kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА В МИРЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья: Особенности познавательного развития дошкольника в мире современных технологий

Просмотр содержимого документа
«ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА В МИРЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА В МИРЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ушакова Л.А.

Познавательный интерес - это есть познавательная потребность, и по­буждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ по­знавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова. Развитие познавательного интереса предполагает получение новых знаний и умений. На передачу различных знаний и умений, в том числе интеллекту­альных направлены занятия в детском саду. [1]

Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются:

  • сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете;

  • ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной обла­сти знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;

  • положительные эмоциональные переживания при преодолении за­труднений в деятельности,

  • эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).

Необходимо отметить, что такие показатели познавательной активности встречаются как и во время занятий в детском саду так и в повседневной жизни дошкольника. В современном мире наблюдается массовое применение информацион­ных технологий во многих сферах жизни практически каждого человека. Компьютеры, планшеты, электронные приставки, мобильные телефоны и смартфоны, системы виртуальной реальности, интернет преобразовали не только жизнь взрослых людей и отношения между ними, а также изменили условия жизни детей. Новое поколение игр предлагает дошкольникам, вме­сто игры с другими детьми, погрузиться в индивидуальную игру на экране компьютера. Изменения в условиях жизни и игровой среде приводят к тому, что важной задачей является изучение потенциала интерактивных техноло­гий, и их влияния, оказываемого на детскую игру и на познавательное разви­тие дошкольника. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в качестве средства обучения детей, показывают его особую роль в развитии интеллекта, креативности и личности в целом.

Существующие позиции исследователей, согласно которым считается, что компьютер обладает потенциалом, способствующим психическому развитию ребёнка противопоставляются взглядам других учёных, а также родителей и врачей, которые отмечают, что стоит ограничить взаимо­действие детей с компьютером, поскольку увлечение компьютерными про­граммами отрицательно сказывается на психическом и соматическом здоровье ребёнка [3]. Несмотря на то что достаточно много внимания уделяется проблеме возможных последствий компьютерных игр на развитие детей, экс­периментальных исследований, которые позволили бы однозначно ответить на вопрос о влияние компьютера на развитие ребёнка, очень мало.

Совершенно точно можно говорить лишь о том, что компьютерные игры стали частью социальной ситуации развития современных дошкольников и вносят свой вклад в развитие ребёнка. Стоит отметить, что в дошкольном возрасте выбор компьютерных программ, в которые играет ребенок опреде­ляют родители. На основе анкетирования родителей и бесед с детьми мы вы­яснили, что большинство взрослых используют компьютерные программы с целью развития и обучения своих детей.

Таким образом, анализ вышеизложенного материала позволяет говорить о том, что значительно расширяются возможности у специалистов и роди­телей в сфере обучения и развития дошкольников, использующих различные цифровые образовательные ресурсы. В связи с тем что проблема взаимодей­ствия ребенка с компьютером является новой как для психологии, так и для педагогики продолжают существовать неоднозначные высказывания о влия­ние компьютера на развитие личности детей и возникает много спорных мо­ментов в использовании терминологии. Одним из актуальных остается во­прос относительно психологической классификации компьютерных игр и уточнения значения термина «компьютерная игра».[5]

В бытовом смысле часто употребляется термин детские компьютерные игры, но в полном смысле игрой их назвать сложно. В отечественной психо­логии, в широком смысле игра определяется как свободная спонтанная ак­тивность, приносящая удовольствие от процесса деятельности. Предметом детской игры является взрослый человек - его деятельность и система его взаимоотношений с другими людьми. Существенные изменения произошед­шие за последние годы в жизни взрослых людей и в отношениях между ними, а также в условиях жизни детей привели к изменениям и в игровой де­ятельности ребенка. Все чаще обсуждается вопрос об особенностях игры, возникающих на разных стадиях развития в современном информационном обществе.

Несмотря на то что исследователи игр относят компьютерную игру к символико-моделирующей деятельности как и традиционную ролевую игру, су­ществуют различия. Единицей игровой деятельности дошкольника является роль, а в компьютерных играх обычно роль не задается. В большинстве таких игр отсутствует реальность социальных отношений и в основном, последова­тельность игровых действий заранее известна и задана. Игровые действия, не могут со временем стать обобщенными и свернутыми, они полностью опре­деляются содержанием компьютерной программы. Действия ребенка на компьютере определяются содержанием компьютерной программы. Сначала ребёнком усваивается алгоритм программы, которая включает в себя после­довательность инструкций, набор команд предназначенных для исполнения электронным устройством различных задач.

Так как деятельность ребёнка на компьютере не соответствует общепри­нятым в психологии представлениям об игре, мы считаем, что целесообраз­нее использовать термин компьютерная программа. В настоящее время име­ется множество различных программ предназначенных для детей дошколь­ного возраста. Существуют устоявшиеся классификация компьютерных игр, которой оперируют родители и дети, в ее основе лежит жанр выявленный разработчиками компьютерных игр. Классифицируя компьютерные про­граммы, можно выделить три группы детских программ на основе наличия компонентов игры: компьютерные программы для детей без игровой зада­чи, компьютерные программы для детей с игровой задачей и компьютерные программы для детей с игровым сюжетом.

Под компьютерной программой для детей без игровой задачи понимается программа, в которой отсутствует какая-либо игровая ситуация, а соответ­ственно и игровая мотивация. В такого типа компьютерных программах дей­ствия ребёнка определяются инструкцией по выполнению определённого на­бора обучающих мини-упражнений. В данной программе, за правильно вы­полненное задание ребёнком, предусмотрено поощрение в виде музыкаль­ных, световых спецэффектов и слов «молодец», «вперёд» и т.д. К таким про­граммам можно отнести дидактические задания, предназначенные для обуче­ния чтению, счёту, иностранным языкам. Графические редакторы (рисовали, раскраски) и другие конструкторы.

Компьютерная программа для детей с игровой задачей - это программа с заданной игровой ситуацией. Действия ребёнка в ней определяются правила­ми, которые необходимо выполнить для решения определённых задач и до­стижения выигрыша. Ребенок обычно играет за другого персонажа. В про­грамме этого типа есть мотив достижения. В случае выигрыша, как правило, начисляются баллы, зарабатываются очки. Например, это игры имитирую­щие движения автомобиля по извилистой дороги, гонки («Need for speed», «Тачки»), спортивные игры (футбол, теннис, волейбол и др.), игры имитиру­ющие различные бытовые процессы («Кулинария», «Барби. Показ мод», «Обеденный переполох»), всевозможное прохождение площадок типа «прыжки и препятствия» («Angre birds», «Нэнси Дрю», «Супер Корова», «Worms 4: Mayhem», «Герои Эллады 2. Олимпия», «Ski Safart»).

Компьютерная программа для детей с игровым сюжетом - это программа, в которой имеется возможность развёртывания последовательности игровых ситуаций. Выбор игровых действий определяется самостоятельно в рамках игровой ситуации. Действия ребёнка влияют на происходящую ситуацию. В такого типа компьютерных программах имеется возможность моделирования сферы социальных отношений и реализации мотивов социальной помощи, сотрудничества, воспитания, познания. Например, это программы, в которых есть возможность создания виртуальных людей и обустройства их жизни; по­мощь игровым персонажам, управление жизнью одного или нескольких вир­туальных героев или существ. («Sims», «My little farmies», Город, «Веселая ферма», «Мой щенок», «Чудо зоопарк - спасение животных» и т.д.).

Таким образом, представления о компьютерной игре от­личаются от традиционного понимания игры. Сегодня имеется тенденция под термином «игра» объединять различные виды деятельности детей, а это приво­дит к тому, что определения игры становятся относительными, локальными и множественными. Считаем, что более целесообразно использовать термин компьютерная программа, которая может являться вариантом творческой дея­тельности и позволяет конструировать, экспериментировать, создавать что-ли­бо, используя определённый набор элементов и объектов, а может стать вариан­том усвоения определённой информации и конкретного учебного материала.

На основании того, что компьютер стал значимой частью социальной си­туации развития современных детей, увлечение компьютерными программами влияет на познавательное развитие дошколь­ников.

В отечественной психологии познавательное развитие понимается очень широко, в данное понятие обычно включают ощущение, восприятие, внима­ние, обучение, память, мышление, язык, эмоции и процессы развития. Познавательная активность, по результатам диагностики проводимой в различных дошкольных учреждениях РФ, лучше развита у старших дошкольников, которые играют в компьютерные программы по сравнению с другими детьми.

Более высокий уровень развития логического мышления имеют дети, ко­торые предпочитают программы без игровой задачи по сравнению с осталь­ными детьми, которые играют в другие компьютерные программы.

Исследование уровня развития произвольности показывает, что лучше справляются с заданием дети, которые играют в компьютерные программы с игровой задачей и с игровым сюжетом. Низкий уровень развития произвольности отмечается у детей, выбирающих программы без игровой задачи. У детей, увлекающихся компьютерными про­граммами уровень познавательного развития выше в отличие от детей, не имеющих доступ к компьютеру. Различные компьютерные программы по разному влияют на познавательные функции дошкольников. В большей степени развитию восприятия, на­глядно-образного мышления, воображения и познавательной активности де­тей способствуют компьютерные программы с игровой задачей и с игровым сюжетом. Компьютерные программы без игровой задачи могут помочь раз­витию логического мышления ребёнка. Для развития произвольности стоит выбирать программы с игровой задачей. Полученные результаты позволяют говорить о том, что в дошкольном возрасте возможно использование компьютера в качестве средства обучения и развития, при условии обязатель­ного сопровождения со стороны взрослого. [4]

В дошкольной организации в роли взрослого несомненно выступает воспитатель. Основой развития познавательной активности детей в детском саду яв­ляется творческая мысль педагога, направленная на поиски эффективных ме­тодов умственного воспитания детей, активная познавательная деятельность самих детей.

Задачей педагога, используя разнообразные методы обучения, система­тически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мыш­ления. Настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, по­исковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.


Список литературы


  1. Барская А. Д. Программа познавательного и социально-личностного развития дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: files/programma nogo razvitiya

  2. Клопотова Е.Е. Романова Ю.А. Компьютерные игры в жизни совре­менных дошкольников //Дошкольное воспитание. 2014. № 7.

  3. Коркина А.Ю. Критерии психологической оценки компьютерных игр и развивающих компьютерных программ // Психологическая наука и об­разование. 2013 № 3.

  4. Моторин В.В. Воспитательные возможности компьютерных игр // До­школьное воспитание. 2010. № 11.

  5. Смирнова Е.О. Радеева Р.Е. Психологические особенности компьютер­ных игр: новый контекст детской субкультуры [Электронный ресурс]. URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10345.php



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА В МИРЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Автор: Ушакова Людмила Анатольевна

Дата: 28.10.2016

Номер свидетельства: 352968

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Статья «Метод проектов как средство развития познавательной активности дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_poznavatiel_noi_aktivnosti_dosh"
    ["file_id"] => string(6) "351256"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477133106"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Инновационные технологии в воспитании и развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"
    ["seo_title"] => string(96) "innovatsionnyietiekhnologhiivvospitaniiirazvitiidoshkolnikovsintielliektualnoiniedostatochnostiu"
    ["file_id"] => string(6) "283627"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453864765"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Инновационные технологии в воспитании и развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"
    ["seo_title"] => string(97) "innovatsionnyietiekhnologhiivvospitaniiirazvitiidoshkolnikovsintielliektualnoiniedostatochnostiu1"
    ["file_id"] => string(6) "283628"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453864772"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО "
    ["seo_title"] => string(119) "sovriemiennyie-podkhody-k-riealizatsii-obrazovatiel-noi-oblasti-sotsial-no-kommunikativnoie-razvitiie-v-ramkakh-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "226521"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440338901"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Технологии речевого развития дошкольников"
    ["seo_title"] => string(44) "tekhnologii_rechevogo_razvitiia_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "492796"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545788998"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства