Программа элективного предмета "Теоретические основы информатики"
Программа элективного предмета "Теоретические основы информатики"
Программа ориентирована на создание условий учащимся для проверки их желания и способности заниматься на углубленном уровне математикой и информатикой в условиях обучения нформационно- технического, естественно- математического и естественнонаучного профилей. Программа предназначена для профильного обучения учащихся 10-11 классов теоретическим основам информатики и вычислительной техники, основам классической формальной логики и логических основ ЭВМ, рассчитана на 68 часов. Она включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного предмета "Теоретические основы информатики" »
Пояснительная записка.
Актуальность
В условиях современного социально-экономического состояния общества, развития общественной мысли перед образованием стоит задача воспитания личности, свободной от догматического, строго запрограммированного подхода к получению знаний; личности, способной не только к репродуктивной деятельности, а активно добывающей себе знания и участвующей в формировании методов и путей решения учебных проблем.
В деле воспитания культуры мышления учащихся, формирования у них доказательности в объяснениях, точности в рассуждениях наука логика занимает исключительное и первостепенное значение. Формальная логика, являясь наукой, изучающей формы и законы правильного мышления, дает возможность сформулировать эти законы и принципы, соблюдение которых является необходимым условием достижения истинных заключений в процессе обучения. Игнорирование логических законов не позволяет прийти к результатам, соответствующим действительности, объективно познать окружающий мир. Логика, будучи наукой объективной, независимой от воли и пожеланий конкретных людей, способствует именно объективному изучению реальной действительности.
Реализация данной программы ориентирована на создание условий учащимся для проверки их желания и способности заниматься на углубленном уровне математикой и информатикой в условиях обучения нформационно- технического, естественно- математического и естественнонаучного профилей. Программа предназначена для профильного обучения учащихся 10-11 классов теоретическим основам информатики и вычислительной техники, основам классической формальной логики и логических основ ЭВМ, рассчитана на 68 часов. Она включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Если с основами диалектической логики учащиеся знакомятся при изучении математики, особенно геометрии, то элементы формальной логики встречаются в базовых программах лишь в виде отдельных понятий. Между тем, именно овладение основами формальной логики поможет учащимся при изучении других учебных предметов. Решение логических задач – один из важных инструментов развития не только логического мышления, но и математического, и алгоритмического. Логические задачи являются прекрасным средством развития умения мыслить математически, используя математический аппарат, осуществлять перевод решения на язык алгоритмов, оценивать возможность их формализации, выполнения, проверки и т.п.
Программа курса также позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор профиля обучения. Программа способствует утверждению учащихся в выборе направления дальнейшего обучения (или отказу от него) либо дает возможность более тщательного изучения выбранной образовательной области и знакомства с многообразием видов деятельности, связанных с информатикой и математикой. Содержание курса, форма его организации поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Основой для разработки данной программы послужило пособие для учащихся «Логика в информатике» автора Лыскова В.Ю.; М.: Лаборатория базовых знаний, 2001г., и отдельные дидактические единицы – из учебников «Информатика и информационные технологии» Н.Д. Угринович. – М.: Лаборатория базовых знаний,2003. Практические задания к программе подобраны из следующих источников: Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование».№2 – 2002.М.:Образование Информатика,2002; Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование».№6 – 2005.М.:Образование Информатика,2002; методическая газета «Информатика»№29. – 2004.
Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей и результатов. В нее включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности.
Программа обеспечивает практическую деятельность школьников.
Цель курса:
Создание условий для расширения знаний, самоопределения, формирования интереса и положительной мотивации к обучению в классах информационно- технологического, естественно-математического и естественнонаучного профилей.
Задачи курса:
Дать представление об основах математической логики.
Обучить способам их применения в практической деятельности.
Обучить способам оценки своих возможностей в освоении математики и информатики на углубленном уровне.
Способствовать развитию культуры логического изложения мыслей.
Степень сложности материала: содержание курса направлено на углубление и расширение знаний.
Тип курса: межпредметный
Вид курса пробный
Формы проведения занятий
Лекции
Практические занятия
Проектная деятельность
Продолжительность курса – 68 часа.
Способы контроля и диагностики состояния результата:
Курс считается зачтенным при условии
Выполнения заданий зачета, подготовке проекта на конструктивном или исследовательском уровнях. В последнем случае ученик получает дополнительное поощрение в виде отзыва (рекомендации) для портфолио, рекомендацию к защите проекта на общешкольной неделе проектов.
Посещения не менее 80% занятий (самостоятельной отработки пропущенных занятий)
Темы проектов:
Решение логических задач с помощью табличного процессора и языка программирования.
Составление алгоритма и программы на языке программирования решения логической задачи.
Построение графического дерева, графа с помощью графического редактора.
Ознакомление с особенностями и видами проектной деятельности, признаки проекта, его отличие от других видов деятельности.
2
Формальная логика. Отношение между понятиями (круги Эйлера, диаграммы Эйлера-Венна).
2
1
1
Опорный конспект.
Составление диаграмм.
Определение проблемного поля для формулирования тем проекта по проблеме курса.
3
Алгебра высказываний. Логические операции.
2
1
1
Опорный конспект «Свойства логических операций»
Обучение способам постановки цели проекта и ее формулирование.
4
Логические переменные и логические функции.
2
1
1
Сводная таблица логических функций двух переменных.
5
Сложные высказывания.
Построение таблиц истинности сложных высказываний.
3
1
2
Построение таблиц истинности сложных высказываний.
Зачетная работа по теме «Сложные высказывания»
Обучение способам определения задач и их формулированию.
6
Тождественно истинные, тождественно ложные и эквивалентные высказывания.
1
-
1
Решение задач.
7
Законы формальной логики. Замена операций импликации и эквивалентности.
2
1
1
Опорный конспект.
Доказательство логических законов разными способами.
Обучение выбору способов и методов достижения замысла проектной деятельности.
8
Упрощение сложных высказываний.
2
-
2
Решение задач.
Зачетная работа по теме «Сложные высказывания»
9
Программирование построения таблиц истинности.
2
-
2
Решение задач.
Определение вида продукта проектной деятельности.
10
Решение логических содержательных задач.
3
-
3
Решение задач.
Определение вида продукта проектной деятельности.
Логические основы ЭВМ
11
Роль математической логики в создании ЭВМ. Простейшие преобразователи информации.
Цифровой сигнал.
1
1
-
Опорный конспект.
12
Логические элементы.
1
1
-
Опорный конспект.
13
Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств.
3
1
2
Опорный конспект. Построение функциональных схем.
Зачетная работа «Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств».
14
Совершенная дизъюнктивная нормальная форма и совершенная конъюнктивная нормальная форма.
3
1
2
Опорный конспект. Решение задач.
Консультирование по оформлению результатов проектной деятельности.
15
Типовые логические устройства ЭВМ. Архитектура ЭВМ.
3
1
2
Построение схем.
Зачетная работа по теме «Логические основы ЭВМ»
16
Защита проектов.
3
3
Подготовка рецензии (отзыва) на защиту проекта товарища.
Итого
34
11
23
Информация и информатика
1
Информатика как наука и как вид практической деятельности. Информация: более широкий взгляд .
1
1
-
Опорный конспект.
Контроль за умением определять проблемное поле для формулирования тем проекта по проблеме курса.
2
Вероятностный и объемный подходы к определению количества информации. Расчет количества возможных вариантов.
5
1
4
Опорный конспект.
Решение задач.
Контроль за умением определять проблемное поле для формулирования тем проекта по проблеме курса.
3
Вычисление информационного объема сообщения. Формула Шеннона.
3
1
2
Решение задач.
Зачетная работа по теме «Информация и информатика»
Контроль за умением определять способы постановки цели проекта и ее формулирование.
Системы счисления
Консультирование по оформлению результатов проектной деятельности.
4
Позиционные системы счисления. Двоичное представление информации в памяти компьютера.
1
1
-
Опорный конспект.
Контроль за умением определять способы постановки цели проекта и ее формулирование.
5
Перевод чисел между десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления.
2
-
2
Решение задач по теме
«Перевод чисел между десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления».
Контроль за умением определять способы определения задач и их формулирование.
6
Арифметические операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.
3
1
2
Опорный конспект. Решение задач.
Зачетная работа по теме «Системы счисления».
Контроль за умением определять способы определения задач и их формулирование.
Кодирование информации
7
Кодирование и декодирование информации. Абстрактный алфавит.
1
1
-
Опорный конспект.
Контроль за умением определять способы и методы достижения замысла проектной деятельности.
8
Кодирование текстовой, графической и числовой информации.
4
1
3
Опорный конспект. Решение задач. Зачетная работа по теме «Кодирование информации».
Элементы теории графов
9
Основные понятия.
1
1
-
Опорный конспект.
Контроль за умением определять вид продукта проектной деятельности.
10
Представление графов.
3
1
2
Решение задач. Зачетная работа по теме «Элементы теории графов».
Алгоритм. Алгоритмизация.
11
Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма.Представление алгоритма.
1
1
-
Опорный конспект.
Консультирование по оформлению результатов проектной деятельности.
12
Типы алгоритмов. Базовые структуры алгоритма. Сложность алгоритма
2
1
1
Опорный конспект.
Запись алгоритмов различными способами.
13
Алгоритмизация. Основные приемы.
3
1
2
Опорный конспект.
Разработка алгоритмов.
14
Рекурсия, итерация (основные понятия).
2
-
2
Разработка алгоритмов. Зачетная работа по теме «Алгоритм. Алгоритмизация».
15
Защита проектов
2
Подготовка рецензии (отзыва) на защиту проекта товарища.
Итого
34
12
22
Учебный план
№ п/п
Название разделов
Количество
часов
10
11
Теория
Практика
Контроль
Теория
Практика
Контроль
1
Элементы математической логики
20
6
11
3
-
-
-
2
Логические основы ЭВМ
14
5
4
5
-
-
-
3
Информация и информатика
9
-
-
-
3
5
1
4
Системы счисления
6
-
-
-
2
3
1
5
Кодирование информации
5
-
-
-
2
2
1
6
Элементы теории графов
4
-
-
-
2
1
1
7
Алгоритм. Алгоритмизация.
10
3
4
3
Итого
68
В результате изучения курса учащиеся должны
Знать:
Основные понятия формальной логики;
Основные логические операции и соответствующие им таблицы истинности;
Логические функции;
Логические законы и правила преобразования логических выражений.
Логические элементы.
Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств.
СКНФ и СДНФ.
знать предмет и основные методы информатики, историю развития информатики;
знать что такое информация, виды информации, кодирование информации (в узком и широком смысле), единицы измерения информации, два подхода к измерению информации, формулу Шеннона;
знать что такое алгоритма, основные свойства алгоритма, исполнитель алгоритма, основные подходы к формализации понятия алгоритм;
знать базовые структуры алгоритма, способы описания алгоритма, виды алгоритмов;
Уметь:
Выделять существенные высказывания в тексте задачи;
Стоить таблицы истинности логических функций и выражений;
Выводить логическую формулу на основании таблицы истинности;
Преобразовывать логические выражения с использованием логических законов и правил преобразования;
Решать одну и ту же задачу несколькими методами и уметь оценивать эти методы.
Преобразовывать логические выражения в СДНФ и СКНФ для обоснования функционирования устройств, являющихся основой вычислительной техники.
Строить логическую схему заданного устройства.
уметь использовать базовые понятия информатики;
уметь записывать алгоритмы различными способами (словесным, графическим, алгоритмическим);
С о д е р ж а н и е к у р с а.
Элементы математической логики
Законы правильного мышления. Формы человеческого мышления.
Виды деятельности: Построение таблиц истинности сложных высказываний.
Тождественно истинные, тождественно ложные и эквивалентные высказывания.
Законы формальной логики. Замена операций импликации и эквивалентности.
Основные законы логики. Свойства констант. Правила замены операции импликации. Правила замены операции эквивалентности.
Виды деятельности: Опорный конспект. Доказательство логических законов разными способами.
Упрощение сложных высказываний.
Виды деятельности: Использование законов логики для упрощения сложных высказываний.
Логические основы ЭВМ.
Роль математической логики в создании ЭВМ. Простейшие преобразователи информации. Цифровой сигнал.
Цифровой сигнал, инвертор, конъюнктор, дизъюнктор, логические элементы «И-НЕ», «ИЛИ-НЕ».
Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств.
Виды деятельности: Опорный конспект. Построение функциональных схем.
Зачетная работа «Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств».
Совершенная дизъюнктивная нормальная форма и совершенная конъюнктивная нормальная форма.
Элементарная конъюнкция, элементарная дизъюнкция, алгоритмы получения СДНФ, СКНФ по таблице истинности.
Виды деятельности: Опорный конспект. Решение задач.
Типовые логические устройства ЭВМ. Архитектура ЭВМ.
Сумматоры, одноразрядный полусумматор, одноразрядный сумматор на три входа, триггер, регистр, архитектура ЭВМ.
Виды деятельности: Построение схем. Зачетная работа по теме «Логические основы ЭВМ».
Информация и информатика.
Информатика и информация.
Информатика как наука. Понятие информации, сообщения. Виды информации, свойства.
Виды деятельности: Опорный конспект.
Вероятностный и объемный подходы к определению количества информации.
Расчет количества возможных вариантов. Количество информации. Единицы измерения информации. Вычисление информационного объема сообщения. Формула Шеннона.
Виды деятельности: Опорный конспект. Решение задач. Зачетная работа по теме «Информация и информатика»
Системы счисления.
Позиционные системы счисления.
Позиционные системы счисления. Двоичное представление информации в памяти компьютера.
Виды деятельности: Опорный конспект.
Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Перевод чисел между десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления.
Виды деятельности: Решение задач.
Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Арифметические операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.
Виды деятельности: Опорный конспект. Решение задач. Зачетная работа по теме «Системы счисления».
Кодирование информации.
Кодирование и декодирование информации.
Кодирование и декодирование информации. Кодирование и декодирование информации. Абстрактный алфавит. Кодирование текстовой, графической и числовой информации.
Виды деятельности: Опорный конспект. Решение задач. Зачетная работа по теме «Кодирование информации».
Элементы теории графов.
Основные понятия. Представление графов.
Основные понятия. Представление графов.
Виды деятельности: Опорный конспект. Решение задач. Зачетная работа по теме «Элементы теории графов».
Алгоритм. Алгоритмизация.
Алгоритм и его свойства.
Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма.Представление алгоритма.
Виды деятельности: Опорный конспект.
Типы алгоритмов.
Типы алгоритмов. Типы алгоритмов. Базовые структуры алгоритма. Сложность алгоритма.
Виды деятельности: Опорный конспект. Решение задач.
Алгоритмизация. Основные приемы.
Алгоритмизация. Основные приемы. Рекурсия, итерация (основные понятия).
Виды деятельности: Опорный конспект. Разработка алгоритмов. Зачетная работа по теме «Алгоритм. Алгоритмизация».
Литература для учащихся
Литература для учителя
Информатика: Задачник практикум: В 2т./Под редакцией
И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Т1.М.: Лаборатория базовых знаний, 1999.
2. Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. Д.: Сталкер, 1997.
3. Кутасов Ф.Д. Элементы математический логики. М.: Просвещение, 1977.
4. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих. /Сост. Д. А. Поспелов. – М. Педагогика-Пресс, 1994. – 352с:
1. Босова Л.Л. Арифметические основы ЭВМ. Серия «Информатика в школе». М.: Информатика и образование.2000.
2. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование».№2-2002.-М.: Образование Информатика,2002;
3. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование».№6-2005;
4. Методическая газета для учителей «Информатика»№29.-2004.
5. Ершов А.П. «Изучение основ информатики и вычислительной техники».М.: Просвещение.1986.
6. Лыскова В.Ю. Методическое пособие «Логика в информатике»,-М.: Лаборатория Базовых Знаний,2001.
7. Андреева Е.В. Математические основы информатики. / Е.А. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина – М.: БИНОМ. 2007. – 312 с.
8. Стариченко Б.Е. Теоретические основы информатики. 2004 г.