Проверить знания по пройденной теме

16

Контрольная работа по главе 2.

Применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ.

Глава 3. Мир моделей (8 ч.)

17

Модель объекта

Сформировать понятие модель и моделирование.

Иметь представление о назначении и свойствах моделей, о цели моделирования.

18

Текстовая и графическая модели

Понимать связь между текстовой и графической моделей с моделями реального мира.


19

Алгоритм как модель действий

Иметь представление об алгоритмах.

Уметь практически работать с алгоритмами.

20

Фирмы записи алгоритмов. Виды алгоритмов

Различать виды алгоритмом.

Уметь создавать алгоритмы разными способами.

21

Исполнитель алгоритма

Иметь представление об исполнителе алгоритма.

22

Компьютер как исполнитель

Осмысливать различие между исполнителями «Человек» и «Компьютер».

23

Повторение по теме: «Мир моделей.»

Проверить знания по пройденной теме

24

Контрольная работа № 3 по теме «Мир моделей»

Применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ.

Глава 4. Управление (10 ч.)

25

Кто кем и зачем управляет

Иметь представление кто кем и зачем управляет.

26

Управляющий объект и объект управления

Иметь представление об управляющем объекте, объекте управления,

27

Цель управления

Иметь представление об управлении, схеме управления.


28

Управляющее воздействие

Иметь представление о процессе управления.

Понимать, что основой любого управления является информация

29

Средство управления

Иметь представление о средствах управления.

30

Результат управления

Иметь представление о результате управления

31-32

Современные средства коммуникации

Иметь представление о современных средствах коммуникации.

33

Повторение по теме: « Управление»

Проверить знания по пройденной теме

34

Итоговая контрольная работа

Применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ.


Аналитическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:

• выделение и называние объекта окружающей действи­тельности, в том числе в терминах информатики (источ­ник информации, приемник, канал связи, носитель ин­формации, управляющий объект, объект управления, средство управления, управляющий сигнал, цель управ­ления и др.);

• называние свойств и отношений, функций и действий, анализ элементного состава объекта (системы), называ­ние свойств текста, рисунка, модели, алгоритма, испол­нителя алгоритма и других объектов информатики;

• выделение и называние свойств объекта (системы), кото­рые отражены в той или иной его модели;

• сравнение между собой объектов, в том числе абстракт­ных объектов информатики (например, сравнение про­цесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделиро­вания и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных программ между собой и др.);

• формулирование суждения и умозаключения.

Практическая деятельность учащихся начальной шко­лы на уроках информатики:

• преобразование одной формы представления информа­ции в другую (текста в схему, текста в числовое выраже­ние, таблицы в текст или схему и т. д.);

• описание объекта окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, от­ношения;

• создание текстовой, математической и графической мо­делей объекта окружающего мира;

• создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе;

• сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов переда­чи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления и др.)!

• обмен письменными сообщениями и файлами по элек­тронной почте;

• осуществление коммуникативного процесса с помощью программы Skyре;

• поиск данных в сети Интернет (но ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них.




































Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения


Наличие

Книго-печатная продукция

Информатика. Программы для начальной школы: 2 – 4 классы / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 133 с. : ил. – (Программы и планирование).


+




Информатика: учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч.1/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 80 с. : ил.

Информатика: учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч.2/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 80 с. : ил.

Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч.1/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 80 с. : ил.

Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч.2/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 80 с. : ил.

Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. Ч.1/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 56 с. : ил.

Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. Ч.2/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 71 с. : ил.

Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. Ч.1/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 56 с. : ил.

Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. Ч.2/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 71 с. : ил.











+





+





+





+





+





+



+



+


















Технические средства обучения

Компьютер


+






Экранно-звуковые пособия

Электронное приложение к учебникам

+

Оборудование класса

Ученические столы с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения пособий

Настенная доска

Подставки для книг

+

+

+

+

+























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов

Автор: Гарифуллина Снежана Дмитриевна

Дата: 12.09.2015

Номер свидетельства: 230332

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Рабочая программа по информатике 7 класс (базовый уровень, Л.Л. Босова) "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-7-klass-bazovyi-urovien-l-l-bosova"
    ["file_id"] => string(6) "101761"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402432732"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по информатике 11 класс (профильный уровень) "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-11-klass-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "122002"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414135456"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по информатике 8-9 класс. Семакин"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-8-9-klass-siemakin"
    ["file_id"] => string(6) "263935"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449613511"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Рабочая программа "Информатика" 6 кл. "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-informatika-6-kl"
    ["file_id"] => string(6) "221096"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435050962"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа "Информатика и ИКТ" для 5-9 классов по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaiaproghrammainformatikaiiktdlia59klassovpofgos"
    ["file_id"] => string(6) "308009"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458488180"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства