Просмотр содержимого документа
«Презентация "Опасности в сети Интернет", информатика, 7-9 класс»
«ОПАСНОСТИ,
ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ ДЕТЕЙв СЕТИ ИНТЕРНЕТ»
Интернет — уникальное пространство, в котором можно найти все: от кедов и горячей пиццы до новых друзей. Мы не мыслим своей повседневной жизни без интернета.
Он помогает нам в общении и в поиске информации. Удобные приложения всегда под рукой, они позволяют нам оплатить покупку или заказать товар со скидкой, посмотреть фильм или послушать музыку.
Эта среда может быть настолько привлекательной, что иногда хочется нырнуть в нее и забыть про все ограничения реального мира. И мы активно пользуемся этой возможностью.
Современный ребенок, которого не ограничивают в использовании интернета, к 7 годам проводит в виртуальном пространстве ровно 1 год.
Нынешние дети не бегают по улицам и дворам, не лазят по деревьям, не болтают друг с другом, а часами сидят, уткнувшись в смартфоны или планшеты.
Эти тенденции отрицательно сказываются на развитии мозга. Если вместо естественной среды детский мозг взаимодействует с интернетом, дети в буквальном смысле вырастают «оторванными от реальности».
Ребенок не умеет осмысливать свой опыт, не получает полезные навыки.
В 1995 году впервые был использован термин «интернет- зависимость», сегодня этот диагноз уже никого не удивляет.
Что дети делают в интернете?
То же самое, что и взрослые — общаются, ищут информацию, смотрят кино и мультики, слушают музыку, скачивают приложения и при этом часто разбираются во всех тонкостях гораздо быстрее нас.
На самом деле, бесконтрольное использование интернета может стать причиной многих очень неприятных и даже опасных ситуаций.
Опасность № 1 – зависимость Детская интернет- зависимость с каждым днем набирает все большие масштабы. Общение в социальных сетях заменяют общение с родителями и сверстниками, подвижные игры и физические занятия. Теряются коммуникационные навыки. Живые эмоции заменяются «веселыми смайликами». Углубившись в виртуальное общение, ребенок перестает гулять на улице, встречаться с друзьями и мало двигается, как следствие, наступают проблемы со зрением, пищеварением, опорно-двигательным аппаратом, появляется повышенная утомляемость и головокружения
Опасность № 2 – пренебрежение к учебе Интернет полон всевозможных докладов и рефератов, которые становятся доступными для школьников после процедуры скачивания, занимающей не более пяти минут. Подростки распечатывают нужный реферат, и сдают го учителю, даже не удосужившись его прочитать, естественно, так никакие знания получены не будут. Ребенок, привыкший регулярно списывать, самостоятельно перестает учить, а значит усваивать материал и развиваться. Решение задач у доски, контрольные, экзамены показывают насколько ребенок отстал от программы.
Действительно, в отличие от стандартных средств обучения, информационные технологии позволяют развивать в ребенке интеллектуальные и творческие способности, а также дать ребенку необходимые знаниями не только в области IT-технологий, но и в других важных областях. Несомненно, информационные технологии значительно расширяют возможности родителей и педагогов.
Но важно не забывать о том, что неограниченный доступ ребенка к компьютеру может нанести вред не только физическому и психическому здоровью.
Разумеется, всем известно о том, что длительная работа за компьютером приводит к напряжению глазных мышц, переутомлению, бессоннице, сильному снижению иммунитета … Этот список отнюдь не короткий.
Но далеко не все родители знают о том, что их ребенок может найти решение заданной на дом работы в Интернете. Неисчислимое количество решебников, ответы на тесты, прорешанные контрольные работы по любому школьному предмету. Все это значительно упрощает жизнь школьников, но делает их практически неспособными к самостоятельной работе.
В результате исследований, проводимых среди учащихся 5–11 классов, было выявлено:
93% учащихся хоть раз за время обучения искали решение домашнего задания в Интернете;
70% учащихся пользуются решебником постоянно;
5% учащихся стараются прибегать к помощи родителей, учителей или книжных изданий, не прибегая к помощи Интернета;
3% учащихся не имеют доступа к сети Интернет;
89% учащихся получают отметку «Отлично» за списанное из решебника или Интернета решение.
Опасность № 3 – опасный контент Интернет – это огромный мир бесконечной информации, причем как полезной, так и не очень. Совершая путешествие в сети, легко можно оказаться на сайтах недетского содержания или сайтах содержащих информацию, пропагандирующую или описывающую запрещенные в обществе вещи и понятия.
Пропаганда экстремизма, насилия
Цель экстремизма – дестабилизация, разрушение сложившихся в обществе отношений, ценностей.
Ему присущи фанатизм, однобокое восприятие ситуации, бездумное выполнение любых приказов, опора не на разум, а на инстинкты, неспособность к толерантности.
Распространение наркотиков.
Очень часто в молодежных группах и сообществах в социальных сетях появляются предложения подработать с очень высокими зарплатами, например, по 5 тысяч рублей в день. Где ребенок может заработать такие деньги?
В век интернета организаторы незаконного бизнеса чаще всего вербуют подручных-закладчиков через интернет.
Явление стало массовым. В виртуальном мире, им предлагают немного подработать – взять пакетик в пункте А, разложить на десять маленьких и развезти в десять точек. (для закрепления результата и получения новый участников, существует система контрольных заданий, премий и т.д.
Молодежь это воспринимает как игру. А родители часто и не подозревают, чем занимаются их дети, если сами эти закладчики не употребляют наркотики.
Опасные знакомства
Число жертв виртуальных педофилов увеличивается с каждым годом. Попасть на крючок маньяка очень просто: все начинается с безобидной переписки, которая переходит в недвусмысленные намеки, обмен фотографиями интимного характера и провоцирует ребенка на личную встречу, которая может закончиться печально.
Только в 2017 году на горячую линию российской организации «Сдай педофила» обратилось около 400 родителей, чьи малолетние дети попались в социальных сетях на уловки педофилов.
Опасность № 4 – онлайн игры Мир игр поглощает, заменяя реальную жизнь. Дети погружаются в него полностью, там интересней, там можно себе многое позволить. Онлайн игры содержат множество сцен насилия, крови, что плохо влияет на психику ребенка. Многие онлайн игры сопровождаются платными услугами и при игровой зависимости подросток может тратить на игру все имеющиеся деньги.
Онлайн-игры обладают свойствами, отличающими их от других игр.
Изначально на стадии их разработки закладываются механизмы из реальной жизни, такие как социальные, экономические, военные и др. В этих играх закладывается возможность общения и взаимодействия игроков между собой, что стирает расстояния между участниками.
В играх этого типа любой игрок создает себе желаемого персонажа, управляет этим героем в виртуальном мире и взаимодействует с другими игроками.
Этот тип игр предоставляет необыкновенную свободу действий и дает возможность любому игроку, достигнуть необычайных результатов, развить фантастические способности, присоединяться к различным группам и сообществам, которые формируются в этих виртуальных мирах, или стать лидером в созданной группе.
В случае неудачи можно легко начать все с самого начала, создав другого персонажа и используя свой неудачный опыт проходить игру снова и снова.
Но, рано или поздно, человек осознает, что скорость развития персонажа зависит от времени, проведенного за игрой, и человек начинает жертвовать своим реальным временем, чтобы в условиях игровой конкуренции в виртуальном мире, сделать характеристики своего персонажа лучше.
При этом игра все больше занимает мысли человека, и в итоге сильно сужается круг интересов и реальных знакомств, происходит подмена жизненных ценностей.
Игры такого типа обычно бесплатные только на начальных этапах, потом приходится платить не только жизненным временем, но и переводя реальные деньги в виртуальные, оплачивать рост характеристик персонажа и обеспечивая его материально.
Опасность № 5 – виртуальное общение Собеседник в Интернете может выдавать себя за кого-то другого. Виртуальное общение - это мир фантазий. Здесь почти у каждого есть своя маска, свой тип поведения, причем он отличается часто от реальности. Почти каждый скрыт под аватарками вымышленными именами и своими фантазиями .
Группы смерти
За последнее время в соц.сетях ( «В Контакте» ) усилилась активность групп, где школьников вовлекают в игру вокруг самоубийства. (к примеру «Синий кит»)
Для этого используются специально созданные группы, а также особые хэштеги (знаки) — «куратор», увидев их на страничке ребенка, связывается с ним. «Куратор» дает школьнику инструкции: что нужно делать, чтобы присоединиться к смертельной игре.
Вступив в группы «китов», дети попадают под влияние злоумышленников — кураторов, которые начинают с ними смертельную игру. Суициды романтизируют, окружают ореолом таинственности. Школьникам предлагают задания, загадки, отмечая, что к этой игре могут присоединиться только избранные, лучшие, смелые.
Психологический механизм воздействия заданий состоит в подавлении воли ребенка, подчинении его куратору .
Мотивы включения детей в игры смерти
Разработчики данных игр хорошо знают и учитывают психологию ребенка.
Нужно отметить, что в период взросления психика у детей крайне нестабильна, что выражается в скачках настроения, в недовольстве собой, окружающим миром и людьми. Это порождает внутренние конфликты и очень опасно, когда ребенок остаётся наедине со своими мыслями, а родные и друзья не хотят его услышать.
Ощущения ненужности и одиночества, отсутствие должного психологического контакта между родителями и детьми , невозможностью обсудить проблемы ребенка и получить от родителей психологическую поддержку и защиту, могут спровоцировать детей к необдуманным поступкам.
Причина подростковых суицидов не в том, что кто-то в Интернете нашептал убить себя — это как раз следствие. Детям, которые попадают в группы смерти, не хватает внимания и признания в повседневной жизни.
В России набирает популярность новая страшилка — Момо. Это неприятный персонаж, от имени которого пользователям мессенджеров и соцсетей приходят угрожающие сообщения. Аккаунты с аватарками куклы Момо впервые появились в Японии, а затем их стали создавать жители других стран, в том числе России, Франции, Германии, Мексики и США.
Цель Момо — втянуть собеседника в игру, давая ему различные задания, а затем запугать его и склонить к мыслям о суициде. Подобным образом несколько лет назад развлекались адепты игры «Синий кит». Власти некоторых стран мира уже стали предупреждать граждан об опасности, которую таит в себе Момо, и выявляют тех, кто создаёт аккаунты с изображением этой куклы и пугает подростков.
Происхождение куклы Момо уже известно — в ней нет ничего мистического. Это макет птицеобразной женщины, созданный в 2016 году японской компанией по спецэффектам Link Factory.
А в 2018-м кто-то решил использовать этот образ для нового онлайн-монстра.
Опасность № 7 – интернет хулиганство Одна из проблем, с которой можно столкнуться в социальных сетях, это оскорбления и травля. Иногда это выглядит как обычное развлечение, своеобразная переписка, но очень часто она выходит за рамки дозволенного и давит на самые болевые точки человека. К сожалению, такой вид переписки становится все более и более популярным в сети. Очень часто молодые люди, которые имеют влияние на определенную аудиторию, начинают терроризировать человека через интернет. Порой это приводит к необратимым последствиям.
Кибербуллинг – это вид травли с применением интернет-технологий, включающий оскорбления, угрозы, клевету, компрометирующую информацию и шантаж, с использованием личных сообщений или общественного канала. Если при обычном буллинге используются вербальные и физические акты насилия, в том числе и психологические, то для кибербуллинга нет необходимости для личного контакта. Все действия совершаются с использованием электронных писем, сообщений в меседжерах и соц.сетях, а также посредством выкладывания фото и видео-материалов, содержащих губительную для репутации жертвы буллинга информацию, в общественную сеть.
Стадии интернет зависимости
1 стадия (норма, не требует вмешательства)
Ребенок проводит за компьютером менее 7 часов в неделю, его деятельность в сети разнообразна, он охотно рассказывает, чем занят.
Сам выключает компьютер, «отлучение» от Интернета и необходимость прерваться (для уроков, разговора и т. д.) воспринимает спокойно, проблем со сном и аппетитом нет.
Учеба в норме, одевается как всегда, в комнате порядок.
2 стадия (допустимая)
Ребенок находится за компьютером до 15 часов в неделю, деятельность разнообразна, но однонаправлена (игры, соц.сети и т. д.), рассказывает не обо всем.
Испытывает эмоциональное возбуждение во время и после игры/интернет-сеанса. Компьютер выключает после напоминания, необходимость прерваться воспринимает по-разному, в том числе и негативно.
Иногда объедается у компьютера или забывает поесть, изредка бывают ночные кошмары.
Учеба в норме, может неаккуратно одеться, захламить комнату.
3 стадия. Состояние возможной зависимости
Ребенок пребывает за компьютером до 22 часов в неделю, деятельность узконаправленная (3-4 чата, соц.сети или игры), неохотно рассказывает о ней. Компьютер выключает после нескольких напоминаний, перерывы воспринимает негативно. Аппетит заметно снижен или повышен,
Сон нарушен – спит то мало, то много, кричит и мечется во сне, головные боли, проблемы с желудком.
Снижен интерес к учебе, падение успеваемости. Одежда часто неаккуратна, в комнате беспорядок. Несколько меняется круг общения и интересы, сужение круга общения.
4 стадия. Выраженная зависимость
Ребенок засиживается за компьютером более 3-х часов в день, ежедневно, не отрываясь, не контролируя себя, предпочитая 1-2 игры, соц.сети или беспорядочный серфинг. Компьютер старается не выключать вообще, постоянно проверяет почту или ход игры.
На просьбы прерваться или рассказать, чем занят, реагирует агрессивно, т. е. проявляется явная эмоциональная неустойчивость.
Может уходить из дома, чтобы поиграть в компьютерные игры у друзей или посетить соц.сеть в зоне бесплатного wi-fi.
Аппетит и сон сильно нарушаются, успеваемость очень низкая.
Одежда и комната в беспорядке, круг общения и интересы сменились.