Вспомним химический язык. Вопросы - знаки каких химических элементов вспоминаются с трудом! - Как их лучше запомнить? (1 мин) 3минуты. После решают по вариантам в рабочих тетрадях задачу, оформленную в виде таблицы – 4 минуты. Таблица с задачей – на слайде презентации. вариант | масса, г (СuO) | количество вещества, моль (СuO) | число молекул (СuO) | I вар. | 120 | 1.5 | 9,03*10 23 | II вар. III вар. | 240 40 | 3 0,5 | 18,06*10 23 3,01*10 23 | | презентация «Химические элементы» предлагают варианты На листочках в течение 4 минут решают задачу, оформляя ее в виде стандартной записи расчетных задач. Проверяем решение задач с места – 3 человека. | Личностные (самоопределение) Регулятивные (оценка, саморегуляция) Коммуникативные (определение способов взаимодействия) | мультимедийная презентация |
Урок сегодня начнем не совсем традиционно. Посмотрите, на доске отсутствует запись темы урока. И это не случайно, т.к. тему вы сегодня назовете сами. Вы знаете, что сейчас мы изучаем тему "Водород”. И вот о каких свойствах водорода мы поговорим мы поговорим сегодня, вы должны определить сами, просмотрев короткий видеосюжет (Взрыв дирижабля «Гиденбург» 1937 год) каких знаний. по вашему не хватило создателям дирижабля? - Сформулируйте тему нашего урока – Водород: продолжение Или «Тайна дирижабля «Гиденбург» | Ученики фронтально, поднимая руки, отвечают на поставленный вопрос. Записывают тему урока в рабочих тетрадях. | Личностные (смыслообразование) Познавательные (постановка и решение проблемы, логические универсальные действия) Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция) | видеофрагмент |
1.Прежде чем мы с вами отправимся в путешествие у нас должна быть карта. Мы начали создавать ее на предыдущем уроке Итак, чтобы продолжить наш путь . повторим те разделы. что уже появились на нашей карте ( история открытия, общая характеристика, физические свойства ) 2. Изучение химических свойств водорода или Почему взорвался «Гиденбург»?. Проблемно-поисковая беседа: - как на химическом языке называется вода? -как назовем соединения водорода и металла? -о каких физических свойствах фтора и хлора вы можете догадаться, глядя на их формулы? - что общего у меди. вольфрама и железа? - почему реакция оксидов металлов с водородом называется восстановлением? (опережающее знание) | Просмотр видеоопытов, поиск информации, составление ОС Химические свойства Для водорода характерны следующие реакции с простыми веществами (с Al, B, Si, P соединения водорода получают косвенным путём): Взаимодействие с неметаллами При поджигании или в присутствии платинового катализатора реагирует с кислородом O2 + 2H2 = 2H2O, реакция протекает со взрывом. Смесь двух объёмов водорода и одного объёма кислорода называется гремучим газом. При нагревании водород обратимо взаимодействует с серой: S + H2 ⇔ H2S С азотом — при нагревании, повышенном давлении и в присутствии катализатора (железо): N2 + 3H2 = 2NH3 С галогенами образует галогеноводороды: F2 + H2 = 2HF, реакция протекает со взрывом при любой температуре, Cl2 + H2 = 2HCl, реакция протекает только на свету. С сажей взаимодействует при сильном нагревании: C + 2H2 = CH4 Взаимодействие со щелочными и щёлочноземельными металлами Водород образует с активными металлами гидриды: Na + H2 = 2NaH Ca + H2 = CaH2 Гидриды — солеобразные, твёрдые вещества, легко гидролизуются: CaH2 + 2H2O = Ca(OH)2 + 2H2 ↑ Взаимодействие с оксидами металлов Оксиды восстанавливаются до металлов: CuO + H2 = Cu + H2O Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O WO3 + 3H2 = W + 3H2O Наработав в достаточном количестве этот легкий газ, люди сначала приспособили его для воздушных полетов. В этом качестве первый элемент Таблицы Менделеева применяли вплоть до 1937 года, когда в воздухе сгорел крупнейший в мире, в два футбольных поля размером, заполненный водородом немецкий дирижабль «Гинденбург». Катастрофа унесла жизни 36 человек, и на таком использовании водорода был поставлен крест. С тех пор аэростаты заправляют исключительно ….чем? | Личностные (самоопределение) Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия) Регулятивные (прогнозирование, коррекция) | Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам Ф.Рудзитеса |
Диктую: Графический диктант. «Сравнительная характеристика кислорода и водорода» I вариант выбирает утверждения, верные для кислорода. II вариант – для водорода. 1) Газ без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде. 2) В реакциях, как правило, окислитель. 3) Имеет аллотропные модификации. 4) Используется как восстановитель в металлургии. 5) Получают при разложении воды. 6) Самый распространенный элемент космоса. 7) Входит в состав воздуха. 8) Реагирует с неметаллами. 9) Входит в состав оксидов. 10) Легче воздуха. Ответ: I вариант: О2 – 1,2,3,5,7,8,9; II вариант: Н2 – 1,4,5,6,8,10. | Работают в проверочных тетрадях На слух воспринимают и отвечают на вопросы по вариантам. Двое – на крыльях доски- маркерами. | Регулятивные (оценка, саморегуляция) Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия) | мультимедийная презентация к уроку |
Обращает внимание учеников на доску, где заранее записано домашнее задание (параграф 25,26 с. 76 №3,5) Творческое задание: «Синквейн» для водорода. Составить по схеме: • Название темы – одно существительное • Описание темы - два прилагательных • Описание действия – три глагола • Отношение к теме – четыре слова • Суть темы – одно слово Водород Бесцветный, легкий. В реакции вступает, восстанавливает, сгорает. В смеси с кислородом взрывоопасен. Осторожно!!! Чем же теперь заполняют аэростаты? | Записывают домашнее задание в тетрадь. | | мультимедийная презентация к уроку, учебник |