Развитие общества предъявляет новые требования к образованию. С одной стороны, изменяется его содержание, с другой — возникает необходимость качественно новых методик преподавания, которые позволяли бы увязать разнообразие всей образовательной информации и концепций в единую систему знания. Информационные (компьютерные) технологии, являясь современным средством обучения, открывают необозримые возможности для решения широкого круга задач. Использование компьютера в учебном процессе изменяет соотношение методов, форм, средств обучения, методический аппарат. Использование мультимедийных технологий позволяет существенно повысить интерес к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний.
В настоящее время в обучении немаловажная роль отводится занятиям в форме игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Данная методическая разработка в полной мере удовлетворяет всем этим требованиям.
Наличие разнообразных заданий поможет реализовать индивидуальный подход к обучению студентов, позволяющий им полнее раскрыть свои творческие способности, умения проводить исследования предложенной ситуации, способствует развитию любознательности, глубокого познавательного интереса. Вопросы в конкурсах активизируют мыслительную деятельность студентов, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к дисциплине «Информатика».
Во время проведения данного мероприятия у студентов формируются навыки самостоятельности, воспитываются чувства взаимопомощи, коллективизма, развиваются познавательные процессы, активность, они приобщаются к поисковой и творческой деятельности, достигается целый ряд других развивающих и воспитательных целей.
Данная разработка может быть использована для проведения внеклассного мероприятия по информатике для старшеклассников, студентов 1 и 2 курсов учреждений СПО.
В данном мероприятии принимает участие три команды.
После каждого конкурса жюри выставляет баллы, ведущий заносит их в электронную таблицу, происходит автоматический подсчет результатов, которые участники видят на экране.
Ответы на вопросы «Конкурса знатоков» демонстрируются на экране в виде иллюстраций.
Цели мероприятия:
Образовательные:
Развитие познавательного интереса к информатике;
расширение кругозора студентов по дисциплине.
Развивающие:
Развитие творческих способностей студентов;
развитие интеллектуальных умений анализировать материал, выбирать главное;
развитие навыков их неформального общения в проведении мероприятия средствами применения игровых методик.
Воспитательные:
Воспитание умения работать в команде;
воспитание инициативности и активности;
воспитание упорства и настойчивости в достижении цели.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; чистые листы бумаги, фломастеры или ручки.
Добрый день, участники, уважаемое жюри, гости!
Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие «День информатики» среди групп 2 курса.
Неслучайно внеклассное мероприятие мы проводим в этот день. 4 декабря – день рождения советской, российской информатики. Поздравляю всех присутствующих с этим замечательным праздником.
Эпиграфом к нашему мероприятию взяты слова Виктора Пелевина «Любая реальность является суммой информационных технологий». А мы с вами попробуем использовать знания по информатике в нашей игре.
В нашем конкурсе принимают участие команды: 14-Мт, 14-С и 14-Э.
А теперь представляю вам жюри.
Вот сейчас, студент, немного
Ты с компьютером знаком.
Если дальняя дорога
Привела его в твой дом,
То скажи ты всем вокруг:
«Вот компьютер – лучший друг!».
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает
И дает прогноз погоды.
Итак, мы начинаем…
1 конкурс «Конкурс знатоков»
Команды по очереди выбирают номер вопроса. 30 секунд на обсуждение. 2 балла за правильный ответ. Если команда не дает правильного ответа, то соперники могут ответить правильно и получить 1 балл. Каждая команда выбирает по очереди по 3 вопроса.
1. В 1963 году Дуглас Энгельбарт изобрел это устройство. Что это?
2. Какому устройству компьютера поставили памятник в Екатеринбурге на набережной реки Исети?
3. Этого человека считают первым программистом. Кто это?
4. 14 февраля 1946 года. Что произошло в этот день?
5. Ральф Баэр, Артур Дуглас и Уильям Хигинботем. Что их связывает?
6. Этот символ в разных странах называют по-разному. Кошка, мышка, черепаха, обезьяний хвостик, спиралеобразная конфетка, розочка. Как называем мы?
7. Как товарный знак для мясных консервов компании Hormel Foods — острого колбасного фарша из свинины связан с информатикой?
8. Джон Постел разработал и стандартизировал… Что?
9. Её предложил знаменитый британский учёный Тим Бернерс. Что это?
10. Что имеет каждый компьютер, подключенный к сети Интернет?
2 конкурс «Последствия вируса».
В наш компьютер «забрался» вирус, который перепутал все буквы в словах. Ваша задача восстановить исходные слова из предложенных исходных букв. Все они связаны с информатикой.
Закаждый правильный ответ команда получает 1 балл. Время на обдумывания – 2 минуты.
РВИТСЧЕЕН 2. АКВАЛИТРУА 3. НОТМОИР 4. РИПРЕНТ
5. РАСКЕН
3 конкурс «Компьютерный вопрос»
Все команды отвечают на вопрос. За правильный ответ – 3 балла. Время на обсуждение – 1 минута.
Американский юморист Эван Эзар создал и издал «Компьютерный словарь», в котором написано что же такое компьютер.
«Компьютер — электронное устройство, которое не заменит человека до тех пор, пока не научится смеяться шуткам своего босса и ...». Что компьютер должен научиться делать со своими ошибками?
4 конкурс « Известные ученые»
За правильный ответ – 2 балла. Время на обсуждение – 1 минута. Отвечает команда, первая поднявшая руку. Если ответ команды неправильный, то соперники, ответив правильно, могут заработать один балл.
Назовите фамилии учёных, чьи фотографии Вы здесь видите.
Французский математик, создавший первую счётную машину.
Американский инженер, изобретатель формулы для определения количества информации
.
Английский математик, автор первой аналитической машины.
Американец, изобретатель специального телеграфного кода.
5 конкурс «Собери слово».
В конвертах на ваших столах есть несколько обрывков слов. Ваша задача: из этих кусочков собрать три слова, связанные с информатикой. После этого у вас должно остаться несколько обрывков. Время на подготовку – 3 минуты. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Ь ЕР АН В П ЕР МП ИНТ ИЛИ Р ЕР ЮТ КО А СК
6 конкурс «Это интересно»
За правильный ответ – 2 балла. Время на обсуждение – 1 минута. Отвечает команда, первая поднявшая руку. Если ответ команды неправильный, то соперники, ответив правильно, могут заработать один балл.
1. Японец тратит на это 880 долларов в год, американец — 1000 долларов, а наиболее жадно потребляют это швейцарцы. Средний житель Швейцарии тратит в год 1234 доллара. На что же?
2. Данная компьютерная программа получила название в честь императора Нерона, который по легенде сжёг Рим. Благодаря игре слов название программы может переводиться как «Нерон сжигает Рим». Хотя значок программы содержит исторический казус: на нём изложен пылающий Колизей, который был построен уже после смерти Нерона.
3. Один американский математик сказал: «Он сделает всё, что вы захотите, но это может существенно отличаться от того, что вы имели в виду». О ком или о чем он говорил?
4. Во время натовских бомбардировок в Белграде на окна наклеивали кресты из скотча, чтобы не вылетали стекла. Это гораздо эстетичнее и удобнее, чем полосы из газетной бумаги, которыми пользовались раньше. А как называлась эта конструкция, предназначенная для защиты оконных стекол?
5. В Англии давно была написана программа, предназначенная для использования в офисах крупных компаний. По принципу действия она напоминает антивирусы, но используется для другой цели. Для какой?
7 конкурс «Найдите соответствия»
Для слова из первого столбца найдите пару во втором столбце. Закаждый правильный ответ команда получает 1 балл. Время на обдумывания – 3 минуты.
ГЛОБАЛЬНАЯ РЕДАКТОР
ТЕКСТОВЫЙ ПАУТИНА
ОПЕРАЦИОННАЯ МЕНЕДЖЕР
ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕССОР
БАЗА СИСТЕМА
ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕТЬ
ФАЙЛОВЫЙ ПРОГРАММА
ВСЕМИРНАЯ ТАБЛИЦЫ
ГРАФИЧЕСКИЙ ДАННЫХ
АНТИВИРУСНАЯ ПРОТОКОЛ
8 конкурс «Найдите единомышленника»
На экране вы видите фотографии известных специалистов в области информатики и информационных технологий. Это: Томас Курц, Стив Возняк, Марк Цукерберг, Джон Кемени, Стив Джобс, Павел Дуров.
1 пара – создатели одного из языков программирования.
2 пара – создатели массовых компьютеров компании Apple.
3 пара – создатели социальных сетей.
Составьте пары, согласно описанию. На обсуждение – 1 минута. За каждый правильный ответ – 1 балл. Все команды отвечают одновременно(письменно).
9 конкурс «Кроссворд»
У вас есть 3 минуты. По одному баллу за каждый правильный ответ.
И
Н
Ф
О
Р
М
А
Т
И
К
А
1. переход на другие слайды или документы в презентации
2. (с лат.) сведения, разъяснения
3. процесс преобразования внешнего вида текста
4. организация – владелец узла сети
5. транспортный или маршрутизации
6. тип данных в электронных таблицах
7. часть текста, заканчивающаяся клавишей Enter
8. единица измерения информации
9. минимальный участок изображения в растровом графическом редакторе
10. основной объект электронной таблицы, расположенный на пересечении столбца и строки
11. программа для выхода в Интернет
10 конкурс «Найдите лишнее»
Среди предложенных терминов выберите слово, которое не входит в этот ряд, и объясните почему. За правильный ответ 2 балла. Команды отвечают по очереди. Если ответ неправильный, то соперники могут заработать 1 балл.
Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, Alta Vista.
Google, Panda, Rambler, Yandex.
В настоящее время изменяются требования к человеку. Становятся необходимостью высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики современного человека.
Человек рождается на свет, Чтоб творить, дерзать – и не иначе, Чтоб оставить в жизни добрый след