Конспект урока по химии в 9 классе по теме
«Железо, его физические и химические свойства»
Цели урока
Деятельностная: Формирование УУД при изучении темы «Железо, его физические и химические свойства»
Предметно-дидактическая: Формирование знаний учащихся об особенностях строения электронных оболочек атомов элементов побочных подгрупп на примере железа; о физических и химических свойствах железа - простого вещества.
Планируемые образовательные результаты урока.
Предметные:
-умеют составлять схемы строения атома, электронную формулу, графическую формулу;
- знают особенности строения электронных оболочек элементов побочных подгрупп на примере железа;
-знают физические и химические свойствах железа - простого вещества.
- умеют сравнивать свойства важнейших соединений железа(II) и железа(III),
- знают степени окисления железа в соединениях;
-знают качественные реакции на ионы Fe2+, Fe3+; используют их для распознания веществ;
-знают роль соединений железа в природе и жизни человека.
Метапредметные:
-работают с различными источниками информации;
-анализируют ход и результаты проделанных опытов формируют выводы;
-выражают и аргументируют свои мысли;
- оценивают правильность выполнения заданий.
Личностные:
-убеждаются в познаваемости мира;
-осознают необходимость соблюдения правил безопасности при выполнении опытов;
-проявляют интерес к изучению химии.
Тип урока
По ведущей дидактической цели: изучение нового материала.
По способу организации: комбинированный.
По ведущему методу обучения: репродуктивный.
Методы обучения
Основной: объяснительно-иллюстративный.
Дополнительные:рассказ, беседа, самостоятельная работа, химический эксперимент и др.
Реактивы: растворы: FeCI2, FeCI3, KSCN, желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6], красная кровяная соль K3[Fe(CN)6], NaOH, соли: FeSO4•7H2O, FeCI3, Fe2(SO4)3•9H2O
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости веществ, таблица «Генетические ряды неорганических веществ», инструктивные карты к лабораторной работе, тесты, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Железо, его физические и химические свойства»
Коллекция минералов: красный железняк, бурый железняк, магнитный железняк, железный колчедан.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Древняя мудрость гласит: дорогу осилит идущий. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пусть хорошее настроение будет сегодня нашим спутником. Надеюсь, что вместе мы сможем сегодня решить трудные и интересные задачи. Ощутим вкус творчества: будем размышлять, исследовать, учиться формулировать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать.
Проверка домашнего задания.
Проверяем подготовку учащихся к уроку, организуем самопроверку домашнего задания на основе раздаточного материала.
Задание: Напишите молекулярные уравнения возможных реакций:
а) Na + Cl 2→
б) Mg + O2 →
в) Al + S →
г) Mg + HCl →
д) Al + O2 →
Лист самооценки к заданию
а)2Na + Cl2→ 2NaCl
б) Mg + O2 → 2MgO
в) 2Al + 3S → Al2S3
г) Mg +2HCl → MgCl2 + H2
д) 4Al + 3O2 → 2Al2 O3
Проанализируйте выполнение домашнего задания.
Количество допущенных ошибок в работе: -
При составлении формул :-
При подборе коэффициентов:-
При составлении уравнений электронного баланса:-
При определении окислителя и восстановителя:-
При определении процесса окисления и восстановления:-
Учащиеся проверяют домашнее задание по выданному образцу, задают учителю возникающие вопросы. Выборочно выставляем отметки.
Академик Ферсман писал «При отсутствии этого металла на улицах стоял бы ужас разорения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, мостовая превращается в труху, растения начинают чахнуть» В прочем и человек бы этого не заметил, так как лишившись этого металла, он бы моментально умер.
? А в 1958 году ему воздвигли памятник. Как вы думаете памятник какому веществу перед вами?
Один из символов Брюсселя - атомиум. Спроектировал его архитектор Ватеркеин. Металлическая конструкция представляет собой молекулу железа, увеличенную в 165 миллионов раз. Весит «молекула» 2400 тонн! Внутри девяти шаров, диаметр каждого из которых 18 м, посетители могут осмотреть экспозицию выставки. Атомиум был спроектирован к началу всемирной выставки 1958 года.
?.А что символизирует этот памятник? Атомиум символ величия железа- металла – труженика, главного металла промышленности.
Без железа не может обойтись даже приключенческая литература.
Герою знаменитого романа Даниеля Дефо Робинзону повезло в жизни трижды. Первый раз – когда он спасся после кораблекрушения. Второй раз – когда он благополучно добрался до острова. Но, ему повезло еще раз. После долгих поисков он нашел ящик, за который, по его словам, не отдал бы и целый корабль с золотом. Вспоминайте, что было в этом ящике? Обыкновенные железные инструменты: топор, пила, молоток, гвозди.
Как мы видим, чрезвычайно важное место этот металл и его соединения занимает в жизни человека.
? сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Да, он будет посвящен железу- простому веществу, его физическим и химическим свойствам.
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Задание: составьте схемы строения атомов, напишите электронные формулы атомов и обоснуйте валентность атома, исходя из строения атома.
Работа в группах.
Первая группа- натрий.
Вторая группа-кислород
Третья группа-фтор
Четвёртая группа- кальций
Группы обмениваются информацией и приходят к выводу: Валентность химического элемента определяется колличеством электронов на внешнем энергетическом уровне.
Формирование новых ЗУН
Учитель рассказывает обучающимся о важнейших природных соединениях железа, сопровождая рассказ демонстрацией натуральных объектов. В земной коре содержится 4,65% (по массе) железа. По распространенности железо занимает 4-е место после кислорода, кремния, алюминия. Редко встречается самородное железо (метеоритного или земного происхождения). Известно большое число руд и минералов, содержащих железо. По запасам железных руд Россия занимает 1 место в мире: Наибольшее практическое значение имеют красные железняки (руда гематит - Fe2O3; содержит до 70% железа), магнитные железняки (руда магнетит- Fe3O4; содержит 72,4% железа), бурые железняки: руда лимонит - Fe2O3*3H2O, железный колчедан (пирит ) FeS2 ; сидерит (FeCO3). Обобщая эту информацию учитель акцентирует внимание обучающихся на том, что в земной коре железо встречается в основном в составе соединений - различных солей.
? Почему железо в земной коре встречается в основном в составе соединений - различных солей?
? Вспомните в какой форме металлы могут встречаться в природе?
? От чего зависит форма нахождения металла в природе?
При обобщении ответов обучающиеся приходят к выводу: высокая химическая активность железа определяет нахождение его в природе в виде солей.
Учитель предлагает обучающимся пользуясь рядом активности металлов сравнить активность железа с активностью щелочных и щелочноземельных металлов, магния, алюминия, и сделать выводы. Обучающиеся приходят к выводу, что железо- металл средней активности.
Задание. Пользуясь Периодической системой Д.И. Менделеева составите характеристику железа по его положению в Периодической системой Д.И. Менделеева:
-Порядковый номер химического элемента, группа, подгруппа.
-Заряд ядра, распределение электронов по энергетическим уровням.
-Число электронов на внешнем энергетическом уровне
-Степень окисления железа в соединениях.
Ответ запишите в тетради.
Учитель предлагает обучающимся рассмотреть электронное строение атома железа и обосновать его валентные возможности. Учитель акцентирует внимание обучающихся на том, что в атоме железа на внешнем энергетическом уровне находится только два электрона. Ответ запишите в тетради.
Обучающиеся приходят к выводу, что железо- элемент побочной подгруппы и строится у него не внешний, а предвнешний уровень, d-подуровнь. Это элемент d- семейства.
? Какие электроны элемента главных подгрупп являются валентными?
? А какие электроны элемента побочных подгрупп являются валентными?
Учитель акцентирует внимание учеников, что особенностью электронного строения элементов побочных подгрупп является заполнение не последнего энергетического уровня, а предпоследнего.
? Однако, вспомните, какую валентность может иметь железо в соединениях?
? Почему железо образует двухвалентные и трехвалентные соединения, если в его атоме на внешнем уровне только два электрона?
? Можно ли предположить, что железо становится трёхвалентным благодаря переходу электронов на р- подуровень внешнего энергетического уровня?
? Откуда на внешний р-подуровень может перейти третий электрон?
? Так как же можно объяснить трёхвалентность железа?
Обсуждение позволяет обучающимся прийти к предположению, что на р- подуровень внешнего энергетического уровня может перейти электрон с d-подуровня, так как по энергии эти подуровни различаются незначительно. Учитель предлагает обучающимся показать на схеме переходы электронов в атоме железа, в результате которых атом может проявлять валентность равную II и III и составить электронную формулу атома железа.
Ответ запишите в тетради.
Слайд-
? Вспомните какой тип химической связи существует в кристаллах металлов.? Слайд-
? Вспомните чем обусловлены все важнейшие физические свойства металлов? Слайд-
Задание используя раздаточный материал (изделия из сплавов железа), пользуясь материалы учебника (§ 14 с.74), материалами справочника по химии. Заполните таблицу: «Физические свойства железа»,
Физические свойства железа |
Цвет | Серебристо-белый |
Блеск | Металлический блеск |
Пластичность | Очень пластиченый, легко режется, куется. прокатывается, штампуется |
Магнитные свойства | Намагничивается, размагничивается |
Температура плавления: а) Легкоплавкие, б) Тугоплавкие. | Тугоплавкие |
Плотность: а) Легкие, б) Тяжёлые | Тяжёлые |
Твёрдость а) Мягкие б) Твёрдые | Твёрдые |
Выполнив задание, учащиеся участвуют в коллективном обсуждении.
? Вспомните химические свойства изученных вами металлов и предположите с какими простыми веществами окислителями будет реагировать железо.
Задание. Посмотрите демонстрация горения железа в кислороде. Посмотрите видеозаписи реакций взаимодействия железа с хлором и серой. И используя метод электронного баланса составьте уравнения посмотренных химических реакций железа с простыми окислителями. Укажите признаки их протекания.
1.Взаимодействие с простыми веществами (при t°).
а) с галогенами: Fe + Cl 2→
б) с кислородом: Fe + O2 →
в) с серой: Fe + S →
2.Взаимодействие со сложными веществами:
? Предположите с какими сложными веществами окислителями будет реагировать железо.
Задание. Посмотрите видеозапись реакции горения железа в кислороде. Запишите молекулярное уравнение химической реакции.
При высокой температуре (700-900°С) железо реагирует с парами воды с образованием окалины : Fe + Н2O→ Fe3O4+
Задание. Проведите химический эксперимент и убедитесь в достоверности вашего предположения. Но прежде чем приступить к выполнению эксперимента, вспомним правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием. Используя метод электронного баланса составьте уравнения возможных химических реакций железа со сложными окислителями. Укажите признаки их протекания.
а) с соляной кислотой:
Fe + HCl →
б) с разбавленной (приблизительно 20%-й) серной кислотой:
Fe + H2SO4→
в) вытесняет из растворов солей металлы, находящиеся в электрохимическом ряду напряжений правее железа:
Fe + Cu Cl 2 →
Лист самооценки к заданию
а) с галогенами:
2Fe + 3Cl 2→2FeCl3
2 Fe0 -6e– → 2Fe+3 Fe0 - восстановитель, окисление.
3Cl02 + 6 e– → 6Cl-1 Cl02 -окислитель, восстановление.
Признак: образованием осадка 3 балла
б) с кислородом:
3Fe + 3O2 →Fe3O4 (окалина)
2 Fe0 -6e– → 2Fe+3 Fe0 - восстановитель, окисление.
3 O20 + 6 e– → 6 O-2 O20 -окислитель, восстановление. 3 балла
Признак: сгорает с образованием осадка 3 балла
в) с серой:
Fe + S → FeS
Fe0 -2e– → Fe+2 Fe0 - восстановитель, окисление.
S 0 – 2 e– → O-2 S 0 - окислитель, восстановление.
Признак: образованием нерастворимого осадка черного цвета.
г) При высокой температуре (700-900°С) железо реагирует с парами воды:
3Fe+4Н2O=Fe3O4+4Н2
Признак: образование осадка 1 балл
д) С соляной и разбавленной (приблизительно 20%-й) серной кислотами железо реагирует с образованием солей железа(II):
Fe + 2HCl = FeCl2 + Н2
Fe0 -2e– → Fe+2 Fe0 - восстановитель, окисление.
2H+ + 2e– → Н20 H+ - окислитель, восстановление.
Признак: выделение газа, раствор со временем буреет 3 балла
Fe + H2SO4 = FeSO4 + Н2
Fe0 - 2e– → Fe+2 F e0 - восстановитель, окисление.
2H+ + 2e– → Н20 H+ - окислитель, восстановление.
Признак: выделение газа, раствор со временем буреет 3 балла
ж) Железо вытесняет из растворов солей металлы, находящиеся в электрохимическом ряду напряжений правее железа:
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
Fe0 - 2e– → Fe+2 Fe0 - восстановитель, окисление.
Cu+2 + 2e– = Cu0 Cu+2 - окислитель, восстановление. Признак: образование осадка красного цвета. Изменяется цвет раствора.
Оценочная шкала: до 10 баллов- рекомендуется повторить ранее изученный материал; 10-13 баллов- «3»; 14-16 баллов- «4»;17-19балло-«5».
Вывод : Железо дает два ряда соединений, соответствующих степени окисления +2, +3. Степень окисления железа зависит от окислительной способности реагирующего вещества. У сильных окислителей железо принимает степень окисления +3, у более слабых +2.
Задание: Пользуясь Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева Составите формулы оксидов железа +2, +3 и соответствующие им гидроксиды , а изучать способы получение и химические свойства оксидов и гидроксидов железа мы будем на следующих уроках.
У: Многие реакции в растворах протекают между ионами и сопровождаются выпадением осадка, выделением газа или образованием слабого электролита (например воды). Многие из них относятся к так называемым качественным реакциям. Качественными называют реакции, которые можно использовать для распознавания тех или иных веществ. Исследование мы будем проводить с помощью химического эксперимента. Задания выполняем в парах
Задание. Познакомьтесь с качественными реакциями на ионы железа (II) и на ион железа (III). Цель осуществить качественные реакции на ионы Fe+ и Fe+3
Инструктивная карточка к лабораторной работе
«Качественные реакции на ионы железа»
1.В одну пробирку налейте 1-2 мл.раствора хлорида железа (II), а в другую пробирку налейте 1-2 мл. раствора хлорида железа(III). Добавьте в обе пробирки по 1-2 капли мл раствора щёлочи. 2. В одну пробирку налейте 1-2 мл.раствора хлорида железа (II), а в другую пробирку налейте 1-2 мл. раствора хлорида железа (III). Добавьте в пробирку с хлоридом железа (II) 1-2 мл раствор красной кровяной соли, а в пробирку с хлоридом железа (III) 1-2 мл раствор жёлтой кровяной соли. 3. Добавьте в пробирку с хлоридом железа (III) 1-2 мл раствора роданида калия
Работу выполняют в парах.
Учитель объясняет, что с комплексными солями предстоит познакомиться а старшей школе, а пока нужно усвоить как диссоциируют такие соли:
- красная кровяная соль : K3(Fe(CN)6) = 3K+ +(Fe(CN))6 -3 ) ;
- желтая кровяная соль:
K4(Fe(CN) 6) = 4K+ +(Fe(CN))6 -4 )
- роданид калия : KCNS = K++ CNS- =
Составьте отчёт, заполнив таблицу:
Что делали? | Наблюдения | Уравнение реакции (молекулярное и ионное) |
Составьте отчёт, заполнив таблицу: ( уже заполненная таблица).
Что делали | Наблюдения | Уравнение реакции (молекулярное и ионное) |
В пробирку налили 1-2 мл. раствора хлорида железа (II) и добавили 1-2 мл раствора щёлочи. | Зеленый осадок, который буреет на воздухе | FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH) 2 + 2NaCl Fe2++2Cl-+2Na++2OH- = Fe(OH) 2 + 2Na++2Cl- |
В пробирку налили 1-2 мл. раствора хлорида железа (III) и добавили 1-2 мл раствора щёлочи. | Бурый осадок | FeCl3 + 3 NaOH = Fe(OH) 3+ 3NaCl Fe+3 +3Cl-+3Na++3OH- = Fe(OH) 3 + 3Na++3Cl- |
В пробирку налили 1-2 мл. раствора хлорида железа (II) и добавили 1-2 мл раствор красной кровяной соли | Осадок синего цвета «турнбуллева синь» | FeCl2+ K3(Fe(CN)6) = KFe(Fe(CN)) 6 + 2KCl красная кровяная соль Fe2++2Cl- + 3K+ +(Fe(CN))6 -3 ) = KFe(Fe(CN)) 6+ 2K++2Cl- |
В пробирку налили 1-2 мл. раствора хлорида железа (III) и добавили 1-2 мл раствор жёлтой кровяной соли. | Осадок синего цвета «берлинская лазурь» | FeCl3 + K4(Fe(CN) 6) = KFe(Fe(CN)) 6 + 3KCl желтая кровяная соль Fe3++3Cl- + 4K+ +(Fe(CN))6 -4 ) = KFe(Fe(CN)) 6 +3K++3Cl- |
В пробирку налили 1-2 мл. раствора хлорида железа (III) и добавили 1-2 мл раствора роданида калия | Красный осадок | FeCl3 + KCNS = Fe(CNS) 3 +3KCl роданид калия Fe3++3Cl- + K++ CNS- = Fe(CNS)3+3K++3Cl- |
Далее работа в парах осуществляется в подведении итогов работы . Выставление оценок за работу (каждая оценка обсуждается в группе и аргументируется руководителем группы). Руководитель группы сдает учителю оценочные листы.
У: Казалось бы, как далеки наши сегодняшние исследования от жизни. Но соединения железа как никакие другие важны для жизнедеятельности живого организма.
Ученики делают сообщение о роли железа в жизни растений, животных, человека.
1-й ученик. Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных, человека. Входя в состав гемоглобина, железо обусловливает красную окраску этого вещества и крови. В организме взрослого человека содержится без малого 3 г чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина. Его основная роль – перенос О2 и СО2. В организм железо поступает вместе с пищей. В пищевых продуктах содержится трехвалентное железо. А клетки кишечника пропускают только двухвалентное. Попав в кишечник, Fe+3 восстанавливается в Fe+2. Если человек плохо пережевывает пищу, Fe+3 не восстанавливается и остается недоступным. На усвоение влияет и состав пищи. Присутствие витамина С и фруктозы способствуют растворению и усвоению Fe. Но есть враги железа – это чай, кофе, яичные желтки. В их присутствии железо образует труднорастворимые соединения. У человека, страдающего недостатком железа, развивается малокровие (железодефицитная анемия).
Из отдельных частей организма наиболее богаты железом печень и селезенка.
2-й ученик. Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату – и они приобретают зеленый цвет. Более того, достаточно белый лист смазать раствором соли железа, и вскоре смазанное место зеленеет.
3-й ученик. Интересное использование процесса окисления двухвалентного железа до трехвалентного имеет место в телах особого вида бактерий, так называемых железобактерий. Последние поглощают из окружающей среды соли двухвалентного железа и кислород, причем внутри их организмов протекает реакция, приблизительно отражаемая уравнением: Выделяющаяся при этом энергия служит бактериям для поддержания их жизнедеятельности. Окисление железа является, следовательно, актом дыхания железобактерий, в отличие от высших растений, дыхание которых основано на окислении углерода. Железобактерии размножаются главным образом в водах железистых источников, болотах, прудах и т.п. Нередко наблюдается также массовое развитие их колоний в водопроводных трубах. После отмирания бактерий накопившийся в их организмах гидроксид железа оседает на дно служившего им жизненной средой водоема, что с течением времени приводит к образованию отложений так называемых «болотных» или «озерных» железных руд. В частности, именно таково происхождение Керченского месторождения
Собщение учащихся «Биологическая роль соединений железа» (3 мин)
Развитие способов умственной деятельности.
? Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.(Рабта в парах.)
Задание1.
Исходные вещества продукты реакции
А) Fe + 2HCl(к) → 1) FeCl2 + Н2
Б) Fe + 2HCl( р-р) → 2) FeCl3 + Н2
В) Fe + Cl2→ 3) FeCl3
4) FeCl2
Задание2.
Исходные вещества продукты реакции
А) Fe + Cl2→ 1) Fe SO4 + Н2
Б) Fe ++ H2SO4 (р-р) → 2) Fe2(SO4) 3+ Н2
В) Fe + + H2SO4 (к) при нагревании→ 3) Fe2(SO4) 3+ Н2 + SO2
4) FeCl2
5) FeCl3
Задание3.
Исходные вещества продукты реакции
А) Fe + Cl2→ 1) FeCl3
Б) FeCl2 + Cl2→ 2) FeCl2
В)Fe + HCl → 3) FeCl3 + Н2
4) не взаимодействует
5) FeCl2 + Н2
Лист ответов для самопроверки на экране
Задание1. А-1; Б-1;В-3;
Задание2. А-5; Б-1;В-3;
Задание3. А-1; Б-1;В-5;
Задание: решите задачу.При обработке смеси меди и железа концентрированной азотной кислотой выделилось 4,48 л газа, а при действии на туже смесь соляной кислоты выделилось 2,24л газа ( объёмы газов измерены при н. у.) Найдите массу смеси меди и железа.
Р е ш е н и е:
Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O.
Лист ответов на экране
n(NO2)=4,48 : 22,4=0,2 (моль)
1 моль (Cu) - 2 моль (NO2)
х моль (Cu) -0,2 моль(NO2
х= 1*0,2/2=0,1 (моль)
m(Cu) =64*0,1=6,4(г)
Fe + 2HCl = FeCl2 + Н2
n(Н2)= 2,24:22,4=0,1(моль)
n(Н2)= n(Fe )
m(Fe)=56*0,1=5,6(г)
масса смеси=6,4+5,6=12(г)
Ответ:12г.
Далее работа в группах осуществляется в подведении итогов работы группы. Выставление оценок за работу (каждая оценка обсуждается в группе и аргументируется руководителем группы). Руководитель группы сдает учителю оценочные листы. Учитель подводит итог урока в целом.
Тест
1.На Земле химически чистое железо:
а) не встречается; б) встречается самородное; в) содержится в морской воде;
г) встречается метеоритного происхождения.
2.Какое из утверждений верно:
а) атомы железа в химических процессах могут проявлять окислительные или восстановительные свойства;
б) во всех соединениях железо проявляет степень окисления +2;
в) на внешнем энергетическом уровне атома железа два электрона, следовательно, это элемент II группы;
г) число энергетических уровней у атома железа равно четырем, следовательно, это элемент 4 периода.
3.Железо, в отличие от алюминия, магния обладает особым свойством:
а) электропроводностью; б) теплопроводностью;
в) магнитными свойствами; г) ковкостью.
4.Для производства чугуна в качестве сырья не применяется руда:
а) бурый железняк; б) железный колчедан; в) красный железняк; г) магнитный железняк.
5. Ионы железа входят в состав:
а) костной ткани; б) гемоглобина крови; в) серого вещества мозга; г) эмали зубов.
Завершающий этап:
Учитель подводит итог урока в целом.
Я благодарю вас за прекрасное общение, вы хорошо работали. Я желаю вам успехов!
Литература
Шаталов М.А. Лебедева М.Б. Урок в современной школе: Учебное пособие/ Под общ. Ред. М.А. Шаталова.-СПб.:ЛОИРО,2015
Габриелян О.С.Химия: Учебник для 9 класа общеобразовательных учреждений.-М.: дрофа,2014
Аликберова Л.Ю.,РуккН.С. Полезная химия:Задачи и истории.-М.: Дрофа,2005
Химия,9 класс: Сборник элективных курсов/ Сост.Н.В.Ширшина.-Волгоград: Учитель,2005
Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность:Пособие для учителя.- М.:Вита-Пресс,1999
«Действительно ценные знания составляются не из того, о чём человек слышал, а из того, что он приобрёл сам и чем он умеет пользоваться»
Ляпунов А. А., математик, академик РАН