Рабочая программа по информатике для 10-11 классов
Рабочая программа по информатике для 10-11 классов
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Для реализации целей и задач обучения информатики по данной программе используется УМК Угриновича Н. Д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 10-11 классов»
Рабочая программа по информатике для 10 – 11 классов
Пояснительная записка
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениямиприменять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитаниеответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опытаиспользования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира,расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительноерасширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов
Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.
Информатика как учебная дисциплина в России появились в школах в 1985 году. Её появление было нацелено на освоение компьютерной грамотности и проходило под девизом «Программирование – вторая грамотность» (программирование было единственным способом применения средств вычислительной техники для решения своих задач).
В последующем развитии информатика стала претендовать на статус естественно-научной дисциплины о закономерностях протекания информационных процессов в природе, обществе и технике, а также о методах и средствах их автоматизации (в обществе и технике). При этом постоянное давление требований социума к практическим умениям в сфере информационных и коммуникационных технологий приводило к фактическому преобладанию освоения пользовательских навыков на уроках информатики. Но даже с сугубо практической позиции при ориентации на применение средств ИКТ в разных видах деятельности привлечение внимания к сущности и закономерностям информационных процессов является чрезвычайно полезным и значимым, поскольку ориентирует учащихся на изучение применения средств ИКТ не изолированно, а в контексте широко интерпретируемой информационной деятельности человека.
Важную роль в содержании курса информатики играют потребности профильных вузов. Они определяют требования к абитуриентам – выпускникам школ; эти требования нашли своё отражение в заданиях единого государственного экзамена по информатике и государственной итоговой аттестации. Если в таких естественно-научных дисциплинах как физика, химия, биология профильные вузы продолжают и углубляют изучение этих дисциплин с позиций «пользователя» и исследователя окружающего нас мира, то в информатике профильные вузы, как правило, обучают будущих разработчиков программно-аппаратных средств ИКТ. Поэтому учителя информатики постоянно решают проблему противоречия обучения на одних уроках будущих квалифицированных пользователей, нацеленных на успешное применение средств ИКТ в интеллектуальных действиях (познавательных, коммуникативных, регулятивных), и будущих разработчиков средств ИКТ, которым по требованиям профильных вузов необходимы алгоритмы, программирование, формальная логика, элементы дискретной математики. Изучение этих логически сложных тем опирается на развитое логическое и алгоритмическое мышление, требует ранней пропедевтики и не может быть отложено на этап профильного обучения в старшей школе. При этом школьники, допускающие возможность продолжения профильного образования и приобретение профессии разработчика средств ИКТ, должны, как и другие ученики, овладеть навыками, необходимыми для жизни в информационном обществе.
Данное противоречие между целями изучения информатики не является результатом злого умысла или недомыслия, а представляет объективную картину, характерную для обучения в любой области, имеющей дело с созданием и использованием создаваемых человеком объектов.
В образовательном стандарте противоречие между профильным и общеобразовательным изучением информатики разрешено следующим образом: информатика включена в предметную область «Математика и информатика», нацелена на дальнейшее развитие логического и алгоритмического мышления и решает как задачи подготовки будущих создателей средств ИКТ, так и задачи общего развития остальных учеников. Навыки применения средств ИКТ отнесены к метапредметному результату, что означает их формирование на уроках по самым разным учебным дисциплинам путём использования средств ИКТ в учебном процессе.
Безусловно, осваиваемые на уроках информатики умения применения информационных и коммуникационных технологий в общем контексте информационных аспектов деятельности человека должны использоваться в первую очередь в учебной деятельности школьников.
Ориентация на деятельностный и компетентностный подходы в образовании и на приоритет изучения в курсе информатики информационных процессов в обществе (на социальную информатику) приводит к структурированию содержания курса информатики в первую очередь по действиям, в контексте которых ученики осваивают эффективное применение средств ИКТ. При этом первоочередное внимание уделяется универсальным учебным действиям. Основные понятия информатики осваиваются в процессе изучения применения средств ИКТ в универсальных учебных действиях и естественным образом входят в лексику школьников.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин «гуманитарный» понимается как синоним широкой, «гуманитарной», культуры, а не простое противопоставление «естественнонаучному» образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Описание места учебного предмета «Информатика и ИКТ» в учебном плане
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствии с Федеральным базисным учебным планом рассчитано на 68 часов (34 часов в 10 классе и 34 часов в 11 классе).
Результаты освоения учебного предмета «Информатика и ИКТ»
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать:
объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;
различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; знание единиц измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимание взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету;
соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;
ориентация в информационном пространстве, работа с распространенными автоматизированными информационными системами;
эффективная организации индивидуального информационного пространства;
эффективное применение информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
автоматизация коммуникационной деятельности.
Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ»
10-й класс
Введение. Информация и информационные процессы (1 ч.)
Глава 1. Информационные технологии (19 ч.)
Кодирование и обработка текстовой информации: кодирование текстовой информации; создание документов в текстовых редакторах; форматирование документов в текстовых редакторах; компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов; системы оптического распознавания документов.
Кодирование и обработка числовой информации: представление числовой информации с помощью систем счисления; электронные таблицы; построение диаграмм и графиков.
Программные средства: MicrosoftOffice, браузер.
Глава 2. Коммуникационные технологии (13 ч.)
Локальные компьютерныесети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.
Программные средства: текстовый редактор Блокнот, браузер.
11-й класс
Глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
(10 ч.)
История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера.
Операционные системы: основные характеристики операционных систем; операционная система Windows; операционная система Linux.
Защита от несанкционированного доступа к информации: защита с использованием паролей; биометрические системы защиты.
Физическая защита данных на дисках.
Защита от вредоносных программ: вредоносные и антивирусные программы; компьютерные вирусы и защита от них; сетевые черви и защита от них; троянские программы и защита от них; хакерские утилиты и защита от них.
Программные средства: браузеры, антивирусное ПО.
Глава 2. Моделирование и формализация (6 ч.)
Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Исследование интерактивных компьютерных моделей: исследование физических, астрономических, алгебраических, геометрических (планиметрия, стереометрия), химических, биологических моделей.
Программные средства: MicrosoftOffice Excel.
Глава 3. Базы данных. Системы управления базами данных (9 ч.)
Табличные базы данных.
Система управления базами данных: основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты; использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных; поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов; сортировка записей в табличной базе данных; печать данных с помощью отчетов.
Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.
Программные средства: MicrosoftOfficeAccess.
Глава 4. Информационное общество (2 ч.)
Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Глава 5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ (6 ч.)
Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение. Алгоритмизация и программирование. Основы логики и логические основы компьютера. Моделирование и формализация. Информационные технологии. Коммуникационные технологии.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Информатика и ИКТ»
Для реализации целей и задач обучения информатики по данной программе используется:
Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. – 10-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 213 с.: ил.
Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. – 7-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 187 с.: ил.
Материально-техническое обеспечение уроков информатики является составной частью информационно-образовательной среды школы и включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы для обеспечения обучения в современной информационно-образовательной среде.
Материально техническое обеспечение уроков информатики должно обеспечивать: информационно-методическую поддержку образовательного процесса; планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации.
Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Таблица календарно-тематического планирования по информатике на 10 класс
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Планируемая дата
Фактическая дата
Примечание
1
Техника безопасности. Введение. Информация и информационные процессы
1
Информационные технологии
2
Кодирование и обработка текстовой информации
1
3
Решение задач на тему «Кодирование информации»
1
4
Создание документов в текстовых редакторах. ПР №1. Создание и форматирование документа
1
5
Компьютерные словари
1
6
Системы оптического распознавания документов
1
7
Кодирование и обработка графической информации
1
8
Растровая графика. ПР №2. Геометрические преобразования изображения
1
9
ПР№3. Сохранение изображения в различных графических форматах