Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной Программы основного общего образования информатике. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и тем курса.
Программа рассчитана на 34 часов в год 1 час в неделю. Программой предусмотрено проведение 3 проверочных работ, 4 контрольной работы и 15 практических работ. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой, а именно последовательная модель. Она включает в себя следующий подход к изложению учебного материала: компьютер и информация – человек и информация – алгоритмы и исполнители.
Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для 6 класса на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов общеобразовательной средней школы».
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник «Информатика и ИКТ. 6класс. Босова Л.Л.,», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009; «Рабочая тетрадь по информатике для 6 класса», Босова Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010; набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методического пособия «Уроки информатики в 5-6 классах», Л. Босова, А. Босова - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007год.
Цели программы - формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы - создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека; организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов; создать условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
На начало 2015-2016 учебного года 7 учащихся, из них 3 мальчика и 4 девочки, успевающие на «отлично» –3, на «хорошо» – 3 и на «удовлетворительно» – 1
Предмет информатика обладает межпредметными связями: с такими предметами как, математика, русский язык, история.
При организации образовательной деятельности используются различные методы и средства: словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК).
Виды контроля: входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку; промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала; проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока; итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Формы итогового контроля: контрольная работа; тест.
Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения информации.
Практическая работа 1 «Работаем с файлами и папками».
Практическая работа 2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».
Практическая работа 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи».
Практическая работа 4 «Нумерованные списки».
Практическая работа 5 «Маркированные списки».
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Практическая работа 6 «Создаем таблицы».
Практическая работа 7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа 8 «Строим диаграммы».
Практическая работа 9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая работа 10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа 11 «Рисуем в редакторе Word».
Что такое алгоритм. О происхождении слова «алгоритм». Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Практическая работа 12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа 13 «PowerPoint. Часы».
Практическая работа 14 «PowerPoint. Времена года».
Практическая работа 15 «PowerPoint. Скакалочка».
Практическая работа 16 «Работаем с файлами и папками».
Практическая работа 17 «Создаем слайд-шоу».
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Элемент содержания | Требование к знаниям и умение учащихся | Контроль | Дата | Примечания |
План | Факт | |
1. Компьютер и информация (12 часов) |
1 | Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | Информация, данные, информатика, компьютер | Правила техники безопасности в кабинете информатики Понятия: информатика, информация, данные | Опрос | | | |
2 | Файлы и папки. Практическая работа №1. «Работаем с файлами и папками». | 1 | Файл, имя файла, тип файла, папка, файловая система, операции с файлами, окно Мой компьютер | Понятия: файл, папка Факты: недопустимые символы в имени файла, структура названия файла, расширения файлов Правила ТБ при работе на компьютере Понятия: файл, папка Факты: недопустимые символы в имени файла, структура названия файла, расширения файлов Определять тип файла по его расширению Открывать и закрывать папки и файлы Упорядочивать содержимое папки Создавать папки и файлы | Практическая работа, опрос | | | |
3 | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» | 1 | Бит, двоичное кодирование, система счисления, непозиционная система счисления, позиционная система счисления | Понятия: система счисления, позиционная система счисления Факты: кодирование числовой информации в памяти компьютера Алгоритмы перевода чисел из десятичной системы в двоичный код, из двоичного кода в десятичную систему счисления Переводить числа из десятичной системы счисления в двоичный код, из двоичного кода в десятичную систему счисления | Практическая работа | | | |
4 | Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» | 1 | Двоичная система счисления, двоичное кодирование | Практическая работа | | | |
5 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор. | 1 | Двоичная система счисления, двоичное кодирование | Орпос | | | |
6 | Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» | 1 | Кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись | Практическая работа | | | |
7 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи». | 1 | Кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись | Знать: кодирование текстовой информации в компьютере Кодировать текстовую информацию в ASCII-кодах | Практическая работа | | | |
8 | Создание документов в текстовом процессоре. Практическая контрольная работа. | 1 | Двоичное кодирование, кодировочная таблица, текстовый документ, этапы создания текстового документа | Интерфейс, способы запуска MS Word Факты: информационный объем символа Вводить текст , сохранять в памяти компьютера. Разбивать текст на абзацы, устанавливать абзацный отступ, выделять фрагмент текста. Создавать, изменять и перемещать красочные надписи в Word, копировать и вставлять фрагменты текста в Word, форматировать фрагмент текста в Word Находить информационный объем символьной информации | Практическая работа | | | |
9 | Растровое кодирование графической информации | 1 | Графический объект, пиксель, растровое кодирование | Понятия: пиксель, растровое кодирование, Кодировать графические изображения в двоичным кодом | Опрос | | | |
10 | Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4 «Нумерованные списки». | 1 | Нумерованный список, векторное кодирование | Понятия: векторное кодирование Кодировать графические изображения в двоичным кодом, восстановление изображений по их двоичному коду Создавать маркированные списки, изменять вид маркера | Практическая работа, Опрос | | | |
11 | Единицы измерения информации. Практическая работа №5 «Маркированные списки». | 1 | Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, маркированный список | Понятия: бит, байт, килобайт, мегабайт Соотношения между единицами измерения количества информации | Практическая работа | | | |
12 | Контрольная работа №1 Информация и знания. | 1 | | | Контрольная работа | | | |
Человек и информация (12 часов) |
13 | Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» | 1 | Ощущение, восприятие, представление | Понятия: восприятия, представления Перемещать фрагмент текста в заданную ячейку таблицы, вставлять рисунок из коллекции ClipArt в ячейку таблицы, изменять размер рисунка | Практическая работа | | | |
14 | Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице». | 1 | Логика, объект, признак, понятие | Понятия: логика, объект, понятие Создавать диаграмму по таблице Word | Практическая работа | | | |
15 | Как образуются понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» | 1 | Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение | Понятия: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение Создавать диаграмму по таблице Word Изменять тип диаграммы | Практическая работа | | | |
16 | Структурирование и визуализация информации. | 1 | Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, структурирование, наглядное представление. | | | | |
17 | Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» | 1 | Содержание понятия, объем понятия, единичное и общее понятие | Факты: объем понятия, содержание понятия, виды понятий Интерфейс ГР Paint Приводить примеры понятий Запускать Paint, создавать сложные объекты из фрагментов | Практическая работа | | | |
18 | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» | 1 | Отношения тождества, отношения, подчинения | Факты: виды отношений между понятиями Определять вид отношения между понятиями Копировать фрагмент рисунка, копировать цвет области | Практическая работа | | | |
19 | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» | 1 | Отношения соподчинения, противоречия, противоположности | Практическая работа | | | |
20 | Определение понятия. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» | 1 | Понятие, определение понятия | Определение понятия Понятия: классификация Отражать, поворачивать, наклонять и совмещать фрагменты рисунка Планировать работу по созданию рисунка | Практическая работа | | | |
21 | Классификация. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» | 1 | Классификация, основание классификации, естественная и вспомогательная классификация | Практическая работа | | | |
22 | Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» | 1 | Суждение, простое и сложное суждение, необходимое и достаточное условие | Понятия: суждение, необходимое условие, достаточное условие, необходимое и достаточное условие Определять вид условия в суждениях Составлять суждения с помощью логических связок | Практическая работа | | | |
23 | Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» | 1 | Умозаключение | Понятия: умозаключение Строить умозаключения Создавать простые графические объекты в текстовом редакторе Word Выделять графические объекты, перемещать и удалять их. Собирать сложные объекты из простых | Практическая работа | | | |
24 | Контрольная работа №2 Что такое алгоритм. | 1 | Постановка задачи, исходные данные, результат, алгоритм | Понятия: суждение, умозаключение Виды отношений между понятиями, виды условий Строить умозаключения, суждения Определять вид отношений между понятиями Решать логические задачи | Контрольная работа | | | |
Алгоритмы и исполнители (11 часов) |
25 | Исполнители вокруг нас. Логическая игра «Переливашки». Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему». | 1 | Исполнитель, система команд исполнителя | Понятия: алгоритм, команда Приводить примеры алгоритмов | Практическая работа | | | |
26 | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. | 1 | Список и таблица как формы записи алгоритма, блок-схема | Опрос | | | |
27 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы». | 1 | Тип алгоритма, линейный алгоритм | Понятие линейный алгоритм Составлять линейные алгоритмы, записывать их словесно-пошагово и в виде блок-схем Пользоваться инструментами рисования в программе PowerPoint, копировать и редактировать слайды, создавать линейную презентацию из нескольких слайдов | Практическая работа | | | |
28 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы». | 1 | Тип алгоритма, линейный алгоритм | Практическая работа | | | |
29 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14 «PowerPoint. Времена года». | 1 | Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка | Понятия: ветвление Запись ветвлений на алгоритмическом языке, блок-схема ветвления Составлять алгоритмы с ветвлениями Создавать презентацию из нескольких слайдов, вставлять в презентацию графические объекты | Практическая работа | | | |
30 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14 «PowerPoint. Времена года». | 1 | Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка | Практическая работа | | | |
31 | Циклические алгоритмы. Практическая работа №15 «PowerPoint. Скакалочка». | 1 | Тип алгоритма, циклический алгоритм | Понятия: циклический алгоритм, зацикливание Факты: запись циклического алгоритма на алгоритмическом языке, блок-схема циклического алгоритма Составлять циклические алгоритмы Создавать презентацию из нескольких слайдов, вставлять в презентацию графические объекты | Практическая работа | | | |
32 | Циклические алгоритмы. Практическая работа №15 «PowerPoint. Скакалочка». | 1 | Тип алгоритма, циклический алгоритм | Практическая работа | | | |
33 | Контрольная работа №3 Систематизация информации. | 1 | Алгоритм, исполнитель, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением, циклический алгоритм, блок-схема. | Понятия: алгоритм, СКИ, исполнитель, ветвление, цикл, линейный алгоритм Запись линейных, циклических, ветвящихся алгоритмов на алгоритмическом языке, их блок-схемы | Практическая работа | | | |
34 | Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками» | 1 | Алгоритм выполнения действий | Понятия: алгоритм, СКИ, исполнитель, ветвление, цикл, линейный алгоритм Запись линейных, циклических, ветвящихся алгоритмов на алгоритмическом языке, их блок-схемы | Практическая работа | | | |
35 | Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу». | 1 | Алгоритм выполнения действий | Практическая работа | | | |