Рабочая программа курса «В мире информатики » для начального общего образования разработана на основе
- нормативных документов:
Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год: Приказ от 31 марта 2014 г. №253
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768)
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО: приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009года№373
Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Заливинская СОШ
- информационно-методических материалов:
Информатика. Программы для начальной школы: 2 – 4 классы / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 133 с. : ил. – (Программы и планирование).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 2-4 классов »
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Заливинская средняя общеобразовательная школа
Кыштовского района Новосибирской области
Принято решением
методического объединения учителей
протокол № _____ от_______2015 г.
Согласовано
И. о. зам. директора по УВР
____________/Р.Н.Гревцова
Рабочая программа
курса «В мире информатики»
для 2-4 классов
Составитель:
Гарифуллина С.Д.
учитель информатики
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «В мире информатики » для начального общего образования разработана на основе
- нормативных документов:
Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год: Приказ от 31 марта 2014 г. №253
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768)
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО: приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009года№373
Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Заливинская СОШ
- информационно-методических материалов:
Информатика. Программы для начальной школы: 2 – 4 классы / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 133 с. : ил. – (Программы и планирование).
Цели изучения курса информатики в начальной школе
Важнейшая цель начального образования — создание прочного фундамента для последующего образования» развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Этопредполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.
Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах.
Первый заключается в формировании целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения, на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека.
Второй аспект пропедевтического курса информатики — освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному _ использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ.
Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка — формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах.
Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного, общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ- компетентности).
Рабочая программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями. ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Общая характеристика учебного курса «Информатика» в начальной школе
С момента экспериментального введения информатики в начальную школу накопился значительный опыт обучения информатике младших школьников. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД (универсальных учебных действий), формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД.
Важной проблемой реализации непрерывного курса информатики является преемственностьего преподавания на разных образовательных уровнях. Любой учебный курс должен обладать внутренним единством, которое проявляется в содержании и методах обучения на всех ступенях обучения. Структура курса, его основные содержательные линии должны обеспечивать эту целостность.
Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
Авторы УМК делают попытку выстроить многоуровневую структуру предмета «Информатика», который бы рассматривался как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий. Авторы подчеркивают необходимость получения школьниками на самых ранних этапах обучения представлений о сущности информационных процессов. Информационные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения и обработки информации в информационной деятельности человека, живой природе, технике.
В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Предлагаемый курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практика - ориентированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения приоритетной задачи начального образования — формирования УУД — формируются умения строить модели решаемой задачи, решать нестандартные задачи. Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач.
Во 2 классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики (источник/приемник информации, канал связи, данные и др.). Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.
В 3 классе школьники изучают представление и кодирование информации, ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и др.), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами.
В 4 классе рассматриваются темы «Мир понятий» и «Мир моделей», формируются представления учащихся работе с различными научными понятиями, также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям.
В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни.
Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление — это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы — это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в 4 классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.
Описание места учебного курса в учебном плане
В учебном плане МКОУ Заливинской СОШ во 2-4 классах информатика изучается за счёт часов формируемых участниками образовательного процесса, по 1 часу во 2-4 классах. Итого 102 часа.
Года обучения
Кол-во часов в неделю
Кол-во учебных недель
Всего часов за учебный год
2 класс
1
34
34
3 класс
1
34
34
4 класс
1
34
34
102 часа
Описание ценностных ориентиров
содержания информатики
Современный ребенок погружен в новую предметную и информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информатике в младших классах. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плееры, декодеры и т. д. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.
На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, т. е. смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики. Изучение информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.
Особое место подготовке по информатике отведено в предмете «Технология». В рамках этого предмета пристальное внимание должно быть уделено развитию у детей первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучая пользоваться универсальным инструментом поиска и обработки информации (компьютером), расширяет возможности детей познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания.
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие «способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предоставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-ценностным восприятием окружающей действительности.
Изучение русского и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения — всему этому учит и информатика, пробуждая и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения мощного инструмента работы с информацией и его программного обеспечения, в частности — текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги.
На уроках информатики при наборе текстов в текстовом редакторе учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет красным подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (с помощью программы Skype устно или письменно с использованием чат - режима). Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хранения и обработки не может происходить па чисто абстрактном уровне, и математика, и информатика непосредственно связаны с содержанием других дисциплин начального образования, в частности, с иностранным языком.
Таким образом, информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретённых умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения информатики
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных» метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты
Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:
1.1)готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
1.2)ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
1.3) социальные компетенции;
1.4) личностные качества
2-я группа
требований:
метапредметные
результаты
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:
2.1) познавательных;
2.2) регулятивных;
2.3) коммуникативных;
2.4)овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
3-я группа требований: предметные результаты
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
• наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений у опытов, работы с информацией;
• соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
• устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
• понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
• выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
• решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
• самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «.„и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
• овладевать первоначальными умениями передачи., поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — путем поиска (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
• получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;
• получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
• приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Все компоненты УМК представляют собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта системность достигается:
1) опорой на сквозные содержательные линии:
• информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);
• информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
• источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
• работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
• средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);
• организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.);
2) использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности
• раздел «Повторить» — актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;
• содержание параграфа представлено через компоненты деятельности ого ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» — новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;
Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);
• «Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение и классификация;
• практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР. Формирование и развитие умений использовать полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проектной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.
Таким образом, структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
• учебную мотивацию;
• учебную цель;
• учебную задачу;
• учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
• метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).
Содержаниекурсаинформатики вначальнойшколе
(2—4 классы)
Изучение курса информатики во 2 классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.
Содержание второй главы естественно является «связкой» между информацией и компьютером.
Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. — для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы. В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании.
Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные, для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами (со свидетельством о рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.).
В 3 классе происходит повторение и развитие учебного материала, изученного во втором классе. Глава вторая – о действиях с информацией. Школьники через разговор о действияхс информацией готовятся к пониманию
Глава вторая — о действиях с информацией. Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в 3 классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т. е. под объектом понимаются не только предметы, по и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах исполнителя алгоритма, свойствах процесса управления и т. д., что составляет содержание курса в 4 классе.
Уже в 3 классе начинается серьезный разговор о компьютере как системе, об информационных системах.
Содержание 4 класса — это то, ради чего информатика должна изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и развития понятий о моделировании, модели и процессе управления. Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС — стандарта второго поколения, поскольку в начальной школе необходимо научить детей управлять не только компьютером и своим временем, но и собой.
Тематическое планированиес определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
Содержание курса информатики в начальной школе по классам приведено ниже в таблицах. Основные виды учебной деятельности обучающихся представлены в двух вариантах: в виде аналитической и практической деятельности.
2 класс
№ п/п
Тема учебного занятия
Основные виды учебной деятельности
Глава 1. Виды информации, человек и компьютер(8 ч.)
1
Человек и информация
Воспринимать информацию.
понимать, что человек воспринимает информацию органами чувств
понимать важность соблюдения ТБ в кабинете
2
Какая бывает информация
Понимать, что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
приводить примеры различных видов информации;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
3
Источники информации
Понимать, что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
понимать связь между источником и сигналом информации;
приводитьпримеры источников разных видов информации.
4
Приемники информации
Понимать, что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
различать источники информации от приёмников информации;
приводить примеры приёмников информации
5-6
Компьютер и его части
Называть основные части компьютера;
различать и называть основные группы клавиш на клавиатуре ПК;
7
Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер
Понимать и правильно использовать терминологию по данной теме;
приводить примеры; решать информационные задачи.
8
Контрольная работа № 1 по теме «Виды информацииЧеловек и компьютер».
Применять полученные знания при и контрольной работы.
Глава 2. Кодирование информации (8 ч.)
9
Носители информации
Понимать, что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
иметь представление о различных носителях информации; о письменных и электронных носителях информации;
приводить примеры письменных и электронных носителей информации
10-11
Кодирование информации
Понимать, что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
понимать, что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
понимать, что звук – это звуковое кодирование, а буква – это письменное кодирование;
приводить примеры кодирования информации;
кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия
12
Письменные источники информации
Иметь представление о письменных источниках информации; приводить примеры письменных источников информации
13-14
Языки людей и языки программирования
Понимать, как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
15
Повторение по теме «Кодирование информации
Понимать и правильно использовать терминологию по данной теме; приводить примеры; решать информационные задачи
16
Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование информации
применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ
Глава 3. Информация и данные (7 ч.)
17
Текстовые данные
Понимать, что у слова есть смысл, что текст компьютера – это цепочка символов;
понимать, как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде текста;
иметь представление о шрифтах;
приводить примеры многозначных слов и многозначных чисел;
иметь навык изменения шрифтов
18
Графические данные
Понимать, что данные – это закодированная информация;
понимать, что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде.
19
Числовая информация
Понимать, что данные – это закодированная информация;
понимать, что информацию можно представить числами;
иметь представление об истории возникновения счета; различать и приводить примеры числовой информации
20
Десятичное кодирование
Понимать, что десятичное кодирование-это кодирование числовой информации с помощью десяти цифр -десятью знаками.
21
Двоичное кодирование
Понимать, для чего используется код из двух знаков: цифры 0 и цифры 1.
22
Числовые данные
Понимать, что данные – это закодированная информация;
понимать, что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
23
Повторение по теме «Числовая информация и компьютер».
Контрольная работа № 3 по теме «Информация и данные».
Понимать и правильно использовать терминологию по данной теме; приводить примеры; решать информационные задачи
применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ
Глава 4. Документ и способы его создания (11 ч.)
24
Документ и его создание
Понимать, что такое документ, какие документы бывают и как они создаются.
25
Электронный документ и файл
Понимать ,что такое электронный документ и что такое файл.
26
Поиск документа
Понимать, что такое поиск документа, какие технологии поиска документа бывают.
27
Создание текстового документа
Понимать, что у слова есть смысл, что текст компьютера – это цепочка символов;
понимать, как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде текста;
иметь представление о шрифтах;
приводить примеры многозначных слов и многозначных чисел;
иметь навык изменения шрифтов
28-29
Создание графического
документа
Понимать, что графический документ можно создавать с помощью фотоаппарата, сканера, графического планшете и графического редактора.
30
Повторение по теме «Документ и способы его создания».
Понимать и правильно использовать терминологию по данной теме; приводить примеры; решать информационные задачи
31
Контрольная работа № 4 по теме «Документ и способы его создания».
применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ
32-33
Обобщающ-
ий урок по пройденным темам.
Применять полученные знания за период обучения
34
Контрольная работа № 5.
Применять полученные знания при выполнении контрольных работы.
3 класс
№ п/п
Тема учебного занятия
Основные виды учебной деятельности
Глава 1. Информации, человек и компьютер(6 ч.)
1
Человек и информация
Знать: виды информации по форме ее представления; требования к организации компьютерного рабочего места
понимать: значения слов «информация» и «сообщение»
2
Источники и приемники информации
Понимать: отличие источника от приемника информации
уметь: приводить примеры источников и приемников информации
3
Носители информации
Уметь: приводить примеры различных носителей информации; различать носители информации
4
Компьютер
Знать: состав персонального компьютера, названия его устройств, их назначение
Уметь: выполнять простые действия с помощью мыши, вводить простой текст с клавиатуры
5
Повторение: информация, человек и компьютер.
Понимать и правильно использовать терминологию по данной теме;
приводить примеры; решать информационные задачи.
6
Контрольная работа: «Информация, человек и компьютер».
Глава 2. Действии с информацией (10ч.)
7
Получение информации
Понимать, для чего и как получают информацию
8
Представление информации
Понимать, что такое представление информацию на носителе и выбирать подходящий способ представления получееной информации.
9-10
Кодирование информации
Знать: различные способы кодирования информации
Уметь: приводить примеры правил кодирования информации
Владеть приемами кодирования с помощью алфавита и кодовых таблиц
11
Кодирование и шифрование данных
Знать: различные способы кодирования информации
уметь: приводить примеры правил кодирования информации
Владеть приемами кодирования с помощью алфавита и кодовых таблиц.
12
Хранение информации
Понимать, как человек хранит информацию и данные.
13-14
Обработка информации
понимать: обработка информации – это одно из возможных действий с информацией
уметь: объяснять смысл обработки информации
Иметь представление: об обработке разных видов информации (текстовой, графической, числовой)
Понимать: что компьютер – это инструмент для обработки информации
15
Повторение темы «Действия с информацией»
Знать понятия: получение, представление, кодирование, шифрование, хранение и обработка информации и данных.
16
Контрольная работа «Действия с информацией»
Применять полученные знания при выполнении иконтрольных работ
Глава 3. Мир объектов (8 ч.)
17-18
Объект, его имя и свойства
Понимать: в каждый момент времени человек может думать только об одном объекте
Знать: основные категории объектов и проводить их классификацию
Понимать: для чего объектам дают имена
Знать: основные виды имен объектов (общее, конкретное, собственное)
19
Функции объекта
Знать: основные функции объекта
20
Отношения между объектами
Знать: что такое «отношения объектов» как важная часть характеристики объекта
Понимать: многообразие отношений между объектами
21
Характеристика объекта
Знать: что такое характеристика объекта; основные категории свойств объекта и уметь раскрывать их на примерах
Понимать, что такое характеристика объекта.
22
Документ и данные об объекте
Понимать: в документе отображается какой-либо факт или подтверждается право на что-либо; различие между понятиями «документ» и «электронный документ»
Знать: основные виды документов (свидетельство о рождении, паспорт, аттестат зрелости, проездной документ, справка)
Уметь: приводить примеры документов, используемых чел. в жизни
23
Повторение главы «Мир объектов. Работа со словарём.
Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
24
Контрольная работа «Мир объектов»
Применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ.
Глава 4. Компьютер, системы и сети (10 ч.)
25
Компьютер — это система
Понимать, из каких взаимосвязанных частей состоит компьютер и как они связаны между собой.
26-27
Системные программы и операционная система
Понимать, что такое системные программы и операционная система.
28
Файловая система
Понимать, что такое файловая система.
29-30
Компьютерные сети
Понимать, что такое компьютерные сети, какие они бывают.
31
Информационные системы
Понимать, что такое информационная система, какие существуют информационные системы.
32
Повторение темы «Компьютер, системы и сети»
33
Контрольная работа «Компьютер, системы и сети»
Применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ
34
Годовая контрольная работа, тестирование
4 класс
№ п/п
Тема учебного занятия
Основные виды учебной деятельности
Глава 1. Повторение (7ч.)
1
Человек в мире информации
Знать органы чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа. Называть виды информации по способупредставления (текстовая, числовая, звуковая, графическая), по способу восприятия (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая).
2
Действия с данными
Называть действия, которые можно производить с информацией (получать, представлять, хранить, передавать, обрабатывать, преобразовывать, кодировать, декодировать).
Понимать смысл действий с данными.
3
Объект и его свойства
Уметьназывать объекты реальной действительности, его свойства.
4
Отношения между объектами
Уметь приводить примеры отношений между объектами.
5
Компьютер как система
Называть и различать устройства ввода и вывода, обработки, передачи и хранения информации.
Понимать, что компьютер работает с данными с помощью программ.
6
Повторение
Понимать и правильно использовать терминологию по данной теме;
приводить примеры; решать информационные задачи.
7
Контрольная работа по главе 1. «Повторение»
Применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ
Глава 2. Суждение, умозаключение, понятие (9 ч.)
8
Мир понятий
Уметь определять предмет по заданным свойствам, представлять информацию о предмете различными способами. Знать что такое термин.
9
Деление понятий
Иметь представление о структуре деления и обобщения понятий. Уметь выполнять деление и обобщение понятий.
10
Обобщение понятий
11
Отношения между понятиями
Уметь устанавливать отношения между понятиями, представить отношения между понятиями в виде схемы, кругов Эйлера-Венна
12
Понятия «истина» и «ложь»
Иметь представление о понятьях «истина», «ложь».
Уметь различать истинные и ложные высказывания на основе анализа графически или текстом представленной информации.
13
Суждение
Знать основные признаки суждения.
Уметь формулировать суждения.
14
Умозаключение
Уметь выполнять умозаключение на основании одной, двух и трех истинных посылок.
15
Повторение по главе 2.
Проверить знания по пройденной теме
16
Контрольная работа по главе 2.
Применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ.
Глава 3. Мир моделей (8 ч.)
17
Модель объекта
Сформировать понятие модель и моделирование.
Иметь представление о назначении и свойствах моделей, о цели моделирования.
18
Текстовая и графическая модели
Понимать связь между текстовой и графической моделей с моделями реального мира.
19
Алгоритм как модель действий
Иметь представление об алгоритмах.
Уметь практически работать с алгоритмами.
20
Фирмы записи алгоритмов. Виды алгоритмов
Различать виды алгоритмом.
Уметь создавать алгоритмы разными способами.
21
Исполнитель алгоритма
Иметь представление об исполнителе алгоритма.
22
Компьютер как исполнитель
Осмысливать различие между исполнителями «Человек» и «Компьютер».
23
Повторение по теме: «Мир моделей.»
Проверить знания по пройденной теме
24
Контрольная работа № 3 по теме «Мир моделей»
Применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ.
Глава 4. Управление (10 ч.)
25
Кто кем и зачем управляет
Иметь представление кто кем и зачем управляет.
26
Управляющий объект и объект управления
Иметь представление об управляющем объекте, объекте управления,
27
Цель управления
Иметь представление об управлении, схеме управления.
28
Управляющее воздействие
Иметь представление о процессе управления.
Понимать, что основой любого управления является информация
29
Средство управления
Иметь представление о средствах управления.
30
Результат управления
Иметь представление о результате управления
31-32
Современные средства коммуникации
Иметь представление о современных средствах коммуникации.
33
Повторение по теме: « Управление»
Проверить знания по пройденной теме
34
Итоговая контрольная работа
Применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ.
Аналитическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:
• выделение и называние объекта окружающей действительности, в том числе в терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи, носитель информации, управляющий объект, объект управления, средство управления, управляющий сигнал, цель управления и др.);
• называние свойств и отношений, функций и действий, анализ элементного состава объекта (системы), называние свойств текста, рисунка, модели, алгоритма, исполнителя алгоритма и других объектов информатики;
• выделение и называние свойств объекта (системы), которые отражены в той или иной его модели;
• сравнение между собой объектов, в том числе абстрактных объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных программ между собой и др.);
• формулирование суждения и умозаключения.
Практическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:
• преобразование одной формы представления информации в другую (текста в схему, текста в числовое выражение, таблицы в текст или схему и т. д.);
• описание объекта окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, отношения;
• создание текстовой, математической и графической моделей объекта окружающего мира;
• создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе;
• сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления и др.)!
• обмен письменными сообщениями и файлами по электронной почте;
• осуществление коммуникативного процесса с помощью программы Skyре;
• поиск данных в сети Интернет (но ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них.
Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Наличие
Книго-печатная продукция
Информатика. Программы для начальной школы: 2 – 4 классы / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 133 с. : ил. – (Программы и планирование).
+
Информатика:учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч.1/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 80 с. : ил.
Информатика: учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч.2/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 80 с. : ил.
Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч.1/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 80 с. : ил.
Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч.2/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 80 с. : ил.
Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. Ч.1/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 56 с. : ил.
Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. Ч.2/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 71 с. : ил.
Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. Ч.1/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 56 с. : ил.
Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. Ч.2/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 71 с. : ил.