kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Витамины 10 класс химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок новых знаний. В нем раскрывается значение витаминов в живом организме

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Витамины 10 класс химия»

Конспект урока по химии

Витамины

10 класс

Учитель химии: Мелихова Тамара Ивановна


Тип урока: урок изучения нового материала


Цель: Сформировать общее представление о витаминах, познакомить с их классификацией, представителями и значением

Задачи:

Обучающие: сформировать у учащихся общее представление о витаминах; рассмотреть классификацию и обозначения витаминов; ввести понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах.

Развивающие: развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать, развивать представления о причинно-следственных явлениях, познаваемости мира.

Воспитательные: привитие культуры здорового образа жизни; использовать повседневной жизни знания о витаминах.


Методы и методические приемы:

- эвристическая беседа,

- использование интерактивной наглядности;

- составление опорного конспекта.


Оборудование:

компьютер, интерактивная доска, образцы витаминных препаратов, подсолнечное масло, р-р FeCI3, яблочный сок, вода, крахмальный клейстер, р-р иода.


План урока

  1. Витамины: история открытия, общее представление, классификация

  2. Водорастворимые витамины

  3. Жирорастворимые витамины

  4. Авитаминозы, гиповитаминозы

  5. Гипервитаминозы


Ход урока


Организационный момент:

Учитель приветствует учащихся, создает благоприятную обстановку на уроке. Обращает внимание учащихся на готовность к уроку и на оборудование урока.


Сообщение темы и цели урока (слайд 1,2)

Введение в тему:

Эпиграфом урока являются следующие слова: «Витамины дают здоровье, людям всем продлевают жизнь». (слайд 3)

Учитель: Ребята, прокомментируйте эпиграф нашего урока

(учащиеся высказывают свои предположения)

Несмотря на то, что суточная потребность витаминов исчисляется в миллиграммах, в обмене веществ они играют особое значение и крайне необходимы для нормальной жизнедеятельности

  1. Обратимся к истории открытия витаминов (слайд 4)

Одним из основоположников учения о витаминах является врач – Лунин Николай Иванович. ( Приложение 1) В 1881 г. Н.И.Лунин произвел опыты над двумя группами белых мышей. Одну группу мышей он кормил натуральным молоком, а другую – искусственной смесью из белков, жиров и углеводов, соли и воды, являющихся составными частями молока. Лунин установил, что мыши первой группы, питаясь цельным молоком, были здоровы, нормально развивались и росли. Мыши второй группы погибли. Ученый предположил, что естественные пищевые продукты содержат какие-то вещества, необходимые для жизни организмов. Впоследствии эти вещества были названы витаминами. Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал название – от латинского «vita» - «жизнь».

Сейчас известно около 50 видов витаминов. В организме они, как правило, не запасаются, а их избытки выводятся органами выделения. Наибольшее количество витаминов имеется в растительных продуктах, но некоторые содержаться только в животных продуктах.

Определение витаминов: (учащиеся записывают в тетрадь) (слайд 5)

Витамины - низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме.

По химическому строению и физико-химическим свойствам (в частности, по растворимости) витамины делят на 2 группы – водорастворимые и жирорастворимые. (слайд 5).

Водорастворимые витамины при их избыточном поступлении в организм, будучи хорошо растворимыми в воде, быстро выводятся из организма.
Жирорастворимые витамины хорошо растворимы в жирах и легко накапливаются в организме при их избыточном поступлении с пищей. Их накопление в организме может вызвать расстройство обмена веществ, называемое гипервитаминозом

А. Водорастворимые
Витамин В1 (тиамин);
Витамин В2 (рибофлавин);
Витамин РР (никотиновая кислота);
Витамин В5 (пантотеновая кислота);
Витамин В6 (пиридоксин);
Витамин Н (биотин)
Витамин В9 (фолиевая кислота);
Витамин В12 (цианокобаламин);
Витамин С (аскорбиновая кислота);

Б. Жирорастворимые
Витамин А (ретинол);
Витамин D (холекальциферол);
Витамин Е (токоферол);
Витамин К (филлохинон)..

(Схема классификации витаминов записывается учащимися в тетрадь.) (слайд 6)


Гиповитаминозы и авитаминозы

Частичная недостаточность витамина – гиповитаминоз.

Полное отсутствие в организме витамина – авитаминоз.

Все причины, приводящие к полному или частичному дефициту витаминов в организме обычно связаны с различными заболеваниями, или специфическими состояниями, при которых нарушается баланс между потребностью и обеспечением организма витаминами.

Такой дисбаланс могут вызывать болезни желудочно-кишечного тракта (гастриты, колиты, энтериты), ухудшающие всасывание и усвоение витаминов из пищи.

Потребность в витаминах также возрастает при тяжелой физической нагрузке, неблагоприятных условиях труда, в жарком климате, в условиях крайнего севера и т. д.

Соблюдение различных несбалансированных диет, голодание, прием ряда медикаментов, неправильное хранение и приготовление продуктов относятся к внешним факторам, вызывающим гиповитаминоз.


А. Водорастворимые витамины
1. Витамин B1 (тиамин) (слайд 7,8,9)
Источники. Витамин В1 - первый витамин, выделенный в кристаллическом виде К. Функом в 1912 г. Он широко распространён в продуктах растительного происхождения (оболочка семян хлебных злаков и риса, горох, фасоль, соя и др.). В организмах животных витамин В1 образуется в печени, почках, мозге, сердечной мышце.
Суточная потребность взрослого человека в среднем составляет 2-3 мг витамина В1. Биологическая роль витамина В1, определяется тем, что он входит в состав как минимум трёх ферментов и ферментных комплексов, участвует в жировом и углеродном обмене.
Основной, наиболее характерный и специфический признак недостаточности витамина В1 - полиневрит, в основе которого лежат дегенеративные изменения нервов. Вначале развивается болезненность вдоль нервных стволов, затем - потеря кожной чувствительности и наступает паралич (бери-бери). Второй важнейший признак заболевания - нарушение сердечной деятельности, что выражается в нарушении сердечного ритма, увеличении размеров сердца и в появлении болей в области сердца.

2. Витамин В2 (рибофлавин).
Рибофлавин представляет собой кристаллы жёлтого цвета, слабо растворимые в воде.
Источники витамина В2 - печень, почки, яйца, молоко, дрожжи. Витамин содержится также в шпинате, пшенице, ржи. Частично человек получает витамин В2 как продукт жизнедеятельности кишечной микрофлоры.
Суточная потребность в витамине В2 взрослого человека составляет 1,8-2,6 мг. Биологические функции. В слизистой оболочке кишечника после всасывания витамина происходит образование коферментов, которые входят в состав флавиновых ферментов, принимающих участие в окислительно-восстановительных реакциях.
Клинические проявления недостаточности рибофлавина выражаются в остановке роста у молодых организмов. Часто развиваются воспалительные процессы на слизистой оболочке ротовой полости, появляются длительно незаживающие трещины в углах рта, дерматит носогубной складки. Типично воспаление глаз: конъюнктивиты, катаракта. Кроме того, при авитаминозе В2 развиваются общая мышечная слабость и слабость сердечной мышцы.


3. Пантотеновая кислота (витамин B5)
Пантотеновая кислота - белый мелкокристаллический порошок, хорошо растворимый в воде. Она синтезируется растениями и микроорганизмами, содержится во многих продуктах животного и растительного происхождения (яйцо, печень, мясо, рыба, молоко, дрожжи, картофель, морковь, пшеница, яблоки). В кишечнике человека пантотеновая кислота в небольших количествах продуцируется кишечной палочкой. Пантотеновая кислота - универсальный витамин, в ней или её производных нуждаются человек, животные, растения и микроорганизмы.
Суточная потребность человека в пантотеновой кислоте составляет 10-12 мг.
Биологические функции. Пантотеновая кислота используется в клетках для синтеза коферментов, участвует в реакциях катаболизма, активации жирных кислот, синтеза холестерина и кетоновых тел, обезвреживания чужеродных веществ в печени.
Клинические проявления недостаточности витамина. У человека и животных развиваются дерматиты, дистрофические изменения желёз внутренней секреции (например, надпочечников), нарушение деятельности нервной системы (невриты, параличи), дистрофические изменения в сердце, почках, депигментация и выпадение волос и шерсти у животных, потеря аппетита, истощение. Низкий уровень пантотената в крови у людей часто сочетается с другими гиповитаминозами и проявляется как комбинированная форма гиповитаминоза.

4. Витамин В6 (пиридоксин, пиридоксаль, пиридоксамин)

Источники витамина В6 для человека - такие продукты питания, как яйца, печень, молоко, зеленый перец, морковь, пшеница, дрожжи. Некоторое количество витамина синтезируется кишечной флорой.
Суточная потребность составляет 2-3 мг.
Клинические проявления недостаточности витамина. Авитаминоз В6 у детей проявляется повышенной возбудимостью ЦНС, периодическими судорогами, специфическими дерматитами.


5. Фолиевая кислота ( витамин B9)

Источники. Значительное количество этого витамина содержится в дрожжах, а также в печени, почках, мясе и других продуктах животного происхождения.
Суточная потребность в фолиевой кислоте колеблется от 50 до 200 мкг, однако вследствие плохой всасываемости этого витамина рекомендуемая суточная доза - 400 мкг.
Биологическая роль фолиевой кислоты определяется тем, что она служит субстратом для синтеза коферментов, участвующих в реакциях переноса одноуглеродных радикалов.
Наиболее характерные признаки авитаминоза фолиевой кислоты - нарушение кроветворения и связанные с этим различные формы малокровия (макроцитарная анемия), лейкопения и задержка роста. При гиповитаминозе фолиевой кислоты наблюдают нарушения регенерации эпителия, особенно в ЖКТ, обусловленные недостатком пуринов и пиримидинов для синтеза ДНК в постоянно делящихся клетках слизистой оболочки. Авитаминоз фолиевой кислоты редко проявляется у человека и животных, так как этот витамин в достаточной степени синтезируется кишечной микрофлорой.

6. Витамин В12 (кобаламин)

Витамин В12 был выделен из печени в кристаллическом виде в 1948 г. В 1955 г. Витамин В12 - единственный витамин, содержащий в своём составе металл кобальт.
Источники. Ни животные, ни растения не способны синтезировать витамин В12. Это единственный витамин, синтезируемый почти исключительно микроорганизмами. Из животных тканей наиболее богаты витамином В12 печень и почки. Гипоавитаминоз В12 обычно сочетается с понижением кислотности желудочного сока.
Суточная потребность в витамине В12 крайне мала и составляет всего 1-2 мкг.
Основной признак авитаминоза В12 - анемия. Для этого заболевания характерны увеличение размеров эритроцитов, снижение количества эритроцитов в кровотоке, снижение концентрации гемоглобина в крови. Нарушение кроветворения связано в первую очередь с нарушением обмена нуклеиновых кислот, в частности синтеза ДНК в быстроделящихся клетках кроветворной системы.


7. Витамин С (аскорбиновая кислота)

Источники витамина С - свежие фрукты, овощи, зелень.
Суточная потребность человека в витамине С составляет 50-75 мг.
Биологические функции. Главное свойство аскорбиновой кислоты - способность легко окисляться и восстанавливаться.
Клинические проявления недостаточности витамина С. Недостаточность аскорбиновой кислоты приводит к заболеванию, называемому цингой (скорбут). Цинга, возникающая у человека при недостаточном содержании в пищевом рационе свежих фруктов и овощей, описана более 300 лет назад, со времени проведения длительных морских плаваний и северных экспедиций. Это заболевание связано с недостатком в пище витамина С. Болеют цингой только человек, приматы и морские свинки. Вследствие этого наблюдают разрыхление дёсен, расшатывание зубов, нарушение целостности капилляров (сопровождающееся подкожными кровоизлияниями). Возникают отёки, боль в суставах, анемия.

Экспериментальная часть (демонстрация опыта)


«Определение витамина С в яблочном соке»

В пробирку добавляем 2 мл яблочного сока, 10 мл воды, немного крахмального клейстера. После по капле добавляет 5% р-р иода. Появляется синее устойчивое окрашивание, которое исчезает через 15 секунд.

Вывод: Яблочный сок содержит витамин С (аскорбиновую кислоту)


8. Витамин РР (никотиновая кислота, никотинамид)
Источники. Витамин РР широко распространён в растительных продуктах, высоко его содержание в рисовых и пшеничных отрубях, дрожжах, много витамина в печени и почках крупного рогатого скота и свиней.

Суточная потребность в этом витамине доставляет для взрослых 15-25 мг, для детей - 15 мг. Недостаточность витамина РР приводит к заболеванию "пеллагра", для которого характерны 3 основных признака: дерматит, диарея, деменция ("три Д"), Пеллагра проявляется в виде симметричного дерматита на участках кожи, доступных действию солнечных лучей, расстройств ЖКТ (диарея) и воспалительных поражений слизистых оболочек рта и языка. В далеко зашедших случаях пеллагры наблюдают расстройства ЦНС (деменция): потеря памяти, галлюцинации и бред.

9. Биотин (витамин Н)

Источники. Биотин содержится почти во всех продуктах животного и растительного происхождения. Наиболее богаты этим витамином печень, почки, молоко, желток яйца. В обычных условиях человек получает достаточное количество биотина в результате бактериального синтеза в кишечнике.
Суточная потребность биотина у человека не превышает 10 мкг.
При недостаточности биотина у человека развиваются явления специфического дерматита, характеризующегося покраснением и шелушением кожи, а также обильной секрецией сальных желёз (себорея). При авитаминозе витамина Н наблюдают также выпадение волос и шерсти у животных, поражение ногтей, часто отмечаются боли в мышцах, усталость, сонливость и депрессию.


Б. Жирорастворимые витамины

1. Витамин А (ретинол) - циклический, ненасыщенный, одноатомный спирт.
Источники. Витамин А содержится только в животных продуктах: печени крупного рогатого скота и свиней, яичном желтке, молочных продуктах; особенно богат этим витамином рыбий жир. В растительных продуктах (морковь, томаты, перец, салат и др.) содержатся каротиноиды, являющиеся провитаминами А.

Суточная потребность витамина А взрослого человека составляет от 1 до 2,5 мг витамина или от 2 до 5 мг каротиноидов.

Биологические функции витамина А. Составляет фотохимическую основу акта зрения.
Наиболее детально изучено участие витамина А в зрительном акте. Участвует в деятельности мембран клеток, необходим для роста и развития организма, для функционирования слизистых оболочек.

Основные клинические проявления гиповитаминоза А. Наиболее ранний и характерный признак недостаточности витамина А у людей и экспериментальных животных - нарушение сумеречного зрения (гемералопия, или "куриная" слепота). Специфично для авитаминоза А поражение глазного яблока - ксерофтальмия, т.е. развитие сухости роговой оболочки глаза как следствие закупорки слёзного канала в связи с ороговением эпителия. Это, в свою очередь, приводит к развитию конъюнктивита, отёку, изъязвлению и размягчению роговой оболочки, что приводит к полной потере зрения.
У детей и молодых животных при авитаминозе А наблюдают остановку роста костей, кератоз эпителиальных клеток всех органов и, как следствие этого, избыточное ороговение кожи, поражение эпителия ЖКТ, мочеполовой системы и дыхательного аппарата. Прекращение роста костей черепа приводит к повреждению тканей ЦНС, а также к повышению давления спинномозговой жидкости.


Экспериментальная часть (демонстрация опыта)

«Определение витамина А в подсолнечном масле»

В пробирку наливаем 1 мл подсолнечного масла, добавляем 1-2 капли 1% раствора FeCI3. Наблюдаем появление ярко-зеленого окрашивания. Вывод: подсолнечное масло содержит витамин А.


2. Витамины группы D (кальциферолы)

Источники. Наибольшее количество витамина D3 содержится в продуктах животного происхождения: сливочном масле, желтке яиц, рыбьем жире.
Суточная потребность для детей 12-25 мкг (500-1000 ME), для взрослого человека потребность значительно меньше.
Недостаточность. При недостатке витамина D у детей развивается заболевание "рахит", характеризуемое нарушением кальцификации растущих костей. При этом наблюдают деформацию скелета с характерными изменениями костей

Избыток. Поступление в организм избыточного количества витамина D3 может вызвать гипервитаминоз D. Это состояние характеризуется избыточным отложением солей кальция в тканях лёгких, почек, сердца, стенках сосудов.


3. Витамины группы Е (токоферолы)

Витамин Е был выделен из масла зародышей пшеничных зёрен в 1936 г. и получил название токоферол.
Источники витамина Е для человека - растительные масла, салат, капуста, семена злаков, сливочное масло, яичный желток.
Суточная потребность взрослого человека в витамине примерно 5 мг.
Клинические проявления недостаточности витамина Е у человека до конца не изучены. Известно положительное влияние витамина Е при лечении нарушения процесса оплодотворения, при повторяющихся непроизвольных абортах, некоторых форм мышечной слабости и дистрофии. Показано применение витамина Е для недоношенных детей и детей, находящихся на искусственном вскармливании, так как в коровьем молоке в 10 раз меньше витамина Е, чем в женском.


Закрепление знаний

Заполнение таблицы, используя материал презентации и учебника § 20


Название витамина

Суточная потребность

Продукты, богатые витамином

Значение

Нарушения, возникающие при недостатке витамина


















Домашнее задание:

  • изучить параграф 20, раздел «Витамины»,

  • используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о витаминах F, К.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Витамины 10 класс химия

Автор: Мелихова Тамара Ивановна

Дата: 29.08.2019

Номер свидетельства: 518684

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Программа внеурочной деятельности естественно-научной направленности "Академия занимательных наук" ФГОС 5 класс "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iestiestvienno-nauchnoi-napravliennosti-akadiemiia-zanimatiel-nykh-nauk-fgos-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "115510"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412003600"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Методическая разработка "Химия вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(47) "mietodichieskaia_razrabotka_khimiia_vokrugh_nas"
    ["file_id"] => string(6) "408739"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1492000191"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Сценарий проведения интеллектуальной игры  по вопросам химии, биологии. "
    ["seo_title"] => string(78) "stsienarii-proviedieniia-intielliektual-noi-ighry-po-voprosam-khimii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "172311"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423806899"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Методическая разработка внеклассного мероприятия  на тему: «Химия и кулинария»  (Аукцион) "
    ["seo_title"] => string(96) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-na-tiemu-khimiia-i-kulinariia-auktsion"
    ["file_id"] => string(6) "109235"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404244299"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Лекция по теме "Витамины""
    ["seo_title"] => string(28) "liektsiia-po-tiemie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "294514"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455648469"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства