kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"День шифровальщика".

Нажмите, чтобы узнать подробности

5 мая -день шифровальшика.Описывается история возникновения праздника.Приводится тест с ответами по информатике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"День шифровальщика".»

Свой профессиональный праздник российские шифровальщики отмечают 5 мая. Именно в этот день в 1921 году согласно Постановлению Совета народных комиссаров РСФСР была создана первая советская служба криптографии и шифрования. Ее цель заключалась в защите информации и передаче данных за пределы страны. Дата 5 мая считается постоянной.

В начале было Слово… Потом появилось много слов. Очень скоро человек понял, что слова надо прятать. Так началось зарождение криптографии.

Дата для учреждения праздника шифровальщиков была выбрана в связи с тем, что 5 мая 1921 года, согласно Постановлению Совета народных комиссаров РСФСР, для защиты информации и передачи данных за пределы страны, была создана криптографическая служба.

В переводе с древнегреческого «криптография» означает «тайнопись». Но еще до введения в обиход данного понятия человек пользовался сокрытием информации с помощью доступных для своего времени способов. Например, во времена правления династии египетских фараонов применялся довольно своеобразный метод передачи тайного письма. В качестве носителя информации выбирался раб, точнее, его голова. Голову брили наголо и водостойкой растительной краской наносили текст сообщения. Когда волосы отрастали, его отправляли к адресату.

После того, как раб-носитель информации добирался по назначению, волосы снова сбривали и читали нанесенный текст. Для удобства обработки голову предварительно снимали с плеч. Главными недостатками данного метода являлись слабая оперативность передачи сообщений и большая ненадежность. Ведь в процессе путешествия носитель сообщения мог быть убит, мог заболеть, наконец, мог просто сбежать.

Новый импульс в развитии шифровального дела был дан в связи с появлением проводного телеграфа и изобретением радио. Скорость передачи информации несоизмеримо возросла, и все большие объемы её были подвержены перехвату и прочтению.

В России периодом начала развития криптографии, как необходимого и достаточно надёжного средства сохранения государственных секретов, принято считать эпоху Петра . тогда стало широко применяться шифрование переписки, создавались первые шифровальные службы, разрабатывались новые шифры. Хотя криптография как род профессиональной деятельности появилась на Руси ещё при Иване IV .Вообще русские шифры обладали своеобразием: активно использовались пустышки, многоязычные шифры, специальные усложнения, что повышало их криптографическую стойкость.

В первой половине 19 века главой русского криптологического ведомства П.Л. Шиллингом был создан первый русский биграммный шифр. Вследствие сложности этот шифр применялся лишь для наиболее значимой дипломатической переписки и был весьма устойчив ко взлому. Позже был создан биклавный шифр – сложная разновидность шифра многозначной замены с использованием 2 ключей, продолжавший использоваться на протяжении всего 19 века. Параллельно употреблялись «шифровальные коды» – система условных обозначений для употребляемых слов, словосочетаний, понятий и т.д.

В 1860-х годах для более эффективного использования криптографических систем в армии и полиции в соответствующих министерствах были созданы криптографические отделы, призванные активнее внедрять криптографию в существующие системы связи.

Появившаяся в начале 20 века радиосвязь значительно повышала требования к стойкости армейских шифров, в условиях когда почти каждое сообщение могло быть перехвачено противником. К тому времени криптология в России как наука находилась на мировом уровне, но её применение на практике оставляло желать лучшего из-за технических и организационных моментов.

События 1917 года и последовавшая Гражданская война привели к почти полной ликвидации криптографических служб России. В результате, чтобы обеспечить возросшую потребность в защите информации, в мае 1921 года на базе криптографического отдела ВЧК был создан Спецотдел по криптографии при данном ведомстве (восьмой спецотдел). В его задачи вошло: изучение теоретических проблем криптологии и разработка новых шифров, организация шифросвязи в различных советских ведомствах, криптоаналитика, радиоконтроль и радиоперехват, изготовление конспиративных документов и т.д. В начале 1930-х развернулась масштабная программа по подготовке армейских криптографов.

Во время Великой Отечественной войны советские инженеры совершили прорыв в области шифрования. С 1941 по 1947 год было передано в общей сложности свыше 1,6 миллиона шифрованных телеграмм и кодограмм. Нагрузка на каналы связи порой достигала 1,5 тыс. телеграмм в сутки. Этот поток позволял получать важнейшую информацию в кратчайшее время, что влияло на оперативность принятия решений.

С окончанием Второй мировой войны, когда СССР вступил в острое противостояние с Западом, советская криптология получила новый импульс развития и заняла лидирующие позиции в 20 веке. Но это уже был новый этап развития криптологической науки – криптография становится «электронной».

Становление российской криптографической службы имеет славную и многолетнюю историю. Принципы и основы этой работы, её формы и методы, приёмы и способы вырабатывались несколькими поколениями советских и российских криптографов.

Сегодня специалисты службы обеспечивают с помощью шифровальных (криптографических) средств защиту информации в информационно-телекоммуникационных системах и системах специальной связи в Российской Федерации и её учреждениях за рубежом, в том числе в системах, использующих современные информационные технологии. Поэтому 5 мая с профессиональным праздником поздравляют всех сотрудников Криптографической службы России.

Тест по информатике.

1. Обратимое преобразование информации в целях сокрытия от неавторизованных лиц, с предоставлением, в это же время, авторизованным пользователям доступа к ней:
а) шифрование +
б) зашифровка
в) закрытость

2. Сколько лет назад появилось шифрование:
а) три тысячи лет назад
б) четыре тысячи лет назад +
в) шесть тысяч лет назад

3. Первое известное применение шифра:
а) индийский текст
б) русский текст
в) египетский текст +

4. Какое ещё определение можно дать шифрованию:
а) преобразовательный процесс исходного текста в зашифрованный +
б) упорядоченный набор из элементов алфавита
в) неупорядоченный набор из элементов алфавита

5. Что такое дешифрование:
а) пароли для доступа к сетевым ресурсам
б) сертификаты для доступа к сетевым ресурсам и зашифрованным данным на самом компьютере
в) на основе ключа шифрованный текст преобразуется в исходный +



6. Пользователи являются авторизованными, если они обладают определённым:
а) математическим ключом
б) аутентичным ключом +
в) паролем

7. Одно из составляющих шифрования:
а) перешифровка
б) запечатывание
в) зашифровывание +

8. Одно из составляющих шифрования:
а) расшифровывание +
б) распечатывание
в) перешифрование

9. Одно из состояний безопасности информации:
а) доступность
б) открытость
в) конфиденциальность +

10. Одно из состояний безопасности информации:
а) раздробленность
б) целостность +
в) частичность

11. Одно из состояний безопасности информации:
а) идентифицируемость +
б) инкогнито
в) доступность

12. Шифрование, которое используется для скрытия информации от неавторизованных пользователей при передаче или при хранении:
а) идентифицируемость
б) конфиденциальность +
в) целостность

13. Шифрование, которое используется для предотвращения изменения информации при передаче или хранении:
а) целостность +
б) конфиденциальность
в) идентифицируемость

14. Шифрование используется для аутентификации источника информации и предотвращения отказа отправителя информации от того факта, что данные были отправлены именно им:
а) конфиденциальность
б) целостность
в) идентифицируемость +

15. Для того чтобы прочитать зашифрованную информацию, принимающей стороне необходим:
а) ключ +
б) замок
в) подсказки

16. Для того чтобы прочитать зашифрованную информацию, принимающей стороне необходим:
а) подсказки
б) дешифратор +
в) расшифрователь

17. Перед отправлением данных по линии связи или перед помещением на хранение они подвергаются:
а) идентифицируемости
б) расшифровыванию
в) зашифровыванию +

18. Пара алгоритмов, реализующих каждое из указанных преобразований:
а) код
б) шифр +
в) загадка

19. Свойство криптографического шифра противостоять криптоанализу, то есть анализу, направленному на изучение шифра с целью его дешифрования:
а) криптографическая доступность
б) криптографическая мягкость
в) криптографическая стойкость +

20. Что такое пространство ключей k:
а) длина ключа
б) набор возможных значений ключа +
в) размер.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
"День шифровальщика".

Автор: Ирина Юрьевна Куклина

Дата: 24.06.2024

Номер свидетельства: 653570

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Внеклассное мероприятие "Подари улыбку миру""
    ["seo_title"] => string(43) "vnieklassnoiemieropriiatiiepodariulybkumiru"
    ["file_id"] => string(6) "336938"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1467674053"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "ЗАНЯТИЕ-ДОСУГ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»"
    ["seo_title"] => string(32) "zaniatiie-dosug-umniki-i-umnitsy"
    ["file_id"] => string(6) "307116"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458251770"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Сценарий конкурса "А ну-ка, мальчики!" "
    ["seo_title"] => string(37) "stsienarii-konkursa-a-nu-ka-mal-chiki"
    ["file_id"] => string(6) "212046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431723181"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Сценарий мероприятия в ГПД к 23 февраля "Юные богатыри""
    ["seo_title"] => string(55) "stsienariimieropriiatiiavgpdk23fievraliaiunyieboghatyri"
    ["file_id"] => string(6) "284850"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454055093"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок музыки в 6 классе" В чем сила музыки? Музыка о войне" "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-muzyki-v-6-klassie-v-chiem-sila-muzyki-muzyka-o-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "121980"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414126380"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства