I четверть |
1 | | Объекты и их имена. Признаки объектов. Техника безопасности и организация рабочего места. | Урок ознакомления с новым материалом | Объяснительно-иллюстративное | Обеспечить усвоение техники безопасности и санитарных норм при работе за ПК. Обобщить представления об объектах, актуализация ранее изученного материала об объектах операционной системы | Объект, общее имя объекта, единичное имя объекта. | Практ. раб. №1 «Основные объекты операционной системы Windows» | | чит.Введение §1.1,§1.2 вып.РТ №1, 6-8, 14 стр.3 | Плакат «Техника безопасности». Презентация «Техника безопасности», «Объекты и их признаки» |
2 | | Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. | Комбинированный урок | | Обобщить представления об отношениях объектов; повторить основные действия с объектами операционной системы | Объект, отношение, имя отношения, отношение «является разновидностью». | Практ. раб. №2 «Работаем с объектами файловой системы» | тестирование, фронтальный опрос | чит.§1.3, §1.4 вып.РТ № 20, 22-25стр.14-16 | Презентация «Отношения объектов». Файл Описание.doc |
3 | | Контрольная работа №1 (входная) Состав объектов. | Комбинированный урок | | Закрепить представления об отношениях объектов; повторить основные приёмы создания текстовых объектов | Объект, отношение, имя отношения, отношение «входит в состав» | Практ. раб. №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 1–3) | пошаговый контроль | чит.§1.5 вып.РТ № 30, 31, 35 стр.20-23 | Файлы Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc |
4 | | Системы объектов. | Комбинированный урок | Программированное | Обобщить представления школьников о системах объектов; освоить новые приёмы создания текстовых объектов | Система, структура, системный подход, системный эффект. | Практ. раб. №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4–6) | фронтальный опрос | чит.§1.6 отв.вопр. 1-4 вып.РТ № 36-40 стр.24 | Презентация «Системы объектов». Файлы Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc |
5 | | Система и окружающая среда. | Урок применения знаний и умений | Объяснительно-иллюстративное | Углубить представления школьников о системах объектов, дать представление о взаимодействии системы и окружающей среды; освоить новые приёмы создания текстовых объектов | Система, структура, среда, входы/выходы системы. | Практ. раб. №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7–9) | тест, опрос | чит.§1.7 вып.РТ № 41, 42, 43,45 стр.25 | Презентация «Системы объектов». Файлы Ал-Хрезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc |
6 | | Персональный компьютер как система. | Комбинированный урок | Программированное | Закрепить представления школьников о системах объектов, дать представление о персональном компьютере как о системе. Проверить знания по теме «Объекты и системы». | Аппаратное обеспе-чение, программное обеспечение, информационные ресурсы, интерфейс. | | пошаговый контроль | чит.§1.8 вып.РТ № 50 стр.36 | Интерактивные тесты test7-1.xml, test7-2.xml. Файлы для печати тест7_1.doc, тест7_2.doc |
7 | | Модели объектов и их назначение. | Комбинированный урок | Программированное | Обобщить сведения по теме «Объекты и системы»; сформировать представления учащихся о моделях и моделировании | Модель, моделирование, натурная модель, информационная модель. | Практ. раб. №4 «Создаем словесные модели» (задания 1–3). | фронтальный опрос, | чит.§2.1 вып.РТ № 2,6-8 стр.38-43 | Презентация «Модели объектов». Файлы Портрет(заготовка).doc, История.doc |
8 | | Информационные модели. | Урок применения знаний и умений | Программированное | Уточнить представления учащихся об информационных моделях; повторить прием работы со средствами векторной графики текстового процессора | Модель, информационная модель. | Практ. раб. №11. | пошаговый контроль | чит.§2.2 вып.РТ № 12-14 стр.45 | Презентация «Информационные модели» |
II четверть |
9 | | Словесные информационные модели. Научные и художественные описания. Техника безопасности и организация рабочего места. | Комбинированный урок | Объяснительно-иллюстративное | Сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях | Модель, информационная модель, словесная информационная модель. | Практ. раб. №4 «Создаем словесные модели» (задания 4–5) | тесты | чит.§2.3 вып.РТ № 15-17 20 стр.46 | Файлы Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Панический страх.doc, Танталовы муки.doc, Яблоко раздора.doc, Ящик Пандоры.doc, Цицерон.doc, Сиквейн.doc, Вулкан.doc |
10 | | Работа со словесными информационными моделями. | Урок применения знаний и умений | Программированное | Расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях; проверить знания по изученному материалу раздела «Информационное моделирование». | Модель, информационная модель, словесная информационная модель, аннотация, конспект. | Практ. раб. №4 «Создаем словесные модели» (задания 6–7) | тесты | чит.§2.3 вып.РТ № 19 стр.47 | |
11 | | Создание и оформление словесных информационных моделей. | Урок применения знаний и умений | Программированное | Дополнить и обобщить представления учащихся о словесных информационных моделях | Модель, информационная модель, словесная информационная модель, стиль форматирования. | Практ. раб. №4 «Создаем словесные модели» (задания 8–9) | фронтальный опрос | чит.§2.3 вып.РТ № 18,22 стр.47 | Файлы Слова.doc, Текст.doc |
12 | | Многоуровневые списки. | Комбинированный урок | Объяснительно-иллюстративное | сформировать навыки создания многоуровневых списков | Информационная модель, словесная информационная модель, многоуровневый список. | Практ. раб. №5 «Многоуровневые списки» | тестирование | чит.§2.3 вып. ПР № 5 зад.3, 4 | Файлы Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc |
13 | | Математические модели. Контрольная работа №2 (промежуточная). | Урок проверки знаний и умений | Объяснительно-иллюстративное | Проверить степень сформированности умений и навыков | Модель, информационная модель, знаковая информационная модель, математическая модель. | | пошаговый контроль | чит.§2.4 вып. уч.№2-4 стр. 57 РТ № 27 стр.51 | Интерактивные тесты test8-1.xml, test8-2.xml. Файлы для печати тест8_1.doc, тест8_2.doc |
14 | | Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. | Урок ознакомления с новым материалом | Объяснительно-иллюстративное | Упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделях, повторить/сформировать навыки создания таблиц | Информационная модель, табличная информационная модель. | Практ. раб. №6 «Создаем табличные модели» (задания 1, 2) | фронтальный опрос | чит.§2.5(1) вып.РТ № 28-31 стр.51-53 | Презентация «Табличные информационные модели». Файл Природа России.doc |
15 | | Простые таблицы. | Комбинированный урок | проблемное | Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, закрепить навыки создания таблиц | Информационная модель, табличная информационная модель, простая таблица. | Практ. раб. №6 «Создаем табличные модели» (задания 3, 4) | пошаговый контроль, тестирование | чит.§2.5(2) вып.ПР № 6 зад.8 | Файлы Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp |
16 | | Сложные таблицы. | Комбинированный урок | программированное | Расширить и систематизировать представления учащихся о табличных информационных моделях, сформировать представление о сложных таблицах, закрепить навыки создания таблиц | Информационная модель, табличная информационная модель, сложная таблица. | Практ. раб. №6 «Создаем табличные модели» (задания 5, 6) | итоговый контроль | чит.§2.5(3) вып.РТ № 35-36 стр.55 | |
III четверть |
17 | | Табличное решение логических задач. Техника безопасности и организация рабочего места. | Комбинированный урок | Объяснительно-иллюстративное | Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, закрепить представление о табличном способе решения логических задач, закрепить навыки создания таблиц | Информационная модель, табличная информационная модель, класс, объект, взаимно однозначное соответствие. | Практ. раб. №6 «Создаем табличные модели» (задание 7) | фронтальный опрос, пошаговый контроль | чит.§2.6 вып. уч. «2,3 стр.74 или РТ № 38-40 стр.56 | |
18 | | Вычислительные таблицы. | Комбинированный урок | Программированное | Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, сформировать представление о вычислительных таблицах, сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах | Электронные таблицы, рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула. | Практ. раб. №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word» | тест, пошаговый контроль | чит.§2.7 вып.ПР № 7 зад.2 РТ № 41 стр.58 | |
19 | | Знакомство с электронными таблицами. | Урок ознакомления с новым материалом | Программированное | Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, сформировать представление об электронных таблицах, сформировать умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах | Электронные таблицы, рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула. | Практ. раб. №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 1–3) | тестирование | чит.§2.8 вып.РТ № 43 стр.59 | Файл Температура.xls |
20 | | Работа с электронными таблицами. | Комбинированный урок | Программированное | Закрепить навыки работы с электронными таблицами | Электронные таблицы, рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула. | Практ. раб. №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 4–6) | пошаговый контроль | чит.§2.8 вып.РТ № 44 стр.60 | |
21 | | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. | Комбинированный урок | Программированное | Сформировать у учащихся представления о назначении графиков и диаграмм, сформировать навыки построения графиков по табличным данным в среде электронных таблиц | Таблица, график, мастер диаграмм. | Практ. раб. №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5–7) | пошаговый контроль | чит.§2.9 (1,2) вып. уч.№1,3,4 РТ № 45(а,б) стр.60 | Презентация «Графики и диаграммы». Файл Температура.xls |
22 | | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. | Комбинированный урок | Объяснительно-иллюстративное | Сформировать у учащихся представления о возможностях визуализации информации с помощью диаграмм, закрепить навыки построения диаграмм по табличным данным в среде электронных таблиц | Таблица, диаграмма, мастер диаграмм. | Практ. раб. №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1–3). | тестирование, опрос | чит.§2.9 (3) вып.РТ № 46-49 стр.64 | Презентация «Графики и диаграммы» |
23 | | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. | Урок закрепления изученного | Программированное | Расширить представления учащихся о возможностях визуализации информации с помощью диаграмм, расширить навыки построения диаграмм разных типов по табличным данным в среде электронных таблиц | Таблица, диаграмма, мастер диаграмм. | Практ. раб. №9 «Создаем диаграммы и графики» (зад. 4). | пошаговый контроль | чит.§2.9 (4) вып.РТ № 51-54 стр.72-74 | Презентация «Графики и диаграммы» |
24 | | Многообразие схем. | Урок ознакомления с новым материалом. | Объяснительно-иллюстративное | Расширить представления учащихся о видах информационных моделей, сформировать представление о многообразии схем, сформировать умения построения схем | Схема, географическая карта, чертеж, блок-схема. | Практ. раб. №10 «Схемы, графы и деревья» (зад.1,2). | фронтальный опрос | чит.§2.10 (1) вып. уч.№2,6,7 РТ № 55-58 стр.75 | Презентация «Схемы». Файл Солнечная система.doc |
25 | | Информационные модели на графах. | Комбинированный урок | Программированное | Расширить представления учащихся о видах информационных моделей, сформировать представление о графах как наглядном средстве представления и состава системы, развить умения построения схем | Схема, граф, вершина дуга, ребро, путь, сеть. | Практ. раб. №10 «Схемы, графы и деревья» (зад.3-5) | тестирование | чит.§2.10 (2) вып.РТ №60,61, 66 стр.78 | Презентация «Графы». Файл Поездка.doc |
26 | | Деревья. | Комбинированный урок | Программированное | Сформировать у учащихся представление о деревьях как графах, изображающих иерархические системы Проверить качество усвоения учебного материала по теме | Иерархия, иерархическая система, граф, дерево. | Практ. раб. №10 «Схемы, графы и деревья» (зад.6, 7) | пошаговый контроль | чит.§2.10 (2,3) вып.РТ № 68 стр.83 | Презентация «Графы». Файлы для печати ПР1_1.doc, ПР1_2.doc |
IV четверть |
27 | | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Техника безопасности и организация рабочего места. | Урок ознакомления с новым материалом. | проблемное | Добиться освоения основного понятия алгоритма как модели деятельности исполнителя алгоритмов | Исполнитель, формальный и неформальный исполнитель, круг решаемых исполнителем задач, среда, система команд, система отказов, режимы работы исполнителя, управление. | Работа в среде «Алгоритмика» | проверочная пр. работа | чит.§3.1, §3.2(1, 2) вып.РТ № 1-4, 7-12 стр.85 | Презентация «Алгоритм — модель деятельности исполнителя» Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» |
28 | | Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. | Комбинированный урок | Объяснительно-иллюстративное | Научить использовать при описании алгоритмов исполнителя Чертежник. Научить использовать вспомогательные алгоритмы | Исполнитель, формальный исполнитель, абсолютное смещение, относительное смещение, вспомогательный алгоритм, процедура. | Работа в среде «Алгоритмика» | фр.опрос | чит.§3.2(3) вып.РТ № 13,14, 16 стр.91 | Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» |
29 | | Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». | Комбинированный урок | Программированное | Развивать представления учащихся об алгоритмах. Сформировать представление о циклических алгоритмах и выработать навыки их разработки | Исполнитель, абсолютное смещение, относительное смещение, вспомогательный алгоритм, процедура, конструкция повторения «повторить n раз». | Работа в среде «Алгоритмика» | тестирование | чит.§3.2(4) вып.РТ № 17, 18б,19бдз - стр.94 | Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» |
30 | | Исполнитель Робот. Управление Роботом. | Комбинированный урок | Объяснительно-иллюстративное | Сформировать общие представления о функциях, выполняемых человеком, компьютером и исполнителем алгоритмов | Исполнитель, вспомогательный алгоритм, процедура, конструкция повторения «повторить n раз». | Работа в среде «Алгоритмика» | пошаговый контроль | чит.§3.3(1,2) вып.РТ № 21,24, 26бвг,27бв стр.100 | Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» |
31 | | Исполнитель Робот. Цикл «пока». | Комбинированный урок | проблемное | Отработать общие действия, выполняемые исполнителем алгоритмов | Исполнитель, вспомогательный алгоритм, процедура, конструкция повторения «повторить n раз», цикл «пока», простые условия, составные условия. | Работа в среде «Алгоритмика» | пошаговый контроль | чит.§3.3(3) вып.РТ № 28,30, 31бвг,32 стр.104 | Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» |
32 | | Исполнитель Робот. Ветвление. | Комбинированный урок | Программированное | Сформировать представление об алгоритмах с ветвлениями и выработать навыки их разработки | Исполнитель, вспомогательный алгоритм, процедура, конструкция повторения «повторить n раз», цикл «пока», простые условия, составные условия. | Работа в среде «Алгоритмика» | проверочная работа | чит.§3.3 (4,5) вып.РТ № 36-38 стр.110 | Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» |
33 | | Контрольная работа № 3 (итоговая). | Урок проверки знаний и умений | программированное | Проверить степень сформированности умений и навыков | Исполнитель, управление, алгоритм. | Проверочная работа | самоконтроль | Разработать сценарий проекта | Файлы для печати ПР2_1.doc, ПР2_2.doc |
34 | | Итоговый проект. | Урок - практикум | Проектный | Сравнить и обсудить с учащимися первоначальной идеи и окончательного варианта проекта. Обучить защите проектов | | Практ. раб. №12. | самоконтроль | | |