Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. (2009г) с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ».
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 8кл »
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Ракитное»
Дальнереченского муниципального района Приморского края
«Согласовано»
Руководитель ТМО
___________Демочко Г.Я..
Протокол № ___ от
«____»___________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР
___________ Чечиленко Л.В.
«____»____________2014 г.
«Утверждаю»
Директор школы
__________ Литвинчук С.Н.
Приказ № ___ от
«___»______________2014 г.
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 8 класса базовый уровень
Учитель: Кузнецова И.В.
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, в 1 полугодие - 17 часов; во 2 полугодие - 18 часов, всего за год – 35 часов.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 15, количество контрольных работ - 3.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10 -20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
Содержание учебного курса
Информация и информационные процессы
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 « Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Практическая работа № 2 « Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».
Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».
Коммуникационные технологии
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2009
Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2009
Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: БИНОМ, 2005.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система – Windows XP, Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор WеЬ-страниц.
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Ракитное»
Дальнереченского муниципального района Приморского края
«Согласовано»
Руководитель ТМО
___________Демочко Г.Я.
Протокол № ___ от
«____»___________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР
___________ Чечиленко Л.В.
«____»____________2014 г.
«Утверждаю»
Директор школы
__________ Литвинчук С.Н.
Приказ № ___ от
«___»______________2014 г.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Информатика и ИКТ» 8 класс
Учитель: Кузнецова И.В.
2014-2015 уч. год.
№ урока
Дата
№ раздела по программе
Тема урока
Требования к уровню подготовки учащегося
Виды контроля
Домашнее задание
План
факт
знать
уметь
1
Глава 1. Информация и информационные процессы – 9 часов
Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе.
требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
требования к организации компьютерного рабочего места;
особенности представления информации в живой и неживой природе.
- приводить примеры представления информации в неживой и живой природе
Предварительный, собеседование, ПЗ1
П.1.1.1, 1.1.2 с.8 контр. вопросы
ЦОР:
2
Информация в обществе и технике
особенности представления информации в обществе и технике
приводить примеры представления информации в обществе и технике
Текущий, опрос, ПЗ
П.1.1.3, 1.1.4 с. 13, контр. вопросы
ЦОР:
3
П/з №2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.
назначение и возможности программы «Клавиатурный тренажер»
пользоваться программой «Клавиатурный тренажер».
Текущий, опрос, ПЗ
ПЗ
ЦОР: КТouch, KCalc, Calc, NumLock Calculator
4
Кодирование информации с помощью знаковых систем.
о знаковых системах, видах знаков для кодирования информации в различных средах
выполнять кодирование и декодирование в различных средах
Текущий, ПЗ, тест
П.1.2 с. 18, контр. вопросы, ПЗ
ЦОР: : КТouch, KCalc, Calc, NumLock Calculator
5
Количество информации.
П/з №1. Перевод единиц измерения количества информации
о подходах к измерению количества информации
- переводить единицы измерения информации
Текущий, опрос, ПЗ
П.1.3 с. 26, контр. вопросы, ПЗ
ЦОР: КТouch, KCalc, Calc, NumLock Calculator
6
Определение количества информации.
формулу для определения количества информации
- выполнять вычисления по формуле
Текущий, опрос, ПЗ
П.1.3.2 с. 28 контр. вопросы, ПЗ
ЦОР: КТouch, KCalc, Calc, NumLock Calculator
7
Алфавитный подход к определению количества информации.
особенности алфавитного подхода к измерению количества информации
выполнять вычисления при алфавитном подходе
Текущий, ПЗ, тест
П.1.3.3 с. 30 контр. вопросы, ПЗ
ЦОР: КТouch, KCalc, Calc, NumLock Calculator
8
Решение задач по теме «Количество информации».
особенности измерения количества информации при разных подходах
выполнять вычисления при разных подходах
Текущий, опрос, ПЗ
П.1.3..3 с. 30, ПЗ
ЦОР: КТouch, KCalc, Calc, NumLock Calculator
9
Контрольная работа №1. Тестирование.
итоговый, тест
10
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации- 7 часов
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера.
П/з №4. Форматирование дискеты.
виды ПК, базовое устройство ПК
базовые характеристики основных устройств ПК
различия и сходство между устройствами и носителями информации
- приводить примеры различных типов устройств
- расшифровывать сокращенную кодировку устройств
Предварительный, собеседование, ПЗ2
П.2.2 с.35-50 контр. вопросы
ЦОР:
11
Файлы и файловая система.
П/з №5. Работа с файлами с использованием файлового менеджера.
определение и характеристики файла
типы файловых систем и базовые особенности
определять информационный объем файла
пользоваться базовыми программами архивации (WINRAR), просмотра (Проводник) и обслуживания ОС
Текущий, опрос, ПЗ
П.2.3 с. 50-58, контр. вопросы
ЦОР: Файловый менеджер Проводник,
12
Программное обеспечение компьютера.
назначение, схему загрузки ОС
виды ПО
устанавливать прикладное ПО
Текущий, опрос, ПЗ
П.2.4 с. 58-63, контр. вопросы, ПЗ
ЦОР: Файловый менеджер
13
Графический интерфейс операционных систем
П/з №3. Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши.
П/з №6. Установка даты и времени.
структуру и характеристики элементов графического интерфейса
устанавливать параметры базовых элементов графического интерфейса
Текущий, ПЗ, тест
П.2.5 с. 69-72 контр. вопросы, ПЗ
ЦОР: WINDOWS, LINUX
14
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
П/з №7. Защита от вирусов
определение и базовые типы вирусов
назначение и возможности антивирусных программ
- запускать и устанавливать параметры работы антивирусной программы
Текущий, опрос, ПЗ
П.2.7 с. 69-72, контр. вопросы, ПЗ
ЦОР: Антивирусное ПО
15
Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
основные законы о правовой охране интеллектуальной собственности
- определять уровень доступа к информации (знак охраны авторского права)
Текущий, опрос, ПЗ
П.2.8 с. 72-79, контр. вопросы, ПЗ
ЦОР:
16
Контрольная работа №2. Тестирование.
итоговый, тест
П.1.3.3 с. 30 контр. вопросы, ПЗ
ЦОР:
17
Глава 3. Коммуникационные технологии – 16 ч
Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации.
базовую схему передачи информации
- определять количество информации по каналу передачи информации
Предварительный, собеседование, ПЗ3
П.3.1 с.80 контр. вопросы, ПЗ
ЦОР:
18
Локальные компьютерные сети.
П/з №8. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
определение компьютерной сети, назначение, типы ЛВС
определять информационный объем файла
пользоваться базовыми программами архивации (WINRAR), просмотра (Проводник) и обслуживания ОС
Текущий, опрос, ПЗ
П.3.2 с.81 контр. вопросы, ПЗ
ЦОР: InternetExplorer
19
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
П/з №9. Подключение к Интернету.
определение, назначение, схему адресации
определять адрес ПК
Текущий, опрос, ПЗ
П.3.3 с.84 контр. вопросы, ПЗ
ЦОР:
20
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
П/з №10. География Интернета.
принципы маршрутизации и транспортировки данных в Интернете
приводить примеры различных способов доставки данных по Интернет
а) упорядоченного хранения и обработки значительных массивов данных;
б) визуализации структурных связей между данными, представленными в таблицах;
в) редактирования графических представлений больших объемов информации;
г) обработки преимущественно числовых данных, структурированных с помощью таблиц, осуществляемой в процессе экономических, бухгалтерских, инженерных расчетов;
д) трансляции файлов по компьютерной сети.
2. Диапазон в электронной таблице – это:
а) все ячейки одной строки; б) все ячейки одного столбца;
в) множество допустимых значений; д) область таблицы произвольной формы.
г) совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы;
3. В электронной таблице в ячейке А1 записано число 10, в В1 – формула =А1/2, в С1 – формула СУММА(А1:В1)*2. чему равно значение С1:
а) 100; б) 150 в) 10; г) 30; д) 75.
4. Диаграмма, в которой отдельные значения представлены вертикальными столбцами различной высоты, называются: