Урок направлен на систематизацию и закрепление знаний о способах обработки информации, на формирование представлений о методах поиска информации; на формирование практических навыков поиска информации в сети Интернет. Активный метод обучения в форме компьютерного проекта придает уроку деятельностный характер, постановка проблемы помогает организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Цель урока – доказать, что поиск информации можно осуществлять разными методами, выбор которых определяется целью и возможностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ищем информацию в сети Интернет»
Учитель: Турабекова Айгерім Мырзахматқызы
Предмет: информатика
Класс: 5
Тема урока: Поиск информации. Ищем информацию в сети Интернет
Цель урока: научиться находить достоверную информацию в сети Интернет по интересующему вопросу, развивать критическое мышление; формировать умение работать в группе.
Тип урока:комбинированный.
Вид урока: реализации полного цикла проектной деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее использования.
Метапредметные:
- регулятивные:умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; иметь навыки самоконтроля;
- коммуникативные: инициативное учебное сотрудничество, постановка вопросов, разрешение конфликтных ситуаций;
- познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, одновременный анализ разнородных информационных объектов, работать с текстом, находить в тексте нужную информацию и делать выводы, поиск в сети Интернет и организация сохранения найденной информации.
Предметные: формирование представления о поиске информации как информационной задаче; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.
Решаемые учебные задачи:
1) закрепление представлений учащихся об обработке информации, не изменяющей ее содержания;
2) сформировать представления учащихся о круге задач, связанных с поиском информации;
3) сформировать у учащихся практические навыки поиска информации в сети Интернет и сохранения найденной информации.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
информация;
обработка информации;
поиск информации;
систематизация информации.
Предметное содержание урока
Урок «Поиск информации» - четвертый в большой теме «Обработка информации». Ученики знают, что обработка информации – это решение информационной задачи, которое может осуществляться с изменением формы представления информации (кодирование, систематизация, структурирование) или приводит к получению новой информации (преобразование по правилам, путем рассуждений, разработка плана действий).
Урок направлен на систематизацию и закрепление знаний о способах обработки информации, на формирование представлений о методах поиска информации; на формирование практических навыков поиска информации в сети Интернет. Активный метод обучения в форме компьютерного проекта придает уроку деятельностный характер, постановка проблемы помогает организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Цель урока – доказать, что поиск информации можно осуществлять разными методами, выбор которых определяется целью и возможностями.
Для определения темы урока учащимся предлагается задание на декодирование сообщения (обработка информации с изменением формы представления) (Приложение 1). После чего определяются цели урока: научиться искать информацию разными способами, эффективно. На этапе актуализации знаний учащиеся определяют, к какому виду действий над информацией можно отнести поиск и анализируют интерактивную схему, которую составляли на предыдущих уроках (Приложение 2). После фронтальной беседы ребята формулируют гипотезу о том, что поиск информации лучше всего осуществлять в Интернете. Эту гипотезу ребята предлагают доказать практическим способом: искать одинаковую информацию разными способами, то есть ставят задачиурока.
Итогом проектировочного этапа является план поиска информации, который и будет продуктомурока. А на этапе реализации ребята осуществляют поиск информации разными способами, опираясь на план, фиксируют результаты и делают выводы.
Деятельностное содержание урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика по достижению метапредметной цели
Приёмы
Средства
Организационная форма
Результат этапа
1
2
3
4
5
6
Подготовительный этап
- Что вы видите на экране?
- кодировочная таблица;
- закодировано слово;
-подсказка в расшифровке;
- это слово ПОИСК.
На подготовительном этапе происходит актуализация знаний учащихся, определяется тема урока и цель
Выстраивается проблемная беседа, ставится проблемный вопрос
Презентация
Интерактивная схема
Фронтальная работа
Постановка проблемы. Сформулированные цель занятия, гипотеза и задачи
- Слово ПОИСК часто появляется в нашей жизни. Я, например, часто ищу ключи и телефон. А что еще можно искать?
- ключи
- работу
- друзей
- жильё
- дорогу
- информацию
…
- Сформулируйте тему урока:
- Поиск информации
- Какие цели нашего урока?
- научиться искать информацию
- разными способами
- эффективно
- К какому виду действий над информацией можно отнести ПОИСК?
- мы решаем информационную задачу, значит это обработка
- при этом не происходит изменения формы представления информации, а получается новая информация
Проектировочный этап
- Где вы будете искать информацию:
о написании слова;
перевод с английского;
книгу для внеклассного чтения;
непросмотренный фильм;
телефон кинотеатра или поликлиники.
- Где же вы чаще всего осуществляете поиск информации?
- Какая рождается гипотеза?
- Эту гипотезу нужно доказать или опровергнуть. Как это сделать?
- То есть доказывать гипотезу мы будем опытным путем с помощью проекта «Поиск информации»
- Какова цель проекта?
- Сформулируйте задачинашего проекта:
- в словаре, спрошу у учителя, в Интернете
- в библиотеке, on-line;
- библиотека
- нет, лучше в Интернете;
- в Интернете;
- в Интернете
- библиотека
- нет, лучше в Интернете;
- Искать информацию лучше в Интернете (или в библиотеке).
- Можно искать одинаковую информацию разными способами и сравнить
- Научиться искать информацию, используя разные источники
- Мы возьмем объект и будем искать информацию о нем разными способами
На проектировочном этапе в процессе обсуждения выстраивается гипотеза и формулируются тема, цели и задачи проекта, определяется продукт.
Элемент оценочно-рефлексивного этапа: выработка критериев оценки работы над проектом
Презентация
Интеллектуальный результат этапа (уровень мотивации, разработанный план действий)
- Прежде, начать доказывать гипотезу, нам понадобиться очень важная вещь (фрагмент мультфильма)
- Интерактивное задание:
расставь действия по порядку и получи План поиска информации
- Этот План поиска информации будет продуктом нашего урока.
- Нам нужен план поиска информации.
- План поиска:
1. Определить объект поиска
2. Выбрать метод поиска
3. Осуществить поиск информации
4. Зафиксировать результат
Интерактивное задание
Интеллектуальный результат этапа (уровень мотивации, разработанный план действий)
Продукт проекта
- Итак, для доказательства гипотезы мы будем искать информацию разными способами, а потом их сравним.
- По каким признакам мы будем сравнивать способы поиска?
- достоверность
- полнота
- скорость поиска
- удобство
- безопасность
Фронтальная работа
Этап реализации
– Переходим к практической части урока. Каковы сейчас будут ваши действия?
- Получим поисковые задания и определим объект поиска
- Разделимся в группе по способам поиска информации
- Приступим к поиску информации
- Результаты зафиксируем в поисковом листе
Ученики, поделенные на группы (по рядам – 3 группы) получают поисковые задания
В группе выбирают: интернет-поисковиков, поисковиков в энциклопедии и в бумажном хранилище изображений
Самостоятельная частично-групповая поисковая деятельность
Поисковые листы
Сравнительные таблицы
Групповая работа
Продукт проекта
Результаты поиска в поисковых листах
Оценочно-рефлексивный этап
Учителем проверяются результаты практической работы учащихся;
организуется обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы; формируется адекватная самооценка учащихся.
Учащиеся представляют результаты самостоятельной работы; обсуждают эти результаты;
в соответствии с критериями оценивания учащиеся приобретают опыт самоконтроля и самооценки.
Собеседование, обсуждение, взаимооценка и самооценка
Выводы проекта
Выбор домашнего задания
Рефлексия
Презентация
Групповая работа во время отчета
Оценка результатов своей деятельности и других учащихся, выявление недочетов
- Какую гипотезу мы проверяли в проекте?
- Подтвердилась ли эта гипотеза?
повторить гипотезу
- Искать информацию лучше в Интернете, но при этом необходимо придерживаться правил безопасного Интернета, тогда информация будет полной, красочной и актуальной.
- Не всегда информацию можно найти в сети, тогда помогут бумажные хранилища информации.
Фронтальная работа
Оценка результатов своей деятельности и других учащихся, выявление недочетов
- Каков продукт нашего проекта? (Приложение 3) Чем вы будете пользоваться в жизни?
- План поиска информации
Какое домашнее задание вы бы хотели получить?
(Выдается домашнее задание по желанию)
- Так как мы занимаемся информатикой, то искать мы будем информацию о Простых компьютерных вещах
- Найти какую-нибудь интересную информацию
Листы с домашним заданием
- Напишите синквейн «Я на сегодняшнем уроке»
Ученики пишут синквейн-рефлексию и по желанию зачитывают