kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Железо, его физические и химические свойства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка пригодится для любого комплекта при изучении этой темы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по химии по теме Железо,его физические и химические свойства»

Конспект урока по химии в 9 классе по теме

«Железо, его физические и химические свойства»


Цели урока

Деятельностная: Формирование УУД при изучении темы «Железо, его физические и химические свойства»

Предметно-дидактическая: Формирование знаний учащихся об особенностях строения электронных оболочек атомов элементов побочных подгрупп на примере железа; о физических и химических свойствах железа - простого вещества.

Планируемые образовательные результаты урока.

Предметные:

-умеют составлять схемы строения атома, электронную формулу, графическую формулу;

- знают особенности строения электронных оболочек элементов побочных подгрупп на примере железа;

-знают физические и химические свойствах железа - простого вещества.

- умеют сравнивать свойства важнейших соединений железа(II) и железа(III),

- знают степени окисления железа в соединениях;

-знают качественные реакции на ионы Fe2+, Fe3+; используют их для распознания веществ;

-знают роль соединений железа в природе и жизни человека.

Метапредметные:

-работают с различными источниками информации;

-анализируют ход и результаты проделанных опытов формируют выводы;

-выражают и аргументируют свои мысли;

- оценивают правильность выполнения заданий.

Личностные:

-убеждаются в познаваемости мира;

-осознают необходимость соблюдения правил безопасности при выполнении опытов;

-проявляют интерес к изучению химии.

Тип урока

По ведущей дидактической цели: изучение нового материала.

По способу организации: комбинированный.

По ведущему методу обучения: репродуктивный.

Методы обучения

Основной: объяснительно-иллюстративный.

Дополнительные:рассказ, беседа, самостоятельная работа, химический эксперимент и др.

Реактивы: растворы: FeCI2, FeCI3, KSCN, желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6], красная кровяная соль K3[Fe(CN)6], NaOH, соли: FeSO4•7H2O, FeCI3, Fe2(SO4)3•9H2O

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости веществ, таблица «Генетические ряды неорганических веществ», инструктивные карты к лабораторной работе, тесты, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Железо, его физические и химические свойства»

Коллекция минералов: красный железняк, бурый железняк, магнитный железняк, железный колчедан.


Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Древняя мудрость гласит: дорогу осилит идущий. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пусть хорошее настроение будет сегодня нашим спутником. Надеюсь, что вместе мы сможем сегодня решить трудные и интересные задачи. Ощутим вкус творчества: будем размышлять, исследовать, учиться формулировать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать.

Проверка домашнего задания.

Проверяем подготовку учащихся к уроку, организуем самопроверку домашнего задания на основе раздаточного материала.

Задание: Напишите молекулярные уравнения возможных реакций:

а) Na + Cl 2

б) Mg + O2

в) Al + S

г) Mg + HCl

д) Al + O2

Лист самооценки к заданию

а)2Na + Cl2→ 2NaCl

б) Mg + O2 → 2MgO

в) 2Al + 3S → Al2S3

г) Mg +2HCl MgCl2 + H2

д) 4Al + 3O2 → 2Al2 O3

Проанализируйте выполнение домашнего задания.

Количество допущенных ошибок в работе: -

При составлении формул :-

При подборе коэффициентов:-

При составлении уравнений электронного баланса:-

При определении окислителя и восстановителя:-

При определении процесса окисления и восстановления:-

Учащиеся проверяют домашнее задание по выданному образцу, задают учителю возникающие вопросы. Выборочно выставляем отметки.

Академик Ферсман писал «При отсутствии этого металла на улицах стоял бы ужас разорения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, мостовая превращается в труху, растения начинают чахнуть» В прочем и человек бы этого не заметил, так как лишившись этого металла, он бы моментально умер.

? А в 1958 году ему воздвигли памятник. Как вы думаете памятник какому веществу перед вами?

Один из символов Брюсселя - атомиум. Спроектировал его архитектор Ватеркеин. Металлическая конструкция представляет собой молекулу железа, увеличенную в 165 миллионов раз. Весит «молекула» 2400 тонн! Внутри девяти шаров, диаметр каждого из которых 18 м, посетители могут осмотреть экспозицию выставки. Атомиум был спроектирован к началу всемирной выставки 1958 года.

?.А что символизирует этот памятник? Атомиум символ величия железа- металла – труженика, главного металла промышленности.

Без железа не может обойтись даже приключенческая литература.

Герою знаменитого романа Даниеля Дефо Робинзону повезло в жизни трижды. Первый раз – когда он спасся после кораблекрушения. Второй раз – когда он благополучно добрался до острова. Но, ему повезло еще раз. После долгих поисков он нашел ящик, за который, по его словам, не отдал бы и целый корабль с золотом. Вспоминайте, что было в этом ящике? Обыкновенные железные инструменты: топор, пила, молоток, гвозди.

Как мы видим, чрезвычайно важное место этот металл и его соединения занимает в жизни человека.

? сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Да, он будет посвящен железу- простому веществу, его физическим и химическим свойствам.

Актуализация опорных знаний и способов действий.


Задание: составьте схемы строения атомов, напишите электронные формулы атомов и обоснуйте валентность атома, исходя из строения атома.

Работа в группах.

  1. Первая группа- натрий.

  2. Вторая группа-кислород

  3. Третья группа-фтор

  4. Четвёртая группа- кальций

Группы обмениваются информацией и приходят к выводу: Валентность химического элемента определяется колличеством электронов на внешнем энергетическом уровне.


Формирование новых ЗУН

Учитель рассказывает обучающимся о важнейших природных соединениях железа, сопровождая рассказ демонстрацией натуральных объектов. В земной коре содержится 4,65% (по массе) железа. По распространенности железо занимает 4-е место после кислорода, кремния, алюминия. Редко встречается самородное железо (метеоритного или земного происхождения). Известно большое число руд и минералов, содержащих железо. По запасам железных руд Россия занимает 1 место в мире: Наибольшее практическое значение имеют красные железняки (руда гематит - Fe2O3; содержит до 70% железа), магнитные железняки (руда магнетит- Fe3O4; содержит 72,4% железа), бурые железняки: руда лимонит - Fe2O3*3H2O, железный колчедан (пирит ) FeS2 ; сидерит (FeCO3). Обобщая эту информацию учитель акцентирует внимание обучающихся на том, что в земной коре железо встречается в основном в составе соединений - различных солей.

? Почему железо в земной коре встречается в основном в составе соединений - различных солей?

? Вспомните в какой форме металлы могут встречаться в природе?

? От чего зависит форма нахождения металла в природе?

При обобщении ответов обучающиеся приходят к выводу: высокая химическая активность железа определяет нахождение его в природе в виде солей.

Учитель предлагает обучающимся пользуясь рядом активности металлов сравнить активность железа с активностью щелочных и щелочноземельных металлов, магния, алюминия, и сделать выводы. Обучающиеся приходят к выводу, что железо- металл средней активности.

Задание. Пользуясь Периодической системой Д.И. Менделеева составите характеристику железа по его положению в Периодической системой Д.И. Менделеева:

-Порядковый номер химического элемента, группа, подгруппа.

-Заряд ядра, распределение электронов по энергетическим уровням.

-Число электронов на внешнем энергетическом уровне

-Степень окисления железа в соединениях.

Ответ запишите в тетради.

Учитель предлагает обучающимся рассмотреть электронное строение атома железа и обосновать его валентные возможности. Учитель акцентирует внимание обучающихся на том, что в атоме железа на внешнем энергетическом уровне находится только два электрона. Ответ запишите в тетради.

Обучающиеся приходят к выводу, что железо- элемент побочной подгруппы и строится у него не внешний, а предвнешний уровень, d-подуровнь. Это элемент d- семейства.

? Какие электроны элемента главных подгрупп являются валентными?

? А какие электроны элемента побочных подгрупп являются валентными?

Учитель акцентирует внимание учеников, что особенностью электронного строения элементов побочных подгрупп является заполнение не последнего энергетического уровня, а предпоследнего.

? Однако, вспомните, какую валентность может иметь железо в соединениях?

? Почему железо образует двухвалентные и трехвалентные соединения, если в его атоме на внешнем уровне только два электрона?

? Можно ли предположить, что железо становится трёхвалентным благодаря переходу электронов на р- подуровень внешнего энергетического уровня?

? Откуда на внешний р-подуровень может перейти третий электрон?

? Так как же можно объяснить трёхвалентность железа?

Обсуждение позволяет обучающимся прийти к предположению, что на р- подуровень внешнего энергетического уровня может перейти электрон с d-подуровня, так как по энергии эти подуровни различаются незначительно. Учитель предлагает обучающимся показать на схеме переходы электронов в атоме железа, в результате которых атом может проявлять валентность равную II и III и составить электронную формулу атома железа.

Ответ запишите в тетради.

Слайд-

? Вспомните какой тип химической связи существует в кристаллах металлов.? Слайд-

? Вспомните чем обусловлены все важнейшие физические свойства металлов? Слайд-

Задание используя раздаточный материал (изделия из сплавов железа), пользуясь материалы учебника 14 с.74), материалами справочника по химии. Заполните таблицу: «Физические свойства железа»,


Физические свойства железа

Цвет

Серебристо-белый

Блеск

Металлический блеск

Пластичность

Очень пластиченый, легко режется, куется. прокатывается, штампуется

Магнитные свойства

Намагничивается, размагничивается

Температура плавления: а) Легкоплавкие, б) Тугоплавкие.

Тугоплавкие

Плотность: а) Легкие, б) Тяжёлые

Тяжёлые

Твёрдость а) Мягкие б) Твёрдые

Твёрдые

Выполнив задание, учащиеся участвуют в коллективном обсуждении.

? Вспомните химические свойства изученных вами металлов и предположите с какими простыми веществами окислителями будет реагировать железо.

Задание. Посмотрите демонстрация горения железа в кислороде. Посмотрите видеозаписи реакций взаимодействия железа с хлором и серой. И используя метод электронного баланса составьте уравнения посмотренных химических реакций железа с простыми окислителями. Укажите признаки их протекания.

1.Взаимодействие с простыми веществами (при t°).

а) с галогенами: Fe + Cl 2

б) с кислородом: Fe + O2

в) с серой: Fe + S

2.Взаимодействие со сложными веществами:

? Предположите с какими сложными веществами окислителями будет реагировать железо.

Задание. Посмотрите видеозапись реакции горения железа в кислороде. Запишите молекулярное уравнение химической реакции.

При высокой температуре (700-900°С) железо реагирует с парами воды с образованием окалины : Fe + Н2O→ Fe3O4+

Задание. Проведите химический эксперимент и убедитесь в достоверности вашего предположения. Но прежде чем приступить к выполнению эксперимента, вспомним правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием. Используя метод электронного баланса составьте уравнения возможных химических реакций железа со сложными окислителями. Укажите признаки их протекания.

а) с соляной кислотой:

Fe + HCl


б) с разбавленной (приблизительно 20%-й) серной кислотой:

Fe + H2SO4


в) вытесняет из растворов солей металлы, находящиеся в электрохимическом ряду напряжений правее железа:

Fe + Cu Cl 2



Лист самооценки к заданию

а) с галогенами:

2Fe + 3Cl 2→2FeCl3

2 Fe0 -6e → 2Fe+3 Fe0 - восстановитель, окисление.

3Cl02 + 6 e6Cl-1 Cl02 -окислитель, восстановление.

Признак: образованием осадка 3 балла

б) с кислородом:

3Fe + 3O2Fe3O4 (окалина)

2 Fe0 -6e → 2Fe+3 Fe0 - восстановитель, окисление.

3 O20 + 6 e6 O-2 O20 -окислитель, восстановление. 3 балла

Признак: сгорает с образованием осадка 3 балла

в) с серой:

Fe + SFeS

Fe0 -2e → Fe+2 Fe0 - восстановитель, окисление.

S 0 – 2 e O-2 S 0 - окислитель, восстановление.

Признак: образованием нерастворимого осадка черного цвета.

г) При высокой температуре (700-900°С) железо реагирует с парами воды:
3Fe+4Н2O=Fe3O4+4Н2

Признак: образование осадка 1 балл


д) С соляной и разбавленной (приблизительно 20%-й) серной кислотами железо реагирует с образованием солей железа(II):

Fe + 2HCl = FeCl2 + Н2

Fe0 -2e → Fe+2 Fe0 - восстановитель, окисление.

2H+ + 2e Н20 H+ - окислитель, восстановление.

Признак: выделение газа, раствор со временем буреет 3 балла

Fe + H2SO4 = FeSO4 + Н2

Fe0 - 2e → Fe+2 F e0 - восстановитель, окисление.

2H+ + 2e Н20 H+ - окислитель, восстановление.


Признак: выделение газа, раствор со временем буреет 3 балла

ж) Железо вытесняет из растворов солей металлы, находящиеся в электрохимическом ряду напряжений правее железа:
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

Fe0 - 2e → Fe+2 Fe0 - восстановитель, окисление.

Cu+2 + 2e = Cu0 Cu+2 - окислитель, восстановление. Признак: образование осадка красного цвета. Изменяется цвет раствора.

Оценочная шкала: до 10 баллов- рекомендуется повторить ранее изученный материал; 10-13 баллов- «3»; 14-16 баллов- «4»;17-19балло-«5».

Вывод Железо дает два ряда соединений, соответствующих степени окисления +2, +3. Степень окисления железа зависит от окислительной способности реагирующего вещества. У сильных окислителей железо принимает степень окисления +3, у более слабых +2.

Задание: Пользуясь Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева Составите формулы оксидов железа +2, +3 и соответствующие им гидроксиды , а изучать способы получение и химические свойства оксидов и гидроксидов железа мы будем на следующих уроках.

У: Многие реакции в растворах протекают между ионами и сопровождаются выпадением осадка, выделением газа или образованием слабого электролита (например воды). Многие из них относятся к так называемым качественным реакциям. Качественными называют реакции, которые можно использовать для распознавания тех или иных веществ. Исследование мы будем проводить с помощью химического эксперимента. Задания выполняем в парах

Задание. Познакомьтесь с качественными реакциями на ионы железа (II) и на ион железа (III). Цель осуществить качественные реакции на ионы Fe+ и Fe+3

Инструктивная карточка к лабораторной работе

«Качественные реакции на ионы железа»
1.В одну пробирку налейте 1-2 мл.раствора хлорида железа (II), а в другую пробирку налейте 1-2 мл. раствора хлорида железа(III). Добавьте в обе пробирки по 1-2 капли мл раствора щёлочи. 2. В одну пробирку налейте 1-2 мл.раствора хлорида железа (II), а в другую пробирку налейте 1-2 мл. раствора хлорида железа (III). Добавьте в пробирку с хлоридом железа (II) 1-2 мл раствор красной кровяной соли, а в пробирку с хлоридом железа (III) 1-2 мл раствор жёлтой кровяной соли. 3. Добавьте в пробирку с хлоридом железа (III) 1-2 мл раствора роданида калия

Работу выполняют в парах.

Учитель объясняет, что с комплексными солями предстоит познакомиться а старшей школе, а пока нужно усвоить как диссоциируют такие соли:

- красная кровяная соль : K3(Fe(CN)6) = 3K+ +(Fe(CN))6 -3 ) ;

- желтая кровяная соль:

K4(Fe(CN) 6) = 4K+ +(Fe(CN))6 -4 )

- роданид калия : KCNS = K++ CNS- =

Составьте отчёт, заполнив таблицу:

Что делали?

Наблюдения

Уравнение реакции (молекулярное и ионное)

Составьте отчёт, заполнив таблицу: ( уже заполненная таблица).

Что делали

Наблюдения

Уравнение реакции (молекулярное и ионное)

В пробирку налили 1-2 мл. раствора хлорида железа (II) и добавили 1-2 мл раствора щёлочи.

Зеленый осадок, который буреет на воздухе

FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH) 2 + 2NaCl

Fe2++2Cl-+2Na++2OH- = Fe(OH) 2 + 2Na++2Cl-

В пробирку налили 1-2 мл. раствора хлорида железа (III) и добавили 1-2 мл раствора щёлочи.

Бурый осадок

FeCl3 + 3 NaOH = Fe(OH) 3+ 3NaCl

Fe+3 +3Cl-+3Na++3OH- = Fe(OH) 3 + 3Na++3Cl-


В пробирку налили 1-2 мл. раствора хлорида железа (II) и добавили 1-2 мл раствор красной кровяной соли


Осадок синего цвета «турнбуллева синь»

FeCl2+ K3(Fe(CN)6) = KFe(Fe(CN)) 6 + 2KCl красная кровяная соль

Fe2++2Cl- + 3K+ +(Fe(CN))6 -3 ) = KFe(Fe(CN)) 6+ 2K++2Cl-

В пробирку налили 1-2 мл. раствора хлорида железа (III) и добавили 1-2 мл раствор жёлтой кровяной соли.

Осадок синего цвета «берлинская лазурь»

FeCl3 + K4(Fe(CN) 6) = KFe(Fe(CN)) 6 + 3KCl желтая кровяная соль

Fe3++3Cl- + 4K+ +(Fe(CN))6 -4 ) = KFe(Fe(CN)) 6 +3K++3Cl-


В пробирку налили 1-2 мл. раствора хлорида железа (III) и добавили 1-2 мл раствора роданида калия


Красный осадок

FeCl3 + KCNS = Fe(CNS) 3 +3KCl роданид калия

Fe3++3Cl- + K++ CNS- = Fe(CNS)3+3K++3Cl-

Далее работа в парах осуществляется в подведении итогов работы . Выставление оценок за работу (каждая оценка обсуждается в группе и аргументируется руководителем группы). Руководитель группы сдает учителю оценочные листы.



У: Казалось бы, как далеки наши сегодняшние исследования от жизни. Но соединения железа как никакие другие важны для жизнедеятельности живого организма.

Ученики делают сообщение о роли железа в жизни растений, животных, человека.

1-й ученик. Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных, человека. Входя в состав гемоглобина, железо обусловливает красную окраску этого вещества и крови. В организме взрослого человека содержится без малого 3 г чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина. Его основная роль – перенос О2 и СО2. В организм железо поступает вместе с пищей. В пищевых продуктах содержится трехвалентное железо. А клетки кишечника пропускают только двухвалентное. Попав в кишечник, Fe+3 восстанавливается в Fe+2. Если человек плохо пережевывает пищу, Fe+3 не восстанавливается и остается недоступным. На усвоение влияет и состав пищи. Присутствие витамина С и фруктозы способствуют растворению и усвоению Fe. Но есть враги железа – это чай, кофе, яичные желтки. В их присутствии железо образует труднорастворимые соединения. У человека, страдающего недостатком железа, развивается малокровие (железодефицитная анемия).

Из отдельных частей организма наиболее богаты железом печень и селезенка.

2-й ученик. Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату – и они приобретают зеленый цвет. Более того, достаточно белый лист смазать раствором соли железа, и вскоре смазанное место зеленеет.

3-й ученик. Интересное использование процесса окисления двухвалентного железа до трехвалентного имеет место в телах особого вида бактерий, так называемых железобактерий. Последние поглощают из окружающей среды соли двухвалентного железа и кислород, причем внутри их организмов протекает реакция, приблизительно отражаемая уравнением: Выделяющаяся при этом энергия служит бактериям для поддержания их жизнедеятельности. Окисление железа является, следовательно, актом дыхания железобактерий, в отличие от высших растений, дыхание которых основано на окислении углерода. Железобактерии размножаются главным образом в водах железистых источников, болотах, прудах и т.п. Нередко наблюдается также массовое развитие их колоний в водопроводных трубах. После отмирания бактерий накопившийся в их организмах гидроксид железа оседает на дно служившего им жизненной средой водоема, что с течением времени приводит к образованию отложений так называемых «болотных» или «озерных» железных руд. В частности, именно таково происхождение Керченского месторождения

Собщение учащихся «Биологическая роль соединений железа» (3 мин)

Развитие способов умственной деятельности.

? Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.(Рабта в парах.)

Задание1.

Исходные вещества продукты реакции

А) Fe + 2HCl(к) → 1) FeCl2 + Н2

Б) Fe + 2HCl( р-р) → 2) FeCl3 + Н2

В) Fe + Cl2→ 3) FeCl3

4) FeCl2



Задание2.

Исходные вещества продукты реакции

А) Fe + Cl2→ 1) Fe SO4 + Н2

Б) Fe ++ H2SO4 (р-р) → 2) Fe2(SO4) 3+ Н2

В) Fe + + H2SO4 (к) при нагревании→ 3) Fe2(SO4) 3+ Н2 + SO2

4) FeCl2

5) FeCl3

Задание3.

Исходные вещества продукты реакции

А) Fe + Cl2→ 1) FeCl3

Б) FeCl2 + Cl2→ 2) FeCl2

В)Fe + HCl → 3) FeCl3 + Н2

4) не взаимодействует

5) FeCl2 + Н2

Лист ответов для самопроверки на экране

Задание1. А-1; Б-1;В-3;

Задание2. А-5; Б-1;В-3;

Задание3. А-1; Б-1;В-5;


Задание: решите задачу.При обработке смеси меди и железа концентрированной азотной кислотой выделилось 4,48 л газа, а при действии на туже смесь соляной кислоты выделилось 2,24л газа ( объёмы газов измерены при н. у.) Найдите массу смеси меди и железа.

Р е ш е н и е:

Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O.

Лист ответов на экране

n(NO2)=4,48 : 22,4=0,2 (моль)

1 моль (Cu) - 2 моль (NO2)

х моль (Cu) -0,2 моль(NO2

х= 1*0,2/2=0,1 (моль)

m(Cu) =64*0,1=6,4(г)


Fe + 2HCl = FeCl2 + Н2

n2)= 2,24:22,4=0,1(моль)

n2)= n(Fe )

m(Fe)=56*0,1=5,6(г)


масса смеси=6,4+5,6=12(г)

Ответ:12г.

Далее работа в группах осуществляется в подведении итогов работы группы. Выставление оценок за работу (каждая оценка обсуждается в группе и аргументируется руководителем группы). Руководитель группы сдает учителю оценочные листы. Учитель подводит итог урока в целом.

Тест

1.На Земле химически чистое железо:

а) не встречается; б) встречается самородное; в) содержится в морской воде;

г) встречается метеоритного происхождения.

2.Какое из утверждений верно:

а) атомы железа в химических процессах могут проявлять окислительные или восстановительные свойства;

б) во всех соединениях железо проявляет степень окисления +2;

в) на внешнем энергетическом уровне атома железа два электрона, следовательно, это элемент II группы;

г) число энергетических уровней у атома железа равно четырем, следовательно, это элемент 4 периода.

3.Железо, в отличие от алюминия, магния обладает особым свойством:

а) электропроводностью; б) теплопроводностью;

в) магнитными свойствами; г) ковкостью.

4.Для производства чугуна в качестве сырья не применяется руда:

а) бурый железняк; б) железный колчедан; в) красный железняк; г) магнитный железняк.

5. Ионы железа входят в состав:

а) костной ткани; б) гемоглобина крови; в) серого вещества мозга; г) эмали зубов.



Завершающий этап:

Учитель подводит итог урока в целом.

Я благодарю вас за прекрасное общение, вы хорошо работали. Я желаю вам успехов!

Литература

  1. Шаталов М.А. Лебедева М.Б. Урок в современной школе: Учебное пособие/ Под общ. Ред. М.А. Шаталова.-СПб.:ЛОИРО,2015

  2. Габриелян О.С.Химия: Учебник для 9 класа общеобразовательных учреждений.-М.: дрофа,2014

  3. Аликберова Л.Ю.,РуккН.С. Полезная химия:Задачи и истории.-М.: Дрофа,2005

  4. Химия,9 класс: Сборник элективных курсов/ Сост.Н.В.Ширшина.-Волгоград: Учитель,2005

  5. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность:Пособие для учителя.- М.:Вита-Пресс,1999







«Действительно ценные знания составляются не из того, о чём человек слышал, а из того, что он приобрёл сам и чем он умеет пользоваться»

Ляпунов А. А., математик, академик РАН








Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Железо 9 класс»

Технологическая карта урока по химии в 9 классе

по теме

«Железо, его физические и химические свойства»



Этапы урока

Методы обучения

Учебно- познавательные

Формируемые УУД

Методы оценки/ самооценки



Деятельность учителя

Деятельность ученика



Организационный момент

Проверка домашнего задания


Самостоятельная работа







Беседа


Приветствие учителя

Задание: проверьте написание уравнения реакций:

а) Na + Cl 2

б) Mg + O2

в) Al + S

г) Mg + HCl

д) Al + O2



? Как вы думаете памятник какому веществу перед

? что символизирует этот памятник?

? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.


Проверяют домашнее задание по выданному образцу:

а)2Na + Cl2= 2NaCl

б) Mg + O2 = 2MgO

в) 2Al + 3S= Al2S3

г) Mg +2HCl = MgCl2 + H2

д) 4Al + 3O2 = 2Al2 O3





выражают в словесной форме ответ на вопрос

выражают в словесной форме ответ на вопрос



Формулируют тему урока.




Регулятивные:

контроль-сличение способа действия и его результата с эталоном для обнаружения отклонений.









Коммуникативные

Умеют оформлять свои мысли в устной форме





Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе соответствия того, что ещё неизвестно.


Самопроверка


















Взаимопроверка

Актуализация знаний

Самостоятельная работа












Задание:

Составьте схемы строения атомов, напишите электронные формулы атомов и обоснуйте валентность атома, исходя из строения атома. Задания для работы в группах.

-Первая группа- натрий.

-Вторая группа-кислород

-Третья группа-фтор

-Четвёртая группа- кальций

составляют схемы строения атомов, пишут электронные формулы атомов и обосновывают валентность атома, исходя из строения атома.

Работа в группах.

Первая группа- натрий.

Вторая группа-кислород

Третья группа-фтор

Четвёртая группа- кальций

Группы обмениваются информацией и приходят к выводу:

Познавательные:

Логические Построение логической цепи рассуждений






Коммуникативные:Учет разных мнений

Взаимопроверка

Формирование новых ЗУН

Беседа






Беседа












Самостоятельная работа




















Беседа




























































Самостоятельная работа










Самостоятельная работа
























Самостоятельная работа

Учитель рассказывает обучающимся о важнейших природных соединениях железа и демонстрирует натуральные объекты.

? Почему железо в земной коре встречается в основном в составе соединений - различных солей?

? В какой форме металлы могут встречаться в природе?

? От чего зависит форма нахождения металла в природе?


Задание. Пользуясь Периодической системой Д.И. Менделеева составите характеристику железа по его положению в Периодической системой Д.И. Менделеева:

-Порядковый номер химического элемента, группа, подгруппа.

-Заряд ядра, распределение электронов по энергетическим уровням.

-Число электронов на внешнем энергетическом уровне

-Степень окисления железа в соединениях.

?Какие электроны элемента главных подгрупп являются валентными?

?А какие электроны элемента побочных подгрупп являются валентными?

Учитель акцентирует внимание учеников, что особенностью электронного строения элементов побочных подгрупп является заполнение не последнего энергетического уровня, а предпоследнего.

?Однако, вспомните, какую валентность может иметь железо в соединениях?

?Почему железо образует двухвалентные и трехвалентные соединения, если в его атоме на внешнем уровне только два электрона?

?Можно ли предположить, что железо становится трёхвалентным благодаря переходу электронов на р- подуровень внешнего энергетического уровня?

?Откуда на внешний р-подуровень может перейти третий электрон?

?Так как же можно объяснить трёхвалентность железа?

? Вспомните какой тип химической связи существует в кристаллах металлов.?

? Вспомните чем обусловлены все важнейшие физические свойства металлов?

? Вспомните какой тип химической связи существует в кристаллах металлов.?

? Вспомните чем обусловлены все важнейшие физические свойства металлов?

? Вспомните какие свойства называем физическими?

Задание используя раздаточный материал (изделия из сплавов железа), пользуясь материалы учебника 14 с.74), материалами справочника по химии. Заполните таблицу: «Физические свойства железа».

? Вспомните, какие свойства называем химическими?

Задание. Посмотрите демонстрация горения железа в кислороде. Посмотрите видеозаписи реакций взаимодействия железа с хлором и серой. И используя метод электронного баланса составьте уравнения посмотренных химических реакций железа с простыми окислителями. Укажите признаки их протекания.

-Взаимодействие с простыми веществами (при t°).

а) с галогенами: Fe + Cl 2

б) с кислородом: Fe + O2

в) с серой: Fe + S



Задание. Посмотрите видеозапись реакции горения железа в кислороде. Запишите молекулярное уравнение химической реакции.

При высокой температуре (700-900°С) железо реагирует с парами воды с образованием окалины : Fe + Н2O→ Fe3O4+

Задание. Проведите химический эксперимент и убедитесь в достоверности вашего предположения. Но прежде чем приступить к выполнению эксперимента, вспомним правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием. Используя метод электронного баланса составьте уравнения возможных химических реакций железа со сложными окислителями. Укажите признаки их протекания.

а) с соляной кислотой:

Fe + HCl



б) с разбавленной (приблизительно 20%-й) серной кислотой:

Fe + H2SO4



в) вытесняет из растворов солей металлы, находящиеся в электрохимическом ряду напряжений правее железа:

Fe + CuCl 2



При высокой температуре (700-900°С) железо реагирует с парами воды с образованием окалины : Fe + Н2O→ Fe3O4+


Заполнить лист самооценки к заданию

Задание. Познакомьтесь с качественными реакциями на ионы железа (II) и на ион железа (III).









Ученики делают сообщение о роли железа в жизни растений, животных, человека.
















Учащиеся слушают, наблюдают, понимают сказанное учителем.




выражают в словесной форме ответ на вопрос










Пользуясь Периодической системой Д.И. Менделеева составляют характеристику железа по его положению в Периодической системой Д.И. Менделеева:

-Порядковый номер химического элемента, группа, подгруппа.

-Заряд ядра, распределение электронов по энергетическим уровням.

-Число электронов на внешнем энергетическом уровне

-Степень окисления железа в соединениях.







выражают в словесной форме ответ на вопрос



























































Пользуясь материалы учебника 14 с.74), материалами справочника по химии. Заполняют таблицу: «Физические свойства железа».










Наблюдают демонстрацию горения железа в кислороде, взаимодействия железа с серой.

Смотрят видеозапсь реакций взаимодействия железа с хлором. И используя метод электронного баланса составляют уравнения посмотренных химических реакций железа с простыми окислителями. Указывают признаки их протекания.



Взаимодействие с простыми веществами (при t°).

а) с галогенами: Fe + Cl 2

б) с кислородом: Fe + O2

в) с серой: Fe + S


смотрят видеозапись реакции горения железа в кислороде. Записывают молекулярное уравнение химической реакции.

















Проводят химический эксперимент и убеждаются в достоверности предположения, находят закономерности. Правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием. Используя метод электронного баланса составляют уравнения возможных химических реакций железа со сложными окислителями. Указывают признаки их протекания.

а) с соляной кислотой:

Fe + HCl



б) с разбавленной (приблизительно 20%-й) серной кислотой:

Fe + H2SO4



в) вытесняет из растворов солей металлы, находящиеся в электрохимическом ряду напряжений правее железа:

Fe + CuCl 2



















Заполняют лист самооценки к заданию.







Выполняют лабораторную работу. «Качественными реакциями на ионы железа (II) и на ион железа (III). Заполняют отчёт в виде таблицы и делают выводы.





Делают сообщение о роли железа в жизни растений, животных, человека.








Коммуникативные: умеют слушать, и понимать сказанное и увиденное.


Коммуникативные: умеют слушать, и слышать друг друга.





Познавательные:

Логические: Построение логической цепи рассуждений

Анализ объектов для выявления их признаков (существенных и несущественных)


















Коммуникативные: умеют слушать, и слышать друг друга.



















































Познавательные:

Общеучебные:

Поиск информации (применение методов и средств информационного поиска)











Познавательные:

Логические:

Подведение под понятие, выведение следствий.

Доказательство, что железо реагирует с простыми веществами окислителями.





































Познавательные:

Логические:

Подведение под понятие, выведение следствий.

Доказательство, что железо реагирует со сложными веществами окислителями.

Коммуникативные

Планируют общие способы работы в парах. Умеют слушать и слышать друг друга







































Познавательные:

Логические:

Подведение под понятие, выведение следствий.

Доказательство, что, качественными реакциями на ионы железа (II) и на ион железа (III).являются…

Коммуникативные

Планируют общие способы работы в парах. Умеют слушать и слышать друг друга.

Познавательные

Общеучебные Осознанное произвольное построение устного речевого высказывания.









Взаимопроверка











Самопроверка























Взаимопроверка




























































Взаимопроверка










Взаимопроверка

























Взаимопроверка


















































Взаимопроверка

































Взаимопроверка


Развитие способов умственной деятельности


? Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.(Рабта в парах.)










Задание: решите задачу.При обработке смеси меди и железа концентрированной азотной кислотой выделилось 4,48 л газа, а при действии на туже смесь соляной кислоты выделилось 2,24л газа ( объёмы газов измерены при н. у.) Найдите массу смеси меди и железа.


? Устанавливают соответствие между исходными веществами и продуктами реакции. и сличают способ действия и его результат с ответом










Решит задачу. На нахождение массы вещества всмеси. Проверяют по подготовленному решению.

Познавательные Общеучебные

Выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из условий. Регулятивные

сличают способ действия и его результат с эталоном для обнаружения отклонений


Познавательные Общеучебные

Выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из условий. Регулятивные

сличают способ действия и его результат с эталоном для обнаружения отклонений


Взаимопроверка

















Взаимопроверка


Завершающий этап


Учитель дает тест и указывает время.


1.На Земле химически чистое железо:

а) не встречается;

б)встречается самородное; в) содержится в морской воде;

г)встречается метеоритного происхождения.

2.Какое из утверждений верно:

а) атомы железа в химических процессах могут проявлять окислительные или восстановительные свойства

б) во всех соединениях железо проявляет степень окисления +2;

в) на внешнем энергетическом уровне атома железа два электрона, следовательно, это элемент II группы;

г) число энергетических уровней у атома железа равно четырем, следовательно, это элемент 4 периода.

3.Железо, в отличие от алюминия, магния обладает особым свойством:

а)электропроводностью; б) теплопроводностью;

в)магнитными свойствами;

г) ковкостью.

4.Для производства чугуна в качестве сырья не применяется руда:

а) бурый железняк;

б) железный колчедан;

в) красный железняк;

г) магнитный железняк.

5. Ионы железа входят в состав:а) костной ткани; б) гемоглобина крови;

в) серого вещества мозга; г) эмали зубов.



Выполняют тест в тетрадях, тетради сдают на проверку.


Взаимопроверка

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Железо, его физические и химические свойства»

Автор: Емельянова Наталья Вениаминовна

Дата: 27.11.2018

Номер свидетельства: 487931

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "презентация к уроку химии в 9 классе  по теме "Железо, его физические и химические свойства" "
    ["seo_title"] => string(108) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-v-9-klassie-po-tiemie-zhieliezo-iegho-fizichieskiie-i-khimichieskiie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "154965"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421230986"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока "Железо, его химические и физические свойства""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekturokazhieliezoieghokhimichieskiieifizichieskiiesvoistva"
    ["file_id"] => string(6) "257290"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448297392"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "«Формирование предметных результатов обучения учащихся   9 класса посредством применения системы количественно-экспериментальных   задач по теме «Железо» "
    ["seo_title"] => string(177) "formirovaniie-priedmietnykh-riezul-tatov-obuchieniia-uchashchikhsia-9-klassa-posriedstvom-primienieniia-sistiemy-kolichiestvienno-ekspierimiental-nykh-zadach-po-tiemie-zhieliezo"
    ["file_id"] => string(6) "232399"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442835296"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока «Общие химические свойства металлов. Ряд активности металлов» "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-obshchiie-khimichieskiie-svoistva-mietallov-riad-aktivnosti-mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "232928"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442943544"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Алюминий. Физические и химические свойства "
    ["seo_title"] => string(49) "aliuminii-fizichieskiie-i-khimichieskiie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "160084"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422001660"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства