Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по информатике: Турнир - "Знатоки информатики" »
Петропавловский гуманитарный колледж имени М.Жумабаева
Турнир «Знатоки информатики»
(методическая разработка внеклассного мероприятия)
Разработала: Жанбекова Алтынай Есенкельдиновна
Петропавловск, 2015 г.
Содержание методической разработки
1. Методика подготовки внеклассного мероприятия
2. План проведения
3. Сценарий
4. Литература
Приложения
1. Методика подготовки мероприятия
Преподаватель определил основные цели внеклассного мероприятия и форму его проведения. Студенты делятся на 3 команды по 8 человек, выбираются капитаны команд. Остальные учащиеся будут болельщиками.
Каждая команда должна придумать название, приготовить эмблемы; придумать девиз и приветствие.
Была проведена следующая подготовительная работа:
Группа УИ-2-14
1. Оформление кабинета (расстановка столов, установка электронной презентации на проектор)
2. Изготовление раздаточного материала для команд и оценочных листов для жюри
2. План проведения мероприятия
Организаторы: Жанбекова А.Е. преподаватель дисциплины «Теоретические основы информатики», студенты группы УИ-2-14
Тема: Турнир «Знатоки информатики»
Методическая цель: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по теоретическим основам информатики; развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности учащихся в процессе личностно – ориентированного взаимодействия преподавателя и студентов.
Цели:
развитие устойчивого интереса к предмету, творческой активности;
развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;
воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости;
повторение и закрепление основного материала, представленного в неординарных ситуациях;
формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер;
применение знаний полученных, в результате изучения других дисциплин в процессе решения заданий по информатике.
Форма проведения: игра – турнир «Знатоки информатики»
Методы: словесные, наглядные, практические
Оформление и оборудование: расстановка столов для команд и жюри, компьютеры, проектор, экран, переносная доска, маркеры, раздаточный материал, секундомер.
Ход мероприятия
1. Организационный момент (приветствие, сообщение темы мероприятия и задач,
которые предстоит решить в процессе совместной работы).
2. Открытие турнира.
3. Состязания команд.
4. Подведение итогов и награждение.
3. Сценарий
Преподаватель:
Добрый день уважаемые гости, члены жюри и участники турнира! Сегодня мы собрались с вами для проведения турнира знатаков информатики. А начать его я хочу со слов, взятых в качестве эпиграфа: “Всё, что мы знаем, - ограничено, чего мы не знаем – бесконечно”. Сегодня мы определим, что вы знаете по информатике и как вы эти знания можете применять.
Разрешите представить вам членов жюри (идет представление).
А теперь познакомимся и с нашими командами (идет представление команд).
Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы? Тогда начинаем.
Начало турнира
1 Тур. Разминка«Дальше, дальше»
Чтобы определить, какая команда будет отвечать первым, нужно отгадать загадку. Команда, верно и быстрее отгадавшая загадку, начинает первой отвечать на вопросы (выполнять задания) в данном туре.
З
Что за чудо-агрегат
Может делать все подряд –
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать?
(Компьютер)
агадка:
Каждой команде в течении 1 минуты будут задаваться вопросы, на которые нужно быстро отвечать. Если команда не знает ответа, то капитан команды должен сказать «Дальше». За каждый правильный ответ – 1 балл. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
I команда
1. Какие устройства обычно используют для ввода информации в компьютер?
(Клавиатура, мышь)
2. Перевод информации в удобную для передачи или форму называется (кодированием)
3.Назовите клавиши удаления символов . (Delete, Backspace)
4. Какое устройство можно назвать мозгом компьютера? (Процессор)
5. Устройство, которое необходимо для передачи информации по телефонным проводам (Модем)
6. Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке. (Программа)
7. Переведите на английский язык слово «вычислять» (Компьютер)
8. Графический способ представления информации (Блок-схема)
9. Многократно повторяющаяся часть алгоритма (Цикл)
10. Начинающий пользователь.(Чайник)
II команда
1. Какое устройство в ЭВМ обрабатывает информацию? (Процессор)
2. Какую сеть образуют компьютеры в нашей школе? (Локальную)
3. Монитор служит для… (ввода информации)
4. Какая клавиша помогает вставить пропущенный символ? ( Insert)
5. Для чего используют клавишу «Caps Lock»? (Для фиксации верхнего регистра)
6. Указатель позиции на экране дисплея. (Курсор)
7. Адресуемый элемент памяти. (Ячейка)
8. Взломщик компьютерных программ (Хакер )
9. Состояние, в котором включенный компьютер не реагирует на действия пользователя (Зависание)
7. Изображаемый на экране список объектов, из которых пользователь выбирает необходимый вариант. (Меню)
8. Специальная программа для управления внешними устройствами компьютера? (Драйвер)
9. Как еще называют внешние устройства компьютера? (Периферийные)
10. Элементная база ЭВМ I поколения (Электронная лампа)
IIтур «Заморочки из бочки»
Команды по очереди выбирают номер бочонка и приступают к решению выбранного задания. Если команда получила ответ – капитан команды поднимает жетон. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. (время работы 5 минут)
Бочонок №1 «Опознай пословицу».
Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь)
Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают. (Дарёному коню в зубы не смотрят)
Бит байт бережёт (Копейка рубль бережёт)
За одного хакера семь кандидатов наук дают. (За одного битого семь не битых дают)
Проводник до файла доведёт (Язык до Киева доведёт)
Утопающий за F1 хватается. (Утопающий за соломинку хватается.)
Вирусов бояться – в Интернет не ходить. (Волков бояться – в лес не ходить.)
В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят. (В Тулу со своим самоваром не ездят.)
Что из Корзины удалено, то пропало. (Что с возу упало, то пропало.)
За одного хакера семь кандидатов наук дают. (За одного битого семь небитых дают.)
Бочонок №2 «Поиск терминов».
В приведенных текстах идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Найдите их. Например: «Его феска не раз падала с головы». Команде выдается карточка с текстом. За каждый найденный термин - 1 балл. (время 5 минут)
1. Потом они торжествовали и радовались, как дети. (Монитор)
2.Он всегда имел запас калькуляторов (Паскаль)
3.В присутствии начальника Потап робел, как ребёнок (Пробел)
4.Я его привез в указанное место, но там никого не оказалось. (Звук)
5.По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол. (Мышка)
6.Комментатор сказал: «Забей Сиканов пенальти – он стал бы героем матча» (Бейсик)
7.Оказалось, что граф и Казанова – одно и то же лицо. (Графика)
8.Этот процесс орнитологи называют миграцией (Процессор)
9.Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки. (Модем)
10. Его феска не раз падала с головы (Cканер)
Бочонок №3 «Синонимы».
Команде выдается карточка с таблицой, участникам необходимо найти слова-синонимы. Для выполнения задания дается 5 минут, затем собираются карточки и подводятся итоги. (1 слово-синоним – 1 балл )
Исходное слово
Слово - синоним
8 бит
Байт
Азбука
Алфавит
Знак
Символ
Дисплей
Монитор
Винчестер
Жесткий диск
Каталог
Папка
Лазерный диск
СD
Пиктограмма
Знак
ЭВМ
Персональный компьютер
ОЗУ
Оперативная память
Пока наши участники работают над своими заданиями, проведем игру со зрителями.
Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить верят или нет. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
1. Верите ли вы, что были первые модели персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий диск? (Да)
2. Верите ли вы, что операционная система Windows допускает, чтобы в одной папке находились файлы с именами список.doc и Список.doc? (нет)
3. Верите ли вы, что создателем языка программирования Паскаль является Блез Паскаль? (нет)
4. Верите ли вы, что после операции, называемой дефрагментацией, объем свободного места на диске станет больше? (нет)
5. Верите ли вы, что элементной базой ЭВМ второго поколения являются электронные лампы? (Нет - транзисторы)
6. Верите ли вы, что компьютерные вирусы появились в 2000 году? (Нет). Первый в мире компьютерный вирус «родился» в 1981 году.
7. Верите ли вы, что в Великобритании есть город Винчестер?(Да)
8. Верите ли вы, что для доступа к свойствам объектов используется контекстное меню? (Да)
9. Верите ли вы, что производительность компьютера в первую очередь зависит от производительности памяти? (Нет – процессора)
10. Верите ли вы, что основным элементом управлением рабочего стола является кнопка Пуск? (Да)
11. Верите ли вы, что одной из главной функций компьютера является передача информации? (Нет – обработка)
12. Верите ли вы, что организация предоставляющая доступ в Интернет называется провайдером? (Да)
IV Тур «Блок-схема пословиц».
Попробуйте сформулировать известную русскую пословицу по ее блок-схеме.
За верно отгаданную пословицу вы получаете 2 балла.
1а.
(Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет)
1б.
(Готовь сани летом, а телегу зимой)
2а.
(Скупой платит дважды)
2б.
(Семь раз отмерь – один раз отрежь)
V. Тур «Закончи стихотворение»Командам по очереди читаются стихотворения, которые они должны закончить. За правильный ответ команда получает 1 балл. Скромный серый колобок, Длинный тонкий проводок, Ну а на коробке - Две или три кнопки. В зоопарке есть зайчишка, У компьютера есть ... М Ы Ш К А. Словно смелый капитан! А на нем - горит экран. Яркой радугой он дышит, И на нем компьютер пишет И рисует без запинки Всевозможные картинки. Наверху машины всей Размещается ... Д И С П Л Е Й. Около дисплея - главный блок: Там бежит электроток К самым важным микросхемам. Этот блок зовут ... С И С Т Е М Н Ы М По клавишам прыг да скок -Бе-ре-ги но-го-ток!Раз-два и готово -Отстукали слово!Вот где пальцам физкультураЭто вот - ... К Л А В И А Т У Р А. И компьютеры поройГоворят между собой,Но для этого однаИм штуковина нужна.К телефону подключил -Сообщение получил!Вещь, известная не всем!Называется ... М О Д Е М. Для чего же этот ящик?Он в себя бумагу тащитИ сейчас же буквы, точки,Запятые - строчка к строчке -Напечатает картинкуЛовкий мастерСтруйный ... П Р И Н Т Е Р.
VI. Тур «Лингвист»
Необходимо придумать как можно больше слов из слова «ИНФОРМАТИКА» Время выполнения 2 минуты, та команда, которая придумала наибольшее количество слов получает 5 баллов.
Возможные варианты слов, составленных из слова «Информатика»:
Миф
Форма
Романтика
Тик
Мир
Тир
Ор
Аорта
Фирма
Мат
Нимфа
Рот
Кот
Тор
кит
мак
три
аромат
норма
марка
комар
фара
форт
фарт
кино
танк
матка
фотка
рок
икота
Игра со зрителями:
На экране будут выводится словосочетания, которые нужно заменить на противоположные по смыслу.
Капитаны, капитаны, постарайтесь В форме быть им от зари и до зари. Капитаны, капитаны улыбнитесь, Лишь веселым покоряется жюри.
По данным определениям необходимо отгадать компьютерный термин или понятие информатики, которое является многозначным словом. Давший правильный ответ по меньшему числу определений считается выигравшим и зарабатывает для команды 1 балл.
Наш турнир «Знатоки информатики» подходит к концу, осталось подсчитать баллы и наградить победителей. Пока жюри будет подводить итоги – музыкальная пауза. Для Вас поет Кенесов Адильхан.
После музыкальной паузы объявляются итоги и проводится награждение команд.
4. Литература
Внеклассная работа по информатике. Д.М. Златопольский //Информатика. Первое сентября. № 23 2004 г.
Информатика. Первое сентября. № 8 2000 г.
Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002. – 352 с.