Начнем изучение темы сегодняшнего урока с одного, на первый взгляд, непонятного и запутанного стихотворения Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила – Все это правда, а не бред. Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий. Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно, Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. Для того, чтобы разобраться, что же хотел нам сказать автор, нужно изучить тему «Двоичная системы счисления». Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока «Двоичная системы счисления. Двоичная арифметика». | Слушают стихотворение и формулируют тему урока | Активизировать знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы. |
Двоичная система счисления имеет особую значимость в информатике. Это определяется тем, что внутреннее представление любой информации в компьютере является двоичным, т. е. описываемым наборами только из двух знаков (0, 1). Для целых двоичных чисел можно записать: an–1an–2…a1a0 = an–1´2n–1 + an–2´2n–2 +…+ a0´20 Например: 100112 =1´24+0´23+0´22+1´21+1´20 = 24 +21 + 20 =1910 Рассмотрим пример перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную: Результатом является число, составленное из остатков от деления на 2 (которые мы обводили в кружок), записанное справа налево. 34210 = 1010101102 Теперь попробуйте записать рассмотренный алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления словами (на выполнения задания отводится 2-3 мин., учитель контролирует его выполнение). По истечении отведенного времени учитель просит нескольких учеников прочитать составленный ими алгоритм. Учитель формулирует алгоритм Алгоритм перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления: Разделить число на 2. Зафиксировать остаток (0 или 1) и частное. Если частное не равно 0, то разделить его на 2, и так далее пока частное не станет равно 0. Если частное равно 0, то записать все полученные остатки, начиная с первого, справа налево. Теперь мы знаем, как переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и как переводить числа из произвольной системы счисления в десятичную. Решим несколько примеров Компактное оформление 363 | 181 | 90 | 45 | 22 | 11 | 5 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | Как вы думаете, в какой системе счисления считает компьютер и почему? А какие арифметические операции можно выполнять над числами в двоичной системе счисления? Исходя из ваших ответов, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока? Продвижением цифры называют замену её следующей по величине. Продвижение старшей цифры (например, цифры 9 в десятичной системе) означает замену её на 0. Правило счёта: для образования целого числа, следующего за любым данным целым числом, нужно продвинуть самую правую цифру числа; если какая-либо цифра после продвижения стала нулем, то нужно продвинуть цифру, стоящую слева от неё. Правила двоичной арифметики гораздо проще правил десятичной арифметики. Вот все возможные варианты сложения, вычитания, деления, умножения однозначных двоичных чисел. (Слайд 3) | Записывают тему урока записывают алгоритм перевода словами зачитывают, корректируют записывают его в рабочие тетради один ученик выходит к доске, остальные выполняют задание в тетради и сверяются с результатом на доске - Компьютер при счете использует двоичную систему счисления, так как он электрический прибор, наличие тока обозначается 1, отсутствие – 0. - Сложение, вычитание, умножение и деление. - арифметические операции над числами в двоичной системе счисления или двоичная арифметика | Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока, побуждать учащихся самих искать решение задач. |
(Слайд 3) 89, 600,2010 из десятичной в двоичную 1011,111011 в десятичную Поработав индивидуально, вы пришли к каким-то результатам. Обобщим их, сделаем выводы. (При необходимости учитель задает наводящие вопросы) Давайте посмотрим, насколько полно и правильно вы усвоили то, о чем мы сегодня говорили. Предлагаю выполнить следующее задание: | Работа у доски и в тетрадях Ученики вырабатывают критерии оценивания: «5» – нет ошибок; «4» – одна ошибка; «3» – две ошибки; «2» – более двух ошибок. Выполняют задание и самостоятельно проверяют тетради с обязательным выставлением оценки и анализом ошибок. | Установить осознанность восприятия. Провести первичное обобщение. Учить выбирать рациональный способ решения. Организовать деятельность по применению новых знаний. |