Формирование личностных и коммуникативных учебных действий на уроках информатики
Формирование личностных и коммуникативных учебных действий на уроках информатики
В данной презентации содержится материал по теме "Формирование личностных и коммуникативных учебных действий на уроках информатики". Рассматривается цель и задача образования,ценность современного обюразования, понятие универсальных учебных действий (личностные, коммуникативные), методы и приемы их формирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование личностных и коммуникативных учебных действий на уроках информатики »
Формирование личностных и коммуникативных учебных действий на уроках информатики
Учитель информатики МБОУ СОШ №2 Лямина Елена Сергеевна
«Кто владеет информацией,
тот владеет всем.»
Ли Якокка
« Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя » .
ЭлбертХаббард.
Цель образования:
развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения
Важнейшая задача системы образования:
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию
Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества.
Понятие «универсальныеучебные действия»
УУД - умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
УУД - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умения общения, умения добывать необходимую информацию и правильно ее использовать, умения доказывать свою мысль и грамотно отстаивать свою точку зрения.
Функции УУД:
обеспечение учащемуся возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
создание условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирования картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Основные блоки УУД:
Личностные.
Регулятивные.
Познавательные.
Коммуникативные.
Личностные УУД -
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Система формирования личностных УУД на уроках информатики
технология оценивания учебных успехов (контрольно-оценочная самостоятельность учеников);
осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
развитие Я-концепции и самооценки: умение адекватно и осознанно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;
воспитание толерантности;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
освоение новых видов деятельности
Система формирования личностных УУД на уроках информатики
Личностные УУД
Методы и приемы формирования
Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Результат сформированности ЛУУД
технология проблемного диалога;
вопросы «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;«Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…»;
использование обучающих программ;
развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
формирования мотивов достижения и социального
признания;
развитие стремления к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;
Система формирования личностных УУД на уроках информатики
Личностные УУД
Методы и приемы формирования
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Результат сформированности ЛУУД
изучение правил поведения в компьютерном классе;
дискуссия;
участие в проектах
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
умение выделить нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования;
развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
формирование моральной самооценки;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие правдивости, честности, ответственности ;
Коммуникативные УУД -
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Система формирования коммуникативных УУД на уроках информатики
Коммуникативные УУД
Методы и приемы формирования
Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.
Результат сформированности КУУД
мозговой штурм;
диспут;
дискуссия;
телеконференция;
работа в парах;
групповая работа
умение слушать и слышать друг друга;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме;
готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое,
умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем
Система формирования коммуникативных УУД на уроках информатики
Коммуникативные УУД
Методы и приемы формирования
Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.
Результат сформированности КУУД
мозговой штурм;
составление плана решения задачи в парах;
ментальная карта;
составление алгоритма в парах и определение результатов его выполнения
понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом
Система формирования коммуникативных УУД на уроках информатики
Коммуникативные УУД
Методы и приемы формирования
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Результат сформированности КУУД
составление плана решения задачи в парах;
совместное составление алгоритмов;
обсуждение и заполнение пропусков;
чтение алгоритма и определение результатов его выполнения
определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
планирование общих способов работы;
обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность)
Система формирования коммуникативных УУД на уроках информатики
Коммуникативные УУД
Методы и приемы формирования
Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).
Результат сформированности КУУД
мозговой штурм;
диспут;
проект;
поиск и исправление ошибок в парах;
задание на сопоставление в парах;
взаимоконтроль;
ментальная карта
умение устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников;
умение эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
способность переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее, как задачу — через анализ ее условий
Система формирования коммуникативных УУД на уроках информатики
Коммуникативные УУД
Методы и приемы формирования
Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.
Результат сформированности КУУД
задания на сопоставление в парах;
взаимный диктант;
составление вопросов в группах;
взаимоконтроль
уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
адекватное межличностное восприятие;
готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Используемые ресурсы:
Федеральный государственный образовательный стандарт
Аглоткова Н.Н. Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках информатики как средства формирования универсальных учебных действий http://ito.infoznaika.ru/book/2012/ITO_Cheb_2012_1.pdf
Воровщиков С.Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Интернет-журнал «Эйдос» http://eidos.ru/journal/2012/0829-05.htm
Карабанова О.А. Универсальные учебные действия http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.
Жиркова В. С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики [Текст] / В. С. Жиркова // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 88-91. http://www.moluch.ru/archive/65/10822