kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по информатике для 10-11 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Для реализации целей и задач обучения информатики по данной программе используется УМК Угриновича Н. Д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 10-11 классов»

Рабочая программа по информатике для 10 – 11 классов


  1. Пояснительная записка

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов


  1. Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.

Информатика как учебная дисциплина в России появились в школах в 1985 году. Её появление было нацелено на освоение компьютерной грамотности и проходило под девизом «Программирование – вторая грамотность» (программирование было единственным способом применения средств вычислительной техники для решения своих задач).

В последующем развитии информатика стала претендовать на статус естественно-научной дисциплины о закономерностях протекания информационных процессов в природе, обществе и технике, а также о методах и средствах их автоматизации (в обществе и технике). При этом постоянное давление требований социума к практическим умениям в сфере информационных и коммуникационных технологий приводило к фактическому преобладанию освоения пользовательских навыков на уроках информатики. Но даже с сугубо практической позиции при ориентации на применение средств ИКТ в разных видах деятельности привлечение внимания к сущности и закономерностям информационных процессов является чрезвычайно полезным и значимым, поскольку ориентирует учащихся на изучение применения средств ИКТ не изолированно, а в контексте широко интерпретируемой информационной деятельности человека.

Важную роль в содержании курса информатики играют потребности профильных вузов. Они определяют требования к абитуриентам – выпускникам школ; эти требования нашли своё отражение в заданиях единого государственного экзамена по информатике и государственной итоговой аттестации. Если в таких естественно-научных дисциплинах как физика, химия, биология профильные вузы продолжают и углубляют изучение этих дисциплин с позиций «пользователя» и исследователя окружающего нас мира, то в информатике профильные вузы, как правило, обучают будущих разработчиков программно-аппаратных средств ИКТ. Поэтому учителя информатики постоянно решают проблему противоречия обучения на одних уроках будущих квалифицированных пользователей, нацеленных на успешное применение средств ИКТ в интеллектуальных действиях (познавательных, коммуникативных, регулятивных), и будущих разработчиков средств ИКТ, которым по требованиям профильных вузов необходимы алгоритмы, программирование, формальная логика, элементы дискретной математики. Изучение этих логически сложных тем опирается на развитое логическое и алгоритмическое мышление, требует ранней пропедевтики и не может быть отложено на этап профильного обучения в старшей школе. При этом школьники, допускающие возможность продолжения профильного образования и приобретение профессии разработчика средств ИКТ, должны, как и другие ученики, овладеть навыками, необходимыми для жизни в информационном обществе.

Данное противоречие между целями изучения информатики не является результатом злого умысла или недомыслия, а представляет объективную картину, характерную для обучения в любой области, имеющей дело с созданием и использованием создаваемых человеком объектов.

В образовательном стандарте противоречие между профильным и общеобразовательным изучением информатики разрешено следующим образом: информатика включена в предметную область «Математика и информатика», нацелена на дальнейшее развитие логического и алгоритмического мышления и решает как задачи подготовки будущих создателей средств ИКТ, так и задачи общего развития остальных учеников. Навыки применения средств ИКТ отнесены к метапредметному результату, что означает их формирование на уроках по самым разным учебным дисциплинам путём использования средств ИКТ в учебном процессе.

Безусловно, осваиваемые на уроках информатики умения применения информационных и коммуникационных технологий в общем контексте информационных аспектов деятельности человека должны использоваться в первую очередь в учебной деятельности школьников.

Ориентация на деятельностный и компетентностный подходы в образовании и на приоритет изучения в курсе информатики информационных процессов в обществе (на социальную информатику) приводит к структурированию содержания курса информатики в первую очередь по действиям, в контексте которых ученики осваивают эффективное применение средств ИКТ. При этом первоочередное внимание уделяется универсальным учебным действиям. Основные понятия информатики осваиваются в процессе изучения применения средств ИКТ в универсальных учебных действиях и естественным образом входят в лексику школьников.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин «гуманитарный» понимается как синоним широкой, «гуманитарной», культуры, а не простое противопоставление «естественнонаучному» образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.


  1. Описание места учебного предмета «Информатика и ИКТ» в учебном плане

Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствии с Федеральным базисным учебным планом рассчитано на 68 часов (34 часов в 10 классе и 34 часов в 11 классе).


  1. Результаты освоения учебного предмета «Информатика и ИКТ»

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать:

  • объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;

  • различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; знание единиц измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • понимание взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету;

  • соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;

  • ориентация в информационном пространстве, работа с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • эффективная организации индивидуального информационного пространства;

  • эффективное применение информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • автоматизация коммуникационной деятельности.


  1. Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ»

10-й класс

Введение. Информация и информационные процессы (1 ч.)

Глава 1. Информационные технологии (19 ч.)

Кодирование и обработка текстовой информации: кодирование текстовой информации; создание документов в текстовых редакторах; форматирование документов в текстовых редакторах; компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов; системы оптического распознавания документов.

Кодирование и обработка графической информации: кодирование графической информации; растровая графика; векторная графика.

Кодирование звуковой информации.

Компьютерные презентации.

Кодирование и обработка числовой информации: представление числовой информации с помощью систем счисления; электронные таблицы; построение диаграмм и графиков.

Программные средства: Microsoft Office, браузер.

Глава 2. Коммуникационные технологии (13 ч.)

Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.

Программные средства: текстовый редактор Блокнот, браузер.


11-й класс

Глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

(10 ч.)

История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера.

Операционные системы: основные характеристики операционных систем; операционная система Windows; операционная система Linux.

Защита от несанкционированного доступа к информации: защита с использованием паролей; биометрические системы защиты.

Физическая защита данных на дисках.

Защита от вредоносных программ: вредоносные и антивирусные программы; компьютерные вирусы и защита от них; сетевые черви и защита от них; троянские программы и защита от них; хакерские утилиты и защита от них.

Программные средства: браузеры, антивирусное ПО.

Глава 2. Моделирование и формализация (6 ч.)

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Исследование интерактивных компьютерных моделей: исследование физических, астрономических, алгебраических, геометрических (планиметрия, стереометрия), химических, биологических моделей.

Программные средства: Microsoft Office Excel.

Глава 3. Базы данных. Системы управления базами данных (9 ч.)

Табличные базы данных.

Система управления базами данных: основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты; использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных; поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов; сортировка записей в табличной базе данных; печать данных с помощью отчетов.

Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.

Программные средства: Microsoft Office Access.

Глава 4. Информационное общество (2 ч.)

Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Глава 5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ (6 ч.)

Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение. Алгоритмизация и программирование. Основы логики и логические основы компьютера. Моделирование и формализация. Информационные технологии. Коммуникационные технологии.


  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Информатика и ИКТ»


Для реализации целей и задач обучения информатики по данной программе используется:

  1. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. – 10-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 213 с.: ил.

  2. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. – 7-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 187 с.: ил.


Материально-техническое обеспечение уроков информатики является составной частью информационно-образовательной среды школы и включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы для обеспечения обучения в современной информационно-образовательной среде.

Материально техническое обеспечение уроков информатики должно обеспечивать: информационно-методическую поддержку образовательного процесса; планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации.

Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.


  1. Таблица календарно-тематического планирования по информатике на 10 класс


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Планируемая дата

Фактическая дата

Примечание

1

Техника безопасности. Введение. Информация и информационные процессы

1





Информационные технологии

2

Кодирование и обработка текстовой информации

1





3

Решение задач на тему «Кодирование информации»

1





4

Создание документов в текстовых редакторах. ПР №1. Создание и форматирование документа

1





5

Компьютерные словари

1





6

Системы оптического распознавания документов

1





7

Кодирование и обработка графической информации

1





8

Растровая графика. ПР №2. Геометрические преобразования изображения

1





9

ПР №3. Сохранение изображения в различных графических форматах

1





10

Векторная графика. ПР №4. Трехмерная векторная графика

1





11

Кодирование звуковой информации. Решение задач

1





12

Компьютерные презентации. ПР №5. Разработка презентации «Устройство компьютера»

1





13

ПР №6. Разработка презентации «История развития ВТ»

1





14

Кодирование и обработка числовой информации. Системы счисления. ПР №7. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

1





15

Арифметические операции в позиционных системах счисления. Решение задач

1





16

Электронные таблицы. ПР №8. Ссылки в электронной таблице

1





17

Построение диаграмм и графиков

1





18

ПР №9. Построение линейчатой и круговой диаграмм

1





19

ПР №10. Построение графиков функций

1





20

Контрольная работа №1. Информационные технологии

1





Коммуникационные технологии

21

Локальные компьютерные сети

1





22

Глобальная компьютерная сеть Интернет






23

Подключение к Интернету

1





24

Всемирная паутина

1





25

Электронная почта. ПР №11. Работа с электронной почтой

1





26

Общение в Интернете в реальном времени

1





27

Файловые архивы

1





28

Радио, телевидение, Web-камеры и геоинформационные системы в Интернете

1





29

Поиск информации в Интернете. ПР №12. Поиск в Интернете

1





30

Электронная коммерция, библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете

1





31

Основы языка разметки гипертекста

1





32

ПР №13. Создание Web-страницы с использованием HTML-языка

1





33

Контрольная работа №2. Коммуникационные технологии

1





34

Итогово-обобщающий урок

1











25



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа по информатике для 10-11 классов

Автор: Мурадимова Гульназ Халяфовна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128820

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Рабочая программа по информатике 7 класс (базовый уровень, Л.Л. Босова) "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-7-klass-bazovyi-urovien-l-l-bosova"
    ["file_id"] => string(6) "101761"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402432732"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по информатике 11 класс (профильный уровень) "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-11-klass-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "122002"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414135456"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по информатике 8-9 класс. Семакин"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-8-9-klass-siemakin"
    ["file_id"] => string(6) "263935"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449613511"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Рабочая программа "Информатика" 6 кл. "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-informatika-6-kl"
    ["file_id"] => string(6) "221096"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435050962"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная информатика» Класс 2-4"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_zanimatelnaia_informatika_kla"
    ["file_id"] => string(6) "555673"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1597252680"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства