Авторская программа элективного курса "Мультимедийные технологии"
Авторская программа элективного курса "Мультимедийные технологии"
Ведущей тенденцией современного общества становится информатизация всех сфер общественной жизни и производства.
В информационном обществе изменяются требования, предъявляемые к работнику. Базовыми требованиями, предъявляемыми к работнику, становятся умение собирать, оценивать и использовать информацию, организовать доступные ресурсы для решения стоящих перед работником задач, умение быстро ориентироваться в мире все расширяющихся информационных технологий и применять их на практике.
В основе курса лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о мультимедийных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных задач. Данный курс направлен на овладение обучающимися конкретными навыками использования различных редакторов по обработке звука и видео, создания анимационных эффектов и обработке различных графических объектов, созданию мультимедийных презентаций.
Содержание данного курса должно помочь обучающимся реализовать свои творческие возможности, воплотить свои самые смелые замыслы, создавая музыкальную композицию, видеоклип или другой мультимедийный продукт.
Курс призван дать возможность обучающимся закрепить уже полученные и приобрести новые пользовательские навыки работы на персональном компьютере в наиболее популярных на сегодняшний день программных средах.
Элективный курс «Мультимедийные технологии» дает возможность познакомить обучающихся с новыми направлениями развития средств информационных технологий. Кроме того, реализация конкретного проекта является весьма эффективным видом учебной деятельности. Работая над мультимедиа – проектом, обучающиеся получат опыт использования современных технических средств, с одной стороны, а с другой – приобретут те навыки и умения, которые необходимы для современного работника информационного общества.
Предлагаемый курс создает предпосылки к тому, чтобы школьная информатика начала активно работать на другие дисциплины, изучаемые в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа элективного курса "Мультимедийные технологии" »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школ № 86
с углубленным изучением отдельных предметов"
Советского района г Казани
Программа элективного курса
"Мультимедийные технологии"
автор :
Т.В. Гаврилова, учитель информатики и ИКТ
I квалификационная категория
МБОУ “СОШ № 86
с углубленным изучением отдельных предметов”
Советсткого района г Казани
Казань 2015
Пояснительная записка
Ведущей тенденцией современного общества становится информатизация всех сфер общественной жизни и производства.
В информационном обществе изменяются требования, предъявляемые к работнику. Базовыми требованиями, предъявляемыми к работнику, становятся умение собирать, оценивать и использовать информацию, организовать доступные ресурсы для решения стоящих перед работником задач, умение быстро ориентироваться в мире все расширяющихся информационных технологий и применять их на практике.
В основе курса лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о мультимедийных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных задач. Данный курс направлен на овладение обучающимися конкретными навыками использования различных редакторов по обработке звука и видео, создания анимационных эффектов и обработке различных графических объектов, созданию мультимедийных презентаций.
Содержание данного курса должно помочь обучающимся реализовать свои творческие возможности, воплотить свои самые смелые замыслы, создавая музыкальную композицию, видеоклип или другой мультимедийный продукт.
Курс призван дать возможность обучающимся закрепить уже полученные и приобрести новые пользовательские навыки работы на персональном компьютере в наиболее популярных на сегодняшний день программных средах.
Элективный курс «Мультимедийные технологии» дает возможность познакомить обучающихся с новыми направлениями развития средств информационных технологий. Кроме того, реализация конкретного проекта является весьма эффективным видом учебной деятельности. Работая над мультимедиа – проектом, обучающиеся получат опыт использования современных технических средств, с одной стороны, а с другой – приобретут те навыки и умения, которые необходимы для современного работника информационного общества.
Предлагаемый курс создает предпосылки к тому, чтобы школьная информатика начала активно работать на другие дисциплины, изучаемые в школе.
О пользе или вреде компьютеров постоянно ведутся дискуссии. Можно встретить даже восторженные отзывы о положительном влиянии компьютеров на здоровье школьников. Но так ли это? Как можно уберечь наших детей от опасности? Что же приносит вред здоровью? Вот ряд основных видимых составляющих: Электромагнитное излучение, поза, занимаемая перед компьютером, психологические проблемы. Основной источник высокочастотного электромагнитного поля - отклоняющая электромагнитная система кинескопа. Довольно вредное излучение действует на расстоянии полуметра от экрана, отрицательно влияя на кожу и глаза того, кто сидит перед компьютером. На современных мониторах установлены специальные фильтры, уменьшающие напряженность излучения, но опасность все равно существует. Исследования показали , что применение, казалось бы, современных жидкокристаллических мониторов тоже вредит здоровью. У жидкокристаллических мониторов тоже есть существенные недостатки. Среди них - маленький угол обзора для качественного изображения: отклоняясь от него, человек видит нечеткую картинку. Это вредит зрению. Работая на компьютере, ученик застывает в неудобной позе на длительный промежуток времени. В результате, от долгого сидения в неподвижном положении, появляются боли в суставах кистей рук, мышцах шеи, спины, головные боли. Это может стать причиной возникновения различных заболеваний опорно-двигательной системы. Длительная стесненная поза затрудняет дыхание и может привести к приступам кашля. Современное понимание АРТ – терапии предполагает, во- первых, использование языка изобразительной экспрессии (музыка, изобразительное искусство, танец и другие формы творческой активности); во – вторых, непосредственное участие человека в изобразительном творчестве. Многолетние исследования показали, что занятия тем или иным видом искусства само по себе является своеобразной терапией души, катарсисом.
Во время творчества человек переносит свои чувства, эмоции на внешний план, материализуя их. Он освобождается, происходит очищение от переполняющих душу положительных и отрицательных эмоций. Применение АРТ – терапии на уроках в большей степени направлено на релаксацию, восстановление психического состояния обучающихся.
АРТ – терапия уместно на любых этапах урока: при актуализации, когда дети приходят на урок после длительно перемены, или других предметов , включение музыки и просмотр картин художников или собственных репродукций в течение 2-3 минут дети приходят в рабочее состояние и настраиваются на работу; при изучении нового материала после длительно мозговой нагрузки включение в качестве релаксации картин и музыки также восстанавливает силы и энергию; в ходе применение полученных знаний при создании собственного проекта прослушивание музыки известных композиторов приводит к вдохновению мысли.
Использование АРТ – терапии на конкретных темах наиболее эффективно:
Во – вторых «Метод активного вовлечения учащихся» к выполнению творческих работ, используя живопись и музыку. Особенно актуален этот метод при изучении программы Презентаций Power Point, учащимся предлагаются темы на выбор «Красота и здоровье», «Природа и экология», «Музыка и искусство» и т.д. Присутствующие межпредметные связи вносят новизну и повышают мотивацию к предмету. Технология составления свой презентации с использованием музыки (Баха, Бетховена, Моцарта и т.д ) и картин природы (Шишкина, Левитана или просто своих фото и т д) воспитывает эстетическую личность.
В этой методики есть большой плюс: использование АРТ – терапии не противопоказано, независимо от возраста, пола, национальности; можно использовать в любом предмете на любом уроке; осуществляется связь с предметами.
Учеными доказано, что для вывода из какого либо состояния души применяется определенный образ: например: депрессия – морские пейзажи; усталость – образ сочной зеленой травы, луга; нервозность – лесные пейзажи; для полета мысли – небосклон. Использование пейзажей в группе, как и в отдельности очень эффективно.
Проблемы сбора информации или поиск тех или иных фото, конкретной музыки для оформления результатов свой деятельности сейчас не существует. Соответственно в этом есть положительный результат: использование цифровой техники значительно облегчает сбор информации. Учащиеся используют свои заготовленные фото для любой презентации. Но также есть и угроза для вреда здоровью: эту цифровую технику обучающийся должен носить при себе, прикладывать к лицу, к уху и работать с ней часто и долговременно.
Рабочая программа элективного курса «Мультимедийные технологии» составлена с использованием рабочей программы «Музыкальный компьютер» (О.Л.Колпаков), «Мультимедийный проект в программе PoewrPoint (В.П.Жуланова), опубликованных издательством КРИПКиПРО в 2005 г.
Цель курса:
- Расширение и уточнение знаний обучающихся о мультимедийных возможностях компьютера. Ознакомление обучающихся с возможностями обработки видео, аудио и графической информации, ознакомление с современными программными продуктами в этой области знаний.
- Разработка методических рекомендаций использования здоровьесберегающих технологий в УВП
Для достижения этой цели были предусмотрены следующие задачи:
создание условий для участия ученика в АРТ – терапевтической работе , которая не требует от него ни каких – либо способностей к изобразительной деятельности, художественных навыков, музыкальной наклонности;
включение в распорядок школьной жизни медикопрофилактических и образовательных форм активности, ориентированных на здоровье для всех учащихся и всего педагогического коллектива и персонала школы;
воспитывать учащихся заботится о своем здоровье.
Задачи курса:
Образовательные:
Получить представление о форматах графических и звуковых файлов;
Познакомить обучающихся с компьютерными технологиями обработки текстовой, графической видео и звуковой информации;
Дать практические навыки сбора и обработки информации;
Научиться простейшим приемам создания мультимедийных продуктов.
Воспитательные:
Оцениватьсвои умения применять полученные знания при создании собственных мультимедийных проектов;
Принимать участие в обсуждении проектов других обучающихся;
Выслушивать мнение своих коллег при обсуждении проектов;
Формировать умение группировать исходный материал по некоторым признакам;
Способствовать фомированию элементов материалистического мировоззрения, познакомим обучающихся с взаимосвязанностью многих областей жизни и ИКТ.
Развивающие:
1. Развить творческие способности
Подбирать материал для собственных проектов;
Высказывать собственное суждение о работе одноклассников;
Выдвигать альтернативные суждения и защищать их при анализе работ одноклассников.
2. Развить мыслительные способности
Обобщать и систематизировать полученные знания о возможностях музыкальных, графических и видео редакторов;
Строить аналогии, сравнивать различные редакторы;
Анализировать возможности этих редакторов.
Ожидаемые результаты.
Программное направление курса определяет круг вопросов, связанных с изучением программных средств, предназначенных для обработки звуковой, графической и видео информации и технологией работы в них. Техническое направление определяет знание аппаратной части компьютера, используемой непосредственно при работе со звуком и видео.
В процессе изучения курса надо научиться работать в различных редакторах, познакомиться с приемами обработки звука, видео и другой информации, с основными этапами создания мультимедийного продукта.
В итоге обучающиеся должны представить на обсуждение одноклассникам свои готовые мультимедийные проекты.
Классы: 10 и (или) 11.
Объем курса: 34 академических часа.
Содержание программы
Основные понятия мультимедиа (2 ч.);
Работа с внешними устройствами (2 ч.);
Стандартные программы для работы со звуком (2 ч.);
Запись и обработка звука (3 ч.);
Основы работы с графическими изображениями (6 ч.);
Основы работы с видео в программе Windows Movie Maker (6 ч.);
Основы работы с видео в программе PowerDirector (8 ч);
Работа в программе PowerPoint (5 ч).
Тематическое планирование
Тема 1. Основные понятия мультимедиа
Понятие мультимедиа. Оборудование для разработки мультимедиапроектов. Этапы разработки мультимедийного продукта. Возможности использования компьютера при обработке звука, графики, видео. Знакомство с темой проекта, подбор и анализ материала по теме. Выделение объектов проекта и описание всех его свойств. Разработка сценария мультимедиапроекта.
Тема 2. Работа с внешними устройствами.
Правила работы с внешними устройствами: цифровым фотоаппаратом, цифровой видеокамерой, сканером. Программы для работы с внешними устрйствами.
Тема 3. Стандартные программы для работы со звуком.
Стандартная программа ОС Windows – Звукозапись. Запуск программы. Интерфейс. Инструментальная панель. Таблички длительности звучания файла в секундах. Основное меню. Работа со звуковыми файлами. Свойства, создание, редактирование, прослушивание звукового файла. Характеристики файла. Объем данных в байтах, скорость выборки, разрешающая способность.
Тема 4. Запись и обработка звука.
Настройка устройств записи звука. Вызов программы «Регулятор уровня». Интерфейс программы. Вызов программы «Универсальный проигрыватель». Программа «Проигрыватель лазерных дисков». Настройка режима проигрывания. Запись музыкального фрагмента с компакт – диска в WAV - файл. Запись звука с микрофона. Настройка устройства записи. Процедуры редактирования звука: копировать, удалить, вставить. Монтаж звука: микширование (смешать с буфером, смешать с файлом), изменение громкости, эффект эхо.
Тема 5. Основы работы с графическими изображениями.
Особенности векторного и растрового изображения. Форматы графических файлов, формат сканированных графических изображений. Работа со встроенными рисунками в программе Word: изменение размеров, обрезка рисунка, комбинация изображения из фрагментов рисунка, группировка и наложение рисунков, размещение рисунка в тексте, привязка рисунка к месту в документе. Создание векторных графических изображений в Word: панель рисования, инструменты рисования, применение автофигур, формат автофигур, надписи, формат надписи.
Основы работы с растровыми изображениями в программе PhotoShop. Экран программы PhotoShop. Инструменты программы. Вставка изображения, изменение размеров, обрезка, поворот изображения. Сохранение изображения в других форматах.
Тема 6. Основы работы с видео в программе Windows Movie Maker.
Знакомство с программой Windows Movie Maker. Процесс создания видеофильма в программе Windows Movie Maker. Подготовка клипов.Монтаж фильма вручную. Использование видеоэффектов. Добавление видеопереходов. Вставка титров и надписей. Добавление фонового звука. Автоматический монтаж. Сохранение фильма.
Тема 7. Основы работы с видео в программе PowerDirector.
Знакомство с программой. Процесс создания видеофильма. Подготовка клипов.Монтаж фильма вручную. Использование видеоэффектов. Добавление видеопереходов. Вставка титров и надписей. Добавление фонового звука. Автоматический монтаж. Сохранение фильма.
Тема 8. Работа в программе PowerPoint.
Знакомство с программой. Интерфейс программы, панель инструментов, понятия «слайд», «макет слайда», «образец слайда». Формат оформления, режим работы «Сортировщик слайдов». Вставка текста, рисунков, таблиц, звука и видео. Эффекты анимации. Режимы смены слайдов. Прием создания мультфильма. Настройка режима показа презентации, упаковка всех файлов презентации. Предварительный показ презентации, применение приема настройки показа (репетиции).
Выводы по применеию арт терапии
Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроения и мысли человека, что позволяет их использовать для оценки состояния , проведения исследований и сопоставлений.
АРТ – терапия в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции , помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформулировать более активную жизненную позицию
АРТ – терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации и самореализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуального способа бытия в мире.
Учебно – методический комплекс
Информатика и информационно - коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке/ Сост. В.Г.Хлебостроев, Л.А.Обухова; Под ред. Л.А.Обуховой.- М.: 5 за знания, 2005.
Предпрофильная подготовка. Образовательная область «Информатика и ВТ» Часть II. Обработка информации: учебно – методическое пособие/ Авт.-сост.: О.Л.Колпаков и др.; по общей редакцией В.Н.Борздуна, О.Л.Колпакова, В.П.Жулановой.- Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005.
Зозуля Ю.Н. Windows XP на 100%. – СПб.: Питер,2005.
ИЗО- терапия – средство психологической гармонизации и развития человека \\ Приложение к газете «1 сентября» , Москва, 2007
Будем здоровы \\ Воспитание школьника, Москва, 2006
Сан Пин , 2011 год
По материалам сайта: http://www.leovit.ru
По материалам сайта: http://www.comp – doktor .ru
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
№ урока в теме
дата
Тема
Примечание
Основные понятия мультимедиа (2 ч.)
1
1
Понятие мультимедиа. Этапы разработки мультимедийного продукта.
2
2
Разработка сценария мультимедиапроекта.
Работа с внешними устройствами (2 ч.)
3
1
Работа с внешними устройствами: правила работы, программы.
4
2
Работа с цифровым фотоаппаратом, сканером, цифровой видеокамерой.
Стандартные программы для работы со звуком (2 ч.)
5
1
Стандартная программа ОС Windows – Звукозапись: запуск, интерфейс, инструментальная панель.
6
2
Работа со звуковыми файлами
Запись и обработка звука (3 ч.)
7
1
Настройка устройств записи звука.
8
2
Запись музыкального фрагмента.
9
3
Редактирование и монтаж звука.
Основы работы с графическими изображениями (6 ч.)
10
1
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.
11
2
Работа со встроенными рисунками в программе Word.
12
3
Создание векторных графических изображений в Word.
13
4
PhotoShop: Инструменты программы, вставка изображения, изменение размеров, обрезка, поворот изображения.
14
5
Работа в PhotoShop.
15
6
Сохранение изображения в других форматах.
Основы работы с видео в программе Windows Movie Maker (6 ч.)
16
1
Знакомство с программой Windows Movie Maker.
17
2
Процесс создания видеофильма.
18
3
Подготовка клипов.Монтаж фильма вручную.
19
4
Использование видеоэффектов. Добавление видеопереходов.
20
5
Вставка титров и надписей. Добавление фонового звука.
21
6
Автоматический монтаж. Сохранение фильма.
Основы работы с видео в программе PowerDirector (8 ч)
22
1
Знакомство с программой.
23
2
Процесс создания видеофильма.
24
3
Подготовка клипов.
25
4
Использование видеоэффектов.
26
5
Добавление видеопереходов.
27
6
Вставка титров и надписей.
28
7
Добавление фонового звука.
29
8
Автоматический монтаж. Сохранение фильма.
Работа в программе PowerPoint (5 ч)
30
1
Знакомство с программой. Интерфейс программы, панель инструментов.
31
2
Вставка текста, рисунков, таблиц, звука и видео.
32
3
Эффекты анимации. Режимы смены слайдов.
33
4
Настройка режима показа презентации, упаковка всех файлов презентации.
34
5
Защита проекта.
Литература для учителя
Информатика и информационно - коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке/ Сост. В.Г.Хлебостроев, Л.А.Обухова; Под ред. Л.А.Обуховой.- М.: 5 за знания, 2005.
Предпрофильная подготовка. Образовательная область «Информатика и ВТ» Часть II. Обработка информации: учебно – методическое пособие/ Авт.-сост.: О.Л.Колпаков и др.; по общей редакцией В.Н.Борздуна, О.Л.Колпакова, В.П.Жулановой.- Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005.
Зозуля Ю.Н. Windows XP на 100%. – СПб.: Питер,2005.