| Формирование новых ЗУН | Беседа Беседа Самостоятельная работа Беседа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа | Учитель рассказывает обучающимся о важнейших природных соединениях железа и демонстрирует натуральные объекты. ? Почему железо в земной коре встречается в основном в составе соединений - различных солей? ? В какой форме металлы могут встречаться в природе? ? От чего зависит форма нахождения металла в природе? Задание. Пользуясь Периодической системой Д.И. Менделеева составите характеристику железа по его положению в Периодической системой Д.И. Менделеева: -Порядковый номер химического элемента, группа, подгруппа. -Заряд ядра, распределение электронов по энергетическим уровням. -Число электронов на внешнем энергетическом уровне -Степень окисления железа в соединениях. ?Какие электроны элемента главных подгрупп являются валентными? ?А какие электроны элемента побочных подгрупп являются валентными? Учитель акцентирует внимание учеников, что особенностью электронного строения элементов побочных подгрупп является заполнение не последнего энергетического уровня, а предпоследнего. ?Однако, вспомните, какую валентность может иметь железо в соединениях? ?Почему железо образует двухвалентные и трехвалентные соединения, если в его атоме на внешнем уровне только два электрона? ?Можно ли предположить, что железо становится трёхвалентным благодаря переходу электронов на р- подуровень внешнего энергетического уровня? ?Откуда на внешний р-подуровень может перейти третий электрон? ?Так как же можно объяснить трёхвалентность железа? ? Вспомните какой тип химической связи существует в кристаллах металлов.? ? Вспомните чем обусловлены все важнейшие физические свойства металлов? ? Вспомните какой тип химической связи существует в кристаллах металлов.? ? Вспомните чем обусловлены все важнейшие физические свойства металлов? ? Вспомните какие свойства называем физическими? Задание используя раздаточный материал (изделия из сплавов железа), пользуясь материалы учебника (§ 14 с.74), материалами справочника по химии. Заполните таблицу: «Физические свойства железа». ? Вспомните, какие свойства называем химическими? Задание. Посмотрите демонстрация горения железа в кислороде. Посмотрите видеозаписи реакций взаимодействия железа с хлором и серой. И используя метод электронного баланса составьте уравнения посмотренных химических реакций железа с простыми окислителями. Укажите признаки их протекания. -Взаимодействие с простыми веществами (при t°). а) с галогенами: Fe + Cl 2→ б) с кислородом: Fe + O2 → в) с серой: Fe + S →
Задание. Посмотрите видеозапись реакции горения железа в кислороде. Запишите молекулярное уравнение химической реакции. При высокой температуре (700-900°С) железо реагирует с парами воды с образованием окалины : Fe + Н2O→ Fe3O4+ Задание. Проведите химический эксперимент и убедитесь в достоверности вашего предположения. Но прежде чем приступить к выполнению эксперимента, вспомним правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием. Используя метод электронного баланса составьте уравнения возможных химических реакций железа со сложными окислителями. Укажите признаки их протекания. а) с соляной кислотой: Fe + HCl →
б) с разбавленной (приблизительно 20%-й) серной кислотой: Fe + H2SO4→
в) вытесняет из растворов солей металлы, находящиеся в электрохимическом ряду напряжений правее железа: Fe + CuCl 2 →
При высокой температуре (700-900°С) железо реагирует с парами воды с образованием окалины : Fe + Н2O→ Fe3O4+ Заполнить лист самооценки к заданию Задание. Познакомьтесь с качественными реакциями на ионы железа (II) и на ион железа (III).
Ученики делают сообщение о роли железа в жизни растений, животных, человека.
| Учащиеся слушают, наблюдают, понимают сказанное учителем. выражают в словесной форме ответ на вопрос
Пользуясь Периодической системой Д.И. Менделеева составляют характеристику железа по его положению в Периодической системой Д.И. Менделеева: -Порядковый номер химического элемента, группа, подгруппа. -Заряд ядра, распределение электронов по энергетическим уровням. -Число электронов на внешнем энергетическом уровне -Степень окисления железа в соединениях. выражают в словесной форме ответ на вопрос Пользуясь материалы учебника (§14 с.74), материалами справочника по химии. Заполняют таблицу: «Физические свойства железа». Наблюдают демонстрацию горения железа в кислороде, взаимодействия железа с серой. Смотрят видеозапсь реакций взаимодействия железа с хлором. И используя метод электронного баланса составляют уравнения посмотренных химических реакций железа с простыми окислителями. Указывают признаки их протекания.
Взаимодействие с простыми веществами (при t°). а) с галогенами: Fe + Cl 2→ б) с кислородом: Fe + O2 → в) с серой: Fe + S → смотрят видеозапись реакции горения железа в кислороде. Записывают молекулярное уравнение химической реакции. Проводят химический эксперимент и убеждаются в достоверности предположения, находят закономерности. Правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием. Используя метод электронного баланса составляют уравнения возможных химических реакций железа со сложными окислителями. Указывают признаки их протекания. а) с соляной кислотой: Fe + HCl →
б) с разбавленной (приблизительно 20%-й) серной кислотой: Fe + H2SO4→
в) вытесняет из растворов солей металлы, находящиеся в электрохимическом ряду напряжений правее железа: Fe + CuCl 2 →
Заполняют лист самооценки к заданию.
Выполняют лабораторную работу. «Качественными реакциями на ионы железа (II) и на ион железа (III). Заполняют отчёт в виде таблицы и делают выводы.
Делают сообщение о роли железа в жизни растений, животных, человека.
| Коммуникативные: умеют слушать, и понимать сказанное и увиденное. Коммуникативные: умеют слушать, и слышать друг друга. Познавательные: Логические: Построение логической цепи рассуждений Анализ объектов для выявления их признаков (существенных и несущественных) Коммуникативные: умеют слушать, и слышать друг друга.
Познавательные: Общеучебные: Поиск информации (применение методов и средств информационного поиска) Познавательные: Логические: Подведение под понятие, выведение следствий. Доказательство, что железо реагирует с простыми веществами окислителями. Познавательные: Логические: Подведение под понятие, выведение следствий. Доказательство, что железо реагирует со сложными веществами окислителями. Коммуникативные Планируют общие способы работы в парах. Умеют слушать и слышать друг друга Познавательные: Логические: Подведение под понятие, выведение следствий. Доказательство, что, качественными реакциями на ионы железа (II) и на ион железа (III).являются… Коммуникативные Планируют общие способы работы в парах. Умеют слушать и слышать друг друга. Познавательные Общеучебные Осознанное произвольное построение устного речевого высказывания. | Взаимопроверка Самопроверка Взаимопроверка Взаимопроверка Взаимопроверка Взаимопроверка Взаимопроверка Взаимопроверка |
| Развитие способов умственной деятельности | | ? Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.(Рабта в парах.) Задание: решите задачу.При обработке смеси меди и железа концентрированной азотной кислотой выделилось 4,48 л газа, а при действии на туже смесь соляной кислоты выделилось 2,24л газа ( объёмы газов измерены при н. у.) Найдите массу смеси меди и железа. | ? Устанавливают соответствие между исходными веществами и продуктами реакции. и сличают способ действия и его результат с ответом
Решит задачу. На нахождение массы вещества всмеси. Проверяют по подготовленному решению. | Познавательные Общеучебные Выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из условий. Регулятивные сличают способ действия и его результат с эталоном для обнаружения отклонений Познавательные Общеучебные Выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из условий. Регулятивные сличают способ действия и его результат с эталоном для обнаружения отклонений | Взаимопроверка Взаимопроверка |
| Завершающий этап | | Учитель дает тест и указывает время. 1.На Земле химически чистое железо: а) не встречается; б)встречается самородное; в) содержится в морской воде; г)встречается метеоритного происхождения. 2.Какое из утверждений верно: а) атомы железа в химических процессах могут проявлять окислительные или восстановительные свойства б) во всех соединениях железо проявляет степень окисления +2; в) на внешнем энергетическом уровне атома железа два электрона, следовательно, это элемент II группы; г) число энергетических уровней у атома железа равно четырем, следовательно, это элемент 4 периода. 3.Железо, в отличие от алюминия, магния обладает особым свойством: а)электропроводностью; б) теплопроводностью; в)магнитными свойствами; г) ковкостью. 4.Для производства чугуна в качестве сырья не применяется руда: а) бурый железняк; б) железный колчедан; в) красный железняк; г) магнитный железняк. 5. Ионы железа входят в состав:а) костной ткани; б) гемоглобина крови; в) серого вещества мозга; г) эмали зубов. | Выполняют тест в тетрадях, тетради сдают на проверку. | | Взаимопроверка |