Издательское дело - интегрированный межпредметный курс, цель которого сориентировать учащихся на выбор гуманитарного профиля. Дать возможность получения теоретических знаний и практических навыков в создании печатной продукции (школьной газеты, тематических приложений к школьной газете и т.д.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору "Издательское дело" »
Программа курса по выбору
«Издательское дело»
Составитель: Дашкина С. И.
В программе этого курса:
Теоретические занятия по информационным технологиям.
1. Понятие настольных издательских систем.
2. Объекты печатного издания
3. Подготовительная работа
4. Основные правила ввода, редактирования и форматирования текста.
5. Оформление заголовков и подзаголовков.
6. Создание колонтитулов
7. Работа с иллюстрациями. Сканирование.
8. Макетирование страниц
9. Оформление титульного листа. Подготовка к печати.
Практические занятия:
1. Создание первого номера газеты
2. Создание поздравительного выпуска
3. Создание номера газеты, основанного на интервью.
4. Создание приложения к газете.
5. Творческая работа (Создание своего номера газеты)
Издательское дело - интегрированный межпредметный курс, цель которого сориентировать учащихся на выбор гуманитарного профиля. Дать возможность получения теоретических знаний и практических навыков в создании печатной продукции (школьной газеты, тематических приложений к школьной газете и т.д.).
Курс Издательское дело выбран потому, что он на наш взгляд решает важные задачи воспитания: формирование социально-активной личности, а так же человека современной информационной культуры. Курс рассчитан на 5,5 часов теоретических занятий — теоретический блок, 11,5 часов практической работы (создание школьной газеты и приложений к ней).
Данный курс позволяет углубить знания учащихся по информационным технологиям и в сфере журналистики.
В результате изучения курса учащиеся должны:
иметь представление об издательской деятельности;
знать основные объекты подготовки печатного издания;
Касаясь методики обучения, следует сказать о том, что форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся, на увеличение количества заданий творческого характера. На занятиях теоретического блока преобладают лекции с элементами практических упражнений. На занятиях практического блока используется метод проектов и игровая форма организации деятельности учащихся, коллективные способы работы и другие элементы личностно ориентированных технологий обучения.
Курс рассчитан на учащихся которые владеют начальными навыками работы в Windows и Word.
Поурочное планирование
Название темы
Количество часов
Вид контроля
Теория
Практика
Понятие настольных издательских
систем.
Объекты печатного издания.
Подготовительная работа
Основные правила ввода,
редактирования и форматирования
текста.
Оформление заголовков и
подзаголовков
Создание колонтитулов
Работа с иллюстрациями.
Сканирование.
Макетирование страниц
Оформление титульного листа
Подготовка к печати.
Создание первого номера газеты
Создание поздравительного
выпуска
Создание номера газеты,
основанного на интервью.
Создание приложения к газете.
Всего занятий:
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2
1
1
2
Творческая работа (2 ч)
(Создание своего номера газеты)
17
Ключевые слова
Абзац
Гарнитура
Гуманитарный профиль
Верстка
Дизайн
Издательское дело
Колонтитулы
Корректура
Кегль
Макетирование
Полиграфия
Редактирование
Стиль
Форматирование
Word
Программное обеспечение курса
Операционная система Windows 2000, текстовый процессор Word 2000.
Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. — М.: Книга, 1971.
Наборные процессы
Волкова Л.А. Основы наборных процессов. — М.: Книга, 1986.
Экономическая и законодательная база издательского дела
Справочная книга редактора и корректора. — М.: Книга, 1985.
Дополнительная литература
Ляхов В.Н. О художественном конструировании.— М.: Книга, 1975.
Щульц Душан. Эстетические критерии типизации изданий. — М.: Книга, 1982.
Книжное дело: Сборники статей. — М.: Книга, 1992-1998 гг.
Содержание курса «Издательское дело»
в среде текстового редактора Word
Теоретические занятия по информационным технологиям
Понятие настольных издательских систем
Основные этапы истории печати и наборной полиграфической техники. Основные этапы развития компьютерной техники и ее применение в издательском деле.
Развитие текстовых редакторов. Краткая характеристика. Возникновение и развитие настольных издательских систем. Аппаратные средства компьютерной обработки текстовой и изобразительной информации.
Объекты печатного издания
Понятие и классификация объектов печатного издания. Свойства объектов. Операции и действия с объектами при подготовке печатного издания.
Подготовительная работа
Понятие параметров страницы. Соотношения между размерами полей. Функции автопереноса.
Практическая работа:
Установка заданных параметров страницы для будущего издания.
Основные правила ввода, редактирования и форматирования текста
Классификация текстов по особенностям построения и оформления в наборе (простой прозаический, стихотворный, драматургический, формульный и т.д.).
Разметка текста перед набором. Верстка. Основные правила верстки. Корректура набранного текста.
Практическая работа:
набор по машинописным оригиналам всех видов текста согласно правилам набора;
корректура.
Оформление заголовков и подзаголовков
Правила оформления заголовков. Способы расположения заголовков и подзаголовков. Технология оформления заголовка.
Практические работы:
Оформление заголовка файла различными способами.
Оформление заголовка в несколько строк.
Создание колонтитулов
Колонтитул. Виды колонтитулов. Оформление колонтитулов в случае односторонней и двухсторонней печати. Содержание колонтитулов. Технология вставки колонтитула.
Практическая работа:
Создание колонтитула для печатного издания.
Работа с иллюстрациями. Сканирование.
Векторная и растровая графика. Технология работы с иллюстрациями. Изменение размера иллюстраций. Правила размещения графики на странице. Сканирование. Вставка сканированных изображений.
Практические работы:
Подбор подходящего по смыслу рисунка и вставка его в файл.
Иллюстрация текста с помощью сканированных изображений.
Макетирование страниц
Виды макетов: эскизный, типовой, точный, расчетный, оригинал-макет. Особенности работы с ними и случаи применения. Макетирование по принципу «пропорционирования ». ПК и процесс макетирования.
Практическая работа:
Работа над макетом (моделью) издания.
Оформление титульного листа
Понятие титульного листа. Виды титульных листов. Объект Word Art и его функции. Технология оформления титульного листа.
Практическая работа:
Оформление титульного листа журнала (по образцу)
Подготовка к печати
Режим предварительного просмотра. Установки в диалоговом окне Печать. Способы распечатки нескольких копий документа.
Практическая работа:
Подготовка образца издания к печати.
Практические занятия:
1. Создание первого номера газеты
2. Создание поздравительного выпуска
3. Создание номера газеты, основанного на интервью.
4. Создание приложения к газете.
5. Творческая работа (Создание своего номера газеты)
Методы обучения
Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной работы. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенции:
• социально-практическая значимость компетенции
• личностная значимость компетенции
• знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
• способы деятельности по отношению к данным объектам;
• минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;
Формы организации учебных занятий
Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Единицей учебного процесса является урок. В предлагаемой программе 5 часов отводится на изучение теоретического материала и 12 на практикум.
Каждая тема урока начинается с постановки задачи. Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта.
Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта - школьной газеты.
Групповая учебная деятельность связана с проектными формами работы по созданию газеты. Можно предложить следующую организацию деятельности учащихся: 3 группы. 1-я группа, отвечающая за набор текста, 2-я – за дизайн и верстку, 3-я – за редактирование. При издании каждого следующего номера учащиеся переходят из одной группы в другую. Учитель выступает в роли координатора.
Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
Способы оценивания уровня достижений
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (школьные газеты и приложения), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.
Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта .
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах:
публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников.
Выполненные учащимися работы включаются в их «портфель достижений».
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса.