kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного предмета "Теоретические основы информатики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Программа ориентирована на создание условий учащимся для проверки  их  желания и способности заниматься на углубленном уровне математикой и информатикой в условиях обучения нформационно- технического, естественно- математического и естественнонаучного профилей. Программа предназначена для профильного обучения учащихся 10-11 классов  теоретическим основам информатики и вычислительной техники, основам классической формальной логики и логических основ ЭВМ, рассчитана на 68 часов. Она включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного предмета "Теоретические основы информатики" »

Пояснительная записка.

Актуальность

В условиях современного социально-экономического состояния общества, развития общественной мысли перед образованием стоит задача воспитания личности, свободной от догматического, строго запрограммированного подхода к получению знаний; личности, способной не только к репродуктивной деятельности, а активно добывающей себе знания и участвующей в формировании методов и путей решения учебных проблем.

В деле воспитания культуры мышления учащихся, формирования у них доказательности в объяснениях, точности в рассуждениях наука логика занимает исключительное и первостепенное значение. Формальная логика, являясь наукой, изучающей формы и законы правильного мышления, дает возможность сформулировать эти законы и принципы, соблюдение которых является необходимым условием достижения истинных заключений в процессе обучения. Игнорирование логических законов не позволяет прийти к результатам, соответствующим действительности, объективно познать окружающий мир. Логика, будучи наукой объективной, независимой от воли и пожеланий конкретных людей, способствует именно объективному изучению реальной действительности.

Реализация данной программы ориентирована на создание условий учащимся для проверки их желания и способности заниматься на углубленном уровне математикой и информатикой в условиях обучения нформационно- технического, естественно- математического и естественнонаучного профилей. Программа предназначена для профильного обучения учащихся 10-11 классов теоретическим основам информатики и вычислительной техники, основам классической формальной логики и логических основ ЭВМ, рассчитана на 68 часов. Она включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Если с основами диалектической логики учащиеся знакомятся при изучении математики, особенно геометрии, то элементы формальной логики встречаются в базовых программах лишь в виде отдельных понятий. Между тем, именно овладение основами формальной логики поможет учащимся при изучении других учебных предметов. Решение логических задач – один из важных инструментов развития не только логического мышления, но и математического, и алгоритмического. Логические задачи являются прекрасным средством развития умения мыслить математически, используя математический аппарат, осуществлять перевод решения на язык алгоритмов, оценивать возможность их формализации, выполнения, проверки и т.п.

Программа курса также позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор профиля обучения. Программа способствует утверждению учащихся в выборе направления дальнейшего обучения (или отказу от него) либо дает возможность более тщательного изучения выбранной образовательной области и знакомства с многообразием видов деятельности, связанных с информатикой и математикой. Содержание курса, форма его организации поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Основой для разработки данной программы послужило пособие для учащихся «Логика в информатике» автора Лыскова В.Ю.; М.: Лаборатория базовых знаний, 2001г., и отдельные дидактические единицы – из учебников «Информатика и информационные технологии» Н.Д. Угринович. – М.: Лаборатория базовых знаний,2003. Практические задания к программе подобраны из следующих источников: Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование».№2 – 2002.М.:Образование Информатика,2002; Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование».№6 – 2005.М.:Образование Информатика,2002; методическая газета «Информатика»№29. – 2004.

Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей и результатов. В нее включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности.

Программа обеспечивает практическую деятельность школьников.



Цель курса:

Создание условий для расширения знаний, самоопределения, формирования интереса и положительной мотивации к обучению в классах информационно- технологического, естественно-математического и естественнонаучного профилей.

Задачи курса:

  1. Дать представление об основах математической логики.

  2. Обучить способам их применения в практической деятельности.

  3. Обучить способам оценки своих возможностей в освоении математики и информатики на углубленном уровне.

  4. Способствовать развитию культуры логического изложения мыслей.

Степень сложности материала: содержание курса направлено на углубление и расширение знаний.

Тип курса: межпредметный

Вид курса пробный

Формы проведения занятий

  • Лекции

  • Практические занятия

  • Проектная деятельность

Продолжительность курса – 68 часа.

Способы контроля и диагностики состояния результата:

Курс считается зачтенным при условии

  • Выполнения заданий зачета, подготовке проекта на конструктивном или исследовательском уровнях. В последнем случае ученик получает дополнительное поощрение в виде отзыва (рекомендации) для портфолио, рекомендацию к защите проекта на общешкольной неделе проектов.

  • Посещения не менее 80% занятий (самостоятельной отработки пропущенных занятий)





Темы проектов:

  1. Решение логических задач с помощью табличного процессора и языка программирования.

  2. Составление алгоритма и программы на языке программирования решения логической задачи.

  3. Построение графического дерева, графа с помощью графического редактора.

  4. Построение функциональных схем логического устройства.

  5. Составление СКНФ и СДНФ.

  6. Решение логических задач из курса кибернетики.

Тематическое планирование.



п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Контроль и диагностика

Этапы проектной деятельности

Элементы математической логики

1

Законы правильного мышления.

Формы человеческого мышления.

1

1

-

Опорный конспект.

Ознакомление с особенностями и видами проектной деятельности, признаки проекта, его отличие от других видов деятельности.


2

Формальная логика. Отношение между понятиями (круги Эйлера, диаграммы Эйлера-Венна).


2

1

1

Опорный конспект.

Составление диаграмм.

Определение проблемного поля для формулирования тем проекта по проблеме курса.

3

Алгебра высказываний. Логические операции.

2

1

1

Опорный конспект «Свойства логических операций»


Обучение способам постановки цели проекта и ее формулирование.


4

Логические переменные и логические функции.

2

1

1

Сводная таблица логических функций двух переменных.


5

Сложные высказывания.

Построение таблиц истинности сложных высказываний.

3

1

2

Построение таблиц истинности сложных высказываний.

Зачетная работа по теме «Сложные высказывания»

Обучение способам определения задач и их формулированию.

6

Тождественно истинные, тождественно ложные и эквивалентные высказывания.

1

-

1

Решение задач.


7

Законы формальной логики. Замена операций импликации и эквивалентности.

2

1

1

Опорный конспект.

Доказательство логических законов разными способами.

Обучение выбору способов и методов достижения замысла проектной деятельности.


8

Упрощение сложных высказываний.

2

-

2

Решение задач.

Зачетная работа по теме «Сложные высказывания»


9

Программирование построения таблиц истинности.

2

-

2

Решение задач.

Определение вида продукта проектной деятельности.

10

Решение логических содержательных задач.

3

-

3

Решение задач.

Определение вида продукта проектной деятельности.

Логические основы ЭВМ


11

Роль математической логики в создании ЭВМ. Простейшие преобразователи информации.

Цифровой сигнал.

1

1

-

Опорный конспект.


12

Логические элементы.

1

1

-

Опорный конспект.


13

Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств.

3

1

2

Опорный конспект. Построение функциональных схем.

Зачетная работа «Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств».


14

Совершенная дизъюнктивная нормальная форма и совершенная конъюнктивная нормальная форма.

3

1

2

Опорный конспект. Решение задач.


Консультирование по оформлению результатов проектной деятельности.

15

Типовые логические устройства ЭВМ. Архитектура ЭВМ.

3

1

2

Построение схем.

Зачетная работа по теме «Логические основы ЭВМ»


16

Защита проектов.

3


3


Подготовка рецензии (отзыва) на защиту проекта товарища.


Итого

34

11

23




Информация и информатика


1

Информатика как наука и как вид практической деятельности. Информация: более широкий взгляд .

1

1

-

Опорный конспект.

Контроль за умением определять проблемное поле для формулирования тем проекта по проблеме курса.

2

Вероятностный и объемный подходы к определению количества информации. Расчет количества возможных вариантов.

5

1

4

Опорный конспект.

Решение задач.


Контроль за умением определять проблемное поле для формулирования тем проекта по проблеме курса.


3

Вычисление информационного объема сообщения. Формула Шеннона.

3

1

2

Решение задач.

Зачетная работа по теме «Информация и информатика»


Контроль за умением определять способы постановки цели проекта и ее формулирование.



Системы счисления







Консультирование по оформлению результатов проектной деятельности.

4

Позиционные системы счисления. Двоичное представление информации в памяти компьютера.

1

1

-

Опорный конспект.

Контроль за умением определять способы постановки цели проекта и ее формулирование.


5

Перевод чисел между десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления.

2

-

2

Решение задач по теме

«Перевод чисел между десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления».

Контроль за умением определять способы определения задач и их формулирование.

6

Арифметические операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.


3

1

2

Опорный конспект. Решение задач.

Зачетная работа по теме «Системы счисления».


Контроль за умением определять способы определения задач и их формулирование.


Кодирование информации


7

Кодирование и декодирование информации. Абстрактный алфавит.

1

1

-

Опорный конспект.

Контроль за умением определять способы и методы достижения замысла проектной деятельности.


8

Кодирование текстовой, графической и числовой информации.

4

1

3

Опорный конспект. Решение задач. Зачетная работа по теме «Кодирование информации».






Элементы теории графов


9

Основные понятия.

1

1

-

Опорный конспект.

Контроль за умением определять вид продукта проектной деятельности.

10

Представление графов.







3

1

2

Решение задач. Зачетная работа по теме «Элементы теории графов».





Алгоритм. Алгоритмизация.



11

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Представление алгоритма.


1

1

-

Опорный конспект.

Консультирование по оформлению результатов проектной деятельности.

12

Типы алгоритмов. Базовые структуры алгоритма. Сложность алгоритма


2

1

1

Опорный конспект.

Запись алгоритмов различными способами.

13

Алгоритмизация. Основные приемы.

3

1

2

Опорный конспект.

Разработка алгоритмов.

14

Рекурсия, итерация (основные понятия).

2

-

2

Разработка алгоритмов. Зачетная работа по теме «Алгоритм. Алгоритмизация».


15

Защита проектов

2




Подготовка рецензии (отзыва) на защиту проекта товарища.



Итого

34

12

22

















Учебный план


п/п


Название разделов


Количество

часов


10


11

Теория

Практика

Контроль

Теория

Практика

Контроль

1


Элементы математической логики


20

6

11

3

-

-

-

2

Логические основы ЭВМ


14

5

4

5

-

-

-

3

Информация и информатика


9

-

-

-

3

5

1

4

Системы счисления


6

-

-

-

2

3

1

5

Кодирование информации


5

-

-

-

2

2

1

6

Элементы теории графов


4

-

-

-

2

1

1

7

Алгоритм. Алгоритмизация.


10




3

4

3


Итого

68











В результате изучения курса учащиеся должны

Знать:

  • Основные понятия формальной логики;

  • Основные логические операции и соответствующие им таблицы истинности;

  • Логические функции;

  • Логические законы и правила преобразования логических выражений.

  • Логические элементы.

  • Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств.

  • СКНФ и СДНФ.

  • знать предмет и основные методы информатики, историю развития информатики;

  • знать что такое информация, виды информации, кодирование информации (в узком и широком смысле), единицы измерения информации, два подхода к измерению информации, формулу Шеннона;

  • знать что такое алгоритма, основные свойства алгоритма, исполнитель алгоритма, основные подходы к формализации понятия алгоритм;

  • знать базовые структуры алгоритма, способы описания алгоритма, виды алгоритмов;



Уметь:

  • Выделять существенные высказывания в тексте задачи;

  • Стоить таблицы истинности логических функций и выражений;

  • Выводить логическую формулу на основании таблицы истинности;

  • Преобразовывать логические выражения с использованием логических законов и правил преобразования;

  • Решать одну и ту же задачу несколькими методами и уметь оценивать эти методы.

  • Преобразовывать логические выражения в СДНФ и СКНФ для обоснования функционирования устройств, являющихся основой вычислительной техники.

  • Строить логическую схему заданного устройства.

  • уметь использовать базовые понятия информатики;

  • уметь записывать алгоритмы различными способами (словесным, графическим, алгоритмическим);




С о д е р ж а н и е к у р с а.

Элементы математической логики

  1. Законы правильного мышления. Формы человеческого мышления.

Понятие, высказывание, утверждение, рассуждение, умозаключение, логические объекты, логические утверждения и предикаты,

логические переменные.

Виды деятельности: Составление опорного конспекта.

  1. Формальная логика. Отношение между понятиями (круги Эйлера, диаграммы Эйлера-Венна).

Развитие логики. Совместимые понятия.

  1. Алгебра высказываний. Логические операции.

Логические операции: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Логическое следование (импликация), эквивалентность.

Виды деятельности: Составление опорного конспекта ««Свойства логических операций»

  1. Логические переменные и логические функции.

Логическое выражение, логическая функция.

Виды деятельности: Задание функции в табличной виде и в виде формулы.

  1. Сложные высказывания. Построение таблиц истинности сложных высказываний.

Приоритет логических операций. Построение таблиц истинности.

Алгоритм построения таблицы истинности сложного высказывания.

Виды деятельности: Построение таблиц истинности сложных высказываний.

  1. Тождественно истинные, тождественно ложные и эквивалентные высказывания.

  2. Законы формальной логики. Замена операций импликации и эквивалентности.

Основные законы логики. Свойства констант. Правила замены операции импликации. Правила замены операции эквивалентности.

Виды деятельности: Опорный конспект. Доказательство логических законов разными способами.

  1. Упрощение сложных высказываний.

Виды деятельности: Использование законов логики для упрощения сложных высказываний.

Логические основы ЭВМ.

  1. Роль математической логики в создании ЭВМ. Простейшие преобразователи информации. Цифровой сигнал.

Цифровой сигнал, инвертор, конъюнктор, дизъюнктор, логические элементы «И-НЕ», «ИЛИ-НЕ».

  1. Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств.

Виды деятельности: Опорный конспект. Построение функциональных схем.

Зачетная работа «Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств».

  1. Совершенная дизъюнктивная нормальная форма и совершенная конъюнктивная нормальная форма.

Элементарная конъюнкция, элементарная дизъюнкция, алгоритмы получения СДНФ, СКНФ по таблице истинности.

Виды деятельности: Опорный конспект. Решение задач.

  1. Типовые логические устройства ЭВМ. Архитектура ЭВМ.

Сумматоры, одноразрядный полусумматор, одноразрядный сумматор на три входа, триггер, регистр, архитектура ЭВМ.

Виды деятельности: Построение схем. Зачетная работа по теме «Логические основы ЭВМ».

Информация и информатика.

  1. Информатика и информация.

Информатика как наука. Понятие информации, сообщения. Виды информации, свойства.

Виды деятельности: Опорный конспект.

  1. Вероятностный и объемный подходы к определению количества информации.

Расчет количества возможных вариантов. Количество информации. Единицы измерения информации. Вычисление информационного объема сообщения. Формула Шеннона.

Виды деятельности: Опорный конспект. Решение задач. Зачетная работа по теме «Информация и информатика»

Системы счисления.

  1. Позиционные системы счисления.

Позиционные системы счисления. Двоичное представление информации в памяти компьютера.

Виды деятельности: Опорный конспект.

  1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Перевод чисел между десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления.

Виды деятельности: Решение задач.

  1. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Арифметические операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.

Виды деятельности: Опорный конспект. Решение задач. Зачетная работа по теме «Системы счисления».

Кодирование информации.

  1. Кодирование и декодирование информации.

Кодирование и декодирование информации. Кодирование и декодирование информации. Абстрактный алфавит. Кодирование текстовой, графической и числовой информации.

Виды деятельности: Опорный конспект. Решение задач. Зачетная работа по теме «Кодирование информации».

Элементы теории графов.

  1. Основные понятия. Представление графов.

Основные понятия. Представление графов.

Виды деятельности: Опорный конспект. Решение задач. Зачетная работа по теме «Элементы теории графов».

Алгоритм. Алгоритмизация.

  1. Алгоритм и его свойства.

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Представление алгоритма.

Виды деятельности: Опорный конспект.

  1. Типы алгоритмов.

Типы алгоритмов. Типы алгоритмов. Базовые структуры алгоритма. Сложность алгоритма.

Виды деятельности: Опорный конспект. Решение задач.

  1. Алгоритмизация. Основные приемы.

Алгоритмизация. Основные приемы. Рекурсия, итерация (основные понятия).

Виды деятельности: Опорный конспект. Разработка алгоритмов. Зачетная работа по теме «Алгоритм. Алгоритмизация».





Литература для учащихся

Литература для учителя

  1. Информатика: Задачник практикум: В 2т./Под редакцией

И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Т1.М.: Лаборатория базовых знаний, 1999.

2. Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. Д.: Сталкер, 1997.

3. Кутасов Ф.Д. Элементы математический логики. М.: Просвещение, 1977.

4. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих. /Сост. Д. А. Поспелов. – М. Педагогика-Пресс, 1994. – 352с:

1. Босова Л.Л. Арифметические основы ЭВМ. Серия «Информатика в школе». М.: Информатика и образование.2000.

2. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование».№2-2002.-М.: Образование Информатика,2002;

3. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование».№6-2005;

4. Методическая газета для учителей «Информатика»№29.-2004.

5. Ершов А.П. «Изучение основ информатики и вычислительной техники».М.: Просвещение.1986.

6. Лыскова В.Ю. Методическое пособие «Логика в информатике»,-М.: Лаборатория Базовых Знаний,2001.

7. Андреева Е.В. Математические основы информатики. / Е.А. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина – М.: БИНОМ. 2007. – 312 с.

8. Стариченко Б.Е. Теоретические основы информатики. 2004 г.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Программа элективного предмета "Теоретические основы информатики"

Автор: Янишева Танзиля Таировна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142524

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Учебная программа элективного курса «Робототехника»"
    ["seo_title"] => string(52) "uchebnaia_programma_elektivnogo_kursa_robototekhnika"
    ["file_id"] => string(6) "552689"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1591348322"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Программа элективного курса по информатике"
    ["seo_title"] => string(42) "programma_elektivnogo_kursa_po_informatike"
    ["file_id"] => string(6) "639587"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1699581709"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "программа факультатива «Залог успеха. Управление собственными ресурсами»  для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(92) "proghramma-fakul-tativa-zalogh-uspiekha-upravlieniie-sobstviennymi-riesursami-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "223537"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437815207"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Исследовательская тема: "Использование инновационных технологий при преподавании физики в средней школе" "
    ["seo_title"] => string(116) "issliedovatiel-skaia-tiema-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-pri-priepodavanii-fiziki-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "161301"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422199945"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства