В разработке предлагается три поурочных плана и дидактический материал по темам: "Строение атома", "Строение электронных оболочек атома", "Движение электронов в атоме". Уроки разработаны с учетом 7 уровней Программы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Уроки по теме "Строение атома"»
Урок № 1 (1)
Предмет: Химия
Класс: 8
Тема урока: Строение атома
Цель:
образовательная: Ученик формирует понятия - атом, изотопы, протон, нейтрон, электрон, электронная оболочка атома. Изучает состав атома и состав атомного ядра, рассматривает состав, строение химических элементов.
развивающая: Ученик развивает умение работать с Периодической системой; ОУУН (составлять акцентированный конспект, выделять главное, систематизировать материал, характеризовать состав, строение атома);
воспитательная: ученик воспитывает самостоятельность, ответственность, информационную культуру. формирует взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушать других при работе в классе, в группах
Ключевые идеи: состав и строение атома и атомного ядра
Ожидаемые результаты: Ученик характеризует состав атома и атомного ядра, называет элементарные частицы, дает им характеристику, определяет их число с помощью ПСХЭ.
время
Этапы урока
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационные формы
Используемые модули
5мин
Стадия вызова
Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.
Самостоятельная работа (Приложение 1)
1. В предложения вставьте слова «атом» или «молекула»:
… водорода образована … водорода;
… углекислого газа образована … углерода и … кислорода;
… серной кислоты образована 2 … водорода, 1 … серы и 4 … кислорода;
… белого фосфора состоит из 4 … фосфора.
2. Составьте формулы этих веществ, укажите простые и сложные вещества.
3. Закончите предложения и прочтите основные положения АМУ.
1. Вещества состоят из …, а молекулы из ….
2. … - мельчайшая частица вещества, сохраняющая состав и свойства данного вещества, физически неделимая.
3. …- мельчайшая частица вещества, химически не делимая.
4. При … явлениях состав вещества не изменяется, а при … явлениях изменяется, из одних веществ получаются другие.
5. Молекулы и атомы находятся в постоянном хаотичном …
Проверка выполнения задания.
Выход на тему: какие 2 ключевые понятия вам встречались в каждом задании? (Молекула, атом)
Хоть молекула мала,
В микроскопе не видна,
Из частиц ещё помельче
Всё же состоит она. – о каких частицах идет речь? (атомы0
Выполняют задание, осуществляют проверку, называют тему урока и цель.
Парная/групповая
ИКТ – демонстрация слайдов презентации
10 +5 мин
Осмысление содержания
Получение новой информации по теме.
2. Просмотр презентации и выполнение упражнений в учебном листе (Приложение2).
Учащиеся просматривают презентацию и по ее материалам выполняют задание.
индивидуальная
Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).
Физкультминутка:
наклонитесь вперёд и достаньте пальчиками до пола столько раз, сколько электронов у атома лития
присядьте столько раз, сколько протонов у атома бериллия
подпрыгните столько раз, сколько равен заряд ядра у атома гелия
5 мин
Стадия размышления
Обсуждение результатов работы групп
Организует работу группы.
1. Осуществляет проверку выполнения задания.
2. Предлагает решить задачу: Природный хлор состоит из 75% изотопа с массовым числом 35 и из 25% изотопа с массовым числом 37. Рассчитайте атомную массу элемента.
Осуществляют проверку и обсуждение результатов работы.
фронтальная
Новые подходы к обучению:диалогическая беседа. Оценивание (формативное – оценка учебного листа)
15 мин
Закрепление понятий
Отгадать загадки: Строение атома По-античному наивно, Откровенно простовато Совершенно "неделимым" Называли греки атом. Но теперь твердит наука: Атом - не простая штука И устроен он хитро. В центре - плотное ядро, Пляшут электроны крошки В электронных облаках, Как кораблик на волнах, Плыть стремиться каждый атом По своим координатам. *****
Он бежит по проводам, Он бывает тут и там. Свет зажег, нагрел утюг Электрон- наш лучший друг. Если в атом он попал - То, считай, почти пропал: Он с утра и до утра Носится вокруг ядра. Очень положительный, С массою внушительной. А таких, как он, отряд Создаёт в ядре заряд. Лучший друг его - нейтрон. Догадались? Он - протон! Зарядом похвастаться я не могу, А потому сижу в ядре и ни гу-гу. А то подумают: шпион... А я нейтральный, и зовусь нейтрон!
Учащиеся слушают и называют ответы.
фронтальная
Оценивание (формативное) Лидерство в обучении
1-2 мин
Рефлексия
Самооценка результатов деятельности
Составить предложение (Приложение 2).
Учащиеся составляют предложения из слов. Каждая пара учащихся составляет свое предложение.
Парная.
КМ – составить предложение
д/з
П. 53,54,55.
На оценку «5»: Составить кластер «Строение атома».
На оценку «4»: Выполнить упражнения:
Укажите состав атома железа.
Укажите состав ядра атома железа.
Укажите состав атома фосфора.
Укажите состав ядра атома цинка.
На оценку «3»: ответить на вопросы 1-3,с. 146
ТиО
КМ - кластер
МОДУЛИ
Критическое мышление
ИКТ
Новые подходы к обучению
оценивание
Талантливые и одаренные
Лидерство в обучении
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников
Саморегулируемое обучение
диалог
Формативное
Суммативное
НАЛИЧИЕ
+
+
+
+
+
+
+
Самостоятельная работа Приложение 1.
1. В предложения вставьте слова «атом» или «молекула»:
… водорода образована … водорода;
… углекислого газа образована … углерода и … кислорода;
… серной кислоты образована 2 … водорода, 1 … серы и 4 … кислорода;
… белого фосфора состоит из 4 … фосфора.
2. Составьте формулы этих веществ, укажите простые и сложные вещества.
3. Закончите предложения и прочтите основные положения АМУ.
1. Вещества состоят из …, а молекулы из ….
2. … - мельчайшая частица вещества, сохраняющая состав и свойства данного вещества, физически неделимая.
3. …- мельчайшая частица вещества, химически не делимая.
Учебный лист Приложение 2
1. Вставить пропущенные слова:
1. В центре атома находится положительно заряженное __________________, занимающее ничтожную часть пространства внутри атома.
2. Весь ____________________заряд и почти вся масса атома сосредоточены в его_____________.
3. Ядра атомов состоят из __________________ и _____________________ (нуклонов).
4. Вокруг ядра по замкнутым _______________________ вращаются ___________________.
5. Атомы элемента, имеющие один и тот же заряд ядра, но разные массы, называются ___________________.
6. В атомах одного химического элемента число протонов Z всегда __________________ (равно заряду ядра), а число нейтронов n бывает ___________________.
7. Химический элемент – это вид атомов с ______________________ зарядом ядра.
2. Подпиши части атома:
3. Заполни таблицу «Периодическая система и строение атома»:
Число протонов в ядре атома криптона: а) 36 б) 17 в) 4 г) 31 д) 6
Число нейтронов в ядре атома цинка: а) 8 б) 35 в) 11 г) 30 д) 4
Число электронов в атоме железа: а) 11 б) 8 в) 56 г) 26 д) 30
Изотопы водорода отличаются друг от друга: а) числом e- б) числом n
в) химическим знаком г) числомp д) массовым числом
4. При … явлениях состав вещества не изменяется, а при … явлениях изменяется, из одних веществ получаются другие.
5. Молекулы и атомы находятся в постоянном хаотичном …
№ 1.
отличаютсяхимическогонейтронов
элементаизотопы числом
одного
№2
положительнозаряжено
ядроатома
№3
нейтронов ядро
и состоит
атома протонов
из
№4
ядра масс
определяется и
масса протонов
атома суммой
нейтронов
№5
равно в
протонов число
электронов числу
атоме
№6
числом ядра
протонов заряд
определяется атома
Урок № 2 (2)
Предмет: Химия
Класс: 8
Тема урока: Строение электронных оболочек атома
Дата проведения: .11.2015
Цель:
образовательная: Ученик формирует понятия - атом, электрон, электронная оболочка атома, энергетический уровень, заряд ядра атома.
развивающая: Ученик отрабатывает навыки определения состава атома, состава ядра атома поПСХЭ. Продолжает развитие навыков работы со схемами.
воспитательная: ученик воспитывает самостоятельность, ответственность, информационную культуру. Формирует взаимопомощь, умение выслушать других при работе в классе, в группах.
Ключевые идеи: состав и строение атома и атомного ядра.
Ожидаемые результаты: Ученик составляет формулы атомов элементов первых трех периодов ПСХЭ;
время
Этапы урока
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационные формы
Используемые модули
10 мин
Стадия вызова
Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.
Самостоятельная работа.
Приложение 1.
Выполняют задание, осуществляют проверку, называют тему урока и цель.
Индивидуальная
Оценивание (формативное - самооценка)
11 мин
Осмысление содержания
Получение новой информации по теме.
2. Просмотр видео «Строение электронных оболочек атома». http://www.youtube.com/watch?v=CVzvRDuZL14
По ходу просмотра видео урока заполняют учебный лист (Приложение 2).
Индивидуальная
Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).
Физкультминутка
У каждого есть по одной карточке. Участники, у которых карточки с количеством электронов на энергетическом уровне находят свой химический элемент.
5 мин
Стадия размышления
Обсуждение результатов работы групп
Организует работу по проверке выполнения задания учебного листа.
Осуществляют проверку и обсуждение результатов работы.
фронтальная
Новые подходы к обучению:диалогическая беседа.
15 мин
Закрепление понятий
Самостоятельная работа по карточке.
Приложение 3.
Учащиеся выполняют задание, сдают его на проверку учителю.
Индивидуальная
ТиО – *задание.
Оценивание (формативное – оценка учебного листа)
1-2 мин
Рефлексия
Самооценка результатов деятельности
«Письмо по кругу» - в группу даются листы, и на каждом записан свой вопрос (Что нового узнали? Что для вас было самым интересным? Что было самым главным? Что было непонятно? Что бы вы предложили?).
Учащиеся поднимают жетоны и обосновывают свое решение.
Индивидуальная
КМ
д/з
П. 56.упражнение N 2,4,5,6,7,8.
Составить электронные формулы атомов элементов 4 периода К и Са.
МОДУЛИ
Критическое мышление
ИКТ
Новые подходы к обучению
оценивание
Талантливые и одаренные
Лидерство в обучении
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников
Саморегулируемое обучение
диалог
Формативное
Суммативное
НАЛИЧИЕ
+
+
+
+
Приложение 1
«Строение атома. Состав атомного ядра. Изотопы»
Вариант 1
Закончи определения:
Атом – это …
Планетарная модель атома– это …
Порядковый номер элемента показывает …
Изотопы – это …
Заполни таблицу:
Ве
S
Sr
Ne
Co
Порядковый N
Заряд ядра атома
Число протонов (р+)
Число электронов (е-)
Атомная масса
Число нейтронов (n0)
Тестирование:
Заряд ядра атома натрия равен:
а) +7 б) +13 в) +4 г) +29 д) +11
2. Число протонов в атоме хлора:
а) 36 б) 17 в) 4 г) 31 д) 6
3. Число нейтронов в ядре атома кремния:
а) 14 б) 35 в) 28 г) 29 д) 12
4. Число электронов в атоме никеля:
а) 16 б) 59 в) 56 г) 28 д) 31
5. Изотопы магния отличаются друг от друга (2 правильных ответа):
а) числом е- б) числом n0 в) химическим знаком г) числом р+ д) массовым числом
«Строение атома. Состав атомного ядра. Изотопы»
Вариант 2
Закончи определения:
Атом – это …
Планетарная модель атома– это …
Порядковый номер элемента показывает …
Изотопы – это …
Заполни таблицу:
J
C
K
Al
p
Порядковый N
Заряд ядра атома
Число протонов (р+)
Число электронов (е-)
Атомная масса
Число нейтронов (n0)
Тестирование:
Заряд ядра атома бериллияравен:
а) +7 б) +13 в) +4 г) +29 д) +11
2. Число протонов в атоме хлора:
а) 36 б) 17 в) 4 г) 31 д) 6
3. Число нейтронов в ядре атома магния:
а) 24 б) 35 в) 11 г) 30 д) 12
4. Число электронов в атоме бария:
а) 16 б) 8 в) 56 г) 26 д) 32
5. Изотопы магния отличаются друг от друга (2 правильных ответа):
а) числом е- б) числом n0 в) химическим знаком г) числом р+ д) массовым числом
Приложение 2
Строение электронных оболочек атомов
1. Число энергетических уровней в атоме =
2. Количество электронов на внешнем энергетическом уровне (для элементов главных подгрупп) =
3. Максимальное число электронов на энергетическом уровне можно вычислить по формуле:
4. Максимальное число на 1-м энергетическом уровне =
На 2-м =
На 3-м =
На 4-м =
5. Электронная оболочка (Энергетический уровень) – это
Схема строения атома_______________________
Схема строения атома__________________
Самостоятельная работа. Приложение 3.
Определи по схеме строения атома химические элементы и заполни таблицу:
1 2 3 4 5
Название химического элемента
Порядковый номер элемента
Число электронов
Заряд ядра атома
Число протонов в атоме
Число нейтронов
Номер периода
Количество энергетических уровней
Номер группы
Количество е- на внешнем уровне
1
2
3
4
5
Приложение 4
План составления схемы строения электронных оболочек атомов:
1. Определим общее число электронов на оболочке по порядковому номеру элемента; 2. Определим число заполняемых электронами энергетических уровней в электронной оболочке по номеру периода; 3. Определим число электронов на каждом энергетическом уровне (на 1-м — не больше двух; на 2-м — не больше восьми, на внешнем уровне число электронов равно номеру группы — для элементов главных подгрупп).
Урок № 3 (3)
Предмет: Химия
Класс: 8
Тема урока: Строение электронных оболочек атома. Движение электронов в атоме.
Цель:
образовательная: Ученик формирует понятия - атом, электрон, заряд ядра атома, электронная оболочка атома, энергетический уровень, энергетический подуровень.
развивающая: Ученик отрабатывает навыки определения состава атома, состава ядра атома по ПСХЭ. Продолжает развитие навыков работы со схемами.
воспитательная: ученик воспитывает самостоятельность, ответственность, информационную культуру. Формирует взаимопомощь, умение выслушать других при работе в классе, в группах.
Ключевые идеи: состав и строение атома и атомного ядра, энергетический уровень, s, p, d, f энергетические подуровни.
Ожидаемые результаты: Ученик составляет электронные формулы атомов элементов первых трех периодов ПСХЭ;
время
Этапы урока
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационные формы
Используемые модули
10 мин
Стадия вызова
Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.
Самостоятельная работа.
Приложение 1.
Мы с вами знаем, что в химии, как и в любой другой науке существует свой язык, с помощью которого мы можем описать состав веществ, их свойства.
Например, качественный и количественный состав веществ можно записать в виде... (химических формул).
Как вы думаете, можно ли записать особенности расположения электронов в атоме, используя специальные обозначения? Как бы вы назвали такую запись? (Электронная формула).
Вот о них и пойдет речь сегодня на уроке. Давайте сформулируем тему нашего урока.
Давайте поставим себе цель, которую мы должны достичь на уроке (Научиться составлять электронные формулы атомов химических элементов).
Выполняют задание, осуществляют проверку, называют тему урока и цель.
Индивидуальная
Оценивание (формативное - самооценка)
11 мин
Осмысление содержания
Получение новой информации по теме.
Чтение параграфа, выполнение задания по карточке, просмотр презентации «Строение электронных оболочек атома». Проверка выполнения задания.
Читают параграф, заполняют учебный лист, в результате просмотра презентации, осуществляет проверку выполнения задания. (Приложение 2).
Индивидуальная
Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).
ИКТ.
Физкультминутка
5 мин
Стадия размышления
Обсуждение результатов работы групп
Групповая работа (тип «вертушка», в группе 5 человек и 1 консультант) приложение 3
Задания для группы
1. Найдите соответствие
Название элемента Состав атома
1) кальций а. 35р 45п 35е
2) бром б. 19р20п 19е
3) калий в. 33р 42п 33е
4) мышьяк г. 20р 20п 20е
2. Найдите соответствие
Вид электрона
1) 1s
2) 1 p
Форма облака
а.
б.
в.
г.
3. Запишите схему строения атома фосфора
4. Запишите электронную формулу атома магния.
5. Определите химический элемент, число протонов и нейтронов в ядре его атома
Самостоятельная работа по карточке – составление графических и электронных формул атомов элементов I вариант - 2-го периода; II вариант 3-го периода
Учащиеся выполняют задание, сдают его на проверку учителю.
Индивидуальная
1-2 мин
Рефлексия
Самооценка результатов деятельности
«Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Индивидуальная
д/з
П. 57.упражнение *N 7,8, с.155.
Составить электронные формулы атомов элементов 4 периода К и Са.
ТиО – *задание.
МОДУЛИ
Критическое мышление
ИКТ
Новые подходы к обучению
оценивание
Талантливые и одаренные
Лидерство в обучении
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников
Саморегулируемое обучение
диалог
Формативное
Суммативное
НАЛИЧИЕ
+
+
+
+
+
+
+
+
Приложение 1
Задания
Вариант 1
Вариант 2
1. По данным определить, какой это элемент
а) 2e 8e 3e
б) 2e 1e
в) 2e 8e 8e
а) 2e 4e
б) 2e 8e 7e
в) 1e
2. Определить элемент по его положению в ПСХЭ
а) 2 период 3 группа главная подгруппа
б) 5 период 1 группа побочная подгруппа
а) 4 период 3 группа побочная подгруппа
б) 2 период 6 группа главная подгруппа
Задания
Вариант 3
Вариант 4
1. По данным определить, какой это элемент
а) 2e 8e 1e
б) 2e 8e
в) 2e 8e 7e
а) 2e 5e
б) 2e 8e 5e
в) 2e
2. Определить элемент по его положению в ПСХЭ
а) 2 период 4 группа главная подгруппа
б) 5 период 1 группа побочная подгруппа
а) 6 период 2 группа побочная подгруппа
б) 2 период 4 группа главная подгруппа
Задания
Вариант 5
Вариант 6
1. По данным определить, какой это элемент
а) 2e 8e 7e
б) 2e 4e
в) 2e 8e 3e
а) 2e 2e
б) 2e 8e 6e
в) 2e 8e 1e
2. Определить элемент по его положению в ПСХЭ
а) 3 период 3 группа главная подгруппа
б) 5 период 1 группа побочная подгруппа
а) 6 период 1 группа побочная подгруппа
б) 4 период 5 группа главная подгруппа
Задания
Вариант 7
Вариант 8
1. По данным определить, какой это элемент
а) 2e 8e 8e 1е
б) 2e 3e
в) 2e 8e 1e
а) 2e 8e 8е 2е
б) 2e 8e 4e
в) 2e 8e 3e
2. Определить элемент по его положению в ПСХЭ
а) 2 период 6 группа главная подгруппа
б) 5 период 1 группа побочная подгруппа
а) 6 период 5 группа побочная подгруппа
б) 4 период 7 группа главная подгруппа
Задания
Вариант 9
Вариант 10
1. По данным определить, какой это элемент
а) 2e 8e 6e
б) 2e 2e
в) 2e 8e 4e
а) 2e 8e 8е
б) 2e 8e 3e
в) 2e 8e
2. Определить элемент по его положению в ПСХЭ
а) 4 период 6 группа главная подгруппа
б) 5 период 7 группа побочная подгруппа
а) 5 период 5 группа побочная подгруппа
б) 1 период 8 группа главная подгруппа
Задания
Вариант11
Вариант 12
1. По данным определить, какой это элемент
а) 2e 6e
б) 2e 3e
в) 2e 8e 5e
а) 2e 8e 2е
б) 2e 8e 7e
в) 2e 5e
2. Определить элемент по его положению в ПСХЭ
а) 2 период 5 группа главная подгруппа
б) 5 период 6 группа побочная подгруппа
а) 4 период 4 группа побочная подгруппа
б) 2 период 8 группа главная подгруппа
Учебный лист Приложение 2
Заполни пропуски в тексте:
Электрон вращается вокруг __________________ атома с невообразимой скоростью, образуя при этом объемное облако, форма и размер которого зависят от энергии электрона. Их называют ______________________ _______________________или_________________.
Орбитали могут иметь разную форму.
Каждый новый энергетический уровень начинается с одной ___-орбитали, которая имеет _______________________ форму.
На втором и последующих уровнях после одной s-орбитали появляются три ___-орбитали ____________________ формы.
Любую орбиталь занимают не более ___ электронов. Следовательно, на s-орбитали их может быть не более___, а на трех р-орбиталях — не более ____ электронов.
Н
а одной орбитали могут находиться только ___ электрона, которые вращаются вокруг своей оси в противоположных направлениях (по часовой стрелке и против часовой стрелки) –
Орбиталей d– и f-подуровня в атоме может быть уже пять и семь соответственно:
1. Определяем общее число электронов на оболочке по порядковому номеру элемента.
2. Определяем число энергетических уровней в электронной оболочке. Их число равно номеру периода 3. Определяем число электронов на каждом энергетическом уровне.
4. Используя для обозначения уровня арабские цифры и обозначая орбитали буквами s и p, а число электронов данной орбитали арабской цифрой вверху справа над буквой, изображаем строение атомов более полными электронными формулами.
2. Составь графическую и электронную формулу атома фосфора: