kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного предмета "Теоретические основы информатики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Программа ориентирована на создание условий учащимся для проверки  их  желания и способности заниматься на углубленном уровне математикой и информатикой в условиях обучения нформационно- технического, естественно- математического и естественнонаучного профилей. Программа предназначена для профильного обучения учащихся 10-11 классов  теоретическим основам информатики и вычислительной техники, основам классической формальной логики и логических основ ЭВМ, рассчитана на 68 часов. Она включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного предмета "Теоретические основы информатики" »

Пояснительная записка.

Актуальность

В условиях современного социально-экономического состояния общества, развития общественной мысли перед образованием стоит задача воспитания личности, свободной от догматического, строго запрограммированного подхода к получению знаний; личности, способной не только к репродуктивной деятельности, а активно добывающей себе знания и участвующей в формировании методов и путей решения учебных проблем.

В деле воспитания культуры мышления учащихся, формирования у них доказательности в объяснениях, точности в рассуждениях наука логика занимает исключительное и первостепенное значение. Формальная логика, являясь наукой, изучающей формы и законы правильного мышления, дает возможность сформулировать эти законы и принципы, соблюдение которых является необходимым условием достижения истинных заключений в процессе обучения. Игнорирование логических законов не позволяет прийти к результатам, соответствующим действительности, объективно познать окружающий мир. Логика, будучи наукой объективной, независимой от воли и пожеланий конкретных людей, способствует именно объективному изучению реальной действительности.

Реализация данной программы ориентирована на создание условий учащимся для проверки их желания и способности заниматься на углубленном уровне математикой и информатикой в условиях обучения нформационно- технического, естественно- математического и естественнонаучного профилей. Программа предназначена для профильного обучения учащихся 10-11 классов теоретическим основам информатики и вычислительной техники, основам классической формальной логики и логических основ ЭВМ, рассчитана на 68 часов. Она включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Если с основами диалектической логики учащиеся знакомятся при изучении математики, особенно геометрии, то элементы формальной логики встречаются в базовых программах лишь в виде отдельных понятий. Между тем, именно овладение основами формальной логики поможет учащимся при изучении других учебных предметов. Решение логических задач – один из важных инструментов развития не только логического мышления, но и математического, и алгоритмического. Логические задачи являются прекрасным средством развития умения мыслить математически, используя математический аппарат, осуществлять перевод решения на язык алгоритмов, оценивать возможность их формализации, выполнения, проверки и т.п.

Программа курса также позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор профиля обучения. Программа способствует утверждению учащихся в выборе направления дальнейшего обучения (или отказу от него) либо дает возможность более тщательного изучения выбранной образовательной области и знакомства с многообразием видов деятельности, связанных с информатикой и математикой. Содержание курса, форма его организации поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Основой для разработки данной программы послужило пособие для учащихся «Логика в информатике» автора Лыскова В.Ю.; М.: Лаборатория базовых знаний, 2001г., и отдельные дидактические единицы – из учебников «Информатика и информационные технологии» Н.Д. Угринович. – М.: Лаборатория базовых знаний,2003. Практические задания к программе подобраны из следующих источников: Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование».№2 – 2002.М.:Образование Информатика,2002; Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование».№6 – 2005.М.:Образование Информатика,2002; методическая газета «Информатика»№29. – 2004.

Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей и результатов. В нее включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности.

Программа обеспечивает практическую деятельность школьников.



Цель курса:

Создание условий для расширения знаний, самоопределения, формирования интереса и положительной мотивации к обучению в классах информационно- технологического, естественно-математического и естественнонаучного профилей.

Задачи курса:

  1. Дать представление об основах математической логики.

  2. Обучить способам их применения в практической деятельности.

  3. Обучить способам оценки своих возможностей в освоении математики и информатики на углубленном уровне.

  4. Способствовать развитию культуры логического изложения мыслей.

Степень сложности материала: содержание курса направлено на углубление и расширение знаний.

Тип курса: межпредметный

Вид курса пробный

Формы проведения занятий

  • Лекции

  • Практические занятия

  • Проектная деятельность

Продолжительность курса – 68 часа.

Способы контроля и диагностики состояния результата:

Курс считается зачтенным при условии

  • Выполнения заданий зачета, подготовке проекта на конструктивном или исследовательском уровнях. В последнем случае ученик получает дополнительное поощрение в виде отзыва (рекомендации) для портфолио, рекомендацию к защите проекта на общешкольной неделе проектов.

  • Посещения не менее 80% занятий (самостоятельной отработки пропущенных занятий)





Темы проектов:

  1. Решение логических задач с помощью табличного процессора и языка программирования.

  2. Составление алгоритма и программы на языке программирования решения логической задачи.

  3. Построение графического дерева, графа с помощью графического редактора.

  4. Построение функциональных схем логического устройства.

  5. Составление СКНФ и СДНФ.

  6. Решение логических задач из курса кибернетики.

Тематическое планирование.



п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Контроль и диагностика

Этапы проектной деятельности

Элементы математической логики

1

Законы правильного мышления.

Формы человеческого мышления.

1

1

-

Опорный конспект.

Ознакомление с особенностями и видами проектной деятельности, признаки проекта, его отличие от других видов деятельности.


2

Формальная логика. Отношение между понятиями (круги Эйлера, диаграммы Эйлера-Венна).


2

1

1

Опорный конспект.

Составление диаграмм.

Определение проблемного поля для формулирования тем проекта по проблеме курса.

3

Алгебра высказываний. Логические операции.

2

1

1

Опорный конспект «Свойства логических операций»


Обучение способам постановки цели проекта и ее формулирование.


4

Логические переменные и логические функции.

2

1

1

Сводная таблица логических функций двух переменных.


5

Сложные высказывания.

Построение таблиц истинности сложных высказываний.

3

1

2

Построение таблиц истинности сложных высказываний.

Зачетная работа по теме «Сложные высказывания»

Обучение способам определения задач и их формулированию.

6

Тождественно истинные, тождественно ложные и эквивалентные высказывания.

1

-

1

Решение задач.


7

Законы формальной логики. Замена операций импликации и эквивалентности.

2

1

1

Опорный конспект.

Доказательство логических законов разными способами.

Обучение выбору способов и методов достижения замысла проектной деятельности.


8

Упрощение сложных высказываний.

2

-

2

Решение задач.

Зачетная работа по теме «Сложные высказывания»


9

Программирование построения таблиц истинности.

2

-

2

Решение задач.

Определение вида продукта проектной деятельности.

10

Решение логических содержательных задач.

3

-

3

Решение задач.

Определение вида продукта проектной деятельности.

Логические основы ЭВМ


11

Роль математической логики в создании ЭВМ. Простейшие преобразователи информации.

Цифровой сигнал.

1

1

-

Опорный конспект.


12

Логические элементы.

1

1

-

Опорный конспект.


13

Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств.

3

1

2

Опорный конспект. Построение функциональных схем.

Зачетная работа «Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств».


14

Совершенная дизъюнктивная нормальная форма и совершенная конъюнктивная нормальная форма.

3

1

2

Опорный конспект. Решение задач.


Консультирование по оформлению результатов проектной деятельности.

15

Типовые логические устройства ЭВМ. Архитектура ЭВМ.

3

1

2

Построение схем.

Зачетная работа по теме «Логические основы ЭВМ»


16

Защита проектов.

3


3


Подготовка рецензии (отзыва) на защиту проекта товарища.


Итого

34

11

23




Информация и информатика


1

Информатика как наука и как вид практической деятельности. Информация: более широкий взгляд .

1

1

-

Опорный конспект.

Контроль за умением определять проблемное поле для формулирования тем проекта по проблеме курса.

2

Вероятностный и объемный подходы к определению количества информации. Расчет количества возможных вариантов.

5

1

4

Опорный конспект.

Решение задач.


Контроль за умением определять проблемное поле для формулирования тем проекта по проблеме курса.


3

Вычисление информационного объема сообщения. Формула Шеннона.

3

1

2

Решение задач.

Зачетная работа по теме «Информация и информатика»


Контроль за умением определять способы постановки цели проекта и ее формулирование.



Системы счисления







Консультирование по оформлению результатов проектной деятельности.

4

Позиционные системы счисления. Двоичное представление информации в памяти компьютера.

1

1

-

Опорный конспект.

Контроль за умением определять способы постановки цели проекта и ее формулирование.


5

Перевод чисел между десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления.

2

-

2

Решение задач по теме

«Перевод чисел между десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления».

Контроль за умением определять способы определения задач и их формулирование.

6

Арифметические операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.


3

1

2

Опорный конспект. Решение задач.

Зачетная работа по теме «Системы счисления».


Контроль за умением определять способы определения задач и их формулирование.


Кодирование информации


7

Кодирование и декодирование информации. Абстрактный алфавит.

1

1

-

Опорный конспект.

Контроль за умением определять способы и методы достижения замысла проектной деятельности.


8

Кодирование текстовой, графической и числовой информации.

4

1

3

Опорный конспект. Решение задач. Зачетная работа по теме «Кодирование информации».






Элементы теории графов


9

Основные понятия.

1

1

-

Опорный конспект.

Контроль за умением определять вид продукта проектной деятельности.

10

Представление графов.







3

1

2

Решение задач. Зачетная работа по теме «Элементы теории графов».





Алгоритм. Алгоритмизация.



11

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Представление алгоритма.


1

1

-

Опорный конспект.

Консультирование по оформлению результатов проектной деятельности.

12

Типы алгоритмов. Базовые структуры алгоритма. Сложность алгоритма


2

1

1

Опорный конспект.

Запись алгоритмов различными способами.

13

Алгоритмизация. Основные приемы.

3

1

2

Опорный конспект.

Разработка алгоритмов.

14

Рекурсия, итерация (основные понятия).

2

-

2

Разработка алгоритмов. Зачетная работа по теме «Алгоритм. Алгоритмизация».


15

Защита проектов

2




Подготовка рецензии (отзыва) на защиту проекта товарища.



Итого

34

12

22

















Учебный план


п/п


Название разделов


Количество

часов


10


11

Теория

Практика

Контроль

Теория

Практика

Контроль

1


Элементы математической логики


20

6

11

3

-

-

-

2

Логические основы ЭВМ


14

5

4

5

-

-

-

3

Информация и информатика


9

-

-

-

3

5

1

4

Системы счисления


6

-

-

-

2

3

1

5

Кодирование информации


5

-

-

-

2

2

1

6

Элементы теории графов


4

-

-

-

2

1

1

7

Алгоритм. Алгоритмизация.


10




3

4

3


Итого

68











В результате изучения курса учащиеся должны

Знать:

  • Основные понятия формальной логики;

  • Основные логические операции и соответствующие им таблицы истинности;

  • Логические функции;

  • Логические законы и правила преобразования логических выражений.

  • Логические элементы.

  • Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств.

  • СКНФ и СДНФ.

  • знать предмет и основные методы информатики, историю развития информатики;

  • знать что такое информация, виды информации, кодирование информации (в узком и широком смысле), единицы измерения информации, два подхода к измерению информации, формулу Шеннона;

  • знать что такое алгоритма, основные свойства алгоритма, исполнитель алгоритма, основные подходы к формализации понятия алгоритм;

  • знать базовые структуры алгоритма, способы описания алгоритма, виды алгоритмов;



Уметь:

  • Выделять существенные высказывания в тексте задачи;

  • Стоить таблицы истинности логических функций и выражений;

  • Выводить логическую формулу на основании таблицы истинности;

  • Преобразовывать логические выражения с использованием логических законов и правил преобразования;

  • Решать одну и ту же задачу несколькими методами и уметь оценивать эти методы.

  • Преобразовывать логические выражения в СДНФ и СКНФ для обоснования функционирования устройств, являющихся основой вычислительной техники.

  • Строить логическую схему заданного устройства.

  • уметь использовать базовые понятия информатики;

  • уметь записывать алгоритмы различными способами (словесным, графическим, алгоритмическим);




С о д е р ж а н и е к у р с а.

Элементы математической логики

  1. Законы правильного мышления. Формы человеческого мышления.

Понятие, высказывание, утверждение, рассуждение, умозаключение, логические объекты, логические утверждения и предикаты,

логические переменные.

Виды деятельности: Составление опорного конспекта.

  1. Формальная логика. Отношение между понятиями (круги Эйлера, диаграммы Эйлера-Венна).

Развитие логики. Совместимые понятия.

  1. Алгебра высказываний. Логические операции.

Логические операции: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Логическое следование (импликация), эквивалентность.

Виды деятельности: Составление опорного конспекта ««Свойства логических операций»

  1. Логические переменные и логические функции.

Логическое выражение, логическая функция.

Виды деятельности: Задание функции в табличной виде и в виде формулы.

  1. Сложные высказывания. Построение таблиц истинности сложных высказываний.

Приоритет логических операций. Построение таблиц истинности.

Алгоритм построения таблицы истинности сложного высказывания.

Виды деятельности: Построение таблиц истинности сложных высказываний.

  1. Тождественно истинные, тождественно ложные и эквивалентные высказывания.

  2. Законы формальной логики. Замена операций импликации и эквивалентности.

Основные законы логики. Свойства констант. Правила замены операции импликации. Правила замены операции эквивалентности.

Виды деятельности: Опорный конспект. Доказательство логических законов разными способами.

  1. Упрощение сложных высказываний.

Виды деятельности: Использование законов логики для упрощения сложных высказываний.

Логические основы ЭВМ.

  1. Роль математической логики в создании ЭВМ. Простейшие преобразователи информации. Цифровой сигнал.

Цифровой сигнал, инвертор, конъюнктор, дизъюнктор, логические элементы «И-НЕ», «ИЛИ-НЕ».

  1. Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств.

Виды деятельности: Опорный конспект. Построение функциональных схем.

Зачетная работа «Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств».

  1. Совершенная дизъюнктивная нормальная форма и совершенная конъюнктивная нормальная форма.

Элементарная конъюнкция, элементарная дизъюнкция, алгоритмы получения СДНФ, СКНФ по таблице истинности.

Виды деятельности: Опорный конспект. Решение задач.

  1. Типовые логические устройства ЭВМ. Архитектура ЭВМ.

Сумматоры, одноразрядный полусумматор, одноразрядный сумматор на три входа, триггер, регистр, архитектура ЭВМ.

Виды деятельности: Построение схем. Зачетная работа по теме «Логические основы ЭВМ».

Информация и информатика.

  1. Информатика и информация.

Информатика как наука. Понятие информации, сообщения. Виды информации, свойства.

Виды деятельности: Опорный конспект.

  1. Вероятностный и объемный подходы к определению количества информации.

Расчет количества возможных вариантов. Количество информации. Единицы измерения информации. Вычисление информационного объема сообщения. Формула Шеннона.

Виды деятельности: Опорный конспект. Решение задач. Зачетная работа по теме «Информация и информатика»

Системы счисления.

  1. Позиционные системы счисления.

Позиционные системы счисления. Двоичное представление информации в памяти компьютера.

Виды деятельности: Опорный конспект.

  1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Перевод чисел между десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления.

Виды деятельности: Решение задач.

  1. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Арифметические операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.

Виды деятельности: Опорный конспект. Решение задач. Зачетная работа по теме «Системы счисления».

Кодирование информации.

  1. Кодирование и декодирование информации.

Кодирование и декодирование информации. Кодирование и декодирование информации. Абстрактный алфавит. Кодирование текстовой, графической и числовой информации.

Виды деятельности: Опорный конспект. Решение задач. Зачетная работа по теме «Кодирование информации».

Элементы теории графов.

  1. Основные понятия. Представление графов.

Основные понятия. Представление графов.

Виды деятельности: Опорный конспект. Решение задач. Зачетная работа по теме «Элементы теории графов».

Алгоритм. Алгоритмизация.

  1. Алгоритм и его свойства.

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Представление алгоритма.

Виды деятельности: Опорный конспект.

  1. Типы алгоритмов.

Типы алгоритмов. Типы алгоритмов. Базовые структуры алгоритма. Сложность алгоритма.

Виды деятельности: Опорный конспект. Решение задач.

  1. Алгоритмизация. Основные приемы.

Алгоритмизация. Основные приемы. Рекурсия, итерация (основные понятия).

Виды деятельности: Опорный конспект. Разработка алгоритмов. Зачетная работа по теме «Алгоритм. Алгоритмизация».





Литература для учащихся

Литература для учителя

  1. Информатика: Задачник практикум: В 2т./Под редакцией

И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Т1.М.: Лаборатория базовых знаний, 1999.

2. Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. Д.: Сталкер, 1997.

3. Кутасов Ф.Д. Элементы математический логики. М.: Просвещение, 1977.

4. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих. /Сост. Д. А. Поспелов. – М. Педагогика-Пресс, 1994. – 352с:

1. Босова Л.Л. Арифметические основы ЭВМ. Серия «Информатика в школе». М.: Информатика и образование.2000.

2. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование».№2-2002.-М.: Образование Информатика,2002;

3. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование».№6-2005;

4. Методическая газета для учителей «Информатика»№29.-2004.

5. Ершов А.П. «Изучение основ информатики и вычислительной техники».М.: Просвещение.1986.

6. Лыскова В.Ю. Методическое пособие «Логика в информатике»,-М.: Лаборатория Базовых Знаний,2001.

7. Андреева Е.В. Математические основы информатики. / Е.А. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина – М.: БИНОМ. 2007. – 312 с.

8. Стариченко Б.Е. Теоретические основы информатики. 2004 г.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Программа элективного предмета "Теоретические основы информатики"

Автор: Янишева Танзиля Таировна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142524

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Учебная программа элективного курса «Робототехника»"
    ["seo_title"] => string(52) "uchebnaia_programma_elektivnogo_kursa_robototekhnika"
    ["file_id"] => string(6) "552689"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1591348322"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Программа элективного курса по информатике"
    ["seo_title"] => string(42) "programma_elektivnogo_kursa_po_informatike"
    ["file_id"] => string(6) "639587"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1699581709"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "программа факультатива «Залог успеха. Управление собственными ресурсами»  для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(92) "proghramma-fakul-tativa-zalogh-uspiekha-upravlieniie-sobstviennymi-riesursami-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "223537"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437815207"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Исследовательская тема: "Использование инновационных технологий при преподавании физики в средней школе" "
    ["seo_title"] => string(116) "issliedovatiel-skaia-tiema-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-pri-priepodavanii-fiziki-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "161301"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422199945"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства