kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Водород.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: рассмотреть свойства водорода как химического элемента и простого вещества.

Задачи:

  1. Образовательные:

- рассмотреть причину двойственное положение водорода в Периодической системе;

- изучить физические, химические свойства, способы получения и применение водорода.

    2.  Развивающие:

- развивать у учащихся умение самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из них нужную информацию;

- развитие умений выделять  признаки и свойства объектов, классифицировать  факты, делать выводы;

- формировать у учащихся умение осуществлять основные мыслительные операции и излагать их в устной и письменной форме;

- развивать воображение, память и внимание;

- развивать у учащихся интерес к научным познаниям на примере презентаций и опытов.

   3. Воспитательные:

- воспитывать умения работать в коллективе,

- воспитывать умение оценивать свои знания;

- прививать интерес к предмету химия, к процессам, происходящим в окружающем мире;

- формирование мировоззрения у учащихся и расширение их кругозора;

  - воспитывать дисциплинированность и чувство ответственности.

 

Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, проектор, материалы для опыта: цинк, соляная кислота, спиртовка, пробирки, лучинка, спички, пробка с газоотводной трубкой.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Водород. »

Конспект урока химии

Тема 21:

Водород.

Цель урока: рассмотреть свойства водорода как химического элемента и простого вещества.


Задачи:

  1. Образовательные:

- рассмотреть причину двойственное положение водорода в Периодической системе;

- изучить физические, химические свойства, способы получения и применение водорода.

2. Развивающие:

- развивать у учащихся умение самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из них нужную информацию;

- развитие умений выделять признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;

- формировать у учащихся умение осуществлять основные мыслительные операции и излагать их в устной и письменной форме;

- развивать воображение, память и внимание;

- развивать у учащихся интерес к научным познаниям на примере презентаций и опытов.

3. Воспитательные:

- воспитывать умения работать в коллективе,

- воспитывать умение оценивать свои знания;

- прививать интерес к предмету химия, к процессам, происходящим в окружающем мире;

- формирование мировоззрения у учащихся и расширение их кругозора;

- воспитывать дисциплинированность и чувство ответственности.



Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, проектор, материалы для опыта: цинк, соляная кислота, спиртовка, пробирки, лучинка, спички, пробка с газоотводной трубкой.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.










Подготовка к уроку:


1. Инструктирование 2-х учащихся демонстрирующих опыты получение кислорода и водорода

2. Подготовка сообщения с слайдовым сопровождением по теме “Получение и применение водорода”

3. Инструктивные карточки для работы групп.


План занятия


1. Организационный момент

2. Мотивация и целеполагание

3. Изучение нового материала:

а) положение водорода в ПС;

б) нахождение в природе и применение водорода;

в) получение водорода;

г) химические свойства.

4. Вывод

5. Закрепление (тест)

6. Домашнее задание

7. Рефлексия


Ход урока

1. Организационный момент

2. Целеполагание и мотивация

Сегодня у нас необычный урок. Урок-поиск.


Доводы, до которых человек додумывается сам,

Обычно убеждают его больше, нежели те,

Которые пришли в голову другим.

Б. Паскаль


Придерживаясь высказывания Паскаля, и проведем мы сегодня урок, на котором многое вы усвоите в ходе собственных исследований, решений и выводов. И начнем мы его нетрадиционно. Посмотрите, на доске отсутствует запись темы урока. И это не случайно, т.к. тему вы сегодня назовете сами. А помогут вам это сделать ваши одноклассники.

- Вы знаете, что сейчас у нас идет тема “Неметаллы”. И вот о каком неметалле мы поговорим сегодня, вы должны определить. Этот неметалл образует простое вещество - газ и про него можно сказать словами Козьмы Пруткова “Всегда держитесь на чеку”.

- Сейчас мы вам покажем получение двух газов, а вы должны будете определить из тех которые перечислены на доске- показывает (аммиак, кислород, водород, азот, углекислый газ, хлор) какие два газа мы получили.


Задание № 1 А также ответить на вопросы, они также приведены на доске:

1. Как вы это определили. Докажите свое предположение?

2. На каком физическом свойстве основан данный способ получения газов?


- Беру металл, добавляю кислоту, собираю газ пробиркой вверх, для ускорения реакции нагреваю его, проверяю его присутствие и на начистоту. Вы услышали хлопок, значит, газ присутствует и он чистый. Еще набираю. Опускаю лучинку в пробирку с газом, она тухнет. Этот газ без цвета, вкуса и запаха. Я вам показала получение газа, и продемонстрировала некоторые его физические свойства.

- В пробирку помещаю кристаллическое вещество темно-фиолетового цвета, закрываю газоотводной трубкой и опускаю ее в пробирку направленную вниз. Собираю газ. Он без цвета, запаха и вкуса. Теперь поджигаю лучинку, опускаю в пробирку, лучинка продолжает гореть. Я вам показала получение газа, и продемонстрировала некоторые его физические свойства.


- Какие газы мы получили? (Ответ: водород и кислород)


- Как вы это определили. Докажите свое предположение?

(Ответ учащихся: аммиак- это газ с запахом и его не получают из металла и кислоты; получение углекислого газа мы проверяли с помощью Са(ОН)2, образуется помутнение; хлор- это желто-зеленый газ и получают его из кислоты, но при взаимодействии с оксидом, а не с металлом; азот получают из воздуха или из вещества при разложении и пробирка направлена вверх, а не вниз как во втором опыте. Поэтому мы считаем, что в первом случае был водород- и его получили из цинка и соляной кислоты, а во втором кислород из перманганата калия разложением)


- На каком физическом свойстве основан данный способ получения газов? (Ответ: на плотности).

Водород мы собирали пробиркой вверх, а кислород пробиркой вниз.


- Да действительно, водород – это самый легкий газ, (он в 14,4 раза легче воздуха) не имеет не цвета, ни вкуса, ни запаха, мало растворим в воде.

- Так почему про водород можно сказать “Всегда держитесь на чеку и почему?” (Водород – это газ, который в смеси с воздухом может привести к взрыву).

- Значит тема нашего урока - Водород.

3. Изучение новой темы

1. Положение водорода в периодической системе.

- Цель нашего урока через совместную работу изучить особое положение водорода в ПС, его строение, свойства, получение и применение.


Посмотрите на схему в своей инструктивной карточке. Она вам показывает, какие знания вы должны получить о водороде, с чем познакомиться и что узнать. Работать мы будем по группам с использованием инструктивной карты. Та группа, которая в процессе работы будет наиболее активной, убедительной в конце урока получит оценку. Кроме этого оценку можно получить и индивидуально.


С водородом мы впервые познакомились в курсе 8 кл., но там мы еще не знали ни уравнений реакций, не были знакомы ни с химическим практикумом, не подразумевали, что сами можем получать вещества и доказывать их физические и химические свойства. Сейчас, обладая необходимым багажом знаний, мы можем самостоятельно проанализировать и ответить на необходимые вопросы.


- Вы, очевидно, обратили внимание на то, что каждому элементу в Периодической системе, отводится одно строго определенное место. Совсем другое дело элемент- водород. Это единственный элемент, для которого химики отводят в периодической системе 2 места – да каких! Его записывают в 2 резко противоположные группы химических элементов:


- в главной подгруппе 1 группы – подгруппе Щелочные металлы

- в главной подгруппе 7 группы- подгруппе галогены.

? Возникает вопрос. Почему?


Задание № 2 Обсудите его в своей группе, занесите ответы в инструктивную карту, в соответствии на каждый пункт-ответ. Кто готов поднимите руку.

Запишите схему в тетрадь.


- Химических элемент водород представляет собой смесь 3 изотопов: протий, дейтерий и тритий.

? Чем отличаются данные изотопы (Ответ: относительной атомной массой и количеством нейтронов ).

? Так сколько их у изотопов?


Задание № 3 Рассчитайте массовую долю водорода в воде, образованную протием 1-2 группа, дейтерием 3-4 группа и тритием- 5-6 группа?

? А теперь сделайте вывод, в какой воде массовая доля водорода наименьшая?


2. Водород в природе.

- Водород не случайно занимает такое почётное место в Периодической системе. Он обладает уникальными физическими и химическими свойствами, что обеспечивает ему право называться элементом № 1. А почему он получил это право, вы узнаете, прослушав ещё одно сообщение.


Задание № 4 На ваших столах лежат карточки с незаполненной схемой. Ваша задача: по ходу доклада заполнить ее, указав область распространения и применения водорода. Сообщение: “Распространение и значение водорода” (схемы и слайды).


Взгляни на звезды: много звезд

В безмолвии ночном

Горит, блестит кругом луны

На небе голубом.


? Пользуясь вашими схемами, назовите область распространения и применения водорода.

Ответ:

- распространения: растения, животные, горные породы, космическое пространство: звезды, планеты, солнце; нефть,бензин, горючие сланцы.

- применение: сварке и резке металлов, крахмал и сахар, получение аммиака, изготовление удобрений, наполнение шаров, атомная энергетика.


3. Получение водорода

На Земле водород встречается в связанном виде. Но ведь водород это еще и простое вещество – Н2. И существует достаточно много способов получения водорода в лабораторных и промышленных условиях. С одним из лабораторных мы уже познакомились в начале урока - это взаимодействие металла с растворами кислот. С этой целью в лабораторных условиях применяют специальные приборы: аппарат Киппа или его аналог – прибор Кирюшкина (демонстрация приборов).

Но существуют и множество других способов. Они показаны у вас в инструктивной карте. Выпишите их в тетрадь.


Задание № 5: Рассчитайте в каком случае объем получившегося водорода будет наибольшим? Все данные для задания вам даны.


4. Химические свойства

Химические свойства водорода определяются его способностью как к как к восстановлению, так и к окислению, проявляя степень окисления +1 и -1.


Задание № 6 Чтобы определить, чем является водород в химических реакциях каждой группе необходимо выполнить уравнение реакции, где расставить коэффициенты методом электронного баланса и выявить, чем будет являться водород окислителем и восстановителем, когда вы это сделаете один учащийся выйдет и занесет свое свойство в схему.

(Ответ: Схема на доске)

А теперь перепишите эту схему себе в тетрадь.


4. Вывод .

Итак, посмотрите на первую схему в ваших инструктивных карточках. Все ли вопросы о водороде мы рассмотрели. Может у кого, есть что- либо дополнить о водороде.

Тогда давайте еще раз посмотрим на тему нашего урока.

Можем ли мы утверждать, что водород является элементом № 1? Подтвердите это.

Ответ:

- занимает в ПС № 1,

- по распространенности во вселенной занимает 1 место;

- самый легкий газ.


5. Закрепление

Я думаю, что все сегодня на уроке пытались приложить максимум усилий для выполнения заданий в группах, работали, делали выводы, анализировали, сравнивали, тем самым постепенно усваивая материал о водороде. Но чтобы проверить себя - выполните тест и оцените его самостоятельно.

Время выполнения 3 минуты.

Поднимите руки те, кто сделал 1, 2, 3 ошибки.

Домашнее задание

1. Параграф 17, зад. 4,5 - всем


























Тест по теме “Водород. Химический элемент и простое вещество”


1. Водород в ПС находится:

а) во 2 А группе

б) в 7 А группе

в) в 6 А группе


2.Водород проявляет степень окисления в соединениях:

а) +2 и - 2

б) +1 и -1

в) 0 и + 1


3. Водород это газ:

а) без цвета, вкуса, запаха, тяжелее воздуха

б) без цвета, запаха, вкуса, легче воздуха

в) без цвета, вкуса, с запахом, легче воздуха


5. Водород – как химический элемент во вселенной занимает:

а) Второе место

б) Первое место

в) Третье место


6. Водород в химической реакции с металлами является:

а) восстановителем

б) окислителем


7. Водород в химической реакции с галогенами является:

а) окислителем

б) восстановителем


Ответ запишите ввиде последовательности букв ___________________

Задание:

1. Решите задачу:

Вычислите массовую долю водорода в белой глине AL2O3 2 SiO2 2 H2O.












Инструктивная карточка группы № 1

Тема : Водород

Задание № 1 (после демонстрации опытов)

- Какие газы мы получили?

- Как вы это определили. Докажите свое предположение?

- На каком физическом свойстве основан данный способ получения газов?

Схема изучения темы водород

Водород



Положение в ПС В природе Применение Физические свойства Получение Химические свойства

Задание № 2

Водород записывают в 2 резко противоположные группы химических элементов:

- в главной подгруппе 1 группы – подгруппе Щелочные металлы

- в главной подгруппе 7 группы- подгруппе галогены.

Почему?

Обсудите вопрос в своей группе, занесите ответы в инструктивную карту, в соответствии на каждый пункт-ответ. Кто готов поднимите руку.

Общее с щелочными металлами Общее с галогенами

1. _______________________________ 1._________________________

2. _______________________________ 2. _________________________

3. _______________________________ 3. _________________________

4. _______________________________ 4. _________________________

5.____________________________ 5. _________________________

6._______________________________ 6._________________________

Запишите схему в тетрадь после обсуждения.


Задание № 3

Рассчитайте массовую долю водорода в воде, образованную протием 11Н?

(Ответ: ………………)

Задание № 4

По ходу доклада заполнить схему, указав область распространения и применения водорода.

Распространение водорода Применение водорода

_______________________________ _________________________

_______________________________ __________________________

_______________________________ ____________________________

_______________________________ ____________________________

_______________________________ ____________________________

Задание № 5

Способы получения водорода:

Лабораторные :

- Металлы с растворами кислот Zn + 2HCL --- ZnCL2 + H2 (1)

- Электролизом воды: Н2О --- Н2 + О2 (2)

Промышленные :

- Конверсией воды : С + Н2О --- СО + Н2 (3)

- Конверсией метана с водяным паром : СН4 + 2 Н2О --- СО2 + 4 Н2 (4)

- Разложением метана : СН4 --- С + Н2 (5)

Рассчитайте количество водорода, которое выделится при взаимодействии цинка с 10 г соляной кислоты по уравнению (1).(Ответ:………………….)


Задание № 6

Закончите уравнение взаимодействия водорода с кислородом и расставьте коэффициенты методом электронного баланса:

Н2 + О2 ----

Определите, чем является водород в химической реакции окислителем или восстановителем и занесите в схему на доске.

Перепишите схему с доски себе в тетрадь














































Инструктивная карточка группы № 2

Тема : Водород

Задание № 1 (после демонстрации опытов)

- Какие газы мы получили?

- Как вы это определили. Докажите свое предположение?

- На каком физическом свойстве основан данный способ получения газов?

Схема изучения темы водород

Водород



Положение в ПС В природе Применение Физические свойства Получение Химические свойства

Задание № 2

Водород записывают в 2 резко противоположные группы химических элементов:

- в главной подгруппе 1 группы – подгруппе Щелочные металлы

- в главной подгруппе 7 группы- подгруппе галогены.

Почему?

Обсудите вопрос в своей группе, занесите ответы в инструктивную карту, в соответствии на каждый пункт-ответ. Кто готов поднимите руку.

Общее с щелочными металлами Общее с галогенами

1. _______________________________ 1. ________________________

2. _______________________________ 2. ________________________

3. _______________________________ 3. ________________________

4. _______________________________ 4. ________________________

5. ____________________________ 5._________________________

6. ____________________________ 6._________________________

Запишите схему в тетрадь после обсуждения.


Задание № 3

Рассчитайте массовую долю водорода в воде, образованную дейтерием 12 Н ? ( Ответ: ………………)


Задание № 4

По ходу доклада заполнить схему, указав область распространения и применения водорода.

Распространение водорода Применение водорода

_______________________________ ___________________________

_______________________________ __________________________

_______________________________ ___________________________

_______________________________ ____________________________

Задание № 5

Способы получения водорода:

Лабораторные :

- Металлы с растворами кислот Zn + 2HCL --- ZnCL2 + H2 (1)

- Электролизом воды: Н2О --- Н2 + О2 (2)

Промышленные :

- Конверсией воды : С + Н2О --- СО + Н2 (3)

- Конверсией метана с водяным паром : СН4 + 2 Н2О --- СО2 + 4 Н2 (4)

- Разложением метана : СН4 --- С + Н2 (5)

Рассчитайте количество водорода, которое выделится при разложении 10 г воды по уравнению (2)

(Ответ:………………….)


Задание № 6

Закончите уравнение взаимодействия водорода с галогенами и расставьте коэффициенты методом электронного баланса:

Н2 + СL2 ----

Определите, чем является водород в химической реакции окислителем или восстановителем и занесите в схему на доске.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Водород.

Автор: Леднева Дарья Николаевна

Дата: 16.04.2015

Номер свидетельства: 202011

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Водород – химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода. "
    ["seo_title"] => string(73) "vodorod-khimichieskii-eliemient-i-prostoie-vieshchiestvo-izotopy-vodoroda"
    ["file_id"] => string(6) "231733"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442601432"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок по теме «Водород»  8 класс  Презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-tiemie-vodorod-8-klass-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "210360"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431428915"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока на тему "Водород" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vodorod"
    ["file_id"] => string(6) "231700"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442595621"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Водород - урок. "
    ["seo_title"] => string(12) "vodorod-urok"
    ["file_id"] => string(6) "239329"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444756538"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Окислительно-восстановительные реакции на примере перекиси водорода. Подготовка к ЕГЭ."
    ["seo_title"] => string(84) "okislitielnovosstanovitielnyierieaktsiinaprimieriepieriekisivodorodapodghotovkakiege"
    ["file_id"] => string(6) "312048"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459276583"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1420 руб.
2370 руб.
1570 руб.
2620 руб.
1270 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства