Просмотр содержимого документа
«Урок химии «Воздух и его состав. Горение веществ на воздухе».»
ТЕМА: «Воздух и его состав. Горение веществ на воздухе».
Цель урока:организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями о составе воздуха и горении веществ; способами действия по составлению формул оксидов и уравнений химических реакций, вычислению по формулам веществ.
Задачи.
Образовательные.
Содействовать формированию знаний о составе воздуха и горении веществ.
Продолжить формирование мировоззренческих идей (познаваемость мира).
Воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей).
Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование и реактивы: прибор для получения определения состава воздуха, парафиновая свеча, спички, химический стакан, спиртовка, стакан с водой, гексан, х/б платок, спирт, соли: сульфат меди, хлорид натрия, хлорид марганца (II), хлорид кальция.
Тип урока. Урок приобретения новых знаний и умений.
Форма организации урока. Фронтальная, индивидуальная, групповая .
Мы начинаем урок химии. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбки. Какое у вас настроение? Хорошее?
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя (мотивация).
Постановка проблемы.
Демонстрация опыта.Горение свечи под стеклянным цилиндром.
(В чашке вода, подкрашенная раствором марганцовки. Зажигаем свечу. Накрываем ее цилиндром, с 4 полосками, разделяющими цилиндр на 5 одинаковых частей. Что вы наблюдаете? Объясните опыт. На какую часть поднялась вода и почему? Сделайте вывод о составе воздуха.)
Обучающиеся объясняют подъем воды на 1/5 объема: так как при горении свечи расходуется только кислород, кислород составляет 1/5 часть или 21 % воздуха.
Воздух для нас – бесценный дар природы, его нужно беречь и знать о нем как можно больше.
А теперь ребята, давайте назовем тему нашего урока.
Обучающиеся называют тему урока и цель. Учитель корректирует.
Состав воздуха.
Историческая справка.
Вопрос о составе воздуха был объектом исследований в течение многих веков. Лишь в конце XVIII века ученые-естествоиспытатели Дж. Пристли, А. Лавуазье и К. Шееле установили, что воздух — это смесь газов, из которых наиболее важными являются … кислород и азот. Почему?
Учитель демонстрирует плакат. (Диаграмма – состав воздуха)
Обучающиеся записывают в тетрадь, только формулы:
Состав воздуха.
Кислород – 21 %
Азот – 78 %
Благородные газы (Ar и др.) – 0,94 %
В конце XIX века ученым удалось уточнить состав воздуха. Кроме азота и кислорода, в состав воздуха входят благородные (инертные) газы.
Учитель: Какие вы знаете благородные газы? Обучающиеся показывают благородные газы: гелий, неон, аргон, криптон, ксенон, радон в ПСХЭ. Перечислите области их применения.
Газообразный гелий — компонент дыхательных смесей, газ для заполнения воздушных шаров, метеозондов, дирижаблей. Жидкий гелий — мощный охладитель (для ядерных реакторов, ускорителей, сверхпроводников).
Аргон часто используют для сварки. Такая сварка даже получила собственное название «аргоновая сварка» или «сварка аргоном».
Все благородные газы (за исключением радиоактивного радона) применяют в лампах. Так, нередко можно услышать фразы «неоновая реклама» или «ксеноновые лампы».
Кроме того, в воздухе содержатся углекислый газ – оксид углерода(IV) и водяные пары, процентное содержание которых зависит от местных условий (например, морской воздух очень влажный).
Обучающиеся записывают в тетрадь:
Углекислый газ, оксид углерода (IV) – 0,03 %
Водяные пары – до 3 %
Таким образом, воздух – это смесь газов.
Учитель: ребята, назовите основные источники загрязнения атмосферного воздуха.
Ответы обучающихся:
извержение вулканов,
лесные пожары,
заводы,
сжигание топлива: бензин в моторах /выхлопные газы/, уголь в топках электростанций, дрова в печи, двигатели самолётов.
Случайные компоненты воздуха (их ПДК
Учащиеся выполняют задание на карточке, составляют формулы случайных веществ воздуха. Самопроверка и оценивание (по 1 баллу за формулу).
Ответы:оксид азота (I), оксид азота (II), сернистый газ – оксид серы (IV), сероводород – Н2S, угарный газ – оксид углерода (II), соединения свинца и ртути, табачный дым, пыль, сажа, микроорганизмы.
Учитель: Что необходимо делать, чтобы защить окружающую среду ?
Ответы обучающихся:
На промышленных предприятиях устанавливать фильтры – поглотители в трубах.
Создавать безотходное производство.
Применять автомобили с фильтрами, экологически чистое топливо.
Проводить мониторинг состояния воздуха.
Школьникам участвовать ежегодная экологической акции «Сохраним природу Ставрополья, повышать экологическую грамотность.
Свойства воздуха.
Физические и химические (по плану).
Предположите свойства воздуха, основываясь на знаниях свойств простого вещества кислорода.
Горение.
Ребята, вспомните определение реакции горения.
Понаблюдаем химическую реакцию «Горение магния».
(Видеоролик «Горение магния»)
Учитель: химические реакции условно записываются при помощи уравнений. Напишите уравнение горения магния и природного газа, основной компонент которого метан (СН4).
Мg + О2 =
СН4 + О2 =
Сделайте вывод. При горении простых и сложных веществ образуются … (оксиды). Выполнение индивидуальной самостоятельной работы учащимися, проверка через документкамеру, оценивание ( за 3 уравнения 5 баллов, за 2 – 4 балла, и 3 балла за 1 уравнение). .
? Р + ?O2 =? Р2O5
?Zn + O2 =?ZnO
С3Н8 +? O2 = ?CO2 +?Н2O
Некоторые реакции горения приносят пользу человеку, другие – не желательны. Следовательно, необходимо контролировать протекание химических реакций и знать условия их возникновения и прекращения.
Условия возникновения и прекращения горения.
Учащиеся самостоятельно изучают условия возникновения и прекращения горения (стр. 90 параграф 27).
Горение свечи.
Назовите условия возникновения горения:
Нагревание вещества до определенной температуры, при которой оно воспламеняется.
Доступ кислорода.
Каковы условия прекращения горения - одновременно и причины горения?
Обучающиеся делают вывод: Чтобы прекратить горение, нужно избавиться хотя бы от одной из причин возникновения горения.
Тушение свечи.
Учитель обращает внимание детей на то, что не все горящие вещества можно тушить водой, демонстрирует процесс возгорания гексана и его тушения. (Горящий гексан нельзя тушить водой, так как он легче ее и вода будет только способствовать увеличению очага пожара. По этой же причине нельзя тушить водой горящие керосин, загоревшееся на сковородке масло).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Представьте, что вы в морозном зимнем лесу… Вдохните воздух через правую половину носа, выдох – через обе (3 раза). Мы проводим глубокую вентиляцию легких, насыщаем кровь кислородом, которая несет его к головному мозгу. При усиленной умственной работе потребление кислорода возрастает.
Проверка усвоения. Тест выполняется учащимися в паре, (диск «Превращения веществ», тема «Что такое воздух»).
Подведение итогов.
Обобщение.
Веер вопросов.
«Что я узнал сегодня на уроке?». Вытяните вопрос и ответьте на него.
Воздух – это ….. .
Воздух состоит в основном из …. .
Без воздуха не проходят процессы … и ….
При горении веществ в воздухе образуются … .
Воздух – бесценный дар природы, его нужно … .
Вывод по уроку.
Итак, вернемся к цели нашего урока. Достигли ли мы цели урока?
Все ли задачи мы решили?
Сегодня вы только чуть-чуть приоткрыли мир химии, который очень увлекательный. Помимо реакции горения множество других превращений происходит вокруг нас, и мы будем их познавать и объяснять. А сейчас в подарок вам дарю живые цветные огни, чтобы разжечь в вас огонек любопытства и интереса к химической науке и хочу, чтобы они долго не сгорали, как этот платок. ДЕМОНСТРАЦИЯ опытов «Цветные огни», «Несгораемый платок». А почему не сгорел обычный х/б платок, подумайте дома.
5.Домашнее задание.
1.Изучить § 27.
2.Задача 1. В процессе фотосинтеза восстанавливается 320 млрд. т. кислорода в год. Рассчитать площадь леса, необходимого для восполнения потерь кислорода, если 1 га леса выделяет в сутки 7 м3 (10 кг) кислорода.
Литература.
Программа курса химии для 8 – 9 классов основной и 10 – 11 классов средней (полной) общеобразовательной школы (базовый уровень образования).
Учебник. Химия 8. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Москва, «Просвещение», 2009 г.
Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии. Опорные конспекты, практические задания, тесты. Е.О. Емельянова, А.Г. Иодко. Москва, «Школьная Пресса», 2002г.