Внеклассное мероприятие
«Своя игра»
Класс: 5 – 6
Предмет: математика, информатика
Цели:
- образовательная: повышение познавательной активности учащихся;
- воспитательные: содействие формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности школьника (деликатность, вежливость, дисциплинированность, собранность, ответственность, аккуратность, трудолюбие, усердие, озабоченность неудачами товарищей, радость и сопереживание их успехам);
- развивающие: развитие устной и письменной речи, обогащение ее словарного запаса, самостоятельного мышления, содействие к способности работать в команде (подчиняться, руководить, делиться знаниями).
Форма проведения внеклассного мероприятия: телеверсия «Своя игра»
Оборудование, наглядность: компьютер, проектор, презентация, песочные часы на 1 и 2 минуты (или секундомер), на доске таблица для записи баллов после каждого раунда, карточки с заданиями и ответами для ведущего, карточки с ценой (баллы) к каждому заданию, карточки с количеством баллов со знаком «минус», в случае, если команда не отвечает на вопрос, конверты, в которые команды складывают карточки с набранными баллами.
Помощники: два человека: у одного карточки с баллами для положительных ответов участников, у второго – баллы со знаком «минус».
Счетная комиссия для подсчета результатов в каждом раунде.
Ход мероприятия:
Класс делится на группы или команды от классов параллели.
(Слайд 1) Заставка «Своя игра», щелкаем, появляется название мероприятия.
(Слайд 2) Объясняются правила игры:
- Игра состоит из 3-х раундов. В первых двух раундах вопросы отличаются темой, количеством заданий и ценой каждого задания. В первом раунде на выбор предлагаются 4 темы по 5 вопросов в каждой теме, итого 20 вопросов, во втором раунде 4 темы по 3 вопроса, всего 12 вопросов. В третьем раунде нужно будет ответить на два вопроса. Цена каждого вопроса назначается командой.
На обдумывание вопроса игрокам дается 1 минута, на решение задачи – до 2-х минут. В случае, если команда неправильно отвечает на вопрос, то вопрос переходит по желанию к одной из команд. Если желающих нет, отвечает ведущий. За правильный ответ команда получает выбранное количество баллов или теряет это количество баллов из общей суммы, если команда ответила неправильно или не было ответа.
В ходе игры все это регулируют помощники. Они дают команде или карточку с выбранной ценой при правильном ответе, или карточку со знаком «минус», в случае неправильного ответа или отсутствия ответа на вопрос. Команды складывают карточки с баллами в конверты, которые после каждого раунда отдают счетной комиссии для подведения итогов. После подсчета баллов результат заносится в таблицу на доске.
Кроме этого, в ходе игры будет несколько раз «Музыкальная пауза». Цена данного вопроса не засчитывается в копилку команды. «Музыкальная пауза» вводится для того, чтобы команды могли отдохнуть от игры. В это время можно будет встать, походить, поговорить с друзьями, которые на данный момент находятся в других командах, выйти, сделать несколько упражнений или гимнастику для глаз. После окончания музыкальной паузы сразу же идет продолжение игры.
А сейчас, ребята, начинаем игру.
(Слайд 3) Заставка «I раунд».
(Слайд 4) Раунд 1.
На экране после заставки «1-й раунд» появляется таблица:
Безопасность | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
Ребусы | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
Числа | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
Задачи | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
Право первым начать игру получает команда в ходе жеребьевки (жетоны по количеству команд и только на одном написано «1»).
После выбора командой темы и цены вопроса ведущий зачитывает вопрос.
Тема «Безопасность»
Главные враги компьютера? (пыль и грязь)
Она необходима на каждом уроке, но в кабинете информатики особенно важна. (дисциплина)
Нажав на нее не во время, можно вывести компьютер из строя. (кнопка включения, на нее не нажимают, чтобы выключить компьютер)
Как следует нажимать на клавиши? (плавно)
Если персональный компьютер не включается, что необходимо сделать? (проверить питание)
Тема «Ребусы»
сканер
принтер
монитор
курсор
клавиша
Тема «Числа»
1. Это число доставляет неприятности при делении на него (20) (Ответ: нуль. Делить на нуль нельзя).
2. Найдите число, у которого цифра единиц на 9 меньше цифры десятков (40) (Ответ: 90).
3. На сколько больше ног у 17 котят, чем у 17 цыплят? (60) (Ответ: на 34)
4. Установите закономерность в данном ряду чисел и назовите следующие два числа 2; 9; 16; 23; 30; …; … (80) (Ответ: 37; 44).
5. Назовите число, в котором столько же цифр, сколько букв в его названии (100) (Ответ: 100, в слове «сто» - три буквы, в числе «100» - три цифры).
Тема «Задачи»
1. Серёжа задумал число. Потом это число он умножил на 29 и от произведения отнял число 29. В ответе получилось 0. Какое число задумал Серёжа? (20) (Ответ: 1)
2. У Вали и Веры 123 рубля. Они решили купить 3 порции мороженого. Хватит ли девочкам денег, если одна порция мороженого стоит 43 рубля? (40) (Ответ: Нет, 43*3=129, у девочек 123 рубля).
3. Что больше: сумма 21 слагаемых, каждое из которых равно 45, или сумма 45 слагаемых, каждое из которых равно 21? (60) (ответ: Равны. Переместительное свойство умножения).
4. Сумма двух чисел равна 121. Если в большем числе отбросить справа нуль, то числа будут равны между собой. Назовите эти числа (80) (Ответ: 110 и 11).
5. Поставьте вместо звездочек такие знаки действий, чтобы равенство было верным:
(100) (Ответ: (29 + 11) : ( 17 – 7)).
Итак, на все вопросы первого раунда мы ответили. (Переход на слайд «Подводим итого первого раунда» по щелчку по кнопочке). Подведем итоги.
Команды отдают конверты счётной комиссии. Члены счётной комиссии подводят итоги, и результат записывают на доске. Карточки с баллами убираются, пустые конверты возвращаются командам.
Игру начинает команда, набравшая наибольшее количество баллов в первом раунде или при равенстве баллов по жеребьёвке.
(Слайд 26) II раунд
Переход на следующий слайд. Заставка «2-й раунд».
Анаграммы | 50 | 100 | 150 |
Словесные уравнения | 50 | 100 | 150 |
Гимнастика ума | 50 | 100 | 150 |
Так просто! | 50 | 100 | 150 |
Тема «Анаграммы»
Граммпора - программа
Пьюромтек – компьютер
Свитерчен - винчестер
Тема «Словесные уравнения»
1. Кот в мешке (50).
3. X = А + В.
А — снаряд для метания в легкой атлетике;
В — двукрылое насекомое, слепень
(ответ: дисковод).
4. Х= А+ В+ С.
А — приставка из трех букв;
В — единица измерения массы;
С — первая буква русского алфавита.
(ответ: программа).
Тема «Гимнастика ума»
1. Серёжа принял участие в игре по хоккею за честь школы. Игра продолжалась 3 периода по 20 минут. Четверть матча Серёжа подбирал коньки, клюшку и одевался. Три четверти матча он сидел на скамье запасных. Остальное время Серёжа играл. Сколько шайб он забросил? (50) (Ответ: нисколько. ¼ + ¾ = 1)
2. Три друга – Коля, Витя и Миша – решили купить шайбу, которая стоит 100 рублей. У Коли и Вити было по 25 рублей, а у Миши – 45 рублей. Будут ли они вечером играть в хоккей? (100) (Ответ: Да, 25*2 + 45 = 95)
3. Музыкальная пауза (150).
Тема «Так просто!»
1. Даны числа: 0, 1, 2,3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Что больше, их произведение или сумма? (50) (Ответ: сумма, т.к. произведение равно нулю).
2. Музыкальная пауза (100)
3. Значение какого числового выражения больше: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 или 9 + 8 + 7 +6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1? (150) (Ответ: значение второго числового выражения)
Второй раунд подошёл к концу. На все вопросы ответили. (Переход на слайд «Подводим итого второго раунда» по щелчку по кнопке). Подводим итоги второго раунда.
Команды отдают конверты счётной комиссии. Члены счётной комиссии подводят итоги и результат записывают на доске.
После подведения итогов ведущий объявляет:
- Перед началом третьего раунда, в котором нужно будет ответить только на один вопрос по математике и на один вопрос по информатике, команды должны написать на листочках цену вопроса.
Время на обдумывание вопроса 1 – 2 минуты. Ответ на вопрос команды тоже пишут на тех же листочках, на которых были записаны баллы. Затем по очереди озвучивают свои ответы.
Если команда ответила правильно, то их цена вопроса приплюсовывается к общей сумме баллов двух раундов, если нет, то вычитается.
(Слайд 41) III раунд
(Слайд 42) 1 вопрос: Эта книга, изданная в России в 1703 году, стала энциклопедией математики того времени. В ней были изложены арифметика, основы алгебры, сведения из геометрии, тригонометрии, мореходной астрономии и навигации
(Ответ: Арифметика, сиречь наука числительная)
После ответов команд переход на следующие слайды 43, 44, на которых показаны: страница из данного учебника и сама книга.
(Слайд 42) 2 вопрос: отгадайте пословицу. Компьютер памятью не испортишь. (ответ: кашу маслом не испортишь).
(Слайд 43) Подведем итоги нашей игры (Переход на следующий слайд).
Счетная комиссия подводит итоги игры. Объявляется победитель.
Заключительный этап мероприятия
Рефлексия. Учащиеся отвечают письменно на вопросы:
Понравилось ли вам мероприятие? (Да, нет. Почему?)
Довольны ли вы своими знаниями? (Да, нет. Почему?)
Довольны ли вы игрой своей команды? (Да, нет. Почему?)
Ваши пожелания для следующей игры.
7