kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по химии 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему "Спирты" в 10 классе по программе О.С.Габриеляна. Сооответствует современным требованиям системно-деятельностного подхода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок по химии 10 класс»

Урок по теме “Ацетилен и его гомологи” проводится в 10-м классе для общеобразовательных классов по программе базового уровня с использованием учебника О.С.Габриеляна “Химия. 10 класс. Базовый уровень”.

Тип урока: урок-открытия нового знания

Для реализации системно-деятельностного подхода я представляю незначительное количество опорной информации, остальное учащиеся извлекают сами. Если учащийся из урока в урок самостоятельно добывает знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится испытать это чувство вновь. От меня, как от учителя, требуется умение подбора соответствующих учебных задач. Уровень сложности этих задач должен быть таким, чтобы учащийся смог решить ее, совершив для себя открытие. Поскольку у каждого из учащихся свой познавательный опыт, то предъявляемые в учебном процессе задания должны быть разноуровневыми.

На данном уроке используется такая современная технология, как проблемное обучение. Я считаю, что постановка проблем, проблемных вопросов, проблемных ситуаций стимулирует поиск недостающих знаний, активизирует мыслительную деятельность учащихся, что способствует их развитию. Создавая проблемную ситуацию, я направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Взаимоотношения с классом строю так, чтобы ученики могли проявлять инициативу, не боялись высказывать свои предположения, даже если они вызывают сомнения.

На данном уроке проблема ставится при определении молекулярной формулы ацетилена, которая разрешается в ходе решения задачи, так и при определении его структурной формулы, которую учащиеся составляют самостоятельно, опираясь на знания, полученные ранее. При изучении пространственного строения молекул ученики изготавливают шаростержневые модели углеводородов, в том числе и ацетилена. В процессе моделирования у учащихся развивается практическое мышление (высшая форма творческой активности человека).



Тема урока: “Ацетилен и его гомологи”. См. приложение (слайд 1)

Эпиграф к уроку: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их». Сенека Младший(слайд 2).



Цели урока.

*Познакомить учащихся с гомологическим рядом, изомерией и номенклатурой алкинов, с электронным и пространственным строением ацетилена.

*Закрепить умение выводить формулу органического вещества по массовым долям элементов.

*Закрепить умение пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы.

Задачи урока:
обучающие:

  • конкретизировать общие знания учащихся об углеводородах;

  • показать важность изучения алкинов,

  • учить составлению формул веществ и давать им названия;

  • отработать и углубить понятие «гибридизация электронных облаков»;

  • показать связь между классами органических соединений.

развивающие:

  • развитие умений изучать новый материал, используя знания, полученные ранее;

  • развитие умений наблюдать, сравнивать, делать выводы;

  • развитие познавательного интереса учащихся;

  • формировать умения и навыки информационно-поисковой деятельности.
    воспитательные:

  • осознание необходимости и возможности самообразования при изучении незнакомого материала.
    Учащиеся должны:

знать:

  • алгоритм составления формул органических соединений;

  • алгоритм составления названий алкинов;

  • явление изомерии;

  • явление гомологии;

  • типы химических реакций в органической химии.
    уметь:

  • составлять формулы органических соединений по алгоритму;

  • давать названия органическим веществам, используя алгоритм номенклатуры органических соединений;

  • составлять формулы и строить модели изомеров;

  • прогнозировать и искать доказательства подтверждающие свойства алкинов;

  • писать уравнения химических реакций.
    иметь навыки:

  • построения пространственных моделей молекул;

  • определения принадлежности формул к классу органических веществ.



Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, модели молекул Стюарта-Бриглеба, дидактический материал малого химического тренажёра.

Урок сопровождается презентацией (см. Приложение).



Вводная часть урока

Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучать непредельные УВ. Одним из представителей этого класса углеводородов является вещество, которое используется в газовой сварке. О каком веществе идёт речь? (о ацетилене.)

Объявлена тема урока (слайд 1). Девиз урока (слайд 2).

Провожу беседу, подводя к изучению нового материала, а также к самостоятельной постановки цели урока (слайд 3).



  • Углеводороды по строению делятся на циклические и ациклические. См. приложение (слайд 4), Какие углеводороды называют ациклическими? (углеводороды с незамкнутой углеродной цепью) См. приложение (слайд 5)

  • На какие группы делятся ациклические углеводороды? (предельные и непредельные) См. приложение (слайд 6)

  • Что означает термин “предельный углеводород”? (в состав углеводорода входят атомы углерода, связанные с четырьмя другими атомами) См. приложение (слайд 7)

  • Что означает термин “непредельный углеводород”? (в состав углеводорода входят атомы углерода, связанные с двумя или тремя другими атомами) См. приложение (слайд 7)

  • На какие группы делятся непредельные углеводороды? (алкены, алкадиены и алкины) См. приложение (слайд 8)

  • Какую особенность в строении имеют непредельные углеводороды? (кратные связи) См. приложение (слайд 9)

  • Работа с малым химическим тренажёром (См. приложение №1)Распечатаны карты на каждый стол.

Задания для фронтальных тренировочных диалогов.

    1. Назовите и классифицируйте вещества.

    2. Выберите и назовите формулы соединений, для которых характерны реакции а) присоединения, б) замещения.

    3. В вашем варианте записана общая формула одного из классов углеводородов. Назовите этот класс и первые 5 представителей.

Работа в группах (по рядам). Для каждого ряда высвечивается цепочка превращений органических веществ (слайд 10). Учащиеся первой парты начинают решать 1 уравнение, далее передают следующей паре и т.д. (Задания в приложении 2) .Выполняют задания в заранее подготовленных картах (Приложение 3).

Итак, мы из углеводородов уже изучили алканы и алкены. Теперь познакомимся с гомологическим рядом, изомерией и номенклатурой алкинов и первым представителем -ацетиленом.

Электронное и пространственное строение ацетилена

Учащиеся самостоятельно решают задачу и выводят молекулярную формулу ацетилена.

Задача. Какова молекулярная формула ацетилена, если известно, что он содержит 92,3% углерода и водород? Его плотность при н.у. 1,16 г/л. См. приложение (слайд 13).

Название этому веществу дал в 1860 году французский химик Марселен Бертло. См. приложение (слайд 14).

Исходя из постулатов Бутлерова о четырехвалентности атома углерода и соединении атомов углерода в цепи, учащиеся выводят структурную формулу ацетилена. См. приложение (слайд 15).

Чтобы определить электронно-пространственное строение молекулы ацетилена, я предлагаю вспомнить электронно-пространственное строение этана и этилена и заполнить таблицу: “Состав и строение углеводородов”. См. приложение (слайд 16). Ученики поочередно у доски заполняют таблицу, составляют шаростержневые модели углеводородов. В ходе заполнения таблицы и составления моделей молекул учащиеся вспоминают типы гибридизации электронов и влияние ее на пространственное строение молекулы. Заполненная таблица имеет следующий вид: см. приложение (слайд17).

Гомологический ряд алкинов

Бертло первым высказал предположение о том, что ацетилен, подобно метану и этилену, является родоначальником гомологического ряда ацетиленовых углеводородов. Так как учащиеся уже знают общие формулы алканов и алкенов, то я предлагаю им самостоятельно вывести общую формулу алкинов. В алкенах на два атома водорода меньше, чем у алканов из-за появления дополнительной связи между атомами углерода. У алкинов появляется еще одна связь между атомами углерода, следовательно, атомов водорода будет еще на два меньше, чем у алкенов. См. приложение (слайд 18).

Для закрепления изученного материала с учащимися провожу беседу и в результате прошу дать определение алкинам, см. приложение (слайд 19):

  • К каким углеводородам относятся алкины?

  • Какая особенность в строении алкинов?

  • Какая общая формула соединений алкинов?

  • Попробуйте дать определение алкинам.

Алкины – ациклические углеводороды, содержащие в молекуле, помимо одинарных связей, одну тройную связь между атомами углерода, и соответствующие общей формуле

Сn Н2n-2

Вспоминаем, какие вещества называют гомологами, см. приложение (слайд 20). Прошу учащихся написать молекулярные и структурные формулы первых шести членов гомологического ряда ацетилена и назвать их, см. приложение (слайд 21).

Изомерия и номенклатура

Учащиеся отвечают на вопросы, см. приложение (слайд 22):

  • Какие вещества называют изомерами?

  • Какие виды изомерии вы знаете? (структурная: по углеродному скелету, по положению кратной связи, по положению функциональной группы, межклассовая; пространственная: геометрическая и оптическая).

  • Какие виды структурной изомерии характерны для алкинов? (по углеродному скелету, по положению кратной связи, межклассовая (алкинам изомерны алкадиены, так как они имеют одинаковую общую формулу). См. приложение (слайд 23). В номенклатуре алкинов никаких особенностей нет. В их названии только лишь происходит замена суффикса на –ин.

  • Возможна ли для алкинов геометрическая изомерия? (нет, так как для нее необходимо наличие двух заместителей у каждого атома углерода при кратной связи).

Получение алкинов. (слайд 24)
а) карбидный способ, используемый в лаборатории: (видеоопыт слайд 25).

СаС2 + 2Н 2О→……..

СаС2 + 2НС1→……..

Закончите уравнения реакций.

Запишите промышленный способ получения карбида кальция из известняка:

известняк → оксид кальция → карбид кальция.

б) метановый способ

Закончите уравнение, укажите условия протекания реакции.

      • СН4→ С 2Н 2+ Н2

Закрепление изученного материала

Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания, см. приложение (слайд 26):

  • Какие виды изомерии характерны для алкинов?

  • Для вещества 3-метилбутин-1 написать структурную формулу и составить формулы одного гомолога и двух изомеров (по одному их каждого вида изомерии)

Урок заканчивается тем, что учащиеся, исходя из строения алкинов, высказывают свои предположения об их химических свойствах, которые будут изучаться на следующем уроке.

Домашнее задание

§ 6, конспект в тетради (слайд 27).









































Приложение №1

Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их.

Сенека Младший

Дидактический материал № 13

ФОРМУЛЫ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ - I. УГЛЕВОДОРОДЫ

Варианты

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

5 вариант

№ п. п.






1

СН4

С3Н8


С2Н4

(-СН2-СН-)„

С1

(-СН2 - СН2 -)n

2

С5Н10

С2Н6

С9Н18

СзН6

СпН2п + 2

3

с8н16

С4Н6

с6н14

С4Н10

C5H10

4

С3Н4

С5Н12

С4Н8

С3Н8

С8Н18

5

C10Н22

СзН6

С5Н8

С7Н

СзН4

6

С7Н16

СпН2п + 2

C nН2п

С9Н20

С4Н8

7

СпН2п + 2

С7Н14

(-СН2-СН=С-СН2-)П

СНз

СпН2п

с6н14



Приложение №2

+Na

1 ряд:СН4 →СН3Cl → C2H6→ C2H4→ C2H6 →CO2

+Na

2 ряд: C2H5 ОН→ C2H4→ C2H6 →С2Н5Cl → C4H10 →CO2

+Na

3 ряд: C2H4→ C2H6 →С2Н5Cl → C4H10 → C4H8 →С4Н8Cl2

Решения:

1 ряд: 1. СН4+ Cl2→СН3Cl+НCl 2 ряд: 1. C2H5 ОН→ C2H4 +H2О

2. 2СН3Cl+ 2Na→ C2H6 +2NaCl 2. C2H4 + H2→ C2H6

3. C2H6→ C2H4 + H2 3. С2Н6+ Cl2→С2Н5Cl+НCl

4. C2H4 + H2→ C2H6 4. 2С2Н5Cl+ 2Na→ C4H10 +2NaCl

5.2C2H6 +7О2 →4CO2 + 6H2О 5. 2C4H10 +13О2 →8CO2 + 10H2О

3 ряд: 1. C2H4 + H2→ C2H6

2. С2Н6+ Cl2→С2Н5Cl+НCl

3. 2С2Н5Cl+ 2Na→ C4H10 +2NaCl

4. C4H10→ C4H8 + H2

5. С4Н8+ Cl2→С4Н8Cl2

Приложение 3

Фамилия,имя

Уравнения: СН4 →СН3Cl → C2H6→ C2H4→ C2H6 →CO2


1 парта:

1.

2-я:

2.

3-я:

3.

4-я:

4.

5-я:

5.





Фамилия,имя

Уравнения: C2H5 ОН→ C2H4→ C2H6 →С2Н5Cl → C4H10 →CO2


1 парта:

1.

2-я:

2.

3-я:

3.

4-я:

4.

5-я:

5.





Фамилия,имя

Уравнения: C2H4→ C2H6 →С2Н5Cl → C4H10 → C4H8 →С4Н8Cl2


1 парта:

1.

2-я:

2.

3-я:

3.

4-я:

4.

5-я:

5.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
урок по химии 10 класс

Автор: Неведрова Виктория Валентиновна

Дата: 24.11.2016

Номер свидетельства: 362325

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока химии в 11 классе по теме "Основные законы общей химии" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-khimii-v-11-klassie-po-tiemie-osnovnyie-zakony-obshchiei-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "116792"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412610763"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Научная статья на тему: "Применение информационных технологий на уроках химии""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_stat_ia_na_tiemu_primienieniie_informatsionnykh_tiekhnologhii_na_uro_2"
    ["file_id"] => string(6) "449801"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1515911145"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "доклад по теме "Деффиринцированная работа на уроках химии" "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-po-tiemie-dieffirintsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452666"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Возможности использования интегрированного подхода на уроках химии "
    ["seo_title"] => string(74) "vozmozhnosti-ispol-zovaniia-intieghrirovannogho-podkhoda-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "105468"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402854826"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация среднесрочного планирования серии последовательных уроков химии в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(91) "priezientatsiiasriedniesrochnoghoplanirovaniiasieriiposliedovatielnykhurokovkhimiiv9klassie"
    ["file_id"] => string(6) "277647"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452950714"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства