Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Компьютерные фантазии"
Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Компьютерные фантазии"
Данная программа «Компьютерные фантазии» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года).
Представленная программа «Компьютерные фантазии» предназначена для занятий с детьми младшего школьного возраста во внеурочное время.
Цель программы «Компьютерные фантазии»: развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика и ИКТ»
В ходе обучения по данной программе решаются следующие задачи:
освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
воспитаниеинтереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Знания, умения и навыки, полученные учащимися в ходе занятий по данной программе, будут востребованы учащимися для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики.
Программа «Компьютерные фантазии» предназначена для занятий с детьми младшего школьного возраста во внеурочное время с использованием компьютеров. Жестких ограничений к компьютерам нет. Программное обеспечение: программный продукт – диск «Страна фантазия», программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1-2 год обучения, графический редактор, текстовый редактор, программа создания презентаций.
Представленная программа рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Рекомендуемый возраст обучения: учащиеся 6-10 лет.
Продолжительность обучения по данной программе - 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Одно занятие длится 40 минут, из них 20 минут отводится под теоретическую часть, остальное – под практику. На каждом занятии проводится 2 физкультминутки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Компьютерные фантазии"»
Пояснительная записка
Данная программа «Компьютерные фантазии» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года).
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Представленная программа «Компьютерные фантазии» предназначена для занятий с детьми младшего школьного возраста во внеурочное время.
Цель программы «Компьютерные фантазии»: развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика и ИКТ»
В ходе обучения по данной программе решаются следующие задачи:
освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
воспитаниеинтереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Знания, умения и навыки, полученные учащимися в ходе занятий по данной программе, будут востребованы учащимися для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики.
Содержание данной программы построено на следующих дидактических принципах:
отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
формирование логического и алгоритмического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на занятии, дополнительная мотивация через игру;
соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.
Программа «Компьютерные фантазии» предназначена для занятий во внеурочное время с использованием компьютеров. Жестких ограничений к компьютерам нет. Программное обеспечение: программный продукт – диск «Страна фантазия», программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1-2 год обучения, графический редактор, текстовый редактор, программа создания презентаций.
Представленная программа рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Рекомендуемый возраст обучения: учащиеся 6-10 лет.
Продолжительность обучения по данной программе - 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Одно занятие длится 40 минут, из них 20 минут отводится под теоретическую часть, остальное – под практику. На каждом занятии проводится 2 физкультминутки.
Год обучения
1
2
3
4
Возраст учащихся
6-7
7-8
8-9
9-10
Количество человек
в группе
12
12
12
12
Содержание программы.
1 год обучения (34 ч)
Знакомство с компьютером(9 часов)
Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором.
Практические работы:
1. «Правила поведения в компьютерном классе» (Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения (МИ-1)
6. «Клавиатура. Работа на клавиатурном тренажёре» (МИ-1)
Работа с графическим редактором (6 часов)
Знакомство с графическим редактором, умение использовать графические примитивы, применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки.
Практические работы:
Раскрашивание рисунков.
Создание компьютерного рисунка с помощью инструментов Карандаш, Кисть, Распылитель.
Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Линия.
Создание компьютерного рисунка с помощью инструментов Прямоугольник, Скругленный прямоугольник.
Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Эллипс.
Отличительные признаки и составные части предметов (9 часов)
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.
Практические работы:
1. «Лабиринт» (программа «Страна «Фантазия»)
2. «Укажите лишнего»( Программа «Страна «Фантазия»)
Решение задач на развитие внимания, логического мышления. Элементы логики. Конструирование. Суждение истинное и ложное. Сопоставление. Отрицание.
Практические работы:
1. «Фантазия» (Программа «Страна «Фантазия»)
2. «Конструктор» (Программа «Страна «Фантазия»)
3. «Танграм» ( Программа «Страна «Фантазия»)
К концу первого года обучения учащиеся должны:
знать правила поведения в компьютерном классе;
знать области применения компьютеров;
знать названия основных устройств компьютера и их назначение;
уметь создавать рисунки в программе графический редактор;
уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях 'вверх", "вниз", "вправо", "влево";
уметь точно выполнять действия под диктовку педагога;
уметь управлять объектами на экране монитора.
уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;
уметь находить общий признак предмета и группы предметов;
уметь конструировать фигуру из её частей;
уметь находить истинное и ложное суждение;
уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам.
2 год обучения (34 ч)
Повторение изученного материала (2 ч)
Правила поведения в кабинете информатики, правила работы за компьютером. Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров. Работа на клавиатуре.
Практические работы:
1. Работа с клавиатурным тренажером.
Текстовый редактор (7 часов)
Знакомство с текстовым редактором. Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац, перемещение по тексту. Создание и сохранение текстового документа.
Практические работы:
Знакомство с элементами окна текстового редактора
Ввод текста и сохранение документа
Перемещение курсора по текстовому документу
Редактирование готового текста.
Введениевлогику(25ч)
Знакомство с множествамиВложенность множествЛогика и русский язык Симметрия Паркеты Логические концовки Решение логических задач Знакомство с отрицанием Логика и математика Понятие "массив" Работа с массивами
Практические работы:
1. «Множества» (программа «Страна «Фантазия»)
2.«Массивы»(программа «Страна «Фантазия»)
3. «Россыпь» (программа «Страна «Фантазия»)
4. «Орнаменты» (программа «Страна «Фантазия»)
5. «Зазеркалье» (программа «Страна «Фантазия»)
6. «Игры со словами» (программа «Страна «Фантазия»)
7. «Счет» (программа «Страна «Фантазия»)
8. «Калькулятор» (программа «Страна «Фантазия»)
9. «Кроссворды» (программа «Страна «Фантазия»)
10. «Загадки» (программа «Страна «Фантазия»)
11. «Русландия» (программа «Страна «Фантазия»)
12. «Логика»(программа «Страна «Фантазия»)
Врезультатеобученияучащиесядолжны:
знать правила поведения в компьютерном кабинете;
знать основные сферы применения компьютеров;
уметь проводить анализ при решении логических задач;
иметь понятие о множестве;
уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;
уметь находить общий признак для группы предметов:
знать понятие существенного признака предмета:
уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;
уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей:
уметь предлагать несколько вариантов "лишнего предмета" в группе однородных предметов;
уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению:
уметь разделять фигуру на заданные части по представлению:
иметь представление о различных формах курсора;
знать назначение клавиш Enter, Backspace,
уметь создавать, редактировать и сохранять текстовый документ
иметь представление о понятии симметрии и видах симметрии;
уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии.
3 год обучения (34 ч)
Повторениеизученногоматериала(3ч)
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном кабинете. Устройство компьютера. Возможности персональных компьютеров. Решение задач на развитие внимания. Решение логических задач.
Практические работы:
Работа на клавиатурном тренажере
Работа в текстовом редакторе.
Работа в графическом редакторе(10 часов).
Применение инструментов: линейка, надпись, геометрические фигуры. Создание рисунка. Копирование рисунка. Масштабирование рисунка. Поворот и симметричное отражение фрагмента. Работа с текстом в ГР. Создание проекта.
Практические работы:
Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Кривая.
Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Многоугольник.
Ввод текста в графическом редакторе.
Работа с пазлами.
Сбор компьютерного рисунка.
Копирование фрагментов изображения.
Создание множественных изображений с помощью копирования объектов.
Обработкаинформации(21ч)
Что такое информация? Виды информации. Свойства информации. Кодирование информации. Хранение информации. Базы данных. Обработка информации. Поиск информации.
Практические работы:
Передача информации.
Обработка информации.
Декодирование информации.
Кодирование информации.
"Палиндромы" (программа «Страна «Фантазия»)
"Буквенное лото" (программа «Страна «Фантазия»)
"Римская система счисления" (программа «Страна «Фантазия»)
"Базы данных"(программа «Страна «Фантазия»)
"Литеры"(программа «Страна «Фантазия»)
"Криптограммы"(программа «Страна «Фантазия»)
Врезультатеобученияучащиесядолжны:
знать виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
знать типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
знать способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
знать этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
знать назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
уметь упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (по возрастанию и убыванию);
уметь осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки;
уметь организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
уметь кодировать информацию одним из изученных способов;
уметь организовать информацию в виде базы данных и составлять запросы к базе данных в пределах изученного материала;
уметь выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
уметь создавать и изменять простые информационные объекты на компьютере;
уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;
уметь создавать рисунки с помощью инструментов копирование, поворот, отражение.
уметь сохранять созданные рисунки.
4 год обучения (34 ч)
Повторениеизученногоматериала(2 часа).
Повторение. Техника безопасности в компьютерном классе.
Практические работы:
1. Работа на клавиатурном тренажере.
Работа в текстовом и графическом редакторах.
Программа создания презентаций. (15 часов)
Знакомство с программой создания презентаций. Типы презентаций. Работа с пустой презентацией. Создание презентаций из нескольких слайдов. Вставка графических рисунков Создание эффектов анимации Создание эффектов смены слайдов Создание проектов с помощью программы создания презентаций.
Практические работы:
1. Знакомство с программой создания презентаций.
2. Работа с пустой презентацией
3. Создание презентации с помощью шаблона.
4. Создание презентаций из нескольких слайдов.
5. Вставка графических рисунков в презентацию.
6. Создание эффектов анимации.
7. Создание эффектов смены слайдов.
8. Создание проектов.
Алгоритмыиисполнители(17 часов).
Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра "Фокусы с числами". Разветвляющиеся и циклические алгоритмы. Знакомство с алгоритмическим языком стрелок. Алгоритмический язык стрелок: линейные алгоритмы, игра "Найди клад"; циклические алгоритмы; пропедевтика вложенных циклов. Исполнитель Колобок на линейке. Понятие о координатной плоскости. Игра "Расположи предмет". Алгоритмы работы на координатной плоскости. Повторение изученного материала.
Практические работы:
Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 2 год обучения – «Алгоритм. Способы представления алгоритмов»
«Алгоритмы» (программа «Страна «Фантазия»)
«Колобок» (программа «Страна «Фантазия»)
«Колобок на линейке» (программа «Страна «Фантазия»)
6. Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы
2
7. Игра "Найди клад"
2
8. Повторение изученного материала.
3
Итого:
34
Учебно-методический комплект.
- «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 1-2 год обучения – 1 СD;
- Обучающие презентации по темам.
- Методическое пособие для учителей 1 класс «Первые шаги в мире информатики», СD – ROM содержит пакет педагогических программных средств «Страна «Фантазия»;
- Методическое пособие для учителей 2-4 классов «Первые шаги в мире информатики», СD – ROM содержит пакет педагогических программных средств «Страна «Фантазия»;
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года).
2. А. В. Горячев. Программа по информатике и ИКТ для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100».Журнал «Информатика и образование» №10–2007.
3. С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики» Методическое пособие для учителей 1 классов – издательство Санкт-Петербург «БХВ – Петербург» 2009 г.;
4. С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики» Методическое пособие для учителей 2-4 классов – издательство Санкт-Петербург «БХВ – Петербург» 2009 г.